Интересно все-таки устроен человек! И все-то ему не так — зимой он хочет тепла, а летом — прохлады! И, зная это, мы еще в декабре стали готовиться к летнему путешествию в Исландию, запланировав объехать остров по кругу.
Подготовка к нему заняла почти месяц упорного труда — нужно было составить программу, не сломав при этом язык при произношении исландских достопримечательностей (попробуйте-ка, например, произнести без запинки и запомнить «источник Дейлдатунгухвер»), забронировать или выкупить места в отелях, хостелах и самолетах. Последнее было очень важно сделать именно тогда — зимой, так как по опыту других путешественников, я знал, что уже к весне наступает их дефицит.
Поэтому, прилетев утром 9 июля 2014 г. в Рейкъявик, мы без потери лишнего времени взяли три заранее забронированные машины хорошей проходимости и у нас еще было достаточно времени и на устройство в отеле, и на осмотр столицы. Продолжающиеся в это время "Белые ночи" позволили во второй половине дня неплохо осмотреть почти все столичные достопримечательности.
План первых трех дней пути нашей исландской «кругосветки» был такой —
Схема движения первых трех дней пути по Южной части Исландии
Маршрутом первого дня, конечно, стало проторенное десятками тысяч туристов «Золотое кольцо Исландии». Куда же без него?
И, проехав вокруг острова, сейчас вижу, что это звание было дано ему не зря — так близко от столицы собрано все то, чем гордится Исландия — водопады, термальные источники и земные разломы.
Большинство туристов этим и удовлетворяется — «Я был в Исландии!»
1-й День — «Золотое Кольцо»
"Золотое кольцо" Исландии. С этого маршрута обычно начинают и им заканчивают те, у кого нет времени на знакомство с Исландией больше чем пару дней. У нас это будет только началом нашего десятидневного путешествия вокруг острова. Но не зря этот маршрут назувается "Золотым" - на нем сконцентрированы все основные чудеса Исландии - геологические разломы, гейзеры, водопады и потухшие вулканы.
И действительно, в этот день мы увидели уникальное геологическое чудо — разлом земной коры от расходящихся двух тектонических плит — Евразийской и Американской -(на схеме маршрута — B)!
И, что интересно — в этом месте, по-видимому, не зря собрался и первый исландский парламент еще аж тысячу лет тому назад! Значит еще люди и того времени чувствовали притягательную ауру этого места!
Исландский геологический разлом. Из интернета
Ну, а потом все восхитились громадному двух-ступенчатому водопаду Гюдльфосс (Gullfos). И то, что мы видели его — это тоже исландское чудо — (D).
Его спасла для нас простая женщина Сигриудюр Тоумасдоуттир, дочь фермера Тоумаса Тоумассона, арендовавшего эту территорию возле водопада. Она, придя отсюда босиком в исландский Парламент, воспротивилась попытке постройки на этом месте гидроэлектростанции, сказав, что иначе бросится в пучину водопада. И власти, выслушав крестьянскую дочь — отступили!
Кто-нибудь из нас, бывших советских людей, может поверить в это?
По дороге на этот водопад невозможно пропустить еще одну важную достопримечательность Исландии — гейзер Geysir ©, который стал праотцом по названию всех гейзеров. Он сейчас отдыхает на «пенсии», иногда поднимаясь только на метр-полтора.
А в годы своей «молодости» его извергающий столб кипятка поднимался на высоту до 80 метров!
Зато туристов радует своей силой и постоянностью находящийся рядом с ним гейзер Строккур, извергающийся каждые 7–10 минут на высоту 25–35 метров.
И, несмотря на плохую и дождливую погоду, мало кого оставило безразличным и кратерное озеро Керид (исл. Kerið) — (E).
Ну, вот, если таким насыщенным был первый день, то что — подумали мы — ждет нас дальше?
2-й День — «Водопадный»
А следующий — второй день — был «водопадным». Дорога проходила вдоль горной стены, наверху которой лежат снега и ледники, поэтому через каждые сто метров что-то сверху льется — то дождик, то водопады.
Но среди всех этих водопадов встретились два, которые заслуживают внимания всех туристов — водопад Селйяландсфосс (F) и водопад Скоугафосс (G).
Через струи водопада и окружающий пейзаж кажется совершенно иным — каким-то более сказочным и необъятным. А вот если приехать сюда затемно, да еще в хорошую погоду, то можно увидеть и такую фантастическую картину, которую я не мог не взять из Интернета!
Водопад Скоугафосс более грандиозен и можно подняться по ступенькам на самый его верх.
И, как у каждой исландской достопримечательности, у обоих этих водопадов есть и свои легенды, и свои предания.
А в деревушке Скогар, возле которой находится водопад Скоугафосс есть и парочка интересных музеев, которые стоит посетить. Это этнографический Музей (Skogar Folk Museum), показывающий жизнь первопоселенцев этих мест и Музей истории техники, которая использовалась в Исландии.
Этнографический Музей (Skogar Folk Museum) в деревушке Скогар
3-й День — «Ледовый»
Зато третий день, в отличие от второго — был «ледовым». На нашем пути встретились ледовое урочище Скафтафетль (Skaftafell) — (H) и лагуна айсбергов Йокулсарлон (Jökulsárlón Floating Icebergs) — (I).
Погода в этот день улучшилась — уже не было дождя, ветра и облачность стала выше. Судя по прогнозу, чем дальше мы будем продвигаться на Север, тем погода будет лучше. Забегая вперед, скажу, что так оно и было. В северном Хусавике было солнечно, ясно и до 20 градусов тепла.
Дорога № 1, которая идет вокруг всего острова — замечательная, но узковатая. Едем с разрешенной скоростью не выше 90 км/час. Да и куда гнать? Здесь есть чем полюбоваться. И, если справа тянутся до видимой вдали Атлантики лавовые поля, покрытые мхами, то слева пейзажи более живописны — безымянные водопады и красивые маленькие дома исландских фермеров.
Ледовое урочище Скафтафетль видно за много километров.
Здесь есть чем заняться активным людям — много интересных горных троп, долин, каньонов, ледяных пещер, ледниковых рек и водопадов. Но, у нас, к сожалению, было только несколько часов и мы подошли поближе только к языку ледника. Такая экскурсия занимает около двух часов.
Ледовое урочище Скафтафетль
В этом же месте есть и интересный водопад, уникальность которому придают базальтовые стены, напоминающие трубы органа. И он так и называется — Водопад ОргАн!
Но самое интересное в этот день нас ждало еще впереди — это была ледовая лагуна Йокулсарлон, которая была заполнена отколовшимися от ледника Ватнайокюль льдинами. По этой лагуне-озеру, имеющему прямой выход в Атлантику, можно совершить экскурсию на катерах. А можно просто стоя на берегу, отталкивать ногой прибивающиеся к берегу льдины.
На берегу озера Йокулсарлон
Пройдя по берегу под мостом, мы вышли к океану, куда выплывают эти льдины. Здесь их разносит течение и разбивают волны. А наиболее крупные уходят в океан и там, тая, медленно заканчивают свою долгую многовековую жизнь…
Здесь у озера отелей нет и можно поставить только палатку. До приличного жилья еще неблизкий путь около 70 км. И это был маленький портовый городок Хёфн, в котором мы провели пару ночей, исследуя его окрестности.
4-й День — Мыс Стоскнесс, ледник и горячие источники
В этот день у нас был запланирован отдых и мы решили ознакомиться в этот день с достопримечательностями окрестностей городка Хёфн.
Карта достопримечательностей окрестностей городка Хёфн: А — городок Хёфн; В — мыс Стоскнесс; С — Ледник и горячие натуральные ванны
С утра поехали на видимый из окон нашего отеля мыс Стокснес. Он интересен тем, что там можно встретить тюленей и разных морских птиц. На самом мысу, вдающемся далеко в море, находятся строения бывшей базы НАТО, переоборудованной сейчас в гражданскую РЛС.
Увы, тюленей мы там не нашли, зато наткнулись на настоящую крепость древних викингов. Она находилась в зеленой долине за мысом и была обнесена остроконечным тыном. Вероятно, когда-то викинги и были в этих местах, но это сооружение — киношные декорации, оставшиеся от недавних съемок голливудского фильма «Викинги».
"Городок викингов" — остатки кинодекораций к голливудскому фильму "Викинги"
Следующие две интересные достопримечательности этих мест были тоже недалеко — в горной долине у поселочка Хоффель (Hoffel).
Форсирование реки на пути к леднику
Там, форсировав реку, мы почти взобрались на машинах на высокую морену у ледника Ватнайокюль, а потом, промерзнув, отогрелись в ваннах горячего источника, расположенного неподалеку.
Ледовое озеро под ледником Ватнайокюль
Карта маршрута 5-7 дней пути.
А — Хёфн; В — Дьюпивогур; С — Рейдарфьордур; D — водопад Деттифосс; E — вулканическая зона Крафла; F — геотермальная зона Наумафьятль; G — городок Рейкъяхлид; H — лавовый комплекс Димуборгум; I — Хусавик; J — место встречи с паффинами
В первый из этих дней была длинная дорога около 280 км на Север по фьордам восточного побережья Исландии (East Fjords). Шоссе идет по крутым склонам над морем. Сверху горы, покрытые облаками, а внизу черный вулканический морской песок и спокойное море. Уже проглядывает солнышко и дождик остался в прошлом — там — на юге Исландии.
Исландские фьорды очень длинные — иногда заходят вглубь материка на 30–40 километров и дорога все время идет вдоль береговой линии. Населенных пунктов по пути практически нет. Так — отдельные дома фермеров.
Первым большим городком на пути оказался портовый и рыбацкий Дьюпивогур (Djupivogur). Но, кроме своего производства, он больше сейчас известен среди туристов из-за своей оригинальной коллекции птичьих яиц.
И не каких-то разрисованных и деревянных, а — каменных, искусно подобранных художницей Sigurdur Guðmundsson по цвету и размеру под настоящие, только во много раз большие.
И таких яиц, ставших украшением небольшой набережной на пристани Gleðivík, — 34!
Каждой яйцо соответствует по форме и цвету натуральному яйцу определенной птицы
В городке есть еще несколько домов-музеев, в которых собраны разного рода артефакты из местной жизни типа костей крупных рыб и китов, а также и народные сувенирные поделки. Можно побродить среди них и, при желании, что-нибудь купить на память. В Дьюпивогуре есть хорошие отели, хостелы и кафе-рестораны.
Домик-музей раритетов и северных сувениров
Захотев посмотреть еще один водопад Флогафосс (Flögufoss), свернули с укороченной дороги № 96, идущей вдоль фьордов, на дорогу № 1, шедшей вглубь острова.
Водопад был хорошо виден с дороги, но, чтобы увидеть его поближе, нужно было съехать с дороги на проселок и потом еще пройти метров 500 пешком.
В этом же месте изрядно задержались еще из-за обилия белых грибов — восторгу наших женщин не было предела и остановить их сбор было невозможно.
На ночлег остановились в портовом городке Reydarfjordur, спрятавшемся в глубине одноименного фьорда. Городок восхитил своей компактностью, инфраструктурой, полезной для жителей и своей чистотой.
Даже не верилось, что раньше исландцы столетиями жили вот в таких землянках —
6-й День — Дорога на Запад к озеру Миватн
Этот день был, пожалуй, самым насыщенным по достопримечательностям. Нам встретились и водопады, и вулканичекие, и геотермальные зоны. И погода, словно тоже этому радуясь, подарила с утра яркое солнце.
Потрясающий комплекс из трех водопадов во главе с Деттифосс (Dettifoss) на реке Jokulsa никого не оставил равнодушным. Главным по мощи и красоте здесь является сам Деттифосс, падающий с 45-ти метровой высоты.
К этому водопаду можно проехать по другой дороге и со стороны левого берега. И там вид на водопад будет другим, но не менее впечатляющим.
Водопад Деттифосс со стороны левого берега. Из интернета
Выше по течению находится его собрат Селфосс. Он невысок — всего каких-то метров десять-пятнадцать, но оригинален тем, что является горизонтальным!, ниспадающим на протяжении более чем ста метров в реку с ее левого берега!
Был в этом месте еще и третий водопад — Хафрагилфосс (исл. Hafragilsfoss), располагавшийся на пару километров ниже Деттифосса. К нему можно было пройти пешком, но, из-начавшегося дождя, мы подъехав к нему по верхней дороге машиной, удовольствовались только видом сверху — во влажную погоду тропа вниз была крута и опасна.
Совсем недалеко от водопадов находилась и их огненная крайность — вулканическая зона Крапла. Еще и сейчас во многих местах из расщелин курятся дымки, попахивающие сероводородом.
Согласно прочитанной на входе информации, земная кора здесь очень тонкая и гигантская магматическая камера Краплы находится на глубине всего 2–3 километра, т. е., по геологическим меркам, это совсем близко.
В последний раз извержения в этом месте были в 1973 и 1984 годах.
На обратном пути заехали прямо на машинах к кратерному озеру Вити (исл. Viti), скромно переводящемуся как «Ад». Ведь когда-то исландцы думали, что ад находится прямо под вулканами.
Этот кратер образовался после мощнейшего извержения 17 мая 1724 года.
И последней достопримечательностью этого дня была геотермальная зона Наумафьятль (Námafjall), в которой кругом тоже дымится и кипит Земля —
И в нее тоже был платный вход. Правда, в отличие от Краплы, здесь все можно было посмотреть и издали, но нам захотелось пройтись рядом с булькающими фумаролами и подышать сероводородом от извергающихся и шипящих гейзеров. И это удалось.
7-й День — Чудеса из лавы и Тупики-паффины
Эту ночь мы провели в уникальном месте — в отеле городка Рейкъяхлид (Reykjahlíð), домики которого были установлены прямо среди волн вулканической лавы!
А утро начали с горячих озер Северной Голубой лагуны. Она похожа на свою «сестру» под Рейкъявиком, но здесь и дешевле, и людей всегда бывает поменьше.
Северная Голубая лагуна под городком Рейкъяхлид на озере Миватн
Озеро Миват, которое мы объехали по кругу, тоже сохранило немало вулканических секретов. И первым на нашем пути был лавовый комплекс Димуборгум (Dimmuborgum).
Это место всем показалось фантастическим — кругом нагромождения лавы, застывшей в самых причудливых и необыкновенных формах и эти образования нашли себе достойное место в исландских сагах и поверьях.
В парке есть несколько туристических троп, по которым мы и прошлись.
Комплекс вулканических образований Димуборгум
После этой формации дорога огибает по часовой стрелке озеро Миват и следующая интересная остановка была у вулканической зоны Скутустадагигар (Skutustadagigar), раскинувшейся прямо на берегу озера.
Пройдя по дорожке за символическую ограду, стали видны гигантские пузыри-бульбашки. Они образовались в результате т.н. «парового взрыва», когда лава протекала по болотистой местности, а раскаленные пузыри газа «всплывали» к поверхности лавового потока. Поэтому их и назвали «безродными» конусами — псевдократерами.
Псевдократер в вулканической зоне Скутустадагигар
А в завершение этого напряженного дня, нам еще удалось увидеть национальный символ Исландии — уникальных птиц Тупиков. Их еще называют «Паффины».
Для этого нам пришлось, поселившись в отеле и, миновав город Хусавик, ехать к маяку у северного мыса и там изрядно полазить по крутым склонам, прежде чем их увидеть.
Подойдя к ним ближе, мы нечаянно спугнули птиц и они улетели на море. Затем, видя, что все нормально и опасности для них нет, тупики стали возвращаться на склон. Но многие, приземлившись, сразу исчезали! Куда?
Наклонившись вниз, увидел отверстия, вырытые в земле. Это были их гнезда.
Оставшиеся птицы спокойно сидели и медленно передвигались всего в каких-то метрах трех-пяти от нас. Ближе не подпускали и сразу взлетали.
Наверно, это неспроста — исландцы любят употреблять их в пищу, а сырое сердце тупика и по сей день является их излюбленным деликатесом.
8-й День — Охота на китов и водопад Годафосс
С утра была охота на китов! Хусавик ведь был город китобоев. Но эта его слава уже в прошлом — охота на них ради мяса запрещена. Остается фотоохота и на ней бывшие китобои делают хороший бизнес — билет на такое мероприятие стоит 58 евро.
Ровно в 9 утра наша большая шхуна медленно отчаливает и направляется к противоположному берегу фьорда. Примерно через полчаса ведущий китового шоу сказал, чтобы все приготовили фотоаппараты — сейчас должен появиться кит.
Вдруг, действительно всплыло что-то темное, похожее на бревно. О! Да это же кит! Китовая туша медленно всплыла и также медленно снова ушла под воду и так повторялось несколько раз. Он передвигался вперед довольно резво, а наш корабль шел у него в фарватере.
Удалось сделать несколько динамичных кадров. И среди них — хвост! Ведь, как говорят фотографы-профессионалы — «Хвост — это лицо кита»! Так погонялись за ним и парочкой других еще c полчаса-час, а потом ушли еще ближе к противоположному берегу.
Этот берег, стоящий напротив Хусавика, совершенно необжит — кругом голые скалы, покрытые мхами зеленые склоны, а вдали — заснеженные горы. Украшением этого пейзажа были водопады, ниспадающие со скал прямо в море.
Пройдя вдоль берега почти до акватории Гренландского моря и больше ничего не увидев, вернулись в порт и поехали к водопаду Годафосс — (В).
Карта маршрута 8-10 дней путешествия: А — Хусавик; В — водопад Годафосс; С — город Акюрейри; D — городок Сёйдауркроукюр; E — "Динозавр"; F — Тюлени; G — городок Dalabyggð; H — Водопады Хрёйнфоссар и Барнафоссар; I — горячий источник Дейлдартунгухвер; J — Рейкъявик
Cрываясь с уступа по всей ширине реки Скьяульфандафльоут (исл. Skjálfandafljót), водопад Годафосс всех поражает своей мощью.
Высота его небольшая — всего около 12 метров. Однако, несмотря на это, он имеет солидный титул — «Водопад Бога».
Это связано с тем, что жителями этих мест при принятии христианства в 999–1000 гг. в него были сброшены языческие идолы.
По своей форме водопад напоминает полумесяц, а в середине очень симметрично стоят две базальтовые колонны, между которыми тоже вырывается водный поток.
По пути в городок Сёйдауркроукюра (Sauðárkrókur) — (D), в котором мы запланировали ночевку, бегло осмотрели северную столицу Исландии — город Акюрейри ©.
9-й День — Тюлени и динозавры
Сегодня, по дороге на юг, мы исследуем полуостров Ватснесс (Vatsness) — (E, F). Он будет самым интересным на нашем пути.
Сначала встретилось скальное образование Боргарвирки (Borgarvegur). Оно доминирует над окружающей местностью и очень похоже на крепость.
Скальное образование-крепость Боргарвирки — вид с самолета. Из интернета
Полагают, что первые поселенцы превратили ее в хорошую, по меркам Исландии, цитадель, добавив в нужных местах каменную кладку. Просматриваются даже остатки стен внутренних сооружений.
Скальное образование-крепость Боргарвирки
А кто мог предположить, что на этом полуострове мы встретим еще и динозавра, и тюленей? Динозавр (E), правда оказался каменным, но очень внушительным по размеру — почти с пятиэтажный дом.
Он стоял по колено в морской воде и, склонившись, жадно пил воду. Казалось, что вот-вот он поднимет свою голову и выйдет к нам на берег.
Природное образование "Динозавр" никого не оставляет равнодушным
Зато тюлени (F) были милашки. Они кувыркались, лениво переваливались с боку на бок и красиво ныряли.
Правда, до них было далековато и приходилось пользоваться биноклями и телевиками.
10-й День — Завершение «Исландской кругосветки»
Кратеры Грауброукаргигар
Вот и настал последний день нашего путешествия вокруг Исландии. Мы уже проехали больше двух тысяч километров. Сегодня нам предстоит посмотреть кратеры Грауброукаргигар, два водопада, находящихся рядом (H) и самый большой горячий источник в Европе — Дейлдартунгухвер (I).
Цепочка из трех кратеров Грауброукаргигар (Grábrókargígar) расположена прямо у трассы № 1 и находится под охраной как природный памятник. Вход на территорию бесплатный.
Поднявшись наверх, мы видим замечательную панораму — с одной стороны открывается отличный вид на кратер Грауброукарфетль (Grábrókarfell), а с другой — на долину с несколькими живописными и яркими домиками и шоссе № 1, уходящим в туманную даль.
По краю кратера Грауброукаргигар идет оборудованная и безопасная дорожка
Водопады Хрёйнфоссар и Барнафоссар
Чтобы попасть на водопады и горячие источники, свернули влево с шоссе № 1 на дорогу № 50.
Первым туристов встречает водопад Хрёйнфоссар (исл. Hraunfossar). Он просто уникален! Водопад представляет собой цепочку небольших ручьев и водопадиков протяжённостью около километра, ниспадающих с каменных недр правого берега в реку Хвитау.
Водопад Хрёйнфоссар состоит из сотен каскадов, вырывающихся из-под земли
Откуда же они там берутся? Оказывается, все просто — река, берущая свое начало в далеком леднике Лаунгйёкудль, проделала себе параллельное подземное русло.
И, поскольку порода лавы пористая, река без труда просочилась в неё и вот здесь, на протяжении одного километра, подземная река выбирается наружу, образуя видимые нам многочисленные водопады. Отсюда и произошло название водопада: «hraun» — по исландски — «лава».
Недалеко от первого водопада — чуть выше по течению — находится ревущий в узком скальном проходе водопад Барнафоссар (Barnarfossar), имеющий печальную историю.
Водопад Барнафоссар (погибших детей)
По старинной легенде, свое название («Детский водопад») он получил после того, как в воду с естественного каменного моста, подскользнувшись, упали два ребенка. Во избежание подобных трагедий в дальнейшем, этот опасный переход разрушили. Рядом висит табличка, где нарисованы падающие в реку дети.
Горячий источник Дейлдатунгухвер
У нас остается последняя цель в этом путешествии — посмотреть самый мощный геотермальный источник Европы — Дейлдатунгухвер (Deildatunguhver). Он уже почти рядом. И пропустить его сложно — еще издали видны клубы пара.
Этот источник, выбрасывающий до 180 литров кипятка в секунду считается самым мощным в Европе.
Горячий источник Дейлдатунгухвер
Рядом со стоянкой автомобилей стоит большое здание, от которого идет над землей труба. Это геотермальная станция и она снабжает горячей водой все окрестные городки и поселки в радиусе 70 км. Такая вода для всех жителей страны — бесплатна!
И последнее, что нас приятно поразило — 6-ти километровый туннель под фьордом Hvalfjörður, проехав который, мы сразу попали в Рейкъявик! Думаю, он входит в пятерку самых длинных подводных туннелей в мире! И самая нижняя его точка находится на глубине 160 метров от уровня Атлантики!
Мы едем на глубине 160 метров под Атлантикой!
Заключение
У-ф-ф! Неужели весь 10-ти дневный маршрут уже пройден и все намеченные достопримечательности увидены?
То, что наметили — да, увидели! Но лишь основные — те, которые видят туристы, выбравшие себе маршрут «Вокруг Исландии». За 10 дней мы проехали чуть больше 2300 км.
Сложно ли было на дорогах Исландии? Абсолютно нет! Машин на дорогах мало и все водители были по-европейски дисциплинированы. Не встретили ни одного полицейского. Но и правила движения мы старались не нарушать. И основное из них — скорость не свыше 90 км/час. Да и куда спешить? Приятней было постоянно смотреть по сторонам, делать остановки и отмечать встречные достопримечательности.
А сколько их еще осталось неувиденными и незамеченными! Думаю, мы не посмотрели и половины. Ведь до уникальных пейзажей и интересных мест других частей страны, находящихся в центре острова и на его северных и западных «околицах», еще трудно добираться из-за бездорожья.
Ну и хорошо! Нужно будет только взять машины еще покрепче и это будет целью нашего следующего путешествия по Исландии.
В этой обзорной статье использованы фотографии автора и его друзей:
К новым приключениям — Всегда Готовы!