Братислава сегодня привлекает российских туристов в основном тем, что до нее можно очень бюджетно долететь, а дальше открыты двери во всю Централью Европу, но главным образом в Австрию. Поэтому часто Братислава становится проходным городом на пути в другие страны, и именно по ней судят о всей Словакии. В нашем случае Братислава стала проходным городом на пути в Словакию, и могу со всей уверенностью заявить, что Братислава и Словакия — вещи похожие, но все же разные.
В любом случае, Братиславе есть, чем удивить. Мне кажется, про Словакию у нас знают крайне мало, а если что-то и всплывает в мыслях, то чаще всего это социализм, дешевизна и промышленность. Особую ауру приобретает этот город для тех, кто смотрел комедию «Евротур», популярную как раз в то время, когда я была подростком. Как оказалось, Братислава отлично умеет развенчивать мифы и… создавать новые.
Столица Словакии оказалась довольно милым городом, местами похожим на Вену, а местами — пожалуй, на Польшу. Еще по дороге от главного вокзала, куда нас привез автобус из аэропорта, мы отметили, что город скорее имперский, чем советский. И это стало первым поводом удивиться.
Сам старый город Братиславы — это муравейник узких улочек, не всегда ухоженных, но совсем европейских. Он отлично сохранился, никто его не заполнил советскими громадинами, все очень аутентично. Впрочем, железобетонные здания начинаются сразу за его границами.
Еще одна напасть, с которой, к слову, вполне успешно борются в Москве, это вездесущие провода. Стоит выйти за границы этих красных крыш — и все, черные полоски будут на всех снимках. Я-то думала, что во всех европейских городах давно чистое небо, но нет, Братиславе это не свойственно.
Мощеные булыжником улицы — это визитная карточка любого европейского города. Здесь же над головой практически всегда виднеется Михальская башня или на крайний случай Королевский замок.
Ходить по Братиславе очень удобно: по городу проложен «королевский путь» — то есть маршрут, по которому венгерские короли шли на свою коронацию. Да-да, Братислава почти 250 лет была столицей Венгерского государства, поэтому с Венгрией у нее больше общего, чем с Чехией, на мой взгляд. Так вот, этот путь обозначен особыми медальонами с изображением короны. Иногда на этой линии можно потеряться, но это дополнительный квест туристам.
Впрочем, хотя центр Братиславы и кажется немаленьким (особенно если включить сюда Королевский замок и, например, дворец Грассалковичей), обойти его можно довольно быстро. Мы успели посмотреть старый город в первый вечер по приезду, оставив замок на последний день путешествия. И после замка этот последний день было практически нечем занять, что совсем непривычно — столица же, она должна быть необъятной. Скорее даже можно сказать, было лень ехать куда-то далеко, а все близлежайшие места осмотрены. На помощь нам пришел туристический автобус, который курсирует по пешеходным улицам. Такая стандартная туристическая штука с аудиогидом на разных языках, но в Братиславе некий шарм ему придает узость улочек и арочек, через которые он выныривает на площади.
Напомню, в Братиславе мы оказались в июне 2016 года, и отчего-то это был страшно жаркий июнь. Старый город Братиславы практически плавился и плавил вместе с собой толпы туристов. И это был очередной повод удивиться: в Братиславе на квадратный метр может быть не меньше туристов, чем в соседней Праге.
Правда, должна признать, что тогда как раз проходили какие-то громкие матчи по футболу, поэтому именно этим обстоятельством могли объясняться массы подвыпившего народу на улицах.
В центре города практически нет оазисов зелени, все пространство занято домами, площадями, фонтанами, кафешками. За природой нужно идти к Дунаю, и это новое разочарование. Оказывается, великий Дунай — это зелено-коричневый поток, заполненный снующими кораблями. На причале множество теплоходов, и неудивительно: круизы по Дунаю очень популярны.
Через Дунай переброшен жутко понтовый Новый мост. Его главный пролет соединяет два берега реки, при этом без опоры в самом Дунае. А наверху — ресторан и обзорная площадка. По каким-то там параметрам он считается мировым лидером.
Кстати, мосты и прочие инженерные сооружения — это то, что меня особенно впечатлило в Словакии, и это неожиданно. По всей стране строятся эстакады, прокладываются новые дороги. Вот, например, еще один мост в Братиславе.
Если уж зашла речь о зелени, то, признаюсь, все же есть в Братиславе еще одно место, где можно ею подышать -у Королевского замка. Он расположен рядом со старым городом на горе и эффектно нависает над домами на многих фотографиях. Сам замок оказался не слишком интересным, и очень жаль: обычно, наоборот, городской замок собирает все самое лучшее. Но идти туда стоит хотя бы ради красивых видов.
К слову, жили мы ровно посередине между замком и старым городом в отеле Ibis Bratislava Centrum, и я редко могу настолько рекомендовать какое-то место для проживания. Там дешево, качественно, близко до всего, нет толп туристов, милые кафешки рядом и трамвай, который выезжает прямо из горы под замком.
Братислава — это, конечно, и рабочий, который вылазит из канализационного люка, и Наполеон на главной площади, и прочие объекты, с которыми не может не сфотографироваться турист. Видно, что в отличие от всей остальной Словакии, в Братиславе туристов ждут и пытаются развлечь. А еще накормить — весь центр заполнен кафешками, но цены там вовсе не бросовые. Найти пресловутое меню (что-то вроде бизнес-ланча), например, нам там не удалось — а зачем, если туристы и так зайдут. Зато вечером все это превращается в расслабленный и милый галдеж.
Вечерняя Братислава — это уже что-то больше похожее на Прагу, пожалуй. Где-то и на узких улочках полно народу, а на каких-то площадях ни души.
Напоследок признаюсь: у меня особая любовь к разного рода картам. Поэтому не могу оставить читателей этого отзыва без туристической карты центра Братиславы. На ней власти города обозначили места, которые, по их мнению, могут быть интересны приезжающим, и красным отмечена та самая королевская линия с медальонами-короной. Карта открывается в новом окне и скачивается/зумится. Удачных прогулок!