Начало здесь.
4) Шардени и улица Ираклия II
Если вы встанете на Мейдане лицом к мосту Метехи, но на мост, несмотря на эстетические порывы, не пойдете, а пойдете, наоборот, налево, вы окажетесь в изогнутых хитросплетениях пешеходных улиц Ркинис Риги, Шардоне и Бамбис Риги. Они настолько изогнуты и хитросплетены, что вас наверняка одолеют сомнения в том, что вы все еще находитесь в Евклидовом пространстве. Здесь вы независимо от времени суток прямиком оказываетесь в пространственно-временном континууме.
Вечерами тут играют психоделические живые музыки, и можно оказаться в каком-то параллельном измерении. Или даже в нескольких. Или, как сказал поэт, летать снаружи всех измерений.
И чтобы довершить опыт квантовых скачков — здесь же церковь Сиони — одна из главных церквей Грузинской Православной церкви. Говорят, первоначальный храм на этом месте был возведен Вахтангом I Горгасали еще в пятом веке. Потом храм был значительно перестроен Давидом IV Агмашенебели в двенадцатом веке. И с тех пор храм еще насколько раз перестраивался после разрушений и землетрясений.
Да, в пятом веке в Тбилиси уже взметались в небо купола православных церквей! Святая Нино (пережившая армянские злоключения в отличие от несчастных Свв. Гаянэ и Рипсимэ) крестила Грузию еще в начале четвертого века от рождества Христова. ОМГ! Наши славные славянские предки в те времена еще даже не потрудились оформиться в обособленный этнос, продолжали охотиться на мамонтов в пещере и добывать огонь трением, а Грузия уже стала нормальным государством с государственной религией. Наши-то праотцы в те седые века в лучшем случае поклонялись какому-нибудь пеньку с ушами, а может, как совершеннейшие варвары вообще никому не поклонялись. Ведь давно установлено, что чем сильнее цивилизация, тем сильнее она кому-нибудь поклоняется.
А сама Грузия стала православной еще в 326-ом году. То есть, как православной — православия тогда еще (страшно сказать!) не было. Ведь и Византии-то не было. Тогда вообще многих привычных сегодня православному люду вещей еще не было и в помине. Например, «Града Божьего» Августина Аврелия, автокефалии Московского патриархата, никонианского раскола, анафемы Льва Толстого, исчезающих часов патриарха Кирилла.
Далее по курсу — улица Ираклия II (Георгиевский трактат помните? Это Ираклий II его заключил!), где кафе, кафе и еще раз кафе. Очень кафеобильная улица.
Тут случился еще один провал в пространстве — я встретил Сергея и Галю Васильцов. А ведь обычно Васильцы встречаются только в Москве. Еще изредка — на Крите и на Кипре. Но вот в Тбилиси они мне до этого ни разу не встречались! Они как раз искали, где позавтракать, но время было ранее, и, несмотря на внешнюю кафеобильность местности, всё было еще закрыто. Я предложил им завтрак (бесплатный!) у нас на балконе, и они за неимением альтернатив согласились. А что может быть лучше завтрака с друзьями на балконе с солнечным видом на грузинскую столицу? Только ужин с друзьями на том же балконе! Но об этом позже.
Позавтракали, чем Бог послал. А послал он нам в то утро хачапури, мацони, сулугуни, шоти и колбасони.
После этого мы с Васильцами разделились, потому что они пошли по нашему вчерашнему маршруту, а мы с Аней — по нашему сегодняшнему маршруту.
Церковь Анчисхати (самая древняя церковь в Тбилиси) датой своего возведения уносит нас назад в шестой век нашей эры. Вдумайтесь — шестой век! Это ведь, кроме всего прочего, время правления короля Артура в Великобритании. Вот только, где находится Камелот — крепость этого самого Артура — теперь никто, даже британские ученые, не знает. А где в Тбилиси находится церковь Анчисхати знает каждый небританский школьник!
5) Площадь Свободы, проспект Руставели, блошиный рынок на Сухом мосту
По ходу дела нам нужно было перейти улицу Николоза Бараташвили. Улица большая, огорожена перилами, а никакого перехода нигде не видно. Мы с супругой принялись интеллигентно метаться туда-сюда в поисках перехода — все напрасно. Рядом на скамейке сидели два средних лет грузина и наблюдали за нашими метаниями. Наконец, один из них окликнул нас:
— Эй! Вам что нужно?
— Пешеходный переход.
— Он вон там — подземный.
Подземный переход действительно сразу обнаружился — мы его сразу не увидели, потому что он был упрятан за кустами.
— Большое спасибо! — сказали мы.
Ответ сделал наш день и вообще в какой-то степени определил для нас дух Грузии.
— Что же вы сразу нас не спросили?! МЫ ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ СИДИМ?!
Если вы, будучи в Тбилиси, хотите купить сувениры по самым дорогим ценам, покупайте их в аэропорту. А если по самым дешевым ценам — идите на Сухой мост. Кроме сувениров там можно приобрести море всякой всячины. От антиквариата до бэушных современных девайсов и милых сердцу артефактов сгинувшей суровой советской действительности. Каждый рожденный в СССР человек, ностальгирующий по своему перспективному детству, непременно разрыдается, всплакнет или хотя украдкой смахнет скупую слезу.
Про проспект Руставели можно сказать одно — это главная улица города. А главная улица не может быть хорошей или плохой, очаровательной или величественной, древней или современной. К главной улице не подходят вообще никакие эпитеты. Она просто главная. Возьмите любую главную улицу любого столичного города, и вы поймете, что у всех главных улиц больше сходств чем различий. В них непременно напихивают всего-всего, отчего от них обычно за километр разит эклектикой. Их пытаются сделать и проезжими, и пешеходными, и торговыми, и музейными и правительственными, и простонародными. Они должны подходить и для высоких государственных приемов, и для низких народных гуляний. Они непременно должны кричать: «Хелл йе! У нас есть и театр, и памятник, и ресторан, и магазин, и интеллектуал, и пьяница, и бизнесмен, и бомж!» Поэтому мы с Аней не очень жалуем главные улицы. Истинного лица страны они не показывают. А вот стоит только свернуть с главной улицы в какую-нибудь подворотню, и всё с этой страной становится ясно. Поэтому в Тбилиси нам нравилось исхаживать маленькие переулки, проезды и тупики. Они очаровательны, историчны и настоящи! Они дышат, приглашают и эстетствуют! Не подумайте, что нам не понравился проспект Руставели. Для главной улицы — он просто замечательный!
Следующим пунктом повестки дня был фуникулер на гору Мтацминда. Фуникулер — это очень актуальная жизненная штука. Потому что сначала ты внизу, и вдруг шасть — и ты уже наверху. Только что ты был приземлен и унижен, протискивался сквозь толпу и не видел ничего дальше своего носа, и вдруг ты уже превознесен и возвышен, смотришь на всех сверху вниз и видишь полную картину мира. Всем, кто сейчас на минусовом отрезке экзистенциальной синусоиды, я категорически рекомендую фуникулер.
С Мтацминды мы спустились прямиком на встречу туристеров в Тбилиси. Теона и Важа, Сергей и Галя Василец, Маша, Нугзар и Датошка, Ольга Квесисская с мужем и L_Ann с мужем неожиданно встретились в Тбилиси! Никто даты не подгадывал. Встретились не сговариваясь, вот что удивительно! Хотя, чего удивительного? Я давно заметил, когда не сговариваешься, получается всё. А когда сговариваешься, не получается ничего.
Кончен бал, погасли свечи. Но общественность требовала бал не кончать и свечи не гасить. Площадь начала требовать продолжения банкета. Компания возгласила, что, мол, еще бокалов жажда просит, залить горячий жир хинкаль! Стали справляться, у кого из всей честной компании самый лучший вид с балкона, и тут, как ни крути, нас с Аней вывели на чистую воду.
У нас на балконе мы провели чудесный хмельной вечер. Я служил виночерпием, а Теона рассказала, почему грузинские дети потешаются, когда, изучая русский, слышат выражение «свистели пули». И много-много еще чего все мы в тот вечер друг другу порассказали. Важа пообещал съездить в деревню за 150 километров от Тбилиси, чтобы приобрести там и привезти участникам честнОго собрания совершенно особенной чачи. От которой не болит голова и не помутняется рассудок. Забегая на 10 дней вперед, скажу, что Важа действительно съездил, особенную чачу привез, и она оказалась именно такой, как он описывал! Все пробовавшие подтвердят!
Это было отличное предвкушение Грузии! С каждым глотком белого вина нам все явственнее виделись снежные вершины Чаухи или Шхары, свисающие гроздья цинандали и поэма ვეფხისტყაოსანი. С каждым глотком черного вина — картины Пиросмани, канатки Чиатуры, тропа к леднику Чалаади и фильм მიმინო. Ох, держите меня трое, а то я перейду на черную сторону силы!
6) Авлабари и Цминда Самеба
На следующий день поднявшись рано мы сразу помчались даже не опохмелившись осматривать остальные достопримечательности Тбилиси. Достопримечательности — слово длинное, потому что достопримечательностей всегда много. А уж в Тбилиси и подавно. Кстати, один мой немецкий коллега (восточный немец, изучавший великий и могучий в школе) рассказал мне, что самым трудным для запоминания русским словом у них было как раз слово «достопримечательности». Я ответил ему, что, когда я изучал немецкий язык, самым сложным словом было слово «Rindfleischetikettierungsüberwachungsaufgabenübertragungsgesetz».
Авлабари нам понравился сразу, и мы решили, что на обратном пути поселимся именно здесь. Нам предстояло десятидневное автомобильное путешествие по Грузии, и так как оно не имело четко оформленного плана, крышу над головой мы арендовали всегда за день до прибытия в пункт назначения. И через десять дней мы в Авлабари все-таки не поселились, найдя очень хороший вариант в Старом городе. Ну, ничего. Значит, в Авлабари обязательно поселимся в следующий раз.
Главный православный собор Грузии — Цминда Самеба (Св. Троицы) — будучи абсолютным новостроем, нам неожиданно весьма понравился. К роскошным новым церквям я почему-то отношусь предвзято (как было у классика: «Солидный Господь для солидных господ»). Но такой собор и с таким почитанием мог построить только народ, имеющий искреннюю и сильную веру.
В таком соборе и рядом с ним приятно поразмыслить на разные онтологические и эсхатологические темы. Например, о том, что умирать гораздо лучше, чем жить. Там загробная жизнь, а она, говорят, гораздо интереснее этой земной.
7) Абанотубани
Нельзя же побывать в Тбилиси и не посетить серные бани? Конечно, нельзя. Ведь даже если Александр Пушкин отроду не встречал ничего роскошнее тифлисских бань, то куда уж нам! В бани мы с Аней пришли уже затемно. Все путеводители и все интернеты настоятельно советуют бронировать посещение бань заблаговременно. Мы тоже это вам советуем. Мы, например, этого не сделали, но в бани мы всё равно попали. А если бы забронировали заранее, тоже попали бы, но не зависели бы от воли случая и собственной везучести!
Перед банями мы совершили променад по каньону к водопаду. Место удивительно красивое — и в самом центре современной столицы!
В бане мы отдали себя на растерзание банщику, который вынул из нас всю душу обновил наши измождение тела жесткой рукавицей и матерчатым пузырем с мылом. Это всё было вдобавок к купаниям в горячей серной ванне и холодной ванне вперемежку с сидениями в сауне.
Вышли из бань мы с женой настолько одухотворенными, что могли почти что осязать мировой разум в бездонном звездном тбилисском небе. Да-да, он был где-то там. Наверху. Рядом с крепостью Нарикала.
Придя домой мы рухнули спать без задних ног и спали как младенцы, а на утро… Впрочем, не буду про то утро. Скажу только, что оно было очень ранним, чувственным и долгим. Трижды прав был Александр Пушкин!
8) Проспект Давида Агмашенебели
В общем, такая вот фабула. Из тбилисского осталось проповествовать вам только о возрожденном проспекте Давида Агмашенебели (это грузинский царь Давид IV Строитель). На нем мы встретились с Важей и Теоной уже после нашей автомобильной поездки по Грузии. Проспект возродили, отстроили в историческом облике и открыли для широкой публики буквально за несколько дней до нашего второго посещения Тбилиси. Спасибо Теоне и Важе за наводку!
Из Тбилиси мы с Аней уехали в незабываемое, местами импровизационное, местами авантюристическое, но очень счастливое автомобильное путешествие по Грузии. Об этом будет дальше. Мцхета, Гори, Боржоми, Вардзия, Чиатура, Кутаиси, Верхняя Сванетия, Кахетия… Но всё начинается с Тбилиси. Это не город, это пространство.