Трасса М10, которая в принципе начинается в Брянске, идет через Гомель до Кобрина в Брестской области. Ее протяженность практически 800 км. В просторечии в Беларуси она именуется Кобринской, хотя иногда и Гомельской, в зависимости от того, с какой стороны на нее посмотреть.:)) Давайте и мы присмотримся внимательно к этой дороге, всё-таки это кратчайший путь из южных районов России к Польше минуя Украину.
Сразу же сильно извиняюсь за качество фото — делал их на ходу, через стекло машины, по некоторым местам, для иллюстрации, использовал фотографии из интернета.
И немного информации. В Беларуси основные дороги между Минском и областными центрами, пока кроме Витебска, являются платными для: — легковых автомобилей, кроме стран ЕАС (Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Беларусь); — для всех автомобилей массой более 3,5 т. Для оплаты проезда, необходимо приобрести бортовое устройство, которое продается практически на любой АЗС. Подробности здесь.
Ранее оплата топлива на АЗС у нас могла производится наличной иностранной валютой — долларами США, евро и российскими рублями, но в настоящее время, вот уже более 2 лет, это запрещено. Не представляю себе ныне заправку, где невозможно расплатиться банковской картой — это и есть самый простой и надежный способ не переживать за обмен.
У нас в июле этого года прошла деноминация путем сокращения номинала денежных единиц в 10 000 раз. Мы больше не являемся поголовными миллионерами:) Средний курс в последнее время -1 доллар США = 1,95 беларуских рябля, 100 российских рублей = 3 беларуским рублям. Цена топлива фиксирована и едина повсеместно — 92-й — 1,11, 95-й — 1,19, ДТ — 1,23, часто сети АЗС устраивают всевозможные акции, когда тот или иной вид топлива продается со скидками до 10%. На некоторых заправках можно залить и 98-й бензин, но не везде.
7
На начало осени в этом году мне выпала серия поездок по делам по югу Беларуси и вот пришлось как-то покататься пару раз от Гомеля до Бреста по этой самой трассе М10 с заездом в некоторые места, которые давно уже нравятся — Лунинец,
(фото из интернета vandrouka.by), Кобрин, Пружаны, Пинск,
3
Дрогичин,
1
насчет чего, собственно и хотелось бы рассказать.
В общем — поехали…
Про участок от Брянска до границы с Беларусью и далее до Гомеля ничего сказать не могу — не был (не знаю, не привлекался и т. п.), это скорее к нашим коллегам из Брянска maksim-nav, vadimbryansk, которые точно знаю, недавно там проезжали. Поэтому от Гомеля и начнем.
Участок до Речицы и немного дальше до Калинковичей, выглядит в целом прилично
1
но, как понимаете, это совсем не магистраль. Одна полоса вперед — одна навстречу. Движение тут, во время моей поездки, было чуть более интенсивное, чем на других участках. Надо обязательно заметить, что вообще та самая интенсивность движения на дорогах Беларуси, даже на трассе М1, существенно ниже и не сравнима по нагрузке с дорогой, например, Москва-Казань. К плюсам отнес бы отсутствие резких изгибов дороги или перепадов высот, наличие разноуровневых развязок, малое количество пешеходных переходов и населенных пунктов. Кстати, почти нет стационарных камер-«скворечников»,
1
(один из редких примеров) соответственно, этот момент уравновешивается активностью гаишников. Стоит помнить о том, что у нас бесплатно лишь 10 кмч, а за превышение свыше 30 можно запросто расстаться с правами. Я сам уже на протяжении длительного времени стараюсь придерживаться на дороге крейсерской скорости 90–110 кмч, причем, не только и не столько из-за переживания встреч с продавцами полосатых палочек или собственного высокого уровня законопослушности, а больше по причине безопасности (в этом смысле правила разумные, я их поддерживаю), экономии топлива (это бесспорно) и меньшего напряжения за рулем, при движении не на высокой скорости (видимо всё-таки старею!).
К минусам всей трассы отнес бы слабый уровень придорожного сервиса, банально мало где можно нормально поесть горяченького, низкую насыщенность АЗС. Нет, они, конечно, есть, но на расстоянии 30–50 км друг от друга, следует и этот момент иметь в виду. В основном это заправки «Белоруснефть»
которые, надо отдать должное, либо неплохо отремонтированы, либо недавно отстроены. Везде имеются приличные туалеты, везде можно выпить чашечку кофе (а пассажирам и чего погорячее!) и как-то перекусить, это факт. Есть и просто места отдыха. Я тут остановился на одном, чтобы размяться, сделал шаг в сторону и увидел такую картинку
7
Красота!
Еще замечу, что в Беларуси правилами дорожного движения не установлено требование передвижения с включенным ближним светом в дневное время. Как-то попытались это сделать на зимний период, но и от этого отказались. Как по мне — передвигаться по шоссе с ближним светом логично и целесообразно. Даже в сентябре, в пасмурную погоду, встречная машина без света сливается с серой окружающей действительностью.
Проезжаем по Калинковичскому, а затем и Житковичскому районам Гомельской области, где покрытию можно поставить в лучшем случае крепкую тройку. Удовлетворительно, но ни чуть не более. Да, кстати, если есть время, можно свернуть налево на повороте на Житковичи и заскочить в Туров, это около 30 км от трассы. Туров — один из древнейших городов Беларуси, там есть что посмотреть.
Ну, а дальше мы уверенно въезжаем в Брестскую область, на территорию Лунинецкого района. Прямо от указателя, приветствующего вас на брестской земле, начинается приличная дорога. Свежий асфальт, разметка — всё как положено.
Вообще, вся эта местность — вдоль реки Припять, с ее многочисленными притоками, заболоченными берегами, глухими лесами, где на протяжении веков главными транспортными артериями были водные пути, как с беларуской, так и с украинской стороны издавна называется Полесьем. А живут в этой местности полещуки, которые говорят на своем наречии, близком как к беларускому, так и к украинскому языкам, имеют собственные обычаи и традиции. Как мне кажется (очень субъективно, несомненно) жители Полесья весьма трудолюбивы, религиозны, (причем не обязательно являясь при этом православными или католиками, именно там широко распространены различные протестантские течения),
1
запасливы и хозяйственны. Часто семьи у них насчитывают по 7–10 детей, понятно, что деревни у них зажиточны, многолюдны и люди оттуда не спешат переселяться в города. Так вот, именно в Брестской области, например, в этом самом Лунинецком районе прежде всего, можно увидеть бесконечные парники и теплицы, где выращиваются огурцы, помидоры, клубника, малина и многое другое.
Перед самым Лунинцом в местечке Дворец перед пересечением с второстепенной дорогой, будет ограничение скорости 40 кмч
и небольшое кафе, где можно вкусно перекусить. Дальше мы уверенно направляемся по направлению к Пинску. Здесь, в Пинском районе, дорога уже совсем другая…
Надо понимать, в советские времена часто использовали простой и дешевый способ строительства дорог: насыпь, поверху укладывались бетонные плиты, стыки заливались битумом. Дешево и сердито! Сердито потому, что даже на скорости 50–60 кмч ваши колеса, наезжая на холмики этих самых стыков, издают совсем не мелодичные звуки, а езда напоминает движение по стиральной доске. Правда, если передвигаться на танке, БМП или даже БТРе — бесспорно, это всё мелкие мелочи:)) похоже, строили «бетонку» прежде всего помня об этих транспортных средствах.
Вот такая картинка открылась как раз в Пинском районе. Справедливости ради замечу, что на этом участке шел ремонт дороги. Надеюсь на лучшее в ближайшем будущем!
Как бы то ни было, не заехать в Пинск оказавшись на этой трассе нельзя!
Это достаточно близко. От поворота на город, до главных достопримечательностей этого города максимум 18 км. Отмечу только, что почти вся дорога проходит под знаком 40, местные водители вальяжны и неторопливы, порой легко в крайнем левом ряду включают левый поворотник вместе с сигналом светофора, ну, сами понимаете, надо проявить понимание и терпение, вспомнить про чужой монастырь и свой устав, как говорится:))
В Пинске держите курс по основной улице Белова,
а ближе к улице Ленина (ну, как без неё?) можно где-то припарковаться, места достаточно. Достопримечательностей в этом городу немало, но в самой центральной части это прежде всего здание бывшей иезуитской коллегии
1
в котором расположен музей беларуского Полесья и костел францисканского монастыря
4
— это как раз по улице Ленина, которая является пешеходной.
Пинск богат историей, годом его основания считается 1097-й, хотя ученные, вспоминая описания этой местности Геродотом, используют в отношении бассейнов рек Припяти, Пины, Ясельды и других, термин «Геродотово море». Во времена этого древнего историка здесь была населенная местность и вполне допускаю, как раз предки ныне живущих полещуков. Ныне в городе проживает около 140 тыс жителей, это районный центр, хотя с 1940 по 1954 год существовала и Пинская область в составе БССР. Так что, добро пожаловать, надеюсь многим будет интересен этот город!
Ну, а пока продолжим нашу поездку…
От Пинска до Иваново и далее к Дрогичину дорога в целом остается на том же уровне, что сразу после Гомеля — на среднюю троечку. Тем не менее выбоин или рытвин не наблюдается, можно ехать!
Давайте заглянем в Дрогичин. К 1778 году он уже гордо именовался городом, хотя его население не дотягивало и 1000 человек. И сегодня это просто небольшой районный центр, проживает в нем не более 15 тыс человек. В центре всё по-взрослому
универмаг,
церковь и
1
дом молитвы христиан веры евангельской.
Неподалеку от райцентра, по дороге в сторону Березы, есть небольшая деревня вот с таким названием
Если вы будете в этих местах в начале июня загляните сюда, вот на эту площадку
Здесь продается великолепная клубника! В Салово в сезон наезжает немалое количество покупателей, которые потом в Минске становятся продавцами этих чудных ягод. В другое время вы здесь найдете малину, крыжовник и даже арбузы! А что, судя по передачам нашего телевидения (БТ), Беларусь скоро будет выращивать их в невиданных масштабах. Астрахань отдыхает:))
Вообще, названиям деревень в этих местах можно иногда подивиться: Сутки, Горбаха, Козий Брод, ну или вот
1
В этих краях как-то часто встречался мне в поездках гужевой транспорт
1
Увы, часто без положенных светоотражателей, следует помнить! Дороги в этих местах по-проще
но и даже между деревнями всё-таки вполне добротные, хоть и может быть неширокие.
В свое время почти по всей Брестской области располагалось немалое количество воинских частей — авиационных, танковых, ракетных, с тех пор на постаментах в самых неожиданных местах можно обнаружить множество самолетов
1
понятно танков — ну, тут в память о войне, естественно, (наверное пару дивизий Т-34 так рассредоточили) пушек, вертолетов, а также еще и тракторов и автобусов, на проходных дорожных предприятий.
Дальше нас ждет Кобрин, где трасса М10 соединяется с трассой М1 Москва-Брест, короткий рывок — еще 40 километров и вы добрались до Бреста. На этом участке уже немало камер, порой их дополняет и местная ГАИ, поскольку ограничение скорости 90 и несколько населенных пунктов. Будьте бдительны!
Не думаю, что эта дорога потребует от водителя серьезного напряжения, будет желание и время легко увидеть и узнать что-то новое для себя, а также найти где достаточно экономно, но весьма удобно, можно остановиться на ночь, принять ванну, выпить чашечку кофе (и какао с чаем:), а то и чего покрепче!) встретить закат
4
…
И поехать дальше!
Удачи на дорогах, друзья и крепче за баранку держись, шофер!