Мадагаскар …
Как только не называют это, звучащее для многих из нас как сказка, место! И Красным островом, и островом лемуров и баобабов, и островом пиратов. Расположенный у восточного побережья южной части Африки, от которого он отделен Мозамбикским проливом, Мадагаскар считается одним из самых странных мест на земле.
Он является четвертым по величине островом нашей планеты и, наверно, одним из последних на Земле, где многие люди все еще живут в условиях почти каменного века.
Мадагаскар отделился от Африки около 160 миллионов лет назад и до сих пор удаляется от нее на Юго-Восток со скоростью 2 см в год. В силу своей удаленности от африканского континента, на нем сохранились уникальные эндемичные виды фауны и флоры.
И, пока остров не имеет достаточно хороших условий для массового туризма, его посещение должно быть интересным. Когда лучше всего лететь на Мадагаскар? Мы планировали это путешествие еще два года назад и поначалу хотели провести его в новогодние каникулы, но анализ погодных условий показал, что наилучшим периодом для посещения этих мест будет сухой сезон в августе-октябре. Поэтому нами и был выбран сентябрь. И, стоит отметить, что благодаря этому выбору это наше Путешествие по Мадагаскару удалось на славу!
Группа из 10 человек быстро собралась еще в феврале. Тогда же были куплены и недорогие еще авиабилеты Киев — Антананариву — Киев по $1050 на рейс комфортной ЭйрФранс. Обычно позже они стоят в полтора-два раза дороже.
Столица Мадагаскара (08–09.09.16)
Вылетев из Киева в 7 утра, в 23:30 приземлились в аэропорту Антананариву. Часовой пояс тот же самый. 11 тыс. километров. 21-й — век…
На столицу Мадагаскара у нас был всего один день и мы успели познакомиться только ее самыми знаковыми объектами — с двумя королевскими дворцами. После обмена денег на рынке долго выбирались из города по узким, заполоненным торгующим народом, улочкам. Проезжая по городу, который нам показался хаотичным, было видно, что он раскинулся на холмах и широких улиц и авеню на нем практически нет. Ну, разве, что кроме одного — проспекта Независимости …
Как известно, Антананариву был основан в первой половине XVII века королём Имерины Андрианзакой. В переводе с языка народности Мерина, проживающей в этих районах, название города означает «тысяча деревень» или «город тысячи воинов». Официальными языками Мадагаскара являются французский и малагасийский. Большая часть населения говорит по-французски, по-английски — минимально.
Наш первый объект — королевский дворец Ambohimanga Royal Palace. Несмотря на то, что он расположен в 17 км от города, мы добирались к нему почти полтора часа. Он был построен королем народности Merina и является объектом охраны Юнеско. Но, конечно, после того что мы увидели, дворцом его можно назвать с большой натяжкой. Там же был и ресторанчик, в котором пообедав, познакомились с мадагаскарским фольклорным искусством.
Следующей интересной достопримечательностью был дворцовый комплекс Рува (Queen’s Palace Rova), возвышающийся на холме над Антананариво. К сожалению, в 1995 году во время демонстрации протеста он сгорел и сейчас находится на реконструкции. Оттуда нам открылись интересные виды на город и на закат солнца, который наступил в 6 часов вечера. День и ночь здесь длятся по 12 часов.
На этом знакомство со столицей было закончено и, возвратившись в отель, стали готовиться к раннему выезду на Запад острова в городок Миандривазо (390 км), с которого будет начинаться сплав на небольшом кораблике по реке Цирибихина.
Карта пути на запад Мадагаскара: Антананариво - Миандривазо
Дорога на Миандривазо (10.09.16)
После городских пробок, в пригороде столицы кажется пусто. Ширина дороги здесь ничем не отличается от городских улиц — обычная двухполосная дорога. По обе ее стороны слегка холмистая местность со множеством вспаханных полей и огородов. Стоит нашему автобусу остановиться, как его тут же окружают местные жители — кто предлагает какие-то сувениры или свой нехитрый товар, кто просто просит деньги. А в одном месте нас атаковали продавцы шикарной клубники, за большое ведро которой просили аж 5000 ариари ($1.5).
Нормального сервиса — кафе-ресторанов, оборудованных по-современному заправок с чаем-кофе и туалетами по всей дороге до Миандривазо не было. Не встречали мы этого и на других участках дорог острова, в чем мы позже убедились, проехав почти две тысячи километров по Мадагаскару. Поэтому периодически делаем остановки для т.н. «буш-туалета» — по придорожным кустам по принципу «мальчики — налево, девочки — направо».
У каждой встреченной речки — столпотворение. Повсюду идет стирка белья. Его сушка тоже проста как пареная репа — выстиранное белье раскладывается прямо на земле. Кустарника по берегам практически нет. При всей той бедности, через которую мы проезжали, поражал многовековой титанический труд, который был вложен в формирование сотен и сотен террасных полей с организацией на них орошения рисовых чеков. И все делалось простой лопатой…
Дорога по-своему была интересной — и по местности с её эрозиями и террасными полями, и по колориту деревень и посёлков, которые были по пути. На остановках всегда оказывалась ватага детей, которые поджидали машины с туристами. С удовольствием фотографировались и принимали мелкие подарки — конфеты, фрукты.
Жители центральных районов, через которые мы проезжаем — в основном выходцы из Юго-Восточной Азии. Их предки с острова Борнео были пионерами заселения Мадагаскара. Уже затемно, миновав последние безлюдные перевалы с обвалившимися в некоторых местах участками дороги, прибыли в Миандривазо и разместились в отеле Arc en Ciel, расположившемся на центральной улице города.
Сплав по реке Цирибихина (11–13.09.16)
После завтрака грузимся в другой автобус, который более проходим по бездорожью и сначала едем в городской отдел полиции для регистрации нашего путешествия по реке Цирибихина (в переводе с малагасийского — «нельзя идти пешком»). Пока Радо ходил оформлять документы, мы спустились к берегу реки Mahajilо, впадающую потом в Цирибихину, по которой мы будем делать двухдневный сплав. Вся жизнь жителей народности Sakalava, проживающей в этих краях, была как на ладони — в бедности, но не в унынии от нее.
После посещения продуктового рынка, на котором удалось купить мандарины, бананы и ананасы, выехали к месту начала нашего сплава в деревне Village Masiakampy (Молния).
Точка начала сплава по реке Цирибихина
Прибыв на берег реки Maxajilо, загрузились в пришвартованный к берегу двухпалубный кораблик под названием Soussa.
На берегу собралась толпа провожающих — и взрослых, и детей, пришедших из деревни посмотреть на праздношатающихся Vasa — белых людей. И каждый надеялся получить от нас какой-то подарок.
Судно было оснащено дизельным движком, к монотонному стуку которого вскоре все привыкли. Туалетом, душем и умывальником эта посудина нас не порадовала. В кормовой ее части находилась кухня, посреди нижней палубы стоял большой длинный стол со скамейками. А на верхней палубе располагалась зона релакса и там под навесом находились два лежака и парочка матрасов для отдыха.
Для «буш-туалета» причаливали к берегу. Заодно и купались в мутновато-коричневатой речной воде. Крокодилов, вроде, не замечали …
Первую ночевку сделали на большом песчаном плесе. Команда расставила для нас палатки и приготовила весьма вкусный ужин с мясом зебу и овощами гриль. Радо даже выставил две бутылки малагасийского рома. Дневная жара спала и оборудованные противомоскитными сетками палатки можно было наглухо не закрывать. Поэтому ночь прошла комфортно.
Рано утром к нам причалила лодка с рыбаком, который предложил свежую рыбу. На 15 тыс. ариари ($5) приобрели этот довольно существенный улов, которого хватило на целый день и на нашу компанию в 10 человек, и на обслуживавший нас персонал из 8 человек.
Наступивший день прошел в приятном спокойном плавании, созерцании окружающих пейзажей и невысоких скалистых берегов. Запомнилось посещение водопада Cascade Anosinampela. От реки он находился метрах в трехстах. Его вода была чистой и прохладной, и мы с удовольствием провели на его каскадах около часа.
Этот день запомнился и встречей с первыми баобабами. Заметив вдали их живописную группу, попросили сделать остановку и прошли к ним вброд через небольшой приток Цирибихины. Затем по границе рисовых полей поднялись к нескольким соломенным домикам, за которыми и росли эти гигантские красавцы. Там, откуда ни возьмись, выскочили дети с криками Vasa, Vasa, чтобы поглазеть и дотронуться до столь редких и необычных гостей. Поразились бедности, в которой они жили …
Вернувшись к судну, на песчаном берегу увидели уже развернутый лагерь, возле которого сидела пара десятков представителей местной молодежи из другой прибрежной деревни. Они готовили костер и, как нам сказал Радо, собрались показать свои таланты. И действительно, после ужина, окончание которого они терпеливо ожидали, завистливо поглядывая в нашу сторону, мы в течении часа в отблесках костра наслаждались танцами и песнями в их любительском исполнении. Нас окружали непроглядная тьма и тишина, нарушаемые потрескиванием угасающего костра и ритмами африканских барабанов, роль которых исполняли пустые канистры для переноски воды …
Национальный парк Цинги де Бемараха (13–14.09.16)
К полудню следующего дня причалили к берегу у городка Бело Сур Цирибихина. Там нас уже ждали три больших семиместных джипа Nissan Patrol и, тепло простившись с командой нашего кораблика, выехали до Национального Парка Цинги де Бемараха (Tsingy de Bemaraha), являющегося объектом охраны ЮНЕСКО. Вместе с нами едут гид Радо, редко употребляемый переводчик с русского, пожилой Retsely, которого мы на французский манер называли «папА» и еще пара ребят-помогал.
Выехав в 14:00 и преодолев 93 километра дороги по песчаной грунтовке, которую все путешественники-экстремалы обозначают как off-road, к половине шестого вечера прибыли на берег реки Манаболо. С подошедшим паромом, который взял сразу три наших машины, быстро переправились на другой берег и заселились в отель Orchidee de Bemaraha. Он оказался довольно комфортным, имел хорошие коттеджи, ресторан и даже плавательный бассейн. После такой дороги показался райским местом!
С утра сделали регистрацию нашего въезда в НП Цинги де Бемараха и затем совершили по реке Манаболо небольшой сплав на каноэ, сделанных для устойчивости в виде катамарана.
Река изобиловала интересными обрывистыми берегами и многочисленными пещерами. В двух из них мы побывали и осмотрели интересные сталактиты-сталагмиты. Стационарного освещения в пещерах не было, поэтому пользовались только своими фонариками и далеко вглубь не забирались.
Через пару часов вернулись к нашим джипам и направились к главной цели посещения этого региона — интересным скальным карстовым образованиям Цинги — самому большому и древнему «каменному лесу» на Земле. Специалисты полагают, что ему около 200 млн. лет.
Трек по скалам Большие Цинги
До парка 17 километров, но по раздолбанной дороге мы ехали туда целый час. Там нас оснастили настоящей альпинистской экипировкой — страховочными поясами с карабинами. Это снаряжение необходимо для безопасного передвижения по обрывистым горным тропам. Надев пояса, прошли около двух километров по тропе и по дороге встретили того, с чьим именем связывают Мадагаскар — нашего первого лемура. Он был прекрасно виден среди безлистных веток на фоне пронзительно голубого неба. Ни секунды не сидел спокойно и все время перепрыгивал с места на место.
Еще немного, и мы выходим «на тропу войны» — ступеньки пошли круто вверх и нужно было пристегнуться карабином к тросу.
Мы взбирались по настоящему каменному лесу, цепляясь за его каменные сучья и ветки. Кругом были причудливые скалы, словно расцарапанные какой-то неведомой силой. Как они такими получились? Считается, что это результат трансгрессии-регрессии уровня океана. Иными словами — это бывшее морское дно с известняковыми осадками. Далее к их организации подключились вода, ветер и время. И вот сегодня мы видим эти странные игольчатые скалы с многочисленными пещерами и карстовыми провалами.
До скал нужно дотрагиваться с осторожностью — некоторые формации остры как бритва. В тенистых местах попадалось много т.н. суккулентной растительности типа кактусов, приспособленных для выживания в засушливом климате. В некоторых ущельях росли даже невесть как туда попавшие деревья.
Вся прогулка вместе с ланчем, который мы провели в уютной и прохладной полупещере и с посетившими нас мангустами, заняла пять с половиной часов. Стоит отметить, что все тропинки, ступеньки и страховочные тросы проложены с большой тщательностью и, если все правильно делать, то никаких несчастных случаев не будет. Единственный минус — донимала жара и все время хотелось пить.
В этом районе есть и второй массив Цинг — т.н. Малые Цинги. Название точно соответствует их размерам. Да и по площади этот массив гораздо меньше первого. Но посетить его, если уж забрались на этот край света — стоит!
Аллея баобабов (15–16.09.16)
На следующий день отправились к другой уникальной достопримечательности западной части Мадагаскара — Аллее баобабов (Avenue of the Baobabs), которая находится южнее у города Мурундава. Это был нелегкий день! У нас были две паромные переправы через реки Манаболо и Цирибихину и почти двести километров off-road!
Карта дороги от Цинги де Бемараха до Мурундава
Очень много времени мы потеряли на ланче и переправе в городке Бело сур Цирибихина. Это типичная мадагаскарская фишка во всех ресторанах, где мы обедали по дороге — полчаса собирают заказ, час готовят, десять минут на поесть и еще полчаса — на расчет! Еще больше часа прождали второй паром. И потом почти час он шел до другого берега, поднимаясь на несколько километров вверх по течению Цирибихины — напротив города на левом берегу реки не было дороги!
Переправившись, водители погнали как только могли. Да и дорога оказалась ровнее и как-то получше чем до переправы. Местами машины разгонялись до 80–100 км/час.
И нам удалось приехать на эту Аллею до заката солнца! Правда, буквально за 10 минут до того как оно окончательно провалилось за горизонт … Этого, конечно, было недостаточно, чтобы по-настоящему ознакомиться с таким знаменитым местом и выбрать хороший ракурс, но все-же какие-то фотографии удалось сделать.
Гид Радо, чувствуя нашу молчаливую неудовлетворенность, предложил приехать сюда еще раз утром.
От города Мурундавы, в котором мы остановились на ночлег в отеле Le Sun Beach, до Аллеи Баобабов, около 20 км и по хорошей дороге. Поэтому, выехав в пять утра, к половине шестого мы приехали на эту Аллею одними из первых. Потихоньку она стала наполняться туристами, вооруженными фототехникой. У некоторых — весьма большой и дорогостоящей.
И вот первые лучи солнца! Ради этого момента, который продлится всего несколько минут, и съезжаются сюда все туристы, которые ценят искусство фотографии. Гладкие стволы баобабов вдруг окрасились в красивый розоватый оттенок. И это чудо продлится всего несколько минут и исчезнет от заливающего все вокруг яркого солнечного света.
Повернувшись в противоположную сторону, мы увидели и само восходящее солнце. Все туристы сгрудились примерно в одном месте на пригорке и ждали его появления. Был небольшой туман, похожий на легкую дымку. Но, с первыми лучами светила, он растаял.
А совсем рядом с этим фантастическими картинами, ради которых мы приехали сюда за тысячи километров, стояли соломенные хибары, в которых шла своя, размеренная веками этих красавцев-баобабов, жизнь простых мадагаскарцев. Прямо у порога их хлипких жилищ уже горели костерки и хозяйки начинали готовить свою нехитрую пищу.
Все они, проживая здесь веками, нашли сейчас для себя на этой Аллее «золотую жилу» — мужчины занимаются вырезанием небольших баобабчиков, а женщины их продают. Наибольшим спросом пользуется фигурка из двух сплетенных баобабов — это т.н. «Baobabs in Love». И такая композиция действительно существует в природе!
От Аллеи баобабов это чудо Природы находится в нескольких километрах в сторону океана. Никто не остается равнодушным при виде таких, сплетенных в страсти, деревьев. Особенно — женщины! Ходят вокруг, смотрят вверх и нежно гладят эти обнявшие друг друга стволы…
Все баобабы, которые мы встретили в этом месте, относятся к самому известному виду, который ученые называют Adansonia grandidieri или, по простому — баобаб грандидье. Это название дано по имени французского ученого, впервые давшего его описание. Он же и самый большой из известных науке восьми видов этих деревьев и, как нам показалось, не только самый большой, но и самый красивый из них. Ведь мы уже можем сравнивать — за эту неделю повидали немало всяких баобабов.
Вернувшись в отель, после завтрака выехали в Анцирабе (Antsirabe). Целый день в пути. Почти 550 км от океана до центра острова. Выехав из Мурундавы в 9:45, в отель Royal Palace прибыли только в 23:15. Такая задержка была вызвана двухкратным накоплением группы машин после наступления темноты и сопровождением их полицией — власти боялись каких-то терактов на дороге…
Ну, вот - половина путешествия, самого интересного и трудного, уже позади. Нас ждет впереди вторая его часть - уже по хорошим дорогам - с посещением нескольких национальных парков в центральной части Мадагаскара. Увидим ли мы там, наконец, лемуров в достаточном количестве?
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия