Это путешествие вокруг Исландии мы задумали и детализировали еще зимой. Составили программу поездки, забронировали или выкупили места в отелях, хостелах и самолетах. Последнее было очень важно сделать именно тогда — зимой, так как по опыту других путешественников, я знал, что уже к весне наступает их дефицит.
По пути в Исландию остановились на три дня в Стокгольме и этих дней нам показалось мало для знакомства с таким прекрасным городом.
Прилетев утром 9 июля 2014 г. из Стокгольма в Рейкъявик, мы без потери времени взяли на 12 дней три заранее забронированные машины хорошей проходимости (две Hyundai iX35 по $1800 и Grand Cheroki — $2200) и у нас еще было достаточно времени и на устройство в отеле, и на осмотр столицы.
Прокат автомашины
Любое путешествие самостоятельных туристов по Исландии начинается с конторы проката автомобилей. Зайдя в Интернет, вы обнаружите их около двух десятков. Среди них известные бренды — Alamo, Enterprise, Eurocar, Budget, Sixt и другие.
Все они находятся прямо на территории международного аэропорта Кефлавик и заранее забронированную через Интернет машину можно взять прямо у выхода из аэропорта. Или, если это не сделано заранее — то сразу на стойке выбранной фирмы по прилету. Но, должен сказать, что в основном у них в прокате машины класса седан с обычным для них клиренсом 14 см.
Автомобили напрокат стоят прямо у порога аэропорта Кефлавик
Такие машины вполне подойдут для тревела по стране, если вы не планируете съезжать с «большой дороги» № 1, ведущей вокруг острова. Вся эта дорога, за исключением некоторого участка в горах восточной части острова, в прекрасном состоянии. И ко всем основным туристическим объектам можно проехать на такого класса автомобиле без проблем.
Но, если вы захотите попробовать съехать с дороги, то это может быть чревато — камни и бугры на грунтовых дорогах никто не отменял даже в Исландии. Для такой цели лучше всего брать внедорожник, который будет стоить, естественно, дороже.
Просканировав предложения, мы остановились на прокатной фирме Iceland 4×4 Car Rental, расположенной в городке Кефлавик, возле которого находится аэропорт. Эта фирма специализируется на внедорожниках и ее цены на такой класс автомобилей были лучше имевшихся в аэропорту. По совету опытных путешественников мы сделали бронь и оплатили ее еще в феврале. И, как оказалось, были правы — на большой площадке фирмы в день нашего прилета 9 июля стояли всего только несколько автомашин — наступил разгар летнего сезона.
По прилету нас встретил представитель фирмы и, разместив в двух микроавтобусах, доставил на этот прокат. Там уже стояли в ожидании нашей группы 12 человек три автомашины — две Хюндай iX-35 и одна Гранд Чероки.
Машина к сдаче напрокат готова
Стоимость первых машин была по $1800 за 12 дней, Джип Гранд Чероки по $2200. В каждой машине свободно разместились по 4 пассажира и весь их багаж. Каждая машина была также укомплектована хорошим современным навигатором, в памяти которого уже было много сохраненных интересных маршрутов.
Какие «подводные камни» могут ожидать клиентов? Перед подписанием договора нас попросили осмотреть машины на предмет повреждений и царапин на их корпусе. Осмотрели. Никаких повреждений на Хюндаях мы не обнаружили — машины были совсем новые — на спидометре моей машины было чуть больше 10 тыс км. С трудом заметил небольшую выбоинку краски на заднем крыле — внесли в протокол.
Гранд Чероки был постарше и, естественно, имел какие-то царапины — их все постарались внести на схему в протокол. И хорошо, что сделали это, потому что приемку машин делали совершенно другие люди, которые подошли к этому вопросу супер-дотошно.
На мою царапинку, занесенную в протокол, они даже не обратили внимания, зато на другой машине, хотя и наступали сумерки, обнаружили небольшую в полсантиметра царапинку и выставили счет в 200 евро! И это несмотря на то, что у нас была оформлена страховка от царапин! Но менеджер объяснял, что такая страховка покрывает якобы только повреждения на передней части машины, а у вас она — на задней!
При возврате машины идет дотошный контроль всех повреждений
Было воскресенье, поздний вечер и жаловаться было некому. В итоге сошлись на 100 евро. Квитанцию об оплате они «забыли» дать. Это был единственный неприятный момент, связанный с этой фирмой.
Перед сдачей машины нам мыть ее было не обязательно — на нашей фирме это сделали (чтобы обнаружить царапины?) быстрее и профессиональнее. Но, говорят, некоторые фирмы, особенно расположенные в Рейкъявике, заставляют своих клиентов приезжать на чистых машинах.
Обязательно нужно сдавать машину с тем количеством бензина, с которым было взято авто. Чтобы при сдаче машини не было лишних вопросов — для этого достаточно сделать фотографию панели. По Исландии лучше передвигаться с полным баком бензина — бензоколонки там не так часты.
Большинство исландских заправок автоматические
Большинство бензоколонок автоматические и расплата за бензин идет с кредитной карточки. Инструкция пользования такой системой очень проста — пистолет в бак, карточку в отверстие и потом только нужно будет ответить на два вопроса — какая колонка и сколько литров. Все.
В целом, наши машины показали себя замечательно — с ними не было никаких проблем. Кроме асфальтных дорог, мы пользовались бездорожьем и форсировали реки. Правда, предварительно исследуя вброд их глубину.
Мы проехали на них более 2200 км, совершив незабываемое путешествие «Вокруг Исландии за 10 дней», которое начали с Рейкъявика.
Вечерняя прогулка по Рейкъявику
Еще зимой, когда мы планировали это джип-путешествие вокруг Исландии, то сделали ошибку, выделив на столицу только два дня — один в начале и второй — в конце путешествия. В итоге первый день, несмотря на ранний прилет, был сильно «обрезан» из-за хлопот по получению напрокат автомашин по прилету в международный аэропорт Кефлавик и устройства в хостеле.
Согласно плану, завтра рано утром стартуем на знаменитое «Золотое кольцо», а потом, не возвращаясь в столицу, и дальше — вокруг всего острова. Таким образом, для знакомства с городом мы имели всего несколько вечерних часов нашего первого исландского дня. Ну, и потом — последний — после поездки по пригородам столицы. Не помешал бы еще один полный день.
Получив машины, быстро домчались по прекрасной и пустынной дороге до Рейъявика.
Все исландские дороги в прекрасном состоянии
Поселились в хостеле Reykjavik Hostel Village на ул. Flokagata,1, расположенном за местной достопримечательностью — лютеранской церковью Хатльгримскиркья. Отель включает в себя несколько двухэтажных коттеджей, стоящих по соседству. Комнатки небольшие, стоимость за ночь $68/чел. Исландия — страна недешевая. Есть в отеле и столовая с довольно обильным завтраком. Она представляет собой помещение, накрытое тентом и вряд ли работает зимой.
Хостел Reykjavik Hostel Village
Поселившись, вышли посмотреть исландскую столицу. Благодаря белым ночам нам удалось посмотреть многое из достопримечательностей города.
Прямо за нашим хостелом виден большой остроконечный шпиль. Его ни с чем спутать нельзя — настолько оригинально это здание. Это лютеранская церковь Хатльгримскиркья. Это здание — четвёртое по высоте сооружение в Исландии после разного рода вышек и мачт. Церковь строилась почти 40 лет и была открыта в 1986 году. Лютеранство — государственная религия Исландии, которую исповедует 96% населения страны.
Лютеранская церковь Хатльгримскиркья
Находясь в центре города, она видна из любой его части. Церковь названа в честь поэта и духовного лидера Хадльгримура Петурссона, автора книги «Гимны страсти». Здание также используется туристами в качестве обзорной вышки, с которой открывается замечательный вид на Рейкьявик и окружающие его горы.
У входа в собор стоит памятник первооткрывателю Америки знаменитому викингу Лейфуру Эрриксону, который, оказывается, побывал там задолго до Колумба. Примерно в 1000 году он с командой из 35 человек отплыл в сторону Северной Америки.
Считается, что он открыл три региона американского побережья: Хеллуланд (предположительно Баффинова Земля), Маркланд (предположительно Лабрадор) и Винланд, получивший своё название за большое количество произраставших там виноградных лоз (предположительно Ньюфаундленд).
Памятник викингу Лейфуру Эрриксону, первооткрывателю Америки
Этот памятник является подарком американцев к тысячелетию исландского парламента (1930 г.) и был установлен на площади в 1932 году, когда церкви ещё и в помине не было.
Внутри церкви очень просторно. На передней стене размещается большой 15-ти метровый механический орган, созданный германскими мастерами. Невзирая на посетителей, в зале шла репетиция предстоящего концерта.
В церкви Хатльгримскиркья прекрасная акустика
Забравшись на верхушку церкви, видим спокойную пасторальную картину, не свойственную, согласно нашим представлениям, столичному городу — нигде нет небоскребов. Вокруг невысокие дома, перемешанные со старыми деревянными зданиями с разноцветными крышами, голубые дали морского залива и невысоких гор. В городе чистый воздух и нигде ничего не дымит — в Рейкъявике нет ни котельных, ни ТЭЦ — вся страна отапливается термальной энергией.
Весь город - как на ладони. Панорама центральной части Рейкъявика с церкви Хатльгримскиркья. Прямо перед нами центральная улица Сколавордустигур (Skolavordustigur)
С высоты видно, что для города характерны перекрестки в виде круговых развязок и большие парковки, рассчитанные на сотни машин. Рейкьявик находится на небольшом полуострове и некоторые районы города прилегают к океану.
Город не стеснен в своих размерах. При населении в 120 тысяч человек он имеет площадь 275 кв. километров — четверть Москвы!
Прямо от церкви идет улица Сколавордустигур (Skolavordustigur) и, пройдясь по ней, мы можем вкратце увидеть основные достопримечательности исландской столицы — ее Down Town. На этой улице не встретишь многоэтажных каменных домов — даже современные не выше трех-четырех этажей, а все старые — деревянные одноэтажные и очень бережно охраняются.
улица Сколавордустигур (Skolavordustigur)
На ней, а также на соседней улице Лейгавегур (Laugavegur) сосредоточены множество художественных галерей. Но многие художники не заморачиваются салонами, а рисуют свои шедевры прямо на всех свободных стенах.
Проходя по этой улице, можно идти мимо невзрачного скромного двух-этажного каменного здания и даже не заметить его. Это городская тюрьма. Она невелика — почти такие же по размерам здания и у Парламента с Правительством Исландии. Я постучал в ее дверь — вышел человек в форме. На мой вопрос — А сколько у вас постояльцев? — засмеялся.
— Никого.
Здесь заседает правительство Исландии
А здесь собирается Парламент Исландии
Пройдя Skolavordustigur до конца, мы попадаем на улицы Adalstraeti, Austurstraeti, Bankastraeti, являющимися сердцем Старого города. Здесь с любовью сохраняются самые старые деревянные здания. И сейчас во многих из них располагаются музеи и сувенирные магазины.
Тролли-зазывалы в магазин
На улице Bankastræti мы встретим оригинальную скульптуру «Водоноска» скульпторa Ásmundur Sveinsson (1937). Удивительно — неужели исландцы не знали такого простого домашнего инструмента как коромысло? Как бы тогда она выглядела элегантно с этими ведрами! И не было бы у нее отвислых плеч.
Встретился еще и такой оригинальный памятник.
Повернув с Банковской налево, по улице Laekjargata мы выходим к озеру Тьорнин (Tjörnin), на берегах которого построены виллы богатых людей страны. Вспоминая таковые в киевской Конча Заспе или на московской Рублевке — эти как-то не впечатляют.
А это дома богатеев на берегу озера Тьорнин (Tjörnin)
Кирха на берегу озера Тьорнин (Tjörnin)
Зато впечатляет здание ратуши (City Hall). Оно построено на берегу озера и сделано в модерновом стиле, вызвавшем поначалу у населения много вопросов — уж слишком сооружение было новаторским и выбивалось из привычного для спокойных исландцев стиля. Здесь же располагается и резиденция мэра и администрация города, а на первом этаже здания — выставочные залы, большая рельефная карта Исландии и кафе.
Вокруг озера приятно прогуляться или прокатиться на велосипеде по прекрасно организованным дорожкам. Удивляет большое количество водоплавающих птиц, которые совершенно не боятся человека и кормятся прямо с рук.
Утки прямо ручные и нагло вырывают все из рук
Недалеко от мерии на берегу озера стоит сатирический «Памятник Неизвестному Бюрократу» скульптора Magnús Tómasson (The Unknown Official, 1994).
Памятник Неизвестному Бюрократу
Вернувшись с озера по старинной улочке Adalstraeti, мы выйдем к морскому заливу Gamla Hofnin, на берегу которого построено тоже оригинальное и модерновое здание, окна которого похожи на пчелиные соты. Это концертный зал и конгресс-центр Harpa.
Концертный зал и конгресс-центр Harpa
Он выстроен при участии знаменитого датско-исландского художника Олафура Элиассона в 2011 году. Окна здания отражают водную гладь, гавань и небо. По задумке художника некоторые стеклянные соты, раскрашенные в яркие цвета и переливающийся фасад олицетворяют собой пульсирующую энергию жизни.
Прогуливаясь дальше, выйдем на цепочку улиц Austurstræti — Bankastræti — Laugavegur. Это центральная торговая улица, на которой сосредоточены магазины, бары, рестораны и ночные клубы. В начале улицы Austurstræti находится один из самых крупных центров туристической информации. Здесь можно получить бесплатно карты Исландии и Рейкьявика, схемы маршрутов и расписания городских автобусов, информацию об экскурсиях, музеях и выставках и поменять валюту. Но путеводители и подробные карты автомобильных дорог нужно будет покупать.
Проходя по Laugavegur, нужно обязательно свернуть на Vatnsstigur и выйти к морскому заливу на Северную набережную. Там, прямо на берегу, стоит оригинальный памятник первооткрывателям Исландии — скульптура Йона Гуннара Арансона «Sun Voyager».
Памятник викингам - открывателям новых земель.
С этого места открывается и живописный вид на гору Есья (Esja). А сама набережная — хорошее место для пеших или велосипедных прогулок. Правда, рядом по скоростному шоссе всегда несется поток машин.
Ну, вот, прогулявшись по старой части Рейкъявика, мы получили первое впечатление от Исландии — это спокойная страна, где люди предпочитают яркие цвета, но не заморачиваются на внешних признаках богатства — дорогих машинах и домах. И люди тоже, хоть и выглядят скромно, но очень современны и не чуждаются модерна в повседневной жизни.
Завтра выезжаем в 10-дневное путешествие вокруг Исландии. Уверен, что по возвращении в Рейкъявик, город покажется нам еще ближе и теплее. И нужно будет успеть еще познакомиться и с пригородами столицы.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия