На эту поездку нас поднял очень своевременно, недели за три до отпуска, прочитанный здесь же отчет — «Неторопливый галоп по Андалусии. Часть 4. Гибралтар». Лена, огромная благодарность! Узнав о возможности попасть сюда только с шенгенской визой, мы сразу скорректировали наши планы.
В субботу, сразу после перезда под Малагу, устремились на экскурсию. Выбрали специально нерабочий день в надежде на то, что народа на пропускном пункте и на улицах будет меньше, шопингом мы (в этот раз, по крайней мере) заниматься не собирались, и нам нужно только посмотреть по сторонам. А общепит и в субботу работает.
Уже километров за 20 до места стал виден характерный профиль Скалы.
Этот профиль рос и занимал все больше места в поле зрения — и в дороге, и потом, во время проезда через Ла-Линеа, возвышаясь над улицами. В конце концов, мы остановились на здоровой подземной парковке в полукилометре от границы, и направились пешком через парк к пропускному пункту.
По пути обращали внимание на наследие прошлого — доты на испанской стороне границы. Похоже, что они уже не используются, но сносить этих монстров слишком хлопотно. Так и вросли в обстановку.
1 из 2
1
Дальше действовали согласно подробной Лениной инструкции. Испанских пограничников просто не увидели — была пара небольших будочек типа наших для постовых, но в них ни души. Зашли в здание — оказалось, уже на английской стороне. Я рассказал жалобную историю — мол слышал, что теперь при наличии шенгенской визы теперь и нас пускают на Гибралтар, мы тоже хотим… Офицер проверил наши паспорта в поисках соответствующих виз. У жены и меня нашел быстро, а паспорт сына пролистал два раза и остался в недоумении — где она? Пришлось помочь. Интересно, почему визы в паспортах ставят куда попало? В результате при разбросанных хаотично по всему паспорту прочих визах последняя выданная была на первой свободной странице.
Убедившись в наличии виз, офицер уточнил, на какой срок мы хотим попасть, потом сказал, что все в порядке, нас могут пропустить и надо заполнить анкеты. И указал стойку у стены. Над стойкой висела пара образцов для заполнения — ТОЛЬКО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! Очевидно, что все остальные туристы, независимо от страны, обходятся теми тремя языками, на которых задаются вопросы в анкете. Или заполняют графы правильно…
Заполнили анкеты, отдали с паспортами офицеру, и вскоре получили паспорта назад со свеженькой гибралтарской визой. И вот уже мы идем по стопам предшественников, легко замечая все ориентиры из Лениного отчета: английскую телефонную будку, стенд с картами, и прочие.
Таких стендов мы видели несколько по всему Гибралтару. Всего за евро получаешь бумажную карту, соответствующую изображению на щите — очень подробную и удобную.
За проходной, на большой автобусной стоянке, стали свидетелем странной сцены. Около киоска крутилась группа женщин. Они покупали в киоске блоки сигарет, отходили на пару шагов, вскрывали упаковку и распихивали пачки себе под одежду, не обращая внимания на окружающих. Вот такая незамысловатая контрабанда…
Пересекли летное поле. Под самолет мы не попали, поэтому ожидать не пришлось. Но не удержались, чтобы не сделать фото прямо на оси взлетной полосы.
Кстати, чтобы наконец решить проблему с пересечением потока автотранспорта и людей с авиацией, с восточной стороны под концом полосы строят туннель — вскоре все машины будут миновать это узкое место и пробки исчезнут.
Уже отсюда хорошо видно, что толща Скалы пронизана туннелями — на светлой поверхности заметно огромное количество бойниц.
1 из 2
Существуют экскурсии по туннелям времен Второй мировой войны, времен Великой осады, но мы не стали с ними заводиться — интересно, но времени маловато на остальное.
Так как на шопинг мы не настраивались, решили идти не по Мэйн Стрит с ее магазинами, а чуть ниже, вдоль старой линии укреплений.
Очень быстро дошли до автобусного терминала у Рыночной площади — здесь конечные остановки ряда автобусов, в том числе № 2, который идет до Европа-пойнт — самой южной оконечности Гибралтара, с ее маяком, мечетью и другими интересными местами.
Прошли через арку на Большую Казематную площадь. Здесь по периметру площади большое количество ресторанов, магазинов, музейных экспозиций.
Мы решили, что прежде чем продолжать путь, а он планировался очень долгий, надо подкрепиться. Очень хотелось разливного «Гинесса». Заглянули в одно место, спросили — у них нет. Даже как-то странно… Заглянули в другое — там подсказали, где есть. Зашли в ресторан, заказали пива взрослым и вина детям, заодно к пиву жареных креветок, а сын захотел фиш-энд-чипс. Надо отметить, что это было очень своевременное действие.
Полные сил, направились в сторону станции канатной дороги, чтобы подняться на верх Скалы. В Гибралтаре практически всюду, где бы ты ни находился, окружающая обстановка показывает: ты в крепости. Сплошная стена укреплений, бастионов, батарей вдоль всей западной (более пологой) стороны Скалы, различные укрепления вдоль берега и выше по склону, амбразуры в скалах — все это строилось на протяжении нескольких столетий. И хотя теперь многие из них потеряли свое военное значение, и их пытаются как-то использовать в жизни города, хотя бы в качестве фундаментов — они все время на виду.
1 из 7
Второе — всевозможные артиллерийские орудия: разных форм и размеров, установленные на батареях, стоящие на лафетах в самых разных местах, просто лежащие на земле. Они даже в ботаническом саду, и на набережной рядом со столиками недешевого ресторана. Есть и трофейные, в том числе российское орудие — наверное, времен крымской войны.
1 из 10
Прошли мимо красивого парка, в котором играло много детей. Оказалось, что это первый общественный парк в центре города, только открытый в 2014 году на месте автостоянки.
1
В городе несколько гаваней для катеров и яхт. Из интереса заглянули в одну — судя по всему, это оказался очень респектабельный район по местным меркам: просторные апартаменты, выходящие одной сторон на дорогу, по которой мы шли, другой на набережную, гавань огорожена с трех сторон пирсами, на которых также очень приличные дома, суда заметно покрупнее, чем обычные катерки, фешенебельный ресторан со столиками, выставленными на набережную.
Чуть размялись и пошли дальше, к Трафальгарскому кладбищу. Недалеко от него установлена статуя адмирала Нельсона в натуральный размер.
Вообще в Гибралтаре памятники не отличаются помпезностью. Вот памятник участникам первой мировой войны — его на фоне окружающих зданий не сразу и заметишь.
А вот и само Трафальгарское кладбище — тихое, совсем небольшое. Здесь хоронили только тех, кто дожил до берега и умер уже здесь. Остальных — прямо в море.
1 из 3
Слово «Трафальгар» в местной географии упоминается часто — есть и дорога с таким именем, и бар. Да и сам мыс Трафальгар находится в полусотне километров.
Вот дошли до станции канатной дороги. Мое предложение взять билеты только наверх и спуститься пешком жена с сыном отвергли. Билет в обе стороны стоит 10,5 фунтов. Мы всюду использовали кредитку — проблем с валютой не возникало. Даже за автобус можно заплатить в евро, но если без размена. Дождались кабинки и вот уже поднимаемся вверх. По мере подъема все лучше видно окружающее пространство, легко различаешь места, где сейчас проходил.
Через залив виден Альхесирас, стоящие на рейде суда.
Вот та гавань, куда заглядывали полчаса назад.
1
Домики на склоне, которые снизу выглядели не очень, с этого ракурса смотрятся гораздо достойнее.
Едва выйдя из кабины, мы увидели гибралтарских макак. Эти нахальные животные были всюду. Они сидели на перилах, полу, крышах, позируя туристам или занимаясь какими-то своими делами, носились в разные стороны, что-то ели, вымогали на кухне подачки. Иногда, как заправские модели, они позволяли собраться людям вокруг себя, установить аппарат на штатив, и терпели довольно длительный процесс съемки, поворачиваясь туда-сюда. Обезьянки помоложе резвились: то замирали на секунды, то носились по кругу — перила, выложенная камнем стена, крыша и обратно. Фотографировать их было сложно — слишком уж подвижные.
1 из 5
1
1 из 8
2
Наблюдать за ними можно было очень долго. И не только смотреть. Жена шла по неширокому проходу, над которым нависал козырьком следующий этаж. И одна обезьяна, сидевшая до того на полу, быстро метнулась вверх по жене, используя ее как удобную лестницу, потом с головы прыгнула вверх. Ощущения жены — у макаки очень мягкие теплые лапки, осторожные прикосновения.
Помимо развлечений с аборигенами, мы осматривались с такого наблюдательного пункта. Вот внизу Гибралтар, заполненный судами залив, слева Альхесирас, справа за линией границы — Ла Линеа.
Недалеко от нас к северу самая высокая точка Скалы с расположившимися там военными. И хотя высота чуть больше 400 метров, ощущения очень сильные.
Застывшие на внешнем рейде суда — на фоне безбрежного синего моря.
Посмотрели на площадку, где идет отсыпка грунта для расширения Гибралтара. Работа явно двигается…
1
К югу — наблюдательный пункт и заметные стволы батареи, контролирующей Гибралтарский пролив.
Ну и собственно сам Гибралтарский пролив. Несмотря на не лучшую видимость, видна и испанская часть берега за Альхесирасом в правой части, и Африка за проливом. Естественно, у военных обзор намного лучше, чем у туристов.
2
Прямо к подножию станции фуникулера подходит дорога.
В принципе, по ней можно спуститься в город, но мы просто прошли чуть вдоль гребня. Здесь стоят какие-то заброшенные военными строения, и в них также можно увидеть макак.
1
Спустились вниз и направились в расположенный рядом с фуникулером ботанический сад.
С удовольствием погуляли по нему. Красивые аллеи, множество растений, укромные уголки, пруд с черепахами, мост, где крыша состоит из побегов одного дерева, фонтаны, детская площадка, открытый театр — хорошее место для прогулок в таком ограниченном пространстве.
1 из 4
1 из 9
Мы планировали до заката успеть дойти до Европа-пойнт, вращая при этом головами во все стороны. Поэтому покидаем сад через один из боковых выходов.
Здесь, чуть подальше от городского центра, ближе к докам, многие дома выглядят подчеркнуто минималистично. При взгляде на них вспоминается начало фильма «Ирония судьбы» — где у зданий отсекаются балконы и прочие архитектурные «ненужности».
Тут ждала легкая засада: как-то предполагалось, что и дальше рельеф будет более-менее ровный (по крайней мере, вдоль берега), но дорога очень ощутимо полезла в гору. Мы пошли следом…
Людей на улицах было совсем немного. Проходили мимо церкви, тут было легкое оживление — народ стягивался на вечернюю службу.
Насыщаемся впечатлениями. И об истории, и чисто бытовыми. Вот, например, дом постройки 1948 года с приделанными снаружи трубами канализации.
Это такой дизайн или их изначально не было? Вполне вероятно второе, особенно если вспомнить различную европейскую литературу той поры, в которой часто описывается быт — французский у Сименона, английский у Хэрриота, да мало ли еще…
Проходим социальный клуб для граждан старшего возраста, школу c указанием месторасположения «Южные казармы», небольшие домики в типично английском стиле — наверное, для военного начальства, и еще много всего интересного.
В какой-то момент оглядываемся назад и оцениваем, куда мы забрались, начав практически с уровня моря. Глядя на такие уклоны, начинаешь с большим уважением относиться к опыту местных автовладельцев.
1 из 2
Тем временем, солнце опускается все ближе и ближе к горам за Альхесирасом. В заливе суда включили огни, а над нами еще ярко освещены закатным солнцем наблюдательный пункт, дома на высоком склоне.
1
1 из 3
1
Остались последние сотни метров. Дорога уходит налево, и из-за выступа скалы вначале появляется высокий минарет, а потом и вся мечеть — подарок короля Саудовской Аравии.
1 из 2
1
И уже после нее виден маяк в Европа-пойнт.
Рядом с маяком большая стоянка, к моменту нашего прихода почти свободная. Здесь большая детская площадка, спортплощадка, хорошее место для обзора — к сожалению, мы пришли на полчасика позднее, чем хотелось бы. Поэтому памятник генералу Сикорскому и другие места обходили уже в сумерках.
Пока мы так ходили и смотрели на близкую Африку,
1
сзади раздался громкий вопль. Мы оглянулись — на минарете появилась подсветка, и мы сообразили, что вопль — это крик муэдзина через мощные динамики.
Быстро наступала южная ночь. Включенное освещение и опускающаяся темнота совершенно преобразили окружающее, придав таинственности и какого-то уюта. Заработал маяк.
Темнеющее небо практически слилось с морем, и показалось, что суда на рейде не плавают на воде, а повисли в пространстве.
1 из 3
И только где-то вверху солнце из-за горизонта еще озаряло облака…
1
1
Вот когда мы пожалели, что поленились тащить с собой штатив.
Пеший переход нас несколько утомил, и обратно решили ехать на автобусе — здесь конечная остановка 2-го маршрута, который идет до терминала на Рыночной площади. Убедившись по расписанию, что автобус еще ходит, загрузились в предпоследний по расписанию. Я сел у окна и обратил внимание на такую надпись.
Потом автобус покатил по вечернему Гибралтару. И начал лихо взбираться на подъемы и скатываться с горок, поворачивал на таких узеньких улочках, что казалось, углы домов проплывают в сантиметрах от стекла, за которым я сидел. Сверху открывались виды на освещенные города вокруг залива, и появлялась мысль — если судьба еще раз занесет сюда, надо обязательно въехать на машине, чтобы вечером спокойно проехать, останавливаясь в некоторых местах по своему желанию.
Высадившись из автобуса, сразу пошли в понравившийся ресторан — посидеть, отдохнуть, поужинать после довольно утомительного дня.
На Казематной площади было достаточно многолюдно, народ расслаблялся после дневной жары. Мы нашли столик и с огромным удовольствием провели часик. Когда уже собрались уходить, на площади появился мужчина с крупным догом. Собака вела себя спокойно, и я попросил разрешения ее сфотографировать. Реакция хозяина меня удивила — он совершенно невозмутимо вручил мне поводок.
После всего этого, сытые и довольные, немного отдохнувшие, мы тронулись в обратный путь из Гибралтара в Испанию. Неторопливо прошли часть утреннего маршрута. Напоследок — ночной снимок старой, еще мавританской, крепости на склоне Гибралтарской скалы.