В провинции Мурсия, в полутора десятках километров от Картахены, находится интересный объект. Мар Менор, или озеро Мар Менор, как его иногда называют, представляет собой лагуну, отделенную от моря песчаной косой длиной 22 км и шириной от 100 до 1200 м. Площадь поверхности лагуны — 135 кв. км, максимальная глубина — 7 метров, а средняя около 1,8 метра.
В древние времена лагуна соединялась с Средиземным морем, и во времена финикийцев, греков и римлян было возможно мореплавание в лагуне. Первые поселения, по данным археологов, существовали уже за 2500–1800 лет до н. э. Примерно 2 тысячи лет назад геологические процессы в сочетании с осадочными породами, выносимыми рекой Сегура, практически полностью изолировали лагуну от моря. Сформировалась уникальная экосистема, сообщающаяся со Средиземным морем только через несколько небольших проток.
Для поездки на Мар Менор мы выбрали последний день пребывания в Гарруче. Полуторачасовой бросок — и перед нами появилась наша цель.
Начинаем осмотр с южной части косы — здесь можно свободно проехать большую часть перешейка. В северной части косы расположен природный парк, и доступ ограничен. Итак, мы въезжаем в город Ла Манга, он же Ла Манга дель Мар Минор (La Manga del Mar Minor). Город также является административным центром одноименного муниципалитета.
На песчаных дюнах вокруг Мар Минор были густые заросли кустарников, устойчивых к соли (в частности, местные сорта можжевельников), в этих зарослях жило большое количество разных животных. Так, на песчаной косе практически до середины XX века жили кабаны и олени, сюда приплывали грифовые черепахи и тюлени-монахи.
После конфискации церковных земель на аукционе 10 января 1863 года различные земельные участки были приобретены различными владельцами, в частности некоторые — семьей Маэстре. В середине прошлого века на юге Испании начал развиваться туризм. В 1956 году Томас Маэстре Аснар (Tomás Maestre Aznar) приобрел большую часть земель и c 1960-х годов начался процесс застройки. Очень способствовало положение по сути между двумя морями.
В 1970 году на косе насчитывалось 15 зданий, а уже в 1981-ом — 4730. В связи с массовой застройкой была уничтожена большая часть растительности, исчезли жившие здесь животные.
Вдоль всей косы проходит дорога с простым названием Gran Via. Каждый километровый знак представляет собой вот такую схему всей косы с указанием основных объектов.
По всей косе расположены многочисленные гостиницы, комплексы апартаментов, частные дома, виллы. При численности населения муниципалитета 17 тыс. человек летом количество проживающих превышает 200 тыс. человек — туризм является основой экономики. К октябрю город выглядел несколько пустоватым.
Вдоль всей дороги на съездах с Gran Via стоят щиты с номерами съездов и указанием основных расположенных там объектов.
В большинстве случаев на расстоянии буквально сотни метров или ближе видно пляжи и море или лагуну.
Мы остановились у одного из таких съездов и вышли мимо дома к морю. Удобная набережная, широкий пляж. На весь пляж — несколько десятков человек, в основном где-то в километре от нас — наверное, проживающие в одной из гостиниц.
Я не удержался, чтобы не забрести в воду.
Одна волна побольше очень удачно плеснула по ногам, намочив мне шорты. Пришлось некоторое время передвигаться в таком виде…
Перешли на противоположную сторону дороги — к лагуне.
Очень понравился последний вид — апартаменты либо для самых ленивых, либо для самых активных: утром поднялся с постели — и через несколько секунд уже в воде. Уже перед завтраком получил хороший заряд бодрости.
В лагуне находятся несколько островов, некоторые довольно крупные.
Еще немного погуляли вокруг, и направляемся дальше. Коса сужается, и дорога проходит по самому берегу.
За водной гладью, на противоположном берегу, хорошо видны дома. Где-то там — город Сан Хавьер и его аэропорт, считающийся аэропортом Мурсии.
Расположенные вокруг Мар Менора города представляют собой большой туристический комплекс с множеством гостиниц. Здесь привлекательные условия для купания — чистейший песок, мелкая лагуна с очень пологим дном. Хорошие условия для парусного спорта, дайвинга. В связи с замкнутостью лагуны вода в ней содержит существенно больше солей и разных минералов, чем море за косой, поэтому хорошо развиты спа-терапия и талассотерапия.
С развитием туризма внутри лагуны было построено большое количество клубов с парусными и моторными судами. Для удобства их прохода в море было выкопано несколько искусственных проходов — вот через один из них мы и проезжаем.
К сожалению, устройство этих проходов, работы по углублению дна привели к более активному обмену воды между лагуной и морем, и был нанесен ущерб животным и организмам, обитавшим в лагуне. В последнее время проводятся работы по восстановлению причиненного ущерба, большие территории вокруг объявлены природными парками и заказниками.
Здесь сын на ходу снимал виллу и случайно поймал в кадр надпись в самом низу…
Мы прокатились по Gran Via до конца — по крайней мере, до конца пути, доступного нашему автомобилю. Здесь была довольно большая стоянка, так как через такой горбатый мостик машина уже не перебралась бы.
В принципе, можно было пройти пешком, но дальше через несколько сотен метров был естественный проход в косе, и за ним начиналась закрытая зона на северной стороне.
Совсем недалеко был последний километровый знак с цифрой 18 — настолько протянулась Gran Via.
Мы направились обратно, чтобы найти приличное место для купания. Очень уж хотелось влезть в лагуну. Удивительно, но при наличии в непосредственной близости двух таких водоемов на косе еще устроено и большое количество бассейнов.
Остановились у одного из первых попавшихся на пути пляжей со стоянкой рядом и пошли в воду. Рядом располагались несколько гостиниц.
На берегу — небольшие группы отдыхающих, не проявляющих особого энтузиазма к водным процедурам.
Мы влезли в воду. И долго-долго шли, пока вода не поднялась хотя бы до середины бедра — плавать на меньшей глубине, цепляясь руками за дно, было как-то несерьезно. Очень теплая, хорошо прогретая на мелководье вода, даже при приличной облачности. Можно представить себе, что здесь происходит при хорошем солнце…
Вылезать не хотелось совершенно. Мы забрались как можно дальше, пока не добрались до участка дна, покрытого водорослями. Воды было по грудь, но лезть в эту траву — бр-р-р-р! Так и плавали в разные стороны, потом вернулись ближе к берегу. Разомлели в воде, и стали искать себе всякие развлечения. Например, собирать со дна ракушки.
Наплескавшись, я пошел за камерой. Вон те две черные точки в центре — мое семейство сидит на корточках в воде.
Впрочем, не только мы залезли в воду — были и другие желающие.
Хоть их присутствие как-то морально поддерживало. А то возникал легкий дискомфорт: море, теплая вода, а никто не купается. В крайнем случае, заведут маленьких детей метров на пять от берега, ополоснут, и тут же назад. Может быть, все знают, что купаться нельзя, и лишь мы такие непутевые?
Ширина косы кажется даже меньше сотни метров — снимок с пляжа у лагуны через дорогу и пляж у моря. Хочешь, купайся в море, хочешь — в лагуне — всего минута ходу.
Обратили внимание на такую вещь — отдыхающий на берегу народ начал собираться, и оставив на пляже большую часть вещей, потянулся к близлежащей веранде ресторана на обед. Наверное, отдых по системе «откорм на месте» — в смысле, полный пансион.
Пока мы так расслаблялись, через косу рядом с нами прошла приличная тучка, щедро поливая все внизу дождем. Мы было приготовились прятаться, но нам досталось только несколько редких капель.
Накупавшись и смыв с себя соленую воду, направляемся в обратный путь по Gran Via. Быстро сохнут тротуары и проезжая часть, лишь небольшие лужи напоминают о прошедшем дожде.
Покидаем косу и направляемся вдоль берега Мар Менор. У нас было желание объехать всю лагуну по периметру, насколько можно. При этом хотелось проехать не просто по трассе, а через населенные пункты, посмотреть, как живут люди. Длина береговой линии — примерно 70 км, но не всюду можно проехать.
Ближе к Ла Манге, в очевидно новых урбанизациях, есть и виллы, и многоэтажные дома.
Вдоль берега — удобные набережные, песчаные пляжи, неплохие виды.
Выезд на набережную обычному транспорту запрещен, у самого ограждения — стоянки для инвалидов.
В Лос Ньетосе (Los Nietos) воспользовались возможностью и подъехали к яхт-клубу, развернувшись потом прямо у самого здания.
И там же, чуть подальше увидели, что на каком-то очень небольшом протяжении вдоль берега проходит железная дорога. На станции стоял вот такой состав. Потом на карте я увидел, что дорога идет до Картахены — всего-то километров 15. Так что этот состав — местная электричка.
Подальше от Ла Манги — более старые поселения. А через некоторое время мы ехали вдоль довольно дикого, заросшего берега.
По мере приближения к Сан Хавьеру погода портилась, и когда аэропорт был уже совсем рядом, впереди определилась хорошая туча, изливающая из себя дождь.
Так как тучи уходили еще дальше по нашему маршруту, то ждать улучшения погоды мы не стали и повернули в обратную дорогу, к дому.
Опять бросок по дорогам Мурсии — мимо зеленеющих полей и близких гор. Большую часть пути над нами висели плотные облака, но пробившийся через них луч света как бы обещал, что дальше будет лучше…