Совсем другой мир-мир Андалусии.
За дождями и туманами спрятанный Мадрид.
В Толедо из Мадрида на автобусе.
Экскурсионный автобус и эскалаторы в Толедо.
Листая страницы романа Лиона Фейхтвангера: «Испанская баллада».
Совсем другой мир-мир Андалусии.
За дождями и туманами спрятанный Мадрид.
В Толедо из Мадрида на автобусе.
Экскурсионный автобус и эскалаторы в Толедо.
Листая страницы романа Лиона Фейхтвангера: «Испанская баллада».
Эпоху величия и расцвета город пережил во времена господства христианских, вестгостских властителей. В ту пору Толедо был самым богатым, самым великолепным городом на свете. У одного из королей был стол иудейского царя Соломона, выточенный из гигантского цельного изумруда и вделанный в золото и волшебное зеркало, в которое можно увидеть весь мир. Все это похитили мусульмане.
Через 80 лет после создания мусульманами мировой державы, протянувшейся от границ Индии через Азию и Африку вдоль Средиземного моря до Атлантического океана, они переправились через узкий пролив в Испанию-в «Андалус», разорили государство, основанное триста лет назад христианами-вестготами.
Новые властители принесли с собой высокую культуру и превратили Испанию в самую прекрасную, благоустроенную и населенную страну в Европе. По планам, разработанным опытными зодчими, создавались большие великолепные города, возрождались пришедшие в упадок сельское хозяйство, горное дело.
Мусульманские мастера ткали ковры, столяры украшали города деревянной резьбой, кузнецы изготовляли все, нужное для мирного обихода и для военных целей. Была создана система образования, дававшая возможность каждому получить знания. Развивался флот, с помощью которого испанские мусульмане вели широкую торговлю.
Больше трех столетий длилось такое процветание, а потом налетела грозная буря и разметала все.
Разбитые и выселенные со своих территорий вестготы-христиане долгое время сражались одни и из поколения в поколение вели разбойничью войну с захватчиками мусульманами, но затем Папа римский объявил Крестовый поход и тогда отовсюду стали собираться крестоносцы и изнеженные, утонченные мусульмане не смогли устоять против их дикого натиска и спустя несколько десятилетий христиане отвоевали северную половину Испании до реки Тахо.
Не желая мириться с таким положением, мусульмане обратились за помощью к своим африканским единоверцам, диким, фанатически преданным исламу, воинам. Африканские мусульмане, которым была чужда веротерпимость, остановили продвижение христиан, но они также изгнали и образованных, свободомыслящих мусульманских правителей, до сих пор царствовавших в Андалусии.
Дальнейшие действия разворачиваются в варварском христианском кастильском Толедо спустя лет пятьдесят после этого вторжения африканских фанатиков. Кастилия измучена, разорена и обезлюдела, сельское хозяйство оскудело, ремесла в упадке, те люди, кто еще здесь остался, более привыкли к ратному делу, а не к мирному труду. Правящий в то время воинственный и задиристый король Кастилии Альфонсо VIII безудержно рвется к священной войне с эмиром, правящим в Севилье, для того чтобы отвоевать испанские земли.
Он с трудом соглашается на временное перемирие, но только для того, чтобы накопить денег. Для этого он приглашает к себе на службу на должность министра финансов бывшего жителя Толедо еврея Ибрагима Ибн Эзра, имевшего полный достаток в мусульманской утонченной Севилье, где он король среди купечества и желанный гость при дворе эмира.
Ибн Эзра соглашается, лелея надежду вернуться в жалкий и обветшалый отчий дом, захваченный баронами сто лет назад, а вместе с ним в Толедо приезжает и его дочь, красавица донья Ракель.
«Так любовь, что ослепляет,
Сбила с толку дон Альфонсо,
И влюбился он в еврейку
По прозванию Фермоза.
Да, звалась она Прекрасной,
И недаром. И вот с ней-то
Позабыл король Альфонсо
Королеву.«………
За те сто лет, что Толедо находился в руках христиан, он утратил великолепие и роскошь времен ислама, это был очень большой город, значительно больше других городов христианской Испании, а также больше Парижа и гораздо больше Лондона.
В эту воинственную эпоху все крупные города были крепостями, а в Толедо и каждый квартал был еще отдельно обнесен стенами с башнями и многие дома дворян представляли собой крепости. Укреплены были все ворота, укреплены все церкви и мосты, ведшие от подножия мрачной большой крепостной горы через реку Тахо в окрестности.
После прочтения романа поехать в Толедо было просто необходимо. Изначально я даже забронировала в городе отель на одну ночь, тем более что далее мне предстояло ехать в Кордову, а это ближе от Толедо, чем из Мадрида.
Но желания вдребезги разбились о расписания местного транспорта и мои попытки что-либо предпринять не привели к положительному результату. В итоге отказ от брони отеля и на попытку познать Толедо был отдан день накануне Нового года, т. е. 31 декабря.
С Толедо не все так просто, Толедо нельзя увидеть и понять за один день. Город с такой историей при всем нашем желании не может открыться сразу. Так было и со мной: сначала хмурое начало дня, затем я заблудилась, а потом пошел дождь!
«Главная площадь Толедо-Сокодовер, в старину бывшая рыночной, с утра и до вечера была заполнена пестрой, суетливой толпой: ржали лошади, кричали ослы, шумели люди и пёрли друг на друга, толкаясь, сбиваясь в кучу, образовывая заторы."
«Внутри городских стен на тесном пространстве дома жались друг к другу, ползли вверх по склону, ползли вниз по склону; ступенчатые улицы, темные и узкие, часто очень крутые, казались опасными ущельями-повсюду выступы, закоулки, стены и тяжелые, окованные железом огромные ворота.»
После полудня утомленная и усташая я ушла, думая, что не вернусь, но я ошибалась -Толедо не отпускал и дал мне еще один шанс и мне удалось проникнуться к городу.