Это сооружение официально именуется политкорректно: «Комплекс Мечеть-Кафедральный Собор в Кордове». Но в разговорной речи название короче — Мечеть «Альхама», или просто «Мечеть», или «Мескита».
Как и в большинстве других городов с историей, насчитывающей тысячелетия, большинство строений стоит на месте существовавших ранее. Так, когда-то в центре римской Кордовы находился храм, посвященный богу солнца. Позднее на его месте вестготы возвели храм Сан-Висенте. После перехода города к арабам в 711 году и мусульмане, и христиане использовали его совместно, разделив на две зоны. Но процветающий город бурно рос, места стало мало, и в 786 году Абдаррахман I выкупил христианскую часть церкви и некоторые другие здания вокруг. Всего за несколько лет на этом месте была возведена великолепная мечеть.
Для ускорения строительства использовались колонны, капители и камень из различных римских и вестготских сооружений Испании, Европы и даже Африки. Поэтому самая старая часть Мескиты представляет собой фактически археологический музей.
Позднее, по мере роста города, Мечеть трижды расширялась при разных правителях: при Абдаррахмане II и Альхакиме II увеличивалась протяженность на юг, к реке, и на север, за счет расширения дворика. При визире Альманзоре (Аль Мансуре) произошло самое большое увеличение комплекса, почти вдвое, за счет пристройки с восточной стороны. В результате общая площадь достигла почти 24 тыс. кв. м.
Прежде чем зайти внутрь, мы обогнули этот гигантский прямоугольник с трех сторон. Как всегда, с приходом христиан мусульманские и христианские детали начали тесно переплетаться. Например, на южном фасаде — под арабскими арками христианские фрески и скульптуры.
Доходим до угла: длинная стена протянулась метров на двести.
Вокруг бесчисленные сувенирные лавки, рестораны, небольшие отели. Жизнь кипит.
Видно, что в стене устроено большое количество ворот (практически каждые имеют свое имя), но все закрыты. Оказавшись чуть позднее внутри, поняли причину: вдоль внутренней стены христианами были устроены часовни, в результате ворота оказались заблокированы иконостасами и другими предметами.
Стена сверху донизу покрыта тонкой резьбой и выложена мозаикой. Оконные переплеты также резные. Приглядевшись, понимаешь, что резьба и переплеты в разных окнах различаются, каждый кусок стены с воротами индивидуален.
1 из 3
Появляется желание внимательно рассмотреть все узоры, сравнить все окна в поисках повторов. Но «познание бесконечности требует бесконечного времени», у нас времени поменьше, поэтому идем дальше.
Сворачиваем налево вдоль северной стены. Недалеко от угла расположен алтарь «Святой Девы с фонарями».
Ближе к другому углу — колокольня, как обычно перестроенная из минарета.
1
Рядом с колокольней — ворота Прощения. Здесь также соединены арабские резные узоры с христианскими фресками и скульптурами.
1 из 2
Огромные створки дверей отделаны многократно повторяющимися металлическими элементами. Здоровенные «ручки"установлены выше человеческого роста…
Вообще, Мескита, как многие арабские творения, позволяет вначале увидеть общую картину, потом начинаешь рассматривать отдельные элементы, и понимаешь, что каждый состоит из более мелких деталей, и так далее — как в матрешке, идешь все глубже и глубже. Поэтому вспоминаешь про время и заставляешь себя идти дальше.
Миновав ворота Прощения, оказываемся во внутреннем дворике (изначально — дворик для омовения).
В галерее, окружающей внутренний дворик, на высокой стене выставлены старые потолочные балки и доски, покрытые резьбой и рисунками. Ниже — художественная экспозиция.
1 из 2
Мы обошли галерею по периметру и выяснили, что только накануне открылась выставка «Тено и Сакральное искусство» («Teno y El Arte Sacre»). Здесь фото нескольких работ Aurelio Teno, сочетающих серебро, эмаль и друзы минералов.
1 из 3
Завершив обход дворика и кинув еще один взгляд на колокольню,
1
мы вошли внутрь. И оказались в настоящем лесу из колонн.
Увиденное производит сильное впечатление. Невозможно охватить одним взглядом вроде бы единое внутреннее пространство Мечети — противоположные стены теряются где-то за бесконечными колоннами и другими внутренними элементами. Какое-то время пытаешься осмыслить окружающее целиком, потом переходишь к частностям.
Поскольку первоначально для строительства использовались колонны из других сооружений, то они несколько отличаются по размерам, деталям капителей. Начинаешь замечать, что у одних колонн видны основания, у других ствол уходит прямо в пол. В одном месте специально сделано смотровое окно.
Понимаешь, что центральная часть Мескиты (по крайней мере, то что можешь рассмотреть начиная прогулку) с бесконечными красно-белыми арками является наследием арабского периода с минимальными изменениями. Сдвоенные арки позволили высоко поднять резные потолки, обеспечив простор и освещение внутри.
А по периметру вдоль наружных стен расположились уже христианские часовни. Большинство из них может являться самостоятельными музеями: богатые иконостасы, картины средневековых мастеров, иногда очень известных, скульптуры, мебель, прочая утварь. Они все огорожены решетками от остального пространства Мескиты — иногда довольно простыми и грубыми, иногда решетки сами произведение искусства.
Интерьер в большинстве случаев изменен, порой возникают интересные сочетания с арабской архитектурой.
Значительная часть часовен, расположенных вдоль наружных стен — фамильные. Они когда-то строились и веками содержались на деньги известных семей.
Наибольшим великолепием отличалась часть Мескиты, построенная при АльХакиме II (961–965 гг). В нефах — характерные многолопастные арки более сложной формы, высокие купола, роскошные максура (зона, предназначенная для халифа) и вход в михраб. Именно эта часть считается вершиной искусства халифата:
1
1
Слева от михраба располагается сокровищница. В ней — различная церковная утварь, картины, статуи святых, вырезанные с мельчайшими подробностями. На первом снимке — «Ковчег Арфе» — дарохранительница в форме готического собора из золота и серебра высотой более 2 м, созданная Энрике Арфе в 1510–1516 годах. С 1518 года этот ковчег ежегодно выносят в процессии в День Тела Господня.
1 из 4
Сразу после отвоевания Кордовы в 1236 году Мечеть была освящена как Кафедральный собор Св. Марии Ла Майор. При этом было решено оставить здание как есть, только водрузив крест над минаретом. Впоследствии на протяжении трех столетий все изменения в Меските были очень незначительными и гармоничными, призванными сохранить красоту здания и сочетать ее с христианскими традициями.
В 1523 году по инициативе епископа Алонсо Манрике началось строительство Кафедрального собора, или Главной часовни, в центре Мескиты. Этой инициативе активно сопротивлялся коррехидор Луис-де ла Серда, представляющий светскую власть в Кордове. Разрешил конфликт лично король Карл V, который до того в Кордове не был и Мескиту не видел — он принял сторону епископа. Спустя несколько лет, посетив Кордову, Карл V выразил свое сожаление принятым решением, но было уже поздно.
При этом надо отметить, что получившийся католический храм очень красив. Главный алтарь собора: иконостас с резьбой по каркабуэйскому мрамору, полотна Антонио де Паломино, позолоченные деревянные скульптуры.
Две резные кафедры:
1 из 2
Возносящийся в высоту купол собора и несущие его стены опираются на арабские аркады.
1
Напротив алтаря — епископский престол и хоры для певчих из красного дерева, все покрытое резьбой. Изображения на спинках можно рассматривать очень долго.
1 из 3
1 из 3
Над хорами — два органа. Вроде бы все, как обычно, но на одном вдруг замечаю необычную «отделку» — мужские портреты на щелях для прохода воздуха. К сожалению, резче снять не получилось…
2
Хоры отгорожены от центральной части такой загородкой:
Стены и колонны собора покрыты резьбой, позолотой, другими украшениями. В центральной части храма установлены скамейки, и можно сидя вертеть головой во все стороны. Жаль, что передать можно только крошечную часть увиденного…
1 из 4
1
На протяжении веков в Меските проходили захоронения, и порой надгробные плиты сливаются в сплошную поверхность под ногами. Такие же плиты есть и в часовнях, и иногда на них видишь фамилии очень известных испанских родов.
В Меските в разных местах, в основном с южной стороны, выставлены различные предметы, так или иначе связанные с храмом: куски барельефов римских времен, элементы более поздней отделки, манускрипты, украшенные драгоценными камнями, механизм часов, которые были установлены на башне в 1747 году, и многое другое.
Несколько часов, проведенных в этом потрясающем месте, едва позволили увидеть только самое основное. Мы с сыном решили заглянуть еще в пару закоулков, убедиться, что не пропустили что-либо интересное, а жена села на лавку отдохнуть, пока мы бегаем вокруг. Нас заинтересовал поток разноцветных лучей, проходящих от одного из витражей через храм, и мы попытались зафиксировать этот вид.
Затем мы с сыном пошли дальше, и жена, решив, что мы уже направляемся к выходу, догнала нас. Спустя несколько минут она вспомнила, что оставила на скамейке путеводитель. Вернулись — а его нет. В принципе, такие книги в красных обложках на разных языках продаются всюду, но покупать новый не хотелось. Поэтому на всякий случай у охранника на выходе мы спросили про путеводитель. Он направил нас в бюро забытых вещей у входа в помещение. Представьте себе: там, уточнив, на каком языке путеводитель и где мы его оставили, выдали нашу пропажу. Оказывается, мелькающие в толпе туристов охранники очень бдительно следят за оставленными бесхозными предметами и быстро их изымают.