Про океан, который не в Риме
Но сначала все-таки был Рим
Термы Каракаллы
Накануне был последний день октября, а значит впереди Новый год, празднуемый еще древними кельтами, но в 835 году объявленный Римским папой Григорием IV днем Всех Святых католического календаря. Кельтские языческие племена не мудрствовали особо, а просто делили год на пополам — зиму и лето. В течение всей зимы бог Солнца находился в плену у Соуина, властелина мертвых и князя тьмы. Перед началом каждой новой зимы 1 ноября кельты устраивали фестиваль Соуин. Они верили, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир, и обитатели ада проникали на землю.
Сегодня от древнего языческого праздника, который теперь называется Хэллоуин, осталась забавная увлекательная традиция одеваться в костюмы нечистой силы, колядовать по дворам и устраивать маскарады. Неотъемлемым символом является тыквенная голова, которая символизирует одновременно окончание сбора урожая, злобного духа и огонь, отпугивающий его.
Шагая по городу в отель вечером 31 октября, я видела небольшие группки ребятишек, одетых в черные плащи, маски, колпаки, которые одни, без сопровождения взрослых, весело перебегали от дома к дому, заходили в крошечные кафе и выносили оттуда полученные сладости и подарки.
Наряжаться в ведьму я не собиралась, праздновать католический день святых тоже, а посему информация о значимой для католиков осенней дате прошла мимо меня, но то, что следующий день будет таким, как я его слепила из того что было спланировала, что он принесет много интересного, я ни сколечко не сомневалась. Перед сном еще раз сверила распечатанные заготовки, положила их на тумбочку и пораньше легла спать.
Утром, едва открыв глаза и чтобы еще раз пройтись по маршруту, я опять взяла один листик, изучила, как урок перед экзаменом, положила его в сумочку и стала собираться.
Прилетев пару дней назад в Рим я купила проездной билет BTI (Biglietto Turistico Integrato) — на 3 дня за 18 евро, он действовал в любом автобусе, трамвае и линии метро, в том числе и на региональных поездах в Остию.
Купить билеты и проездные на транспорт в Риме проще простого, они продаются везде: в газетных киосках ATAC, в табачных киосках с буквой Т, в простых киосках внутри станций метро, в терминалах.
В то утро доехав на красной ветке до станции метро Flaminino, я вышла из здания метро и перешла на ж/д станцию Roma Flaminino, находящуюся рядом. По этому же проездному на электричке городской линии Roma Flaminino — Civita Castellana доехала до автовокзала Roma Saxa Rubra,
это восьмая остановка от начала. Электричка была жесть, создалось впечатление, что она рассчитана специально для нищих, бродяг и темнокожих торговцев, а сидящие несколько человек бледнолицых попали в нее совершенно случайно.
Ж/д вокзал и автостанция находятся в одном здании, справа по ходу движения электрички, надо только спуститься на эскалаторе вниз. Автовокзал расположен за ж/д станцией, регион обслуживают комфортабельные синие автобусы Cotral (Cotralspa.it).
Изучение расписания на сайте ни к чему не привели http://servizi.cotralspa.it/Orari
Тем не менее я радовалась, что добралась сюда рано и без проблем, было часов около восьми, весь день впереди. В баре «Bar Saxa» за 2–80 евро купила билет на автобус, проездной уже не действовал и приготовилась ждать.
День обещал быть теплым и солнечным, но ранним утром в тени было очень зябко, поэтому я вышла на платформу поближе к приходящим и отъезжающим автобусам, где ярко светило и пригревало солнышко. Прошлась по так называемым гейтам, заглядывая на табло и пытаясь понять, к какому из них подойдет мой автобус, но на всех табличках была одна и та же не понятная информация. Тогда я вернулась к зданию-должно же хоть где-то быть расписание движения автобусов! В одном окошке прямо на торце фасада нашла прилепленный лист А4, где в середине списка нашла и город, в который я собралась ехать и не веря своим глазам, часы отправления: Calcata: 9–00, 17–00, платформа № 2. И все!
Целый час в ожидании прошел (мелодия из арии Юнона и Авось), автобусы подходили и заполнившись туристами и галдящими темнокожими торговцами с огромными клетчатыми баулами отъезжали от этой платформы. В 8–55 подошел и мой и прежде чем устроиться на сиденье, я решила выяснить у водителя-а когда же автобус назад, в Рим? Водитель долго размышлял, что-то говорил, но ему пришлось общаться лишь с Google переводчиком на моем мобильном, даже посовещался с другим водителем и его ответ поверг меня в шок: «Tomorrow!» Боже мой, ведь через час я могла бродить по узким улочкам красивого старинного городка на горе, а вместо этого ….Что же теперь делать-то? Я почувствовала себя сломавшимся механизмом, у которого безвозвратно сбились все настройки, беспомощной и совершенно свободной! В отличии от автобусного, расписание электричек было четкое, ярко светило на табло и минут через 40 через Фламиниевы ворота стены Аврелиана
я уже входила на очень красивую, солнечную площадь Piazza del Popolo - Народная, одну из самых знаменитых и элегантных площадей Рима.
Сегодняшний вид она приобрела в 1812 году благодаря архитектору Джузеппе Валадье.
Слева от входа на площадь древний храм Санта — Мария — Дель — Пополо, возведенный в XI веке папой Паскуалем II, согласно легенде построенный на месте захоронения императора Нерона. Церковь была построена на пожертвования римского народа, поэтому и называется она народной (popolo — народ). Дошедший до наших дней фасад с элементами барокко был переделан знаменитым Лоренцо Бернини в 1655–1660 годах.
Зайдя внутрь, я попала на утреннюю мессу и сразу почувствовала себя лишней, как будто без разрешения подглядывающей за таинством. Немного послушав приятную речь пастора и многоголосье прихожан, сожалея, что не удастся увидеть Капеллу Киджи, попавшую на страницы романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны», я все-таки щелкнула один кадр и вышла.
Справа от входа в храм стояла небольшую очередь в музей Леонардо да Винчи, купив билет за 10 евро и получив под залог тексты с описанием всех механизмов на русском языке я на час погрузилась в мир примитивной, но удивительной техники, подробнее о ней я рассказала здесь.
Покинув музей медленно прошлась по площади, раздумывая и составляя план чтобы такого сделать плохого дальнейших действий, одновременно любуясь огромной овальной площадью украшенной тремя монументальными скульптурными группами-фонтанами и статуями, каменными террасами, поддерживающими холм Пинчо (Pincio).
Со стороны Пинчо фонтан- «Римская богиня» — работы скульптура Чекарини.
В центре богиня Рима, рядом с ней два бородатых мужчины символизирующих реки, под ногами у богини римская волчица, которая кормит новорожденных. За скульптурной группой вверх поднимается дорога, которая приводит на холм, но мы с вами попадем туда чуть позже и другим путем.
С другой стороны площади — фонтан «Нептун», где бог Нептуп окружен тритонами.
В центре площади высится 24 метровый египетски
й обелиск Фламиния, сооруженный для гробницы фараона Рамесса в 1232–20 годах до н. э., а в Рим привезенный императором Августом для цирка Массимо. Обелиск был сломан на три части, его реставрировали и в 1573 году Джакомо делла Порта возвел фонтан, в центре которого и поставил этот обелиск.
Еще дома по интернету на сегодня- вторник 1 ноября на три часа дня за 12 евро я купила билет в художественную галерею на вилле Боргезе Villa Borghese, которая находится в парке Боргезе, который в свою очередь и судя по карте был где-то там на верху, на холме Пинчо. Вспоминая мой, не совсем удачный недавний опыт посещения музея Прадо после целого дня бродилок по Мадриду, когда ноги реально подгибались и отказывались гулять по залам, сегодня я решила пойти у них на поводу и не нагружать, не напрягать, если было бы возможно, я б их на руках таскала или бы положила в рюкзак!))) Поэтому решила не спеша пройтись по магистральной и очень длинной улице старого Рима-улице Корсо, упирающейся в площадь Венеции. Своё название улица получила по конным состязаниям (corso), проходившим здесь начиная с XV века вплоть до 1882 года, но сегодня со стороны площади Popolo она была перекрыта, а по мощеным мостовым двух близлежащих к ней улиц бежали не кони-бежал весь Рим. Я двинулась по Via del Babuino и сразу же попала в гущу многочисленного спортивного забега! Нескончаемым потоком мимо меня бежали все: возраст, статус, пол не имели значения.
Пройдя таким образом до площади di Spagna в сопровождении бегущих навстречу римлян и увидев перекрытые перпендикулярные улицы, я поняла, что марафон проходил по кругу, но на календаре вторник 1 ноября-почему народ бежит?
Постояла у фонтана,
прообразом которого когда-то послужила барка, принесенная сюда разливом Тибра. Поднялась по Испанской лестнице,
прошла мимо живописного особняка виллы Medici, в прошлом бывшей одной из первых владений династии Медичи в Вечном городе, а построенной кардиналом Джованни Риччи еще в 16 веке. Сейчас здесь располагается Французская академия искусств.
Яркий солнечный день скорее напоминал весенний, он практически не оставил осени шанса.
полюбовалась крышами Рима!
Красив Рим, многогранен и величествен, а отсюда предстал передо мной в своем новом обличье. Приятно было узнать высившейся вдали знакомый купол собора святого Петра,монумент Витториано созданный в честь первого короля объединённой Италии Виктора Иммануила II и возвышающийся на склоне Капитолийского холма на площади Венеции.
Послушала итальянскую мелодию и пение
Затем, чтобы постепенно приближаться к трехчасовому событию, я отправилась в парк Боргезе.
В далеком 1 веке до н. э. Луций Лукулл, полководец и консул, считающийся основателем итальянского садоводства, велел создать первые в истории римские сады именно на холме Пинчо. В садах Лукулла были построены фонтаны, высажены местные и привезенные из других стран растения, аллеи были украшены статуями и вазами. Но после упадка и падения Римской Империи великолепные сады были заброшены, уничтожены и вплоть до 16 века вся территория была засажена виноградниками.
История же сада Боргезе начинается в XVI веке, когда Маркантонио I Боргезе выходец из богатейшего рода патрициев однажды решил переселиться из Сиены в Рим, для чего и приобрёл в 1550 году на горе Пинчо огромный участок земли, занятой виноградниками. Но начать работы по созданию неповторимого «сада наслаждений» удалось только его родственнику, а впоследствии кардиналу Сципиону Боргезе в 1606 году.
После смерти наследников в 1902 году вилла Боргезе была приобретена королем Италии Умберто I и подарена Риму. Но несмотря на официальное название, парк до сих пор известен как Вилла Боргезе, по имени его основателя.
Углубившись в парк я была поражена массовыми гуляниями, катаниями на всевозможных колесных средствах, каких я до этого дня нигде и не видела: двухместных, четырехместных и далее, кто-то бегал, кто-то катался на обычных велосипедах.
Народ гулял семьями, компаниями, на зеленых лужайках были разбиты импровизированные столы, отовсюду слышался детский смех.
И только дома я прочла, что в настоящее время 1 ноября считается днем скорби и почитания святых, умерших предков, родных и друзей, и дата празднования тесно связана с древними временами: еще ранние христиане считали, что святые в эти дни сходят с небес и празднуют вместе с людьми. Вот так вот, не ведая и не желая того, я попала на почитаемый католический праздник и выходной день. До начала посещения галереи оставалось еще достаточно времени, поэтому я не спеша прогуливалась по огромному парку, находя там все новые и интересные места.
Галерея современного искусства, в которой представлены произведения живописи и скульптуры из собрания итало-американского коллекционера Карло Билотти (1934–2006).
В парке очень много различных памятников, имеется памятник великому немецкому поэту Гете подаренный Риму императором Вильгельмом II.
Лорду Байрону — британскому поэту-романтику.
Есть интересный памятник второму королю Италии Умберто I, Статуя беременной женщины - это Италия, оплакивающая смерть короля.
Маленький круглый Храм Дианы, автором которого являлся Антонио Аспруччи, был построен в конце XVIII века. Статуя Дианы, изначально располагавшаяся внутри, была отреставрирована и в настоящее время находится в Лувре.
Античный стадион, едва ли не единственный в Риме полностью сохранивший свои очертания до наших дней.
Водные часы — один из любопытных экспонатов садов Пинчо. Они были сконструированы монахом Джован Баттиста Эбриако, в 1867 году и выставлены на Всемирной выставке в Париже. В конце XIX века часы были установлены в парке Вилла Боргезе.
Подойдя к искуственному озеру Гарден ,
уселась на лавочку, да и зависла надолго, нежась в тени деревьев, любуясь бликами на воде
и давая отдых ногам: у них сегодня важное дело и они не должны меня подвести! Расположенный в самом центре озера на небольшом искусственном островке уникальный Храм Эскулапа (Tempio di Esculapio) посвящён богу врачебного искусства. Он был спроектирован и построен тем же Аспруччи. Храм предназначен для размещения колоссальной статуи Асклепия, найденной в развалинах Мавзолея Августа.
Национальная галерея современного искусства, посвящённая современному искусству XIX–XX веков, насчитывающая около 5 тысяч картин и скульптур, размещенных в 75 залах. Здесь представлены шедевры таких известных мастеров как Канова, Дега, Моне, Сезанн, Климт, Ван Гог, Роден и многих других.
Из-за большого количества расположенных на территории комплекса выставочных залов и музеев парк Виллы Боргезе уже давно заслужил название «Парк музеев» .
Вода манит, не дает покоя-я вернулась к озеру и обошла его, находя все новые интересные ракурсы,
опять присела на скамейку, посмотрела на часы 14–15, совсем немного осталось и пора уже идти к вилле, но вдруг именно в этот момент в голове сформировался вопрос и словно выстрелил: «Я сто раз сегодня копошилась в сумочке, в рюкзаке, но кажется не видела билетов!» И хоть еще тысячу раз ройся-их там не найдешь! Кто внимательно читал мою писанину, тот может быть помнит ту фразу, где я писала, что утром еще раз читала листик про Калькату и его один положила в сумочку, а листик-билет так и остался лежать на тумбочке в номере! Я застыла-не веря, остолбенела-уже веря, что зря сегодня холила и лелеяла свои ноги, берегла их исключительно для галереи, чтобы они не ныли, а дали мне спокойно насладиться произведениями искусства!
Первый порыв был лететь в отель, метро с пересадкой, успею, но от метро еще бог знает куда до виллы, ведь в предвкушении увидеть ее только перед посещением, я так и не подошла к ней близко и даже не знаю точно где она расположена.
Нажала на тормоз и стала уговаривать себя смириться с еще одной чудовищной и несправедливой потерей этого дня!
Медленно побрела к выходу из парка, все еще не веря, что я так жестоко наказала сама себя! Но день был чудесным, к тому же мне улыбались и подмигивали знаменитейшие люди и земляки, обосновавшиеся недалеко от озера.
Например, Н. В. Гоголь, проживший в Риме в общей сложности почти 5 лет и написавший здесь главный труд своей жизни — поэму «Мертвые души».
А вот и А. С. Пушкин развалился на полянке.
И другие, не менее известные знаменитости подбадривали и уговаривали не печалиться, а отпустить ситуацию и устроить ногам бунт-шопинг, вот ждет вас, уже через минуту злорадствовала я, весело шагая по парку и направляясь на улицу Корсо. И если вы еще не знаете, то я вам скажу, что Via del Corso— это сплошные магазины, бутики,
кафе и прочая, прочая, прочая, там есть чем заняться обиженной сегодняшним днем барышне!!!
Браччано: три в одном.
Замок Браччано: о герцогах, дамах, любви и убийствах.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия