Турист Дмитрий Гнедышев (demi157)
Дмитрий Гнедышев
был 7 апреля 2020 20:27

Сигулда, Рига — Латвия Июнь 2015

Предыдцщая глава.

В поисках Речи Посполитой. Глава 1. Начало. Эстония.

Сигулда.

Мы выехали из Тарту и взяли направление на Ригу. Дорога была неплохая, машин мало. Примерно через час мы доехали до Валги, пограничного эстонского города. Государственная граница делит город как нож праздничный торт. Одна половина эстонская Валга, другая — латвийская Валка. Мы дозаправились на бензозаправке Lukoil и въехали в Латвию. Сразу бросилась в глаза разница между двумя странами. Ухудшилось дорожное покрытие, дома не ухоженны, много участков запущеных. Не только в Валке, но и в других населенных пунктах и хуторах вдоль трассы. Видимо, кризис больно ударил по латышам…

Перед Ригой мы заехали в Сигулду, старинный город, известный своими замками и национальным парком. На красивой возвышенности, над рекой Гауя, немецкие рыцари поставили замки: Турайдский, Сугулдский, Кримулдский. Два последних представляют совершенные руины.

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

Турайдский замок частично реконструировали в советское время.

Здесь музей средневекового быта и крепостной архитектуры. Понравилась смотровая площадка наверху главной башни с видами на живописные окрестности.

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

Мы эксплуатировали скучающих смотрителей на предмет знания истории. И они с интересом поведали нам следующее.
(Далее небольшой исторический рассказ, в моем изложении).

Немецкие крестоносцы появились здесь в XIII в. Они построили здесь крепости и успешно покорили местных ливов и эстов. Крепкие стены успешно защищали оккупантов от вспышек сопротивления. Рыцари-крестоносцы образовали Орден Меченосцев, который переродился в Тевтонский Орден от Пруссии до Чудского озера, восточная часть Ордена (современная территория Латвии и Эстонии) стала называться Ливонский Орден. Со временем Орден превратился в федерацию: где были владения Рижского епископа и рыцарей Ордена. Ливония была зажата между воинственными соседями: Литвой и Новгородским (и Псковским) княжеством. Нередко соседи друг на друга нападали. Однажды Сигулдский замок был ненадолго захвачен литовским князем Ольгердом. Когда наступила Реформация, контролировать федератов стало не возможно. Ситуацией внутри Ливонии решили воспользоваться воинственные соседи: Московское царство, Великое княжество Литовское и Шведское королевство. Началась длительная Ливонская война. Победителями стали литовцы, им досталась практически вся территория Ливонии, шведы присоединили только Эстляндию. Польско-литовская Уния объявила территорию Ливонии своей колонией с названием Задвинское воеводство. Управляли поляки (литовцы) не очень. Главной проблемой стала религия. Ведь ливонцы были протестантами, а захватчики ревностным католиками. Кроме того, местным дворянам остзейским немцам были ближе шведы по менталитету. Владычество Речь Посполитой над этой областью закончилось в 1629 г. Потом пришли шведы…

Мы с интересом посетили все три башни замка, осмотрели экспозиции. Вот что мы узнали:
- Рыцарей в замке было немного. В основном был обслуживающий персонал из немцев и ливов;
- Те кто жили в замке были ужасными грязнулями: ели руками и ножом, у них водились вши и блохи, мылись редко, ходили в туалет в специальное помещение в башне с отверстием в полу…

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

- Условия обитания в помещениях замка были далеки от комфорта: спали на тюфяках с соломой, окна закрывались деревянными ставнями, помещения отогревались каминами (в прочем, нам показали какую-то средневековую котельную, печь которой обогревала помещения в стене. Ночевали. Кушали. Находились всегда и везде в большом коллективе…

После Турайдского замка чуть-чуть погуляли по замечательному парку. Деревья в нем вековые, толстые. Было очень жаль покидать это место. Мы еще много не успели посмотреть: канатную дорогу, развалины старых замков, уютные латвийские домики в парке.

Рига.

Мы въехали в Ригу в обеденное время. Город встретил обезличенной советской архитектурой бетонных коробок. Широкий проспект Brivibas gatve ведет практически до центра. Там советская постройка уступает место более старым знаниям, мрачным, в темных тонах. На фасадах много граффити. Первое впечатление депрессивный город. Хмурые лица прохожих и автомобилистов. Застройка времен Российской империи перенесла нас в Петербург на Петроградку или на Суворовский пр. Центральный район был инкрустирован роскошными витринами и красочными рекламными вывесками. Мы проехали мимо величественного православного храма и достигли скульптуры Brivibas (Свободы). Рядом начинался Старый город. Решили припарковать машину со стороны набережной реки Даугавы. Стоянки повсюду платные. Нашли охраняемый паркинг и отправились на экскурсию.

В Вецриге (Старая Рига) сохранилась резервация готики, ренессанса и барокко.

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

Она словно прекрасный островок в каменных джунглях мегаполиса.

Мы шли по узким улочкам, вдыхая аромат кофе и булочек с корицей или миндалем ближайшего кафе. Запахло жаренными колбасками… Ммммм. На площади перед Домским Собором купили по мороженному. В машине у нас оставались сендвичи и бутерброды. На первое время пищевые запасы были. Я рассказывал Ване, что улицы, по которым мы идем, являлись декорациями советских фильмов. По булыжной мостовой бродили киногерои Шерлок Холмс и Штирлиц и много других, кого я не помню. Не думаю, что двенадцатилетний подросток ощутил мой ностальгический трепет, но сама прогулка, безусловно, доставляла ему удовольствие. Мы дошли до Ратушной площади и полюбовались Домом Черноголовых.

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

Читали, что этот дом был полностью разрушен во время войны, но совсем недавно его реконструировали по рисункам и чертежам. Черноголовка - это Св. Маврикий, покровитель купцов. Дом принадлежал купеческой гильдии. скульптура черного человечка на фасаде - это и есть черноголовка - Св. Маврикий.

Уличные музыканты создают ритм. Эхом сливаются свирели и трубы, многоязыкий говор туристов, колокола карильонов.

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

Мы выходим на набережную Даугавы и поднимаемся на мост. Красивый вид на старый город, на широкую реку, на противоположный берег.

Вспомнилась история Риги, которую, также как и Сигулду, основали немецие крестоносцы, но немного раньше. Для польско-литовского государства приобретение Риги было очень выгодным. По реке понянулись товары из Полоцка и внутренних областей Литовского княжества. Рига была крупным ремесленным центром, сырье перерабатывалось и реализовывалось в виде конечных продуктов. Рижсая гавань была очень оживленной. Кроме того, Рига была неприступной крепостью. Русские войска безуспешно пытались овладеть ее стенами во время Ливонской войны - не получилось.

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

Мы погуляли по Старой Риге часа два и остались нашей прогулкой очень довольны. И погода была к нам милостлива. Однако, когда мы стали выезжать из города, небо заволокло тучами, закрапал дождик.

Мы направились к Елгаве, который когда-то назывался Митава, столице герцогства Курляндия. Хотелось посмотреть дворец Бирона, да и вообще проникнуться историей Курляндии. Речь Посполитой смогла удержать Курляндию до конца XVIII века, хотя уже несколько десятков лет она принадлежала этому государству лишь формально.

Перед Елгавой дождик превратился в ливень и мы решили, что доверимся судьбе, поедем дальше. Жаль, конечно, что не увидели столицу Курляндии, но что делать…

На последних километрах Латвии рассуждали об этой стране. Вспомнилось, что я читал. Латышский народ стал окончательным этносом после образования латвийского государства. На его территории жили похожие народы балтийской группы: курши, латгалы, земгалы, селы, близкие к литовским народам и фино-угорский народ ливы, родственник эстов. В качестве цемента молодого государства стали остзейские немцы, русские, белорусы, поляки и евреи. Латышский язык начал формироваться в конце XVI века когда священники-лютеране начали печатать религиозную литературу на диалект коренного народа, живущего недалеко от Риги.

В современной Латвии большой процент русскоязычного населения. Мы не встретили во время нашего путешествия какого-либо языкового барьера или непонимания. С нами очень вежливо и тактично общались по-русски, с едва заметным акцентом.

Трасса незаметно подошла к флагам Латвии и Литвы и фирменной эмблеме Евросоюза на обочине. «Уз редзэшанос, Латвия!» «Свейки, Литва!»

Следующая глава:

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс. Тракай. Каунас.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия