Но вот наше пребывание в Черногории подошло к концу и надо было начинать двигаться в сторону дома. Утром отдали ключи хозяйке апартаментов, она расспросила, как мы отдохнули, а заодно и про жизнь в Эстонии. Спросила, не вспоминают ли у нас времена Брежнева. Я ответил, что в целом нет. На что она вздохнула и сказала, что вот у них в Черногории времена Тито вспоминают очень часто. Тут, конечно, следует признать, что в социалистической Югославии жилось куда как интереснее, нежели в СССР. А вот конец ее был намного печальней — если СССР распался достаточно мирно, то вот Югославию разорвали на куски, используя жаждущих реванша за 1945 год хорватских усташей.
ДЕНЬ 17-Й. ЯДРАНСКИЙ ПУТЬ
А дальше мы на заправке в Будве помыли машину, пересекли на пароме Бока-Которскую бухту, недалеко от границы пообедали, и вот впереди снова Хорватия. Аэропорт Чилипи, Цавтат, Дубровник — какие все знакомые места:) На выезде из Дубровника проехали через недавно выстроенный мост имени Франьо Туджмана — первого президента Хорватии и одного из главных виновников гражданской войны в Югославии.
От Дубровника до Сплита 250 километров приходится ехать по трассе «Адриатика», она же Ядранский путь, автобан сюда, к сожалению, пока еще не дотянули. А поскольку машин много, а дорога горная, средняя скорость держится около 50–70 км/ч.
На подъезде к боснийской границе я заметил на другом берегу очень красивую крепость со стенами, поднимающимися по склонам гор прямо как в Которе, даже еще красивее. Уже потом, будучи дома, удалось найти, что это город Стон. Фото из Интернета.
А вот за проезд через город Неум пришлось заплатить 30 евро боснийской полиции. Подстава прямо как в анекдоте — «возьми знак 40 и поставь где хочешь». Здесь знак стоял перед длинным и прямым спуском, на котором утомленные медленной ездой путешественники стремятся наконец-то обогнать тихоходные местные «помойки». Честно говоря, спускаясь там, я уже считал, что зона ограничения закончилась, ведь резкий поворот мы уже проехали. Но не тут-то было — внизу стояла полиция и тормозила всех подряд. По-боснийски меня попросили пройти в полицейское не то «возило», не то «ездило», где другой полицейский на довольно хорошем английском стал пугать лишением прав, поездкой в полицейский участок и штрафом в 150€ (сумма штрафа при этом записывалась в тетрадке). Однако потом, выдержав паузу, чтобы бедные туристы успели как следует испугаться, он сообщил, что нам, как туристам, он прощает это нарушение и снижает штраф до «minimum tolerance» в 30€ (написанная в тетрадке сумма зачеркивалась и вместо нее появлялась другая). Разумеется, я спорить не стал:)
Дальше мы проехали через Макарску, курорт, про который я до этого много слышал. Природа здесь конечно потрясающая — горы просто нависают над городом, причем не какие-то там покрытые лесом, как в Черногории, а совершенно голые, и оттого более грозные. Да, ничего не скажешь, при разделе Югославии Хорватия себя красивыми местами явно не обделила. Фото из Интернета.
3
Не доезжая до Сплита, свернули направо по указателю на Загреб и значок с обозначением автострады. По серпантину поднялись довольно высоко в горы, далее дорога выровнялась и пошла по плоскогорью внутрь страны.
По дороге в горах нам попалась смотровая площадка, откуда лестница спускалась в ущелье к гидроэлектростанции.
Вот так плотина выглядит сверху
2
Лестница довольно длинная
1
ГЭС Кральевац была построена здесь еще в 1912 году, чтобы снабжать электроэнергией химический завод на берегу моря. Для этого отсюда протянули ЛЭП протяженностью 23 км. В настоящее время электростанция модернизирована, мощность трех ее турбин составляет 46 МВт.
1
Интересно, что вода, наполняющая резервуар, вытекает откуда-то изнутри горы. Вообще на таких горных электростанциях очень тяжело понять, откуда что течет и куда потом уходит. Вот вроде тишина вокруг, падающей воды не видно, но это так и должно быть, турбины и водоводы в таких местах обычно спрятаны где-то внутри.
4
Километров через десять мы выехали на шоссе № 60 и проехали по нему до города Триль. Ехать было намного приятнее, чем вдоль моря, виды может и не такие красивые, зато по плоскогорью можно было держать скорость в районе 90. После Триля свернули по указателю на автобан и выехали на него, не доехав до Сплита всего километров десять.
По автобану в два счета пролетели мимо Шибеника и национального парка Крка. После Задара начались горы. Первый раз я видел, чтобы автобан закручивался серпантином. Вот это чудное место на Google Street View —
Потом проехали по 5-километровому тоннелю Sveti Rok, он здесь еще был не доделан, поэтому все ехали по одной половинке. Я перед поездкой неоднократно читал в интернете, что в выходные из-за этого здесь возникали огромные пробки, но в нашем случае народу было немного. Вот его южный портал на Google Street View —
Проехав еще немного, в районе Госпича съехали с автобана и поехали по местным дорогам в сторону Плитвицких озер. Уже смеркалось, так что надо было подыскивать ночлег. Жилья в районе Плитвицких озер сдается много, правда все оно не очень дешевое. В итоге остановились в маленькой гостинице, не доезжая до парка километров пять.
1
Пробег за день — 636 км Общий пробег — 5170 км
ДЕНЬ 18-Й. ПЛИТВИЦКИЕ ОЗЕРА, ВЕНГРИЯ И СЛОВАКИЯ
Машину у парка можно оставить у одного из двух входов. Мы выбрали первый, он, как нам показалось, более удобный. Но маршруты в парке организованы так, что без разницы, откуда вы начинаете — сделав круг, вы всегда можете вернуться в исходную точку.
6
Описывать сами озера не буду, это уже много раз сделано до меня.
8
Мы выбрали маршрут C, рассчитанный на 4–6 часов.
6
По дороге к «верхним» озерам часть пути мы преодолели на кораблике.
2
Обратно нас отвез туристический поезд, состоявший из грузовика и двух прицепов.
1
В итоге весь путь, даже не особо спеша, мы преодолели всего за 3 часа.
4
Что больше всего поразило — как они поддерживают такой нереально-зеленый цвет воды, у них там что, подкрашивающую жидкость сверху пускают? :)
4
Да, Плитвицкие озера — это просто что-то нереальное!
6
Озера здесь идут каскадами
Вода перетекает из одного озера в другое, срываясь повсюду вот такими водопадиками.
6
И конечно хорошо, что мы зашли на озера сразу с утра. Чуть позже к воротам стали подъезжать десятки автобусов и что тут началось! Но мы успели проскочить, пока народу было еще не так много.
1
Кстати, сейчас уже мало кто помнит, что после распада Югославии Плитвицкие озера оказались на территории Сербской Краины - населенной сербами части Хорватии, которая отказалась подчиняться новым властям.
1
Несколько лет там шла война, потом туда ввели миротворцев ООН, а в августе 1995 года Хорватия при поддержке американских военных советников провела операцию "Буря" - внезапным ударом смяла посты миротворцев, захватила Краину и изгнала около 200 тысяч живших там сербов. Колонны беженцев выглядели вот примерно так. Википедия.
1
И когда мы там проезжали в 2006 году, то видели вдоль дороги массу заброшенных домов, покинутых жителями 11 лет назад.
Как заявил позднее президент Хорватии Туджман -
«Сербский вопрос мы решили, не будет больше 12% сербов или 9% югославов, как было. А 3%, сколько их будет, больше не будут угрожать хорватскому государству»
В последующем руководителей побежденных сербов судили в Гааге, многие из них либо получили длинные тюремные сроки, либо при странных обстоятельствах умерли в тюрьме. Всех хорватов тот же трибунал либо оправдал, либо признал виновными, а потом помиловал. Вообще читать про то, как в бывшей Югославии в 1990-х годах всем миром избивали и унижали сербов невероятно тяжело. Точно так же, как и читать про геноцид сербов в годы ВМВ.
А дальше от Плитвицких озер по трассе Е71 мы доехали до Карловаца, где снова легли на автобан и не слезали с него до самой венгерской границы.
После границы планы у меня были такие — за пару часов по автобану доехать до Будапешта, засветло проехать его насквозь, потому что объездная с северо-востока еще не сделана, и заночевать где-нибудь в районе словацкой границы. На следующий день в Словакии посетить замок Оравский Град, а затем пересечь большую часть Польши. Я не учел только одного — автобан от хорватской границы до Будапешта, по которому якобы уже ездили некоторые наши туристы, в действительности оказался не готов. Километров 70 пришлось ехать по обычной дороге, и только уже в районе Балатона показались синие значки с заветными буквами M7. Не доделан также оказался и небольшой кусок автобана в районе Шиофока. Вобщем, в результате всего этого, даже несмотря на среднюю скорость около 150, которую я держал на скоростных участках, к Будапешту мы подъехали уже в полной темноте. Соваться в незнакомый город ночью я как-то не рискнул, а навигатора, напомню, у меня тогда еще не было. Вместо этого у меня возникла идея объехать Будапешт по автобану с запада и пересечь словацкую границу в районе Комарно. Минут сорок мы прицеливались, чтобы не прозевать нужный поворот, в результате чего выяснилось, что именно он закрыт на ремонт. Возвращаться назад уже не хотелось, потому было принято решение ехать по автобану дальше, в сторону Братиславы, и искать ночлег уже в Словакии.
На словацкой границе, съехав с автобана, мы уперлись в 15-километровую очередь из фур. Пришлось ехать по левой полосе, благо встречных машин почти не было. Уж не закрыта ли граница? Подъехав к границе, увидели, что небольшая очередь, машин на 10–15, стояла и на легковом терминале, но, в отличие от очереди грузовиков, эта все же двигалась.
Уже в Братиславе, пропустив нужный поворот, слегка заблудились — меня ввел в заблуждение самолетик, нарисованный рядом с надписью «Zilina», я подумал что это указатель не на город, куда мы ехали, а на аэропорт. Пришлось заезжать в город и разворачиваться.
Когда мы вернулись на автобан, главной задачей снова стал поиск жилья. Было конечно приятно мчаться по скоростной трассе в направлении дома, но вот отели здесь как-то не попадались. Из ближайших городов, где можно было бы поискать ночлег, на ум приходил только Тренчин с его замком километрах в ста к северу от Братиславы. Приехав туда часов в одиннадцать, мы съехали с автобана и сделали попытку поискать отель. Город оказался совсем не маленьким, и чтобы поиски увенчались успехом, ехать надо было к его центру. Времени терять не хотелось, и я принял решение ехать до конца автобана и смотреть гостиницы так, чтобы одновременно еще и продвигаться к дому. Километров за 15 до Жилины автобан закончился, еще километров 10 мы ехали по обычной дороге, пока наконец нам не попался мотель «Borina». Номер здесь стоил на удивление дорого для такой дыры — 55 евро, но было уже за полночь, так что искать что-то более дешевое сил уже не было.
1
Пробег за день — 877 км Общий пробег — 6047 км
ДЕНЬ 19-Й. СЛОВАКИЯ — ПОЛЬША
С утра мы выехали в сторону Жилины. По дороге наблюдали, как строители вбивают бетонные опоры прямо в склоны гор, чтобы разместить здесь автобан. Не доезжая до чешской границы, свернули на польский Zwardon — обратно я решил ехать в Бельско-Бялу не через Чехию, как по дороге туда, а напрямик. Здесь тоже кипела стройка, сверху на склонах гор нами были замечены бетонные опоры под новую дорогу. Активно шли работы и на польской стороне, там строился большой мост через долину реки, который значительно сократит путь.
А где-то в районе городка Zywiec мы попали в ДТП.
Отвлекшись от дороги на «помеху справа» ;) — «А что это у нас тут за бутылка по полу катается?» — я довольно сильно долбанул в зад какого-то поляка. Его домочадцы тут же высыпали из машины оценивать ущерб, а сам он подошел к нам. «I’m sorry», -извинился я перед ним. «Sorry, sorry», -передразнил он и гневно махнул мне рукой, чтобы я съехал на тротуар для разборок. Потом пару минут он то ли отрывал задний бампер от машины, то ли вправлял его назад, после чего подошел и, похлопав меня по плечу, сказал по польски — «Я не знал, что ты не наш, так что езжай с богом». По-видимому, повреждения его машины если и были, то оказались незначительными, все-таки пластик хорош тем, что не гнется. У меня же, как я потом посмотрел, оказался лишь слегка помят номерной знак :)
В Бельско-Бяле началась магистраль, по которой мы в два счета долетели до Варшавы. Варшаву, ради эксперимента, я решил на этот раз проехать по указателям в надежде на то, что здесь наконец-то появился нормальный транзитный маршрут. Проехав в сторону центра, мы по указателю на Белосток свернули на Вавельскую улицу. Двигаясь по ней прямо, попали на магистраль, по которой довольно быстро перебрались на другой берег Вислы. Я уже было обрадовался такому быстрому прохождению Варшавы, как вдруг магистраль уперлась в невнятный полукруглый перекресток с улицей Grochowska. Повернув налево и не увидев ни единого указателя со знакомыми номерами дорог, я понял, что мы заблудились. Тут я проявил находчивость — я по солнцу примерно определил, куда нам надо ехать, и поехал дальше сначала по Ягеллонской улице, потом по Sw. Wincentego. Двигаясь по ней прямо, нам наконец удалось выехать на окружную дорогу и вскоре, о чудо, у огромного торгового центра IKEA показалась развязка с поворотом на Е67.
Вот примерно так мы блуждали по Варшаве. Классно, я умудрился заблудиться в Варшаве и по дороге туда, и на обратном пути тоже :)
Дальше дорога была уже знакома, широкие обочины позволяли легко обгонять фуры, и до Белостока мы добрались без приключений. После поворота на Аугустов резко стемнело и дальше пришлось ехать практически наощупь :) Хотя, если не считать первые километры после Белостока, и эта дорога после ремонта стала очень даже ничего, даже ночью.
Таким образом, пройдя за один день всю Польшу, на ночлег встали в пяти километрах от литовской границы в удачно подвернувшемся мотеле.
Пробег за день — 816 км Общий пробег — 6863 км
ДЕНЬ 20-Й. ПРИБАЛТИКА
В который уже раз мы ехали мимо Каунаса, но только сейчас я заметил рядом с объездной дорогой мемориал «9-й форт». Много раз про него слышал, но как-то не думал, что он стоит прямо здесь, на трассе. Заезжать, впрочем, не стали. Пройдет еще целых 9 лет, пока мне удастся там побывать:)
После Каунаса, решив объехать ремонт дороги, в полной мере протестировали литовский автобан Каунас-Клайпеда. Машин было мало, поэтому ехали 180 — ни в Германии, ни в Венгрии, ни в Хорватии у меня столько не получалось:)
После автобана ехали через Шяуляй и Елгаву, точнее через их объездные. На плотине Рижской ГЭС попали на неожиданный ремонт, поворот на Таллин и Валмиеру был закрыт, так что пришлось сворачивать налево. Такая конфигурация была мне незнакома, и мы чуть было не въехали в Ригу. Только увидев впереди телебашню, я догадался, что нам надо развернуться.
Домой приехали необыкновенно рано — в районе семи часов вечера:)
Пробег за день — 914 км Общий пробег — 7777 км, вот честно, не вру, случайно так получилось, именно 7777:)
ИТОГИ
Сожжено бензина — 519 литров Средний расход по компьютеру — 6.6 л / 100 км Средний расход реальный — 6.67 л / 100 км Средняя стоимость литра бензина — 1.025€ Общие расходы — около 1800€ на двоих, в т. ч. бензин 532€, жилье — 675€, авиабилет в один конец Таллин-Дубровник — 135€, прочее — 458€.