Наше путешествие по Мадагаскару, начавшееся с осмотра ее столицы Антананариву, на следующий день продолжилось долгой дорогой до городка Миандривазо. В качестве транспорта был выбран 20-ти местный автобус Хюндай, в котором с комфортом разместилась наша смешанная украино-российско-кипрская группа из 10 друзей-туристов. В тот день мы проехали около 400 км на Запад острова и, переночевав в отеле Arc des Сoins, который стоит на главной улице Миандривазо и считается очень «крутым», прошли регистрацию в местной полиции.
Сплав по реке Цирибихина (11–13.09.16). День первый
Пока наш гид Радо ходил в полицию оформлять документы, мы спустились к берегу реки Mahajilо, впадающую потом в Цирибихину (в переводе с малагасийского — «нельзя идти пешком») и немного там прогулялись. Именно по Цирибихине мы потом и будем сплавляться на небольшом кораблике.
Никакой набережной на Mahajilо, естественно, не было. Песчаные плесы и широкий разлив реки. На нашем берегу шла своя жизнь — женщины стирали белье, купали детей и купались сами, так и не снимая до конца свои длинные одежды. Из этой же реки набирали воду в ведра и канистры и, подняв их на голову, ловко взбирались с такой ношей на крутой берег и несли ее домой. Мужчины большей частью сидели возле своих лодок и что-то ковыряли в них. Работал рынок, на котором шла активная торговля всем чем только можно было торговать - от картошки до компактных солнечных панелей. Жизнь мадагаскарской глубинки была как на ладони ...
Приехав в деревушку Masiakampy, въезд в которую преграждал шлагбаум с управлявшим им мальчишкой, прибыли на берег реки Maxajilо, по которой мы гуляли в Миандривазо и загрузились в пришвартованный к берегу двухпалубный кораблик под названием Soussa.
Рядом с ним несколько девчонок бродили по мелководью и ловили небольшой сетью рыбешку. Радовались, когда что-то удавалось поймать…
На берегу собралась толпа провожающих — и взрослых, и детей, которые пришли из деревни посмотреть на праздношатающихся Vasa — белых людей. Каждый втайне надеялся получить от нас какой-то подарок. И каждый, кто как мог помогал — несли вещи и загружали их на корабль. Или просто заглядывали в глаза, отыскивая в них наше сочувствие.
Наконец, все сборы были закончены, прощальное фото и — в дальний путь!
Нам предстоит пройти около 160 километров по мутным водам Цирибихины до городка Бело сур Цирибихина. А уже от него будем двигаться дальше на север к единственной достопримечательности тех мест — скальным образованиям Цинги де Бемараха, удостоенным чести быть объектом памяти ЮНЕСКО. По бездорожью. И на джипах.
На носу судна уселся охранник с винтовкой, чем немного озадачил — неужели нас ждут какие-то опасности? Вроде, кругом все так безмятежно и спокойно …
Такой вид туризма, как сплав по реке, в этих местах лишь недавно стал развиваться. Вот у берега стоит еще парочка таких же посудин, которые ждут своих туристов. А ведь еще совсем недавно сплавы такого рода осуществлялись только на длинных каноэ-долблёнках, оснащенных двигателями. И, конечно, с соответствующей теснотой и «комфортностью».
Наш кораблик был довольно просторен — в кормовой его части вместе с моторным отсеком находилась кухня-камбуз. Посреди нижней палубы стоял большой длинный стол со скамейками. А на верхней располагалась зона отдыха и там под навесом были два лежака и парочка матрасов для отдыха.
Трехразовое питание было на довольно высоком уровне — много мяса (зебу), разок покупали у рыбаков рыбу, ну и, конечно, овощи — капуста, картофель, разная зелень. Были и фрукты — апельсины и мандарины. И все это готовила наш кок — малоулыбчивая Мари, которой помогали еще два парня-матроса. Спиртными напитками местного приготовления порадовал наш гид Радо — выставил пару бутылок малагасийского рома …
Мари - директор камбуза - корабельной кухни
Капитан нашего судна Рафаэл
Зато эта посудина не порадовала нас туалетом, душем и умывальником. Их попросту на борту не было. Для «буш-туалета» каждые два-три часа причаливали к берегу. Заодно и купались в мутновато-коричневатой речной воде. Крокодилов, вроде, не замечали. Но, поговаривали, что они обитают ближе к океану …
Судно было оснащено дизельным движком, к монотонному стуку которого вскоре все привыкли.
Цирибихина — одна из самых больших и длинных рек Мадагаскара и, при отсутствии дорог в этой части острова, является основной магистралью, ведущей от Миандривазо к северо-западной части острова. Прибрежные пейзажи реки по-своему интересны — невысокие холмы и каньоны, склоны которых покрыты густыми зарослями кустарника и невысокого леса.
Каньоны сложены из осадочных пород красивых оттенков бежевой расцветки.
Животного мира по берегам практически не было видно. Мелкую живность не замечали даже когда выходили на берег. Да и не приглядывались особо ко всякого рода жучкам и паучкам. А из крупных только изредка попадались взору небольшие цапли.
Лемуров увидели только один раз издали во время трека к водопаду. Ближе подойти к ним мешали крутые скалы. Они прыгали с ветку на ветку, резвились, но в объектив так и не попали…
Берега первого дня плавания были практически безлюдными. Встретились только несколько рыбаков, передвигавшихся с помощью шеста на своих длинных долбленках.
А вот и небольшая рыбацкая деревушка. В ней рыбаки живут и делятся своим уловом с проплывающими мимо торговцами и туристами.
Местность вокруг холмистая и безлюдная. Большие песчаные плесы, невысокие стены каньонов. И тишина, нарушаемая только монотонным стуком дизельного движка.
Полный релакс…
На одной из остановок для «буш-туалета» к нам причалила лодка с рыбаком, который предложил свежую рыбу. На 15 тыс. ариари ($5) приобрели этот довольно солидный улов, которого хватило на целый день и на нашу компанию в 10 человек, и на обслуживавший нас персонал из 8 человек.
"Сталин и Мао слушают нас" ...
Иногда по берегам реки были видны пожары — так местное население выполняло программу, известную нам со школьных лет по научному термину «подсечно-огневое земледелие» — это когда первобытными племенами выжигались окрестные леса, потом засевались, а по прошествии времени забрасывались и люди приступали к выжиганию новых площадей…
К четырем часам вечера первого дня подошли к правому берегу, на котором метрах в трехстах от реки был водопад Cascade Anosinampela. Это было ошибкой команды, так как почти полтора часа ушло на нашу экскурсию к водопаду. Вечером в его ущелье уже не попадал ни один солнечный лучик и там было довольно сумрачно. А после шести, как известно, в этих краях наступают быстрые сумерки с последующей за ними почти полной темнотой.
Перед водопадом была пара бассейнов, глубиной до полутора метров с прозрачной и прохладной водой. В первом, который был побольше, плескалось несколько малагасийских ребят, разбивших свой лагерь на берегу реки, а второй — поменьше — был пуст.
Третий бассейн представлял собой собственно спад водопада и здесь каждый старался сделать фото «Я и водопад». Его вода была чистой и прохладной, и мы с удовольствием, несмотря на быстро спускающийся вечер, провели на этих каскадах больше часа.
Искупались, освежились, но ставить лагерь в этом месте было негде — единственно удобную площадку заняла группа малагасийских школьников-туристов.
На противоположном берегу была большая песчаная коса и Радо направил наше судно к ней. Команда как-то неумело начала ставить палатки — уже под свет фонариков долго возились с их сборкой, а нас помогать не допускали — Vasa! (Белые люди!) Идите ужинать!
Мари приготовила весьма вкусный и обильный ужин с рыбой, мясом зебу и овощами гриль. Дневная жара спала и оборудованные противомоскитными сетками палатки можно было наглухо не закрывать. Поэтому ночь прошла довольно комфортно. А поначалу побаивались и москитов, и душной жаркой ночи.
В шесть утра встает солнце, а вместе с ним и мы.
Но, оказывается, более ранними пташками были местные девчонки, которые уже сидели на песочке и ждали нашего пробуждения.
Так закончился первый день нашего сплава по мадагаскарской реке Цирибихина. Впереди по графику еще полтора дня и почти сто километров водного пути с одной ночевкой в палатках …
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия