Об утопающем в зелени Исфахане
Вот мы и приехали в Исфахан, в город, который всегда занимал особое положение среди городов Ирана. В город, которому 900 лет, в древнюю столицу Персии.
В старину персы говорили: «Исфахан - половина мира», утверждая, что город так прекрасен, что, чтобы увидеть столько же великолепия, сколько есть в Исфахане, надо пройти полмира. Это выражение относится к городу в период его наивысшего расцвета, во времена правления шахской династии Сефевидов. Именно благодаря правителям этой династии в 16–18 веках Исфахан превратился в крупнейший город мира тех времен, в нем проживало до 1 млн. человек, и влиятельный политический, экономический и культурный центр региона. При покровительстве Сефевидов очень комфортно в городе чувствовали себя художники, архитекторы, поэты, что способствовало развитию искусств. Плоды их творчества видны до сих пор. И именно благодаря этому, Исфахан, наряду с Ширазом и Йездом, сегодня один из самых популярных туристических центров Ирана. Туристы здесь не редкость, организованные группы европейских пенсионеров, смотрятся в Исфахане также органично, как и на фоне пирамид в Гизе или на Великой Китайской Стене. Заехали сюда и мы, и вы обязательно будете здесь, если ваши туристические тропы пройдут по иранской территории.
Исфахан очень зеленый город, буквально утопает в зелени и гордится своими парками. И это несмотря на то, что этот полуторамиллионник расположен на краю пустыни. Все благодаря реке Зайендеруд, протекающей через город. Название реки так и переводится — «дающая жизнь». Вот такой он город Исфахан. Вспомню, что мы там увидели.
Частица Армении в Иране
Во времена, упоминаемой ранее, династии Сефевидов, а именно в правление шаха Аббаса I (запомним это имя), из города Джульфы, что на северо-западе Ирана, в Исфахан переселилась достаточно большая группа армян-христиан. Это были мирные люди, ремесленники и торговцы. Они пользовались уважением властей и местного населения, и им было позволено организовать свое поселение в пригороде Исфахана, которое получило название Новая Джульфа. Армяне открыто проповедовали христианство, строили церкви и совершали обряды. Поселение сохранилось и до сих пор, в том числе 13 церквей и старое кладбище. Мы увидели собор Вонк, построенный в период между 1606 и 1655 годами.
Внешне церковь не сильно примечательна, но внутри очень богата украшена. Отличительная особенность собора — смесь стилей, что придает ему особый колорит. Там можно увидеть и христианские фрески, выполненные в армянском стиле и восточные плитки.
Рядом с собором находится этнографический музей, в котором собрано много экспонатов, связанных с армянской культурой, в том числе 700 рукописных книг.
Музей достаточно большой и интересный. Особый интерес он вызвал у меня, на фоне еще свежих воспоминаний, полученных в ходе моей недавней поездки в Армению.
На территории, рядом с церковью находится мемориал в память о геноциде армянского народа 1915 года, что говорит об особых добрососедских отношениях между Ираном и Арменией в настоящее время.
О голубиных башнях
Обязательно надо посмотреть эти солидные сооружения. Очень массивные, высотой, может быть, с 6-ти этажный дом.
Они такой округлой формы, широкие внизу и постепенно сужающиеся кверху. Их можно принять за оборонительные сооружения, и высота и толщина стен позволяют. Но, все гораздо прозаичней. Это голубятни, место обитания тысяч голубей. Вспомним, что Исфахан стоит на краю пустыни и единственным удобрением для полей служил как раз голубиный помет. Все очень просто.
Если верить французскому путешественнику Шардону, который был в этих краях при Сефевидах, то в те далекие времена их было около трех тысяч. Сейчас сохранилось около сотни подобных башен, одну из которых мы осмотрели, причем очень тщательно.
Прогулка по историческому центру Исфахана
Центральная часть города, музей под открытым небом, must see как Исфахана, так и всего Ирана в целом. Здесь можно увидеть и грандиозные мечети, и старинные шахские дворцы, а вот современных зданий там нет.
Выходим на центральную площадь, одну из самых крупнейших в мире. Слышал, что больше только площадь Тяньаньмэнь в Пекине, размеры действительно внушительные -500 на 165 м. Ранее площадь называлась Шахская, сейчас — площадь имама Хомейни. По периферии площадь застроена зданиями, мечетями, дворцами, а вся центральная часть — цветники, бассейны с фонтанами.
Поражают мечети — грандиозные по размерам, с изящной отделкой, настоящие памятники персидской мусульманской архитектуры. Самая большая мечеть, доминирующая в центральной части города — мечеть Имама.
Ее построили при шахе Аббасе I (уже знакомом, продолжаем помнить это имя). Зайдем туда. Перед входом большое открытое пространство, это сделано специально. Чтобы подчеркнуть размеры сооружения, а они грандиозные: высота купола -52 метра, а высота внутренних минаретов -48 м. Фундамент из белого мрамора. Ворота главного входа просто роскошны: отделаны золотом, серебром, арка — цветной лазурью. Попадаем в короткий изгибающийся коридор, а далее во внутренний двор мечети.
Размеры мечети поражают, но при этом она не кажется громоздкой: пропорции всех ее частей оставляют впечатление легкости. Залы мечети позволяют находиться там одновременно тысячам верующих. Стены мечети украшены мозаичными плитками, при этом каждый зал имеет свой цвет, обозначающий сословие, представители которого, имели право там молиться.
Есть там и небольшой зал оранжевого цвета — для шаха и его семьи. Продумана акустика, так в центральной части мраморной плиткой отмечено место, с которого даже не громко сказанное слово слышится во всех частях зала (проверил лично). В настоящее время эта знаменитая мечеть потеряла лоск и шик прошлых лет. На мой взгляд, на фоне роскошной мечети Фатимы в Куме, мечеть Имама в Исфахане выглядела несколько потрепано. Неаккуратный внешний вид придавали разбросанные повсюду тюки молитвенных ковров и установленные каркасы для тентов на случай дождя.
Но, тем не менее, мечеть Имама в Исфахане — пример одного из самых выдающихся архитектурных памятников мира, шедевр персидской архитектуры и величайшее достижение иранского зодчества, построенная по воле одного человека, шаха Аббаса I, за очень короткий период времени — около 20 лет.
Идем дальше в мечеть Лотфоллы, она находится на центральной площади, напротив дворца Али-Капу. И если мечеть Имама поражает своими размерами и величием, то мечеть Лотфоллы гармонией и утонченным вкусом.
Строительство и этой мечети было начато по велению шаха (уже хорошо знакомого) Аббаса I в. честь одного из его тестей, великого ливанского ученого шейха Лотфоллы.
Мечеть Лотфоллы не большая по размеру, имеет и другое название — Женская мечеть. Все потому, что была предназначена в основном для молитв шаха и его жен и наложниц. По подземному ходу, из дворца Али-Капу, весь многочисленный гарем шаха незаметно попадал в мечеть. Вот такой интересный факт. И еще, у этой мечети нет минарета и внутреннего двора, тоже отличительная особенность.
Далее на площади Имама следует обязательно зайти в Соборную (Пятничную) Мечеть — настоящий шедевр архитектуры. Но, мы направимся в необычный по архитектуре, шестиэтажный дворец Али-Капу, построенный по приказу, кого…. правильно, шаха Аббаса I, часто называемого (и по праву) Великий.
На меня дворец произвел несколько смазанное впечатление, по причине реставрационных работ на верхнем этаже. Но идея и исполнение, безусловно, впечатляют. Он задумывался как монументальная въездная арка, ведущая к шахским дворцам, но позже правители Персии стали принимать здесь послов иностранных государств. А также на веранде верхнего этажа (которая и была на реконструкции) шахи наблюдали за театрализованными представлениями, которые устраивались на площади.
Мы поднялись по узким коридорам дворца на самый верх, по дороге смотрели на стены, которые были когда-то украшены работами знаменитого иранского художника Резы Аббаси фривольного содержания, но после исламской революции они были уничтожены. На самом верху, тронный зал и музыкальные комнаты (последние имеют потолок, украшенный силуэтами ваз и сосудов для усиления акустического эффекта).
Вот такая центральная площадь Исфахана — площадь Имама, бывшая Шахская, или, если быть еще точнее, Мейдани -Шах. Там много еще интересного осталось, но нас ждет исфаханский базар и великие мосты.
На исфаханском базаре
С площади Имама есть выход на один из самых известных базаров Востока — исфаханский. Это целый торговый город по продаже драгоценностей, ювелирных изделий, бронзовых изделий, ковров, шкатулок, чеканной посуды, специй …… список может быть очень длинным. На базаре не только торгуют, но и производят товар: ткут ковры, чеканят медную посуду, изготавливают украшения.
Мне особенно запомнилась медная посуда, покрытая эмалью и росписью — это визитная карточка Исфахана.
Итак, нужны подарки и сувениры, ваш путь на базар в Исфахане, торг уместен.
Великие мосты
В Исфахане мы провели два дня, чрезвычайно насыщенных и интересных. Красивым завершением были мосты. Их одиннадцать, перекинутых через реку Зайендеруд, пять из них исторические, в основном сефевидского периода. Совершим вечерний променаж по одному из них, мосту Си-о-Се Поль, или Мосту тридцати трех арок. Он построен в 1602 году на средства одного известного персидского полководца, связав Исфахан с армянской Новой Джульфой.
Интересна архитектура моста. В нижней и верхней частях он имеет специальные площадки. Нижние находятся на уровне 2–3 метров от уровня воды. Верхние на высоте проезжей части. Назначение этих площадок очень простое — для отдыха людей. Их застилают коврами, рядом вода, прохлада. Что еще надо в жару.
С недавнего времени мост стал исключительно пешеходный.
Вот таким мы увидели Исфахан, древний прославленный город! Что впереди? А впереди — Шираз, не менее древний и не менее прославленный
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм