(Финляндия — Аландские острова — Швеция)
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПАРОМА.
На Новый Год мы решили поехать на пароме из Хельсинки в Стокгольм, и естественно, встал вопрос выбора. Мы долго думали — на чём плыть — на «Viking Line» или на «Silja Line»?
(Финляндия — Аландские острова — Швеция)
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПАРОМА.
На Новый Год мы решили поехать на пароме из Хельсинки в Стокгольм, и естественно, встал вопрос выбора. Мы долго думали — на чём плыть — на «Viking Line» или на «Silja Line»?
И однозначно выбрали «Viking». Наши аргументы в его пользу были следующими:
Во-первых, Викинг принадлежит шведской компании, а на Силью, после того как она сменила финского собственника на эстонского (Tallink) сразу обрушилось много сервисных жалоб. Сами финны, которые являются крайними консерваторами по природе, дружно и массово показали Силье непереднюю часть тела и пересели на Викинг.
Во-вторых и главное, Викинг прибывает на центральный причал Стокгольма, от которого до исторического центра (Гамла Стан) 20 минут пешком, а Силья — причаливает где-то в Северном порту, откуда до центра добираться на метро чуть дольше (~ 4 остановки на метро). И до нашей гостиницы (Hotel «Rival», станция метро Mariatorget) нам гораздо удобнее добираться от терминала Викинга.
"Mariella" и "Gabriella" — идут по маршруту (туда/обратно): Хельсинки (17.30/9.55) — Мариехамен (Аландские острова, 4.25–4.35/23.45–23.40) — Стокгольм (9.40/16.45).
"Amorella" (1) и "Isabella" (2) — по маршруту (туда/обратно):
(1) Турку (08.45/07.35) — Мариехамен (14.10/03.30)/Лангнас (14.25/03.20)— Стокгольм (18.55/20.10)
(2) Турку (21.00/19.50) — Мариехамен (01.00/14.25)/Лангнас (01.10/14.10)— Стокгольм (06.30/07.45)
"Rosella" — Мариехамена — Каппельшер, (по будням в Швецию): 08.00–9.15, 16.00–17.30, (по будням из Швеции): 12.00–15.30, 19.00–22.00. (!) — в выходные дополнительные рейсы.
"Cinderella" — Мариенхамен — Стокгольм, (в Швецию): 09.45–15.30, (из Швеции): 18.00–07.45
"Viking XPRS" — из Хельсинки в Таллинн.
Самый новый и современный паром — "Viking XPRS" — сошёл верфей в 2008 г. (длина 185 м, количество пассажиров — 2500).
"Gabriella", год постройки — 1992, длина 171 м, 2420чел.
"Cinderella» — 1989 г. (191 м, 2560чел.), "Isabella" — 1989 г. (171 м, 2480чел.), "Amorella" — 1988 г. (169 м, 2480чел.)
"Mariella" построена в 1985 г. (176 м, 2500чел.).
Самая старшая и маленькая — "Rosella" — 1980 г., длина 136 м, 1700 пассажиров.
ПАРОМЫ „MARIELLA“ И „GABRIELLA“ („VIKING LINE“).
ФИНЛЯНДИЯ/ХЕЛЬСИНКИ — ШВЕЦИЯ/СТОКГОЛЬМ (И ОБРАТНО).
ВРЕМЯ В ПУТИ — ~17 ЧАСОВ.
ВЫБОР КАЮТЫ И ПАЛУБЫ. БИЛЕТЫ.
Выясняем (в агентстве, о нём ниже), что на наши даты туда мы плывем на „Мариелле“, обратно на „Габриелле“.
На таком большом пароме мы плывем первый раз, к тому же с ребёнком, поэтому мы решили взять хорошую большую каюту с окном. Придирчиво рассмотрели на сайте Викинг Лайн-а все предлагаемые варианты — http://www.vikingline.fi/onboard/mariella/cabins.asp, и остановились на каюте Люкс-LXR (большая кровать, два окна, фен, холодильник, ТВ, 5-я палуба). На обратном пути каюта была Люкс-LXB, точно такая же, (http://www.vikingline.fi/onboard/gabriella/cabins.asp).
Чем лучше каюта, тем на более высокой палубе она находится. Замечу для наглядного примера, что на нашей 5й палубе мы с трудом уснули под звуки трескающегося льда и гул мотора. Поэтому выводу о комфортности более экономичных вариантов делайте сами.
Бюджетные варианты, например без окна, но на 5й-6й палубах вполне приемлемы. Ниже — реально страшновато, и каюты выглядят как купе в поезде.
Замечу, что стоимость билетов на паром разная, и зависит от в какой день недели ваш выезд: сб-вт — самая низкая, птн — средняя, ср-чтв — самая высокая. На Новый Год и Рождество на Викинге нет праздничного коэффициента (в отличие от Сильи), к тому же компания делает массу разных скидок, типа „семья“, „ранняя бронь“ (за 25 дней), „туда-обратно“ и пр. (http://www.vikingline.fi/timetables/prices/passenger_fares/).
Стоимость наших билетов (пакета, зима 2010) — 170€ в обе стороны на троих (+ ~50% суммарная скидка).
Билеты покупали в Москве, у одного из уполномоченных агентов (Norvica Ltd): http://www.vikingline.fi/reservations/sales_agents_russia.asp?param=russia. К которым нет никаких претензий, кроме одной:) — нам неправильно посчитали сумму, естественно не в меньшую сторону. Поскольку мы финансисты никогда не позволяем себе расслабиться:), стоимость билетов давно была нами тщательно прокалькулирована, пришлось вежливо указать девушку на «случайную» ошибку. «Ой», — сказала уполномоченная агентша, — «я посмотрю в другом компьютере». В котором, естественно, цена посчиталась уже правильно:).
РЕГИСТРАЦИЯ БИЛЕТОВ. ПОСАДКА НА ПАРОМ.
Мы доехали почти до самого Викинг-Терминала на трамвае 4 (можно 4В). Волновались, но, увидели народ, тянущий чемоданы в одном направлении, и пристроились за ними. Походя мимо автопарковки у гостиницы «Marina», сильно впечатлились количеством машин с российскими номерами. Шли и по ним вычисляли регион: Москва, Москва, Питер, Питер, Петрозаводск, опять Москва…
Наши билеты, полученные в Москве, это ещё не билеты, а бумажки формата А4. Мы выстраиваемся в огромную очередь в кассу (несколько окошечек), показываем паспорта, и обмениваем бумаги на картонные билеты. Поднимаемся по эскалатору и через электронные автоматы (как в метро, прикладываем билеты) проходим в гулкий прозрачный пластиковый коридор-трубу, который «присасывается» к боку парома. Хорошо, что нас предупредили — что где-то за поворотом «вылетит птичка», т. е. стоят фотографы. Я пытаюсь подправить кудряшки и рот держу в позиции cheese. И это было правильное поведение, поскольку как-то внезапно мы проходим через какую-то рамку, где журимся от внезапной вспышки. Фото (5€) можно потом будет купить на выходе у reception desk.
И вот наконец торжественный момент — мы ВНУТРИ!
ВНУТРИ ПАРОМА. КАЮТА.
На самом деле — это очень волнующие ощущения. Народу — море. Все взволнованны. Настроение новогоднее, чего-то ждешь праздничного.
На входе надо сразу смотреть на указатели — они рассортировывают поток по палубам. Как водится у русских — те, кто повыше, сразу начинают презрительно смотреть на тех, кто пониже L. Мы как-то очень быстро выруливаем по узкому длинному розовому коридору сразу в нашу каюту. Вот и она — http://www.vikingline.fi/common/picturepopup.asp?pic=mariella_lyx_large.jpg&alt=LXB,%20Mariella〈=en&width=363&height=278.
Первое ощущение — маленькая. Второе ощущение — прохладно.
Мы оказались правы, фотографии несколько преувеличивают размер каюты (а у нас был люкс), и, действительно, внутри очень прохладно, буквально на нижней границе комфортности. Если помыть голову, надо сразу включать фен, а то можно покрыться инеем. В крошечном wc выложены фирменные travel-наборчики. И конфетки карамельки около зеркала. А так никаких излишеств.
Вот внутреннее «устройство» Мариеллы:
8 палуба — конференц-зал, смотровая открытая палуба
7 палуба — рестораны, ночной клуб, wc
6 палуба — ресепшн (information desk), магазин Duty Free, каюты
5 палуба — каюты
4 палуба — каюты, багаж
3 палуба, 1й ярус — автоплатформа
3 палуба, 2й ярус — автоплатформа
2 палуба — якорный отсек
ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. СМОТРОВАЯ ПАЛУБА. DUTY FREE.
Разбираться в закоулках и прослойках парома, несмотря на некоторую первичную растерянность, мы стали довольно быстро, подключив к этому процессу все органы чувств как GPS навигаторы.
Так, выйдя из каюты на первую разведку, мы не успели от неё отойти далеко, как увидели народ в куртках, бегущий куда-то и услышали крики: «Быстрей, быстрей на верхнюю палубу». Мы отзеркалили действия, схватили фотоаппарат и, на бегу застегиваясь, рванули по лестнице вверх.
Надо заметить, что в январе на смотровой верхней открытой площадке очень холодно, скользко и страшно. Я держала за капюшон нашего маконайца, а муж держал сзади меня. Но зрелище мерцающего ночными огнями Хельсинки с высоты полета чайки — было незабываемым. Мы пытались схватить эти кадры, но — нужен заранее подготовленный штатив, иначе, конечно, всё размазывается. А летом здесь, бесспорно, получаешь стократное нашему удовольствие.
Вернулись, разделись, поменяли фотоаппарат на кошелёк и двинулись — ну куда? — в Duty Free конечно же. Он приятно большой, но неприятно заполнен народом, 95% из которого — наши люди (об этом позже). Количество спиртного в тележках — ужасало. Как и очереди в кассы.
В продуктовом отделе — очень хороший выбор конфет и шоколада (в основном финский Fazer). Проходила дегустация белого вина, которое мы оттестировали без удовольствия (очень кислое) и после которого у меня невыносимо разболелось горло (очень холодное). Довольно интересный ассортимент финской галантереи в виде посуды Arabia, вазочек Aalto, тканевой мелочевки Marimmekko.
Довольно разнообразный Parfume, я разыскала там даже органические марки — Weleda и Dr. Andrew. Есть одежда и обувь, на которую в это время (первая неделя после НГ) была 30–50% скидка. Есть серебряные ювелирные украшения.
Цены в Duty Free на паромах — действительно завлекательные. Если иллюстрировать на примере парфюма, то мужской Dior в Sokose стоит ~70€. Здесь — чуть больше 40€.
ПИТАНИЕ НА ПАРОМЕ. РЕСТОРАН AL A CARTE, VIKING-БУФЕТ ИЛИ ПЕРЕКУС СЭНДВИЧАМИ.
Стоимость питания (а это ужин и завтрак) в ваш пакет билетов — не входят.
Все рестораны находятся на одной палубе, есть указатели.
Викинг предлагает свой Буфет или Шведский стол, стоимость которого:
Ужин, предоплата/оплата на борту: взрослый — 29€/32€, дети 6–17 лет — 13€/14.50€
Завтрак: взрослый — 9€/10€, дети 6–17 лет — 4.50€/5€
*вино, пиво, напитки, чай, кофе включены в стоимость.
Мы, собственно говоря, и не сомневались, что воспользуемся буфетом, но к счастью, моя подруга, по осени совершившая вояж на пароме, категорически отсоветовала «тратить зря деньги» на совершенно «стандартную невкусную» еду и пить вино, которое «красит язык».
Оказывается, на любом Викинге есть ещё несколько ресторанчиков, где можно более продуктивно вложить указанные евро. Это — презентабельный «Food Garden», чуть более демократичные «Wine&Tapas» (европейская кухня) и »Ellas» (американско-итальянская кухня) и пивной «Pub» (на разных паромах у них разные названия «Arcade», «Pamir», «Captain’s Correr» и др.).
Здесь предлагается шведский стол из закусок и десертов, а также блюда на выбор по меню. Схема оплаты хитрая:
Шведский стол (закуска или десерт) + главное блюдо (цена отдельно) — 10€
Шведский стол (закуска и десерт) + главное блюдо (цена отдельно) — 15€
Только шведский стол (закуска + десерт) без главного блюда — 27€.
*Основное блюдо — это мясо или рыба от 17€ (цыпленок) до 26€ (антрекот из телятины, филе оленя).
Соответственно, к выбранному вами варианту, вы выбираете по меню главною блюдо (тогда шведский стол служит вам либо закуской, либо десертом, либо и тем и тем), либо вообще всё заказываете по меню (вместо шведского стола выбираете закуску и/или десерт по меню).
Я сейчас написала про шведский стол для взрослых, а есть детский — 10€.
Взрослый — отличный выбор ветчин, рулетов, креветок, салатов, сыров, десертов. Детский — ужасный выбор жесткой курятины, мини-гамбургеров, жареной картошки-фри, красного кетчупа, невнятных овощей и отсутствие сладкого.
Очень вкусно и достойно. Членам Viking-клуба — 10%. Оставив 9€ чаевых (округлили наеденную сумму до ста евро), мы подвергли официантку в состояние легкого шока, она даже посмотрела на нас осуждающе. На самом же деле, ужин на троих с вином — более чем стоит этих денег.
И кстати, здесь можно заказывать диетические блюда, они помечены в меню знаками — G/без глютена, L/без лактозы, LL/низколактозные, V/вегетарианские. А летом (17.06–21.07) у них есть Клубничные недели!!! Которые переходят в Лангустные… … (22.07–22.08).
Вкусный и оригинальный выбор закусок предлагает «Wine&Tapas» — собственно говоря, название так и переводится: Вино и Закуски. Перекусить можно разными небольшими сэндвичами (например, с креветочной пастой), мини-шашлычками, ломтиками мяса и артишоками, спаржей в ветчинной обёртке и пр. Цены на них регрессивно-заманчивые: 3 tapas (т. е. закуски) стоят 7,50€, 5 — ~9€, 7 — ~10€, плюс можно вписать в одну из схем бокал красного вина. У них же по 8€ можно взять такие же вкусные (большие порции) салата «Цезарь» — 3 начинки ты выбираешь сам (они входят в стоимость: курица, креветки, вареные яички, копченый лосось, маслины, сыр, ветчина и пр.), а каждая следующая (по желанию) стоит 1€.
Утром тоже можно позавтракать в «Food Garden»-е. Завтрак, предоплата/оплата на борту: взрослый — 14€/15.50€, дети 6–17 лет — 7€/7.50€. Но нам невероятно понравилось Sea Side Café (на Мариелле есть, на Габриелле нет). Мы очень рано встали (забыв про разницу во времени), и отлично перекусили в нём на фоне рассвета, встающего над уже шведским морем. Чай, кофе, какао, молоко, соки + сэндвичи, салаты, фрикадельки + отличная выпечка + отличные сувениры. В этом же кафе можно и незатейливо поужинать.
Развлечения на пароме для взрослых и детей.
Дети развлекаются в детских комнатах, заваленных игрушками и даже компьютерными экранами с простыми играми. Обувь нужно снимать.
Можно поубивать время (и деньги) на игровых автоматах — их здесь большое количество и разнообразие.
РУССКИЕ НА ПАРОМЕ.
Глобальность неадекватного поведения наших соотечественников, конечно, причина того, что многие финны, зная пики наплывов русских соседей к ним в гости, стараются свести туристическое соприкосновение с нами к минимуму. Поэтому в посленовогодние дни, т. е. на наши зимние каникулы, финнов и шведов на пароме — ~5%, русских — 95%. Что это означает? :):(… Как ни обидно это говорить, другого слова не подберу — колхоз гуляет. В соседней с нами каюте народ пел всю ночь песни типа «В лесу родилась ёлочка, б…», униформа для прогулки по парому типа треники+сланцы+мятая майка+банка пива, безумное опрыскивание себя духами в дьюти-фри, толкание, хватание, нездорованье друг с другом и проч. и проч. это самые невинные проявления нашего «совкового» менталитета.
Я всегда пишу «наши», потому в очень редком русском человеческом экземпляре отсутствуют пролетарские замашки.
ОБМЕН ДЕНЕГ. БИЛЕТЫ НА АВТОБУС ДО МЕТРО.
Обмен евро/долларов на шведские секи можно осуществить на reception. Минимальный кэш, конечно же, необходим для старта. Там же продаются билеты (4€) на грузовой автобус City Bus, на который вам нужно погрузиться, сойдя с парома, чтобы доехать до ближайшей станции метро Slussen. Автобусная стоянка находится прямо у выхода из трубы с парома. Опознаваема по огромной очереди. А главное — время в пути до Slussen-а — ровно 3 минутыJ. Так что если у вас мало багажа — поворачивайте направо и через 10 минут приятной прогулки по набережной вы будете у Slussen-а, от которого рукой подать до Гамла Стана. А на сэкономленные евро купите сувенир J.
!И не забудьте на выходе купить свои фотографии на память о Викинге! J
И около того же reception есть стенд с информацией о Стокгольме (карты, брошюры, журналы) на разных языках, в т. ч. и на русском.
ПАРОМ «AMORELLA" (»VIKING LINE«).
ФИНЛЯНДИЯ/ТУРКУ — АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА — ШВЕЦИЯ/СТОКГОЛЬМ (И ОБРАТНО).
ВРЕМЯ В ПУТИ — ~6 ЧАСОВ.
Садились на паром в Турку, и на этот раз мы были на машине, т. е. брали ещё посадочное автоместо. Почему пункт отплытия Турку, а не Хельсинки? Сейчас объясню. Дело — в расписании. Вечерний паром из Хельсинки останавливается на Аландах где-то в 4 утра, а утренний рейс из Турку причаливает в 2 часа дня — что согласитесь, гораздо более удобно, чем ночные высадка и поиски гостиницы/коттеджа.
В Турку мы (естественно) остановились на ночь в гостинице („Centro“), выбирая которую учитывали первым делом её близость (относительную) к центру и паромному терминалу.
Хотя мы встали очень рано, заглотили в спешке завтраки как удавы, на поиски дороги к терминалу — потратили очень приличное время, поскольку один кусок набережной (как раз ведущий к нему) оказался перекопанным и мы буквально заблудились в объездных хитросплетениях. При этом надо иметь в виду, что для автопассажиров посадка на паром прекращается чётко за 30 минут до отхода парома (для пассажиров без авто — за 10 минут).
Автоподъезд к парому осуществляется следующим образом: площадь, разлинованная полосками с мини-кпп на каждой (check-in): будка-касса и шлагбаум. Подъехал, встал в очередь в свою полоску, в окошко кассы отдал паспорт и бумажный ваучер-билет, обратно получил паспорт, электронную карточку-билет (boarding pass), бумажку на стекло с названием причала (у нас был Alands) и обязательный kiitos/спасибо J. Далее ещё какое-то время постояли — автоочередь двигается медленно, но очень организованно. И по крутому въезду-пандусу въехали в бок Викинга на автопарковку. Заблудиться или ошибиться невозможно, вас везде встречают и отмахивают люди в форме. Единственное — машины стоят очень близко друг к другу, и поэтому нужно крайне осторожно открывать двери.
У нас нет каюты, 5 часов проводим в креслах (пластмассовых или плетёных) на палубе, кафе и Дьюти-фри. Опять же наблюдение: смотрю, одни люди просто ястребами накидываются на кресла (стоят или по отдельности, или в стопках), устанавливают их у перил, держат руками, заваливают (забивают) своими вещами, другие спокойно и непринужденно рассаживаются. Отгадайте загадку-ребус: где наши русские люди, и где иностранцы? JL
Турку-Мариенхамн („Amorella“) + Мариенхамн-Капельшер („Rosella“)/ 2взр,1 реб, машина = 1870р./46€ (37€+9€)
Стокгольм-Турку („Amorella“)/ каюта = 4880р./120€
На открытой палубе можно купить напитки (есть бар (можно зайти и посидеть внутри) и окошко из него (можно заказать с палубы, не заходя внутрь) — чай, кофе, пиво и др.
Пообедали мы салатами и закусками-tapas в »Wine&Tapas». О-очень вкусно. И выпили несметное количество стаканчиков чая-кофе на открытой палубе. Где было ТАК ХОРОШО, что даже заманчивые недра Дьюти-фри не соблазняли на их осмотр.
За 10 минут до причаливания в порт Мариенхамена (Аландские острова, о. Оланд) все автопассажиры должны спуститься на автопарковку, сесть в машины и приготовиться к организованной высадке.
ПАРОМ «ROSELLA" (»VIKING LINE«).
ФИНЛЯНДИЯ/АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА — ШВЕЦИЯ/КАППЕЛЬШЕР (И ОБРАТНО).
ВРЕМЯ В ПУТИ — ~2 ЧАСА.
Я уже приводила выше цифры стоимости билетов на паром по маршруту Мариенхамен-Каппельшер*. Да-да! Я не ошиблась — 9 евро на 2х взрослых, 1 ребёнка и авто!
Иными словами — не поехать в Швецию было бы неоправданно неумным поступком J. Именно стоимость билетов подстегнула нас запланировать в летнем вояже на Аланды ещё и заезд в Швецию (подробности будут в рассказе).
Единственное, что омрачило нашу почти детскую чистую радость — это возраст «Розеллы» (30 лет, внутри присутствует такой запах, как в наших плацкартных поездах) и её небольшие размеры (если море будет штормить, то таблетки от укачивания — обязательны к приёму!).
Мы попали в лёгкое волнение в открытом море, и это уже обозначило тошнотворную реакцию (особенно у ребёнка, спаслись тем, что вовремя выскочили на воздух на верхнюю палубу) и побило бока о прилавки в Дьюти-фри, где приходилось буквально хвататься за какие-то укреплённые стойки при особенно резком крене, чтобы не улететь в далёкий угол).
«Розелла» — это паром на пенсии:). И если 5 часов на «Аморелле» из Турку в Мариенхамен пролетели как одна минута, то два часа из Мариенхамена до Каппельшера показались вечностью.
В Стокгольм идут паромы из Мариенхамена, Лангнаса и Еккерё. Можно выбрать удобный рейс по времени.
http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий, при использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.