Из чудной деревни Кандован, в которой люди живут в пещерах, мы отправились по направлению на городок Такаб иранской провинции Западный Азербайджан. Городок этот, может быть, не стоило и упоминать, но в 40 километрах от него находится известная зороастрийская святыня. Это крепость Азергошасб («Огонь царей-воинов»), известная также как «Трон Соломона».
5
Возраст сооружения превышает полторы тысячи лет. Когда-то, в 3-м веке н. э., в эпоху Сасанидов, это был духовный центр зороастризма. Сейчас крепость представляет собой группу развалин, вокруг заполненной водой кальдеры (котловины вулканического происхождения, образовавшейся на вулкане после обрушения стенок кратера).
1
1
Эта крепость, очень известный в Иране археологический комплекс, стоящий в одном ряду по важности и значению с Персеполисом. Важен этот комплекс не только для Ирана, но и для всего человечества, и с 2003 года он внесен в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
2
Для совершения в этом месте зороастрийцами своих обрядов было все необходимое, а именно сочетание четырех элементов. В изобилии была земля и воздух. Всегда был огонь — «вечное пламя», за счет сжигания вулканического газа, направляемого по керамическим трубам. А воду брали в озере вулканического кратера, глубиной более 120 метров, снизу которого бьют подземные источники, а берега украшает застывшая лава.
6
3
2
Возникает закономерный вопрос: какое отношение ко всему этому имеет царь Соломон? Абсолютно никакого. В 7-м веке случилось нашествие арабов и зороастрийские жрецы, чтобы защитить свою святыню придумали легенду, в которой связали эти места с именем библейского царя Соломона. Вроде именно здесь он управлял всеми духами, джиннами, восседая на троне. Ну, а тех, кто ослушается, запирал внутри вулкана, который был недалеко от их храма и который ныне называют «Тюрьма Соломона» (Зейдане-Солейман).
1
Легенда сработала! Арабы, уважительно относясь к библейским пророкам, оставили храм в целости и сохранности. Но, позднее он все равно пришел в запустение. В 13-м веке в этом месте находилась летняя резиденция Ильханидов. А мы увидели остатки, когда-то, гордых построек. Арки, стены, переходы смотрелись великолепно на фоне не менее великолепных пейзажей, напоминая ныне живущим поколениям о прошлом величии Персии.
Зороастрийский храм, жуткие башни Молчания и пещера Чак-Чак
Позволю себе нарушить реальную последовательность нашего путешествия, пропустив Такаб, Хамадан, Кум, Исфахан и Шираз (с обещанием к ним вернуться), и сразу оказаться в Йезде, городе, который считается центром зороастризма. Много лет люди, исповедовавшие зороастризм, преследовались на иранской земле. Их храмы или разрушали или превращали в мечети, а они сами или принимали ислам или покидали родные места, переезжая, например, в Индию, в которой до сих пор их называют «парсами». В 20-м веке, интерес иранцев к своей древней религии вернулся и усилился. Поэтому община парсов, вернувшись на родину, смогла открыть в городе Йезд свой храм. Храм назвали Атеш Варе Херам (Молодой огонь, хранимый там).
Здание храма очень скромное, особо ничем не примечательное. Стоит на возвышении посреди двора. Главное внутри: в чаше метровой длины, установленной на пьедестале, за темным стеклом, горит священный огонь. Этому «молодому» огню «всего» полторы тысячи лет.
Достаточно сильное впечатление на меня произвели Башни молчания, расположенные на окраине города Йезд.
1
Это очень мрачное место, со специфической атмосферой. Все потому что Башни молчания, древние кладбища зороастрийцев. Они представляют собой высокие каменные башни, построенные на вершине холма.
3
2
По канонам зороастрийской религии, страшным грехом является осквернение земли, воды, огня или воздуха, поэтому обычные способы захоронения приверженцам зороастризма не подходят. Они приносили тела на вершины башен, оставляли их там, где они становились добычей птиц. Через некоторое время от трупа оставались одни кости, их хоронили в специальных каменных колодцах. А иногда и на этом не останавливались, перемалывали кости с мукой и опять отдавали на корм птицам.
Е. П. Блаватская, ставшая, в свое время, в Индии, свидетельницей обряда захоронения богатой зороастрийской женщины, удивительно описала это немыслимое, с точки зрения западной цивилизации, действо в рассказе «Из пещер и дебрей Индостана». Вот небольшие выдержки.
«Тут богатый и убогий, набоб и кули, мужчины, женщины и дети — все кладутся рядом, и от каждого из них через несколько минут остаются лишь одни скелеты… Странное, тяжелое впечатление производят на иностранца эти «башни», где действительно целые века царствует гробовое молчание. Подобные строения рассеяны повсюду, где только живут и умирают парсы…"
И вот еще.
«Первый труп, принесенный в новую дакхму (так называются эти башни), должен быть трупом невинного ребенка и непременно дитяти „мобеда“ (жреца). К этим башням, построенным в стороне, на холме и среди уединенного сада, никому не дозволяется подходить, даже главному смотрителю и сторожам, ближе как на тридцать шагов расстояния. Одни нассесалары (носильщики трупов), ремесло коих наследственное и которым закон строго воспрещает заговаривать с живыми, дотрагиваться или даже подходить к ним, входят и выходят из „Башни Молчания“. Входя, они вносят труп, безразлично богатого или бедного человека, завернутый в белые и самые старые тряпки; раздев его донага, они кладут его в тот или другой из трех кругов и, не произнося ни слова, выходят в таком же молчании из башни, запирая ее до следующего покойника, а саван — тряпки — тотчас же сжигают.»
1
Не правда ли, немного жутковато. Если нет, то еще немного
«мы, признаться, с тайным чувством отвращения глазели, в свою очередь, на огромную стаю коршунов, летавших над дакхмою. Коршуны влетали в нее и снова вылетали с кусками окровавленного человеческого мяса в клюве…»
Ну, думаю, хватит. Последние захоронения здесь проводились не так давно — в шестидесятых годах двадцатого века. А сейчас Башни молчания превратились в одну из самых известных достопримечательностей города Йезд.
Из Йезда мы отправились в пещеру Чак-Чак, которая находится от него примерно километров в 70-ти. Это известный храм огнепоклонников, еще одна зороастрийская святыня. Этот храм нужно было посетить, чтобы получить представление о реальном зороастрийском храме. Как я понял, это храм не для повседневного пользования. В это священное для зороастрийцев место приезжают лишь на праздники, там проходят их периодические сборы. Вообще зороастрийцев в Иране мало и живут они в условиях некоторого давления со стороны исламского государства. А тут они встречаются, общаются, вроде как немного расслабляются в своей среде.
Есть легенда, согласно которой, в этой пещере скрывались женщины и скрывались они от арабов, несущих ислам. Среди этих женщин была и дочь последнего царя доисламской Персии. Один раз царевну почти настигли враги, но вдруг, в горе, открылся проход, в котором она и скрылась. На месте прохода возник источник воды, в пещеру просачивается вода и будто оплакивает погибших. Ведь много женщин погибло от гонения арабов, они умирали от истощения, с них снимали кожу живьем, резали и рубили. Чак-Чак (Кап-Кап)- так на фарси произносится звук капающей воды — Чак-Чак (Кап-Кап).
И вот мы едем по направлению к этой зороастрийской святыне. А вокруг какие-то нереальные марсианские пейзажи. Красивые места -каньон, пустыня, горы.
2
2
1
Вокруг пещеры много построек, беседки, лавочки, все новые, явно рассчитаны на большое количество людей.
К пещере надо подняться по ступенькам, их 320. Мы поднялись, зашли в храм, увидели священный родник и священный огонь.
1
Знакомство с учением пророка Заратуштры, проповедовавшего идеи свободного выбора и активного участия человека во вселенской борьбе добра и зла на стороне светлых сил, зависимость от поступков человека положительного исхода этой борьбы, состоялось!