Об исламе — государственной религии Ирана. О шиитах и суннитах.
В Кум мы приехали в 2 часа ночи. Новый пункт, оказавшийся «экватором» нашего путешествия по Ирану. К этому времени уже состоялось знакомство со столицей Исламской Республики Иран — огромным мегаполисом, шумным и многолюдным Тегераном. Проехали сотни километров по живописным дорогам Иранского Азербайджана, переночевав в отеле — пещере в деревне Кандован. Прониклись святостью места, древнего зороастрийского храма на берегу вулканического озера. Увидели древний город Хамадан и почитаемую еврейскую святыню на иранской земле — гробницу Эстер и Мордехая. А впереди еще будет иранский «золотой треугольник», самые туристические иранские города Исфахан, Шираз и Йезд.
И вот теперь Кум, город, в котором нам предстояло глубоко погрузится в исламскую религию. Именно в этом городе особое впечатление производят и величественные мечети, и ярко выраженные особенности уклада жизни иранцев, связанные с выполнением ими предписаний ислама.
Конституция страны установила шиитский толк ислама в качестве официальной религии государства, и подавляющая часть населения Ирана исповедует ислам. Исламская религия, как известно возникшая в Аравии в начале 7 века, пришла на территорию современного Ирана, когда арабы завоевали обширные территории Сасанидского государства. Как и другие крупные религии, ислам в свое время распался на толки и секты. Ортодоксальным толком ислама считается суннизм (от арабского слова «сунна» — обычай предание), который имеет наибольшее число последователей в мусульманских странах. Шиизм (от арабского слова «ши, а» — партия, политическая группа имама Али), является вторым, наиболее крупным толком ислама. И сунниты, и шииты признают существование единого Бога Аллаха и пророка его Мухаммеда. А дальше пошли серьезные разногласия, печальные последствия которых, привели к миллионным смертям, и которые мы видим и в настоящее время. Шииты отвергают узурпаторов халифов, которые согласно суннитского предания, пришли к власти с согласия общины верующих. Шииты считают, что после смерти Мухаммеда «повелителем верующих» мог стать только зять Мухаммеда — Али, а затем его потомки, так называемые имамы. Большинство из тех, кто прочитал эти строки, уверен, проблемой не прониклись, да и все это «дела давно минувших дней». Но, прошли сотни лет, а и сейчас мы слышим, что самолеты из суннитской Саудовской Аравии наносят бомбовые авиаудары по шиитским повстанцам в Йемене, которых в свою очередь поддерживает шиитский Иран. Все очень серьезно.
В современном Иране 90% населения Ирана являются последователями шиитского учения — большинство персов и азербайджанцев, половина иранских курдов, большая часть арабов. Суннизм, соответственно, исповедует 10% иранцев, это часть курдов, белуджи, проживающие рядом с Пакистаном, арабы Персидского залива и туркмены.
В Иране очень большое значение придается пропаганде ислама. Значительная часть эфирного времени телевидения и радио отданы передачам на религиозные темы, в учебных заведениях на изучение ислама выделено достаточно много часов. А еще говорили, что на любом официальном общественном мероприятии на любую тему сначала выступает мулла, а потом уже все остальные. При этом свою речь мулла всегда начинает нараспев на арабском языке, который в Иране мало кто понимает, а потом уже на фарси по теме мероприятия.
Также напомню, что особый период становления ислама в Иране наступил после революции 1979 года, когда аятолла Хомейни сверг шаха Резу Пехлеви и Иран стал крупнейшим в мире теократическим государством.
Вот такие размышления об исламе и его различных направлениях были навеяны посещением этого религиозного мусульманского места.
О Куме - родине Исламской революции и Мавзолее Непорочной Фатимы Масума
Кум — особый город в Иране. В 20-в веке высшим мусульманским духовенством именно этот город, расположенный в 130 километрах южнее Тегерана, был избран центром шиитского богословия. А после победы Исламской революции значимость города выросла многократно. Во-первых, в Куме расположен очень известный в Иране университет исламского богословия имени аятоллы Хомейни, который подготавливает мулл высокого положения. Поэтому в городе мы видели много слушателей этой духовной академии, молодых людей с бородками, в темных накидках, а часто и с книгами в руках. Видели мы почтенных ученых — богословов.
Но главной достопримечательностью Кума, конечно, является мавзолей Непорочной Фатимы, сестры имама Резы, потомка Пророка в восьмом колене.
Чтобы проникнуться величием для мусульманского мира личности Фатимы, приведу вольный пересказ ее биографии, услышанный в Куме и прочитанный еще раз позже на шиитских религиозных сайтах.
Фатима, известная под именем Масума, что означает — непорочная, целомудренная. Неординарная личность этой женщины на протяжении истории неизменно обращала на себя внимание религиозных ученых и мыслителей.
Масума родилась в городе Медине. Еще за много лет до ее рождения предок Масумы имам Садык предвещал ее рождение и говорил: «Одна из моих дочерей переселится в город Кум, расположенный на иранской земле. Имя ее Фатима — дочь Мусы ибн Джафара. Благодаря ее присутствию город Кум станет храмом пророческого семейства».
Члены семьи Пророка с нетерпением ждали рождения этой достопочтенной личности. Наконец настал тот счастливый день. Глаза имама Мусы ибн Джафара и его супруги Наджме засияли от радости при виде своего младенца — дочери. С рождением девочки сердце ее брата имама Резы трепетно забилось от безграничного счастья. Детство ее светлости Масумы переполнено незабываемыми воспоминаниями об имаме Казиме и дорогом брате имаме Резы. Масума воспитывалась в школе этих великих личностей, черпая знания из ценной сокровищницы их мудрости. Однако ее счастливое детство вскоре оборвалось ввиду мученической гибели отца в тюрьме Харуна. Тогда Масуме было всего 10 лет. С того времени единственным дорогим ей человеком и преданным покровителем стал ее дорогой брат имам Реза. Как свидетельствует история, имам Реза питал глубокую любовь к своей сестре Масуме, которая отвечала ему неописуемой взаимностью.
Масума отличалась непорочностью своей души, нравственной чистотой и целомудрием. Положительные нравственные свойства ее характера, как терпение и самообладание, служат главным подтверждением ее великой личности. Историки свидетельствуют, что ее светлость Масума была знатоком хадисов и носителем высших знаний.
Ее светлость Масума проявляла большое радение в приобретении исламских знаний и в точности передавала их другим. Она научилась защищать справедливость и правду даже в самых трудных условиях и никогда не колебаться на этом пути. При содействии своего брата имама Резы она применяла эти знания на практике. Однажды, под давлением аббасидского халифа Мамуна, имам Реза отправился в Хорасан. Пустившись в путь один, без сопровождения родных, он прибыл в Мерв и этот город стал местом его ссылки. Через год после отъезда имама Резы, Масума, гонимая жаждой встречи с братом и чувством долга перед имамом и руководителем мусульман, направилась в Мерв. В этой поездке ее сопровождали родные. Весть о переселении Масумы из Медины в Мерв дошла до мусульман — поклонников семейства Пророка и исламских знаний, которые стремились к встрече с ней.
Встретив такое горячее приветствие народа в этой столь опасной поездке, ее светлость Масума начала просвещать народ. Она раскрыла для них подлинную сущность аббасидских правителей и их коварную политику. На самом деле переселение Масумы из Медины в Мерв было показателем ее протеста против царящей атмосферы и борьбы с угрозами и заговорами аббасидских правителей.
Но, к сожалению, переселение Масумы в Мерв не увенчалось встречей с братом — имамом Резой, ибо когда их караван достиг города Саве он подвергся нападению людей Мамуна. Они перекрыли путь Масуме и ее попутчикам и предали мученической гибели нескольких человек из ее родных и близких людей. В этой поездке ее светлость тяжело заболела (очевидно была отравлена) и, почувствовав, что не может продолжать путь в Мерв, она попросила, чтобы ее доставили в Кум. «Отвезите меня в Кум — молвила она. Мой отец говорил, что этот город является центром поклонников семейства Пророка и просил отвезти его в Кум».
Когда народ и правители Кума узнали радостную весть о прибытии ее светлости Масумы в этот город, они поспешили на встречу к ней. В Куме, в доме одного из старейшин, Масума прожила 17 дней. Последние дни и ночи своей жизни она провела за молитвой и богослужением. Наконец, в результате болезни она покинула бренный мир и поспешила на встречу со своим Создателем. И вот таким образом эта великая женщина осталась в Куме и не смогла увидеться со своим братом имамом Резой.
Имам Реза изрек: «Тот, кто посетит Фатиму (ее светлость Масуму) в Куме, как будто посещает меня».
Благословенное присутствие ее светлости Масумы в городе Куме привлекли поклонников пророческого семейства из Ирана и других стран мира в этот город. Со временем это обстоятельство способствовало процветанию и благоустройству Кума. Основание крупных семинарий исламских наук и распространение исламского мышления из этого города в различные страны мира осуществилось благодаря ее светлости Масуме. Древне-исторический город Кум сыграл немаловажную роль в распространении исламских истин, воспитании видных ученых и богословов. В настоящее время поклонники семейства Пророка со всех концов мира стекаются в этот священный город в стремлении посетить светозарную территорию гробницы ее светлости Масумы и поклониться ей.
Вот такая печальная история. А теперь о ее мавзолее. После смерти Фатимы над ее могилой была построена гробница. Которая многократно перестраивалась и реставрировалась. С течением времени вокруг гробницы вырос большой религиозный комплекс.
Как единый комплекс построено восемь мечетей и молитвенных зданий, который можно обойти, не выходя на улицу. Сама гробница (мне удалось ее увидеть, правда несколько издалека, но фотографировать это было нельзя) находится в большой мечети с золотым куполом. Мощи Фатимы помещены в металлический саркофаг, над ним зеркальный потолок, причем зеркала зеленые. В них отражаются лица верующих, которых всегда много рядом.
Мужская часть нашей компании попала в комплекс совершенно легально. Мы подошли к входу и спросили разрешения войти. Нам разрешили, но дали сопровождающего, приветливого парня, который со своим неплохим английским, стал нашим добровольным и бесплатным гидом.
Рассказывал, показывал и даже провел к гробнице Фатимы, что обычно не мусульманам не дозволяется. Там, в мечете, около гробницы мы увидели много людей: кто-то сидел на полу или стоял, опершись на стенку, обращая свои мысли к Аллаху. Некоторые читали книги, взятые на книжных полках здесь же. Видели спорящих людей, очевидно обсуждающих религиозные темы. Наши женщины, облаченные в чадру, прошли в комплекс тайно, назвавшись мусульманками. Но что-то мне кажется, что их вычислили, но пропустили. Позволив прикоснуться к своей святыне.
Вот такой был, этот день в Куме! Покинув его, мы взяли курс на Исфахан. Но по пути заехали в очень необычное место историческую деревню Абьяни
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм