Приехав из Дурмитора на море, мы решили остановиться в Петроваце. Зашли в первую попавшуюся турфирму и там за 28€ в день сняли на 8 дней шикарные апартаменты всего в пяти минутах ходьбы от пляжа. Здесь было все, включая стиральную машину, кондиционер и телевизор, показывавший RTVi и «Первый канал».
А дальше мы каждый день ходили купаться и загорать на пляж, покупали продукты в магазине VOLI, ужинали в ресторанах и совершали экскурсии по близлежащим районам Черногории.
Народу на городском пляже было довольно много, хотя места вполне хватало. Пляж представлял из себя нечто среднее между мелкой галькой и крупным песком, так что лежаки мы не брали.
У входа в воду мелкая галька переходила в здоровые булыжники, так что пригодились купленные в Хорватии резиновые тапочки. Метра через три состояние дна переставало волновать, так как достать его ногами уже было невозможно. Очень пригодились взятые из дома надувной матрас и пляжный зонтик. А вот две пары ласт и маска с трубкой так и провалялись всю неделю в багажнике, как-то все неохота было тащить их с собой.
3
Из моря иногда вылезали вот такие жители:)
3
А теперь про то, куда мы ездили помимо валяния на пляже. Таких поездок было пять.
КОТОР
С выездом в Котор мы припозднились и когда подъезжали, то обнаружили, что солнце уже зашло. Я все ждал, когда же появится тот самый тоннель, про который я читал в интернете — «жуткого вида километровая дыра в горе без освещения» — но вместо этого мы попали на серпантин, по которому и въехали в город. Оставив машину на платной стоянке у пристани, пошли гулять по городу.
3
Ну, что сказать, Котор нам несомненно понравился, такой маленький, как будто игрушечный, но в то же время вполне настоящий старый город. Говорят, что во время землетрясения 1979 года он был сильно разрушен и потом восстановлен, но мы этого не заметили.
Над котором нависает гора Ловчен
1
В старом городе
1
Два центральных объекта старого города — собор Св. Трифона и часовая башня.
1
В купленной книжке центральную площадь сняли лучше:)
1
В старом городе
1
А вот найти, как попасть на знаменитые крепостные стены, оказалось делом далеко не простым. Уже и не надеясь, что вход еще будет открыт в такое позднее время, мы наконец-то увидели нужную табличку и побежали вверх по лестнице. Лестница шла мимо чьих-то дверей, окон и балконов. Наконец мы остановились у закрытой калитки и пока думали, как быть дальше, из дома вышла бабушка с банкой мелочи и попросила 1€ за вход.
Крепостные стены действительно представляют из себя довольно колоритное зрелище, поднимаясь вверх по почти отвесным скалам. Вот только непонятна их оборонительная функция — неужели враги станут нападать на город с вершины горы? Скорее стены были предназначены для того, чтобы в случае нападения с моря защитники города могли, отстреливаясь, отступать по ним в горы. Во всяком случае, большое количество закутков, откуда можно было стрелять по поднимающимся вверх, наводило на такую мысль.
Виды сверху, судя по книжке, должны были быть вот примерно такие.
2
Или вот такие. Впечатляет, да?
1
Мы же, поднимаясь, увидели лишь вот это.
Чем выше мы поднимались, тем сильнее темнело. Наконец, чтобы потом в темноте не ломать ноги на спуске, решили все-таки повернуть назад. Так что до крепости Св. Иоанна мы, увы, не дошли.
Обратно в Петровац ехали в полной темноте. Учитывая извилистость дорог и стиль вождения местных жителей, ехать было неприятно. В следующий раз было решено выезжать пораньше.
КАК МЫ ИСКАЛИ МАВЗОЛЕЙ НЕГОША И ЗАБЛУДИЛИСЬ НА ГОРЕ ЛОВЧЕН
Когда я изучал купленную в день приезду книжку, то увидел в ней вот такую картинку. Это мавзолей Петра Петровича-Негоша (1813–1851), самого известного и почитаемого в Черногории политического и духовного деятеля. Петрович-Негош — именно так правильно пишется его двойная фамилия — был правителем и одновременно главой православной церкви Черногории в 1830–1851 годах. Помимо этого он был еще и известнейшим поэтом, практически черногорским Пушкиным. И умер, как и Пушкин, тоже в 37 лет. Похоронили его в часовне на горе Ловчен, где позже, уже при социализме, построили вот такой мавзолей.
Вот сюда мы и поехали. Но для начала, поднявшись по серпантину у Будвы, решили осмотреть стоявшую там австрийскую крепость Космач. В очередной раз я поразился узости здешних второстепенных дорог, хорошо хоть не было никого встречных, а то бы мы точно не разъехались.
Крепость, а точнее руины крепости, ничего интересного из себя не представляла, внутри все оказалось завалено битым камнем. Зато по обочинам дорожки, по которой мы шли, росли кусты с ежевикой, которые мы и разграбили:)
Кстати, обратите внимание, как вот на этом сайте стырили мою фоточку этой крепости ;)
Ну, а я у них тогда утяну вот этот текст —
Крепость была построена в середине XIX века австро-венгерскими властями в качестве смотрового и фортификационного объекта на границе между Австро-Венгрией и Черногорией. К крепости ведет дорога, построенная австрийскими завоевателями. Комплекс строили на протяжении 10 лет, строительство было окончено в 1850 году. Общая площадь превышала тысячу квадратных метров. Крепость состоит из подвального помещения, нижнего этажа и верхнего помещения. Она принадлежит республиканскому институту по защите памятников культуры Черногории, но, не смотря на это, прибывает в заброшенном состоянии. Вид, который открывается с места, на котором стоит крепость, действительно потрясает: отсюда виден весь берег от Святого Стефана до Будвы. Если смотреть со стороны дороги, силуэт крепости импозантно вырисовывается на фоне моря или неба, но снизу, с побережья, ее стены, сложенные из того же камня, что и склоны под ними, практически неразличимы.
Вернувшись от крепости, мы продолжили путь в Цетине, древнюю столицу Черногории, откуда начинается дорога на Ловчен, о чем сообщал стоявший там указатель. А вот дальше указатели кончились.
Какое-то время мы кружили по Цетине, я пребывал в уверенности, что дорога здесь одна и, проехав город до конца, мы на нее попадем. В итоге на какую-то дорогу мы попали, и она вела в горы, как нам и надо было. Опять пошли узенькие серпантины и через полчаса мы уже могли наблюдать мавзолей Негуша на соседней горе. Вот только дорога шла как-то странно, такое ощущение, что в обход. Под конец мы вообще начали спускаться и спустились в долину, где стоял указатель «Негушска родная куча». Решив, что это то, что нам надо, мы стали носиться взад-вперед по этой деревне в поисках нужной дороги, пока не поняли, что «куча» по сербски — это дом, и указатель показывает на родной дом этого деятеля, который и стоял в этой деревне. Вообще двойная фамилия Петрович-Негош расшифровывается так — Петрович это собственно фамилия, а Негош указывает на родную деревню.
Мы поехали по дороге дальше, пока не встретили указатель — «Бока-Которская бухта, 1 км»
И вскоре из-за поворота действительно показалась бухта. Зрелище, конечно, было фантастическое — вся изрезанная береговая линия бухты лежала перед нами, как на ладони, вдали виднелась полоска Тиватского аэропорта, вот только весь этот вид покрывала такая дымка, что ничего сфотографировать было нельзя. Вместо этого вставлю сюда скан из книжки —
2
Мы же сверху увидели вот примерно это. Этот кадр я уже сделал на серпантине чуть ниже, на верхней же точке не было видно абсолютно ничего.
К этому моменту наша ошибка уже стала очевидна. Вместо того, чтобы с центральной улицы Цетине свернуть налево, мы поехали прямо, попав на дорогу в Котор. Но при этом ни одна сволочь не додумалась на всем протяжении дороги поставить хоть одну табличку с указанием на то, куда ведет эта дорога! Это вообще очень характерно для Черногории — поставить один указатель за 20 километров до достопримечательности, а на последующих развилках либо не ставить вообще ничего, либо ставить указатели на близлежащие деревни.
Вот так мы должны были ехать, чтобы попасть на гору Ловчен
А мы вместо этого поехали вот так и попали на этой самый Kotor Serpentine
Возвращаться и искать дорогу на вершину было уже поздно, через час должно было стемнеть, а ехать по незнакомым горным дорогам ночью крайне не хотелось. Поэтому, полюбовавшись видами Котора, мы поехали домой.
СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО
В один из вечеров мы съездили на Скадарское озеро. Остановились у туристического центра, что у перемычки рядом с крепостью Lesendro, и договорились насчет экскурсии по озеру на катере.
На пристани
Катер был быстроходный, и за час нас прокатили по всему озеру, сначала по основной его части, а потом и по заросшему кувшинками затону, что за мостом. Мы все высматривали обещанных в путеводителе пеликанов, но парень, управлявший катером, сказал, что не может обещать точно, что они появятся. Так и не появились.
Птичьи гнездовья
2
Мы проехали мимо орнитологической станции, потом объехали вокруг монастырей, что на островах, потом проехали вдоль скалистых берегов.
3
На острове виднелись какие-то развалины
Скорее всего какого-то монастыря
3
Островок
3
На водной глади отражались горы
8
Люблю такие зеркальные виды
1
Обратно в Петровац я решил проехать не по тоннелю, а через перевал. Не то чтобы было жалко денег, просто ехать третий раз через один и тот же тоннель уже надоело. Однако, увидев у поворота полицию, тормозившую всех, кто ехал в сторону перевала, я от этой затеи отказался. Наверняка они там специально стояли, чтобы не пускать на перевал тех, кому нет особой надобности ехать туда. Как я писал раньше — там дорога, огибавшая скалу, очень живописно обвалилась в пропасть, и от нее осталась всего одна полоса:)
А в следующей части расскажу, как мы ездили в черногорскую «маленькую Албанию» — город Ульцинь, а также о поездке в собственно Албанию.