Монастыри Восточного Тибета (традиционная тибетская область Кхам) в основном относятся к школе тибетского буддизма ньингма. Реже кагью. Монастырь Сертар Ларунг Гар, в который мы направляемся, изучает школу ньингма. Ньингма — самая древняя школа тибетского буддизма, ее называют «школой старый переводов». В ньингма придерживаются исключительно первых переводов буддистских текстов с санскрита на тибетский язык. Оригиналы на санскрите были утеряны Индией, после нашествия из Афганистана. Поэтому первоисточники Учения школы ньингма — это тибетские тексты, переведенные в первые периоды пришествия буддизма из Индии в Тибет, начиная с 7–8 веков нашей эры.
Сертар Ларунг Гар был основан Учителем по имени Цзимей Пэньцхо, который медитировал в этих горах, в ущелье Лажун. Пять горных пиков, окружающих монастырь, образуют форму лотоса. (Вокруг этих гор лотоса есть паломнический маршрут — кора, которые тибетцы проходят за один день). Это уникальное место силы. Цзимей Пэньцхо пришел сюда с двумя учениками, и с 1980 до 1986 года общее число его последователей здесь достигло 5000 человек.
Цзимей Пэньцхо медитировал на месте, где сейчас стоит Зеленая Мандала. Именно на этом месте Учителем были обнаружены закопанные Падмасамбхавой сокровища — статуя Четырехрукого Авалокитешвары, которую сейчас сохраняют в стенах Мандалы. Мандала является самым сильным местром в Сертар Ларунг Гар. Здесь по сей день много паломников, которые ходят кору, крутят молитвенные барабаны, совершают простирания круглосуточно.
Цзимей Пэньцхо возведен в ранг Святых. Сейчас главным настоятелем монастыря служит его внучка Великая Дакини Мэньцхо.
Дакини Мэньцхо находится в монастыре обычно в летнее время, ее здоровье не позволяет ей находится на высоте монастыря весь год. Дакини не занимается административными делами, а только проводит важные службы.
Интересно, что сейчас в Сертар Ларунг Гар больше монахинь, чем монахов. Женская половина монастыря больше, и женский молельный павильон по площади и размаху больше, чем мужской.
Удивительное наблюдение с дороги, в Восточном Тибете растут березы! Настоящие русские березки, целыми рощами, белые пятнышки в суровых пыльных горах трассы G317. Только к двум часам дня мы выехали на нормальную асфальтированную дорогу (и то не надолго). Высота сейчас 2282 местра. Пейзаж изменился: из узких, пыльных каменных ущелий мы выехали на широкую дорогу, красивые хвойные леса с двух сторон, неожиданно попадаются целые стаи диких обезьян, сидящие вдоль дороги на ветках деревьев! Кстати говоря, тибетцы верят, что они произошли от союза обезьяны и женщины демона. Вот они эти обезьяны — прародители тибетцев в Восточном Тибете.
В три часа дня из тибетского района Аба (Нгава-Тибетско-Цянского автономного района) мы попали в Гарцзе-Тибетский автономный район, высота 3293 метра. Интересно, что дома тибетских жителей здесь трехэтажные, каменные, но третий этаж построен из дерева, выкрашен в красный цвет. Эти красные тибетские домики уже напоминают монашеские хижины монастыря Сертар Ларунг Гар.
На любом месте строительства тибетцы сперва ставят белую буддистскую ступу, украшают ее и только потом начинают вести работы. Вообще тибетцы народ довольно вольный, медлительный и ленивый, многие стройки так и заканчиваются установкой ступы и все)).
В четыре часа после полудня мы все еще были в дороге, и в какой-то момент стало казаться, что мы так и будем ехать бесконечно. Сперва казалось: вот уже за этой горой, вот уже за этой… Но дорога продолжалась очень долго.
Наконец, в пять часов дня мы прибыли в Сертар Ларунг Гар! Это не описать словами! Это не просто картинка. Атмосфера Сертара делает ноги мягкими, хочется сесть и созерцать, не выходить из состояния медитации очень долго. От красного рябит в глазах, красные хижины, красные одежды. Все приветствуют друг друга улыбкой. Только фотографировать людей здесь не принято, Вас могут наругать за то, что Вы пытаетесь тайно фотографировать лица, жителям Сертара это неприятно.
Вечереет, высота почти 4000 внизу, холодный мокрый снег приветствует нас. В монастырском общежитии для гостей нас встретила монахиня Юаньчжан. Высокая, худая, улыбчивая. Юаньчжан помогла нам с зарегистрироваться. Накормила вегетарианским обедом в столовой и проводила нас в молельный зал.
Здесь мы присутствовали на общей молитве и позже остались ждать важной встречи. К 19 часам женская половина (отгороженная от мужской желтой тканевой перегородкой) стала подвигаться ближе к границе. Женщины монахини ютились очень близко друг к другу. На мужской половине установили кресло, лампы, камеры.
В какой-то момент все резко встали и в зале воцарилось благоговение. Вошел Каньбу Содацзи — настоятель монастыря. Каньбу Содацзи не перерожденец в отличии от Даньцзен Цзяцхо, но его настолько любят и уважают, что в сердцах многих он как Великий Живой Будда.
Каньбу Содацзи просканировал женскую половину дважды. Мы были разбросаны по залу, стояли в самом конце, в задних рядах. Как он нас увидел в этой толпе, это загадка. Увидев, Содацзи пригласил нас сесть впереди, в первом ряду, монахини помогли перебраться, все были рады за нас, говорили: «Такое благословение, сегодняшнее Учение как раз посвящено Вам — иностранцам». Второе благословение.
После окончания лекции Каньбу Содацзи оставил слушателям три домашних задания:
1. отказаться от употребления в пищу мяса хотя бы на один день в 2015 году, чем больше, тем лучше;
2. спасти со скотобойни (или другим путем) хотя бы одно животное в 2015 году;
3. прочитать мантру ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ за все шесть миров 108 раз (чем больше, тем лучше, 1080 раз или 10800 раз, по желанию).
В Сертар я привезла с собой желтый хадак, который был подарен Каньбу Содацзи моему мужу во время его прошлой поездки в Сертар в декабре 2014 года. В момент моей встречи с Каньбу Содацзи я преподнесла ему хадак, и он в ответ повесил его мне на шею. Третье благословение.
Перед началом лекции, как и в конце лекции, была общая молитва минут на пять. Все присутствующие монахи читали молитвы вслух и наизусть.
Сегодняшнее Учение записывалось на видео для трансляции заграницу через англоязычный сайт Каньбу Содацзи. Тема лекции была посвящена уважительному отношению к животным и затрагивала вегетарианство. Каньбу Содацзи говорил по-китайски с приятным тибетским акцентом, но очень грамотно. Синхронный перевод на английский язык вела китайская монахиня. Белая как лотос, удивительно красивая девушка. Потом я узнала, что она имеет очень статусное образование, окончила Пекинский государственный университет и обучалась после в Америке, прежде чем пришла в монастырь и подстриглась в монахини.
Сертар в целом произвел на меня впечатление скопления умов, больше число монахов и монахинь, которых я встречала, о которых слышала ранее, пришли в монастырь уже после того, как достигли чего-то в обычной жизни: хорошее образование, успешный бизнес, карьера. Это отличает Сертар от монастырей Тибета, где служат только тибетцы, отданные в монастыри родителями еще в детском возрасте. В Сертар приходят сами, приходят взрослые люди, и здесь монахами могут служить люди любой национальности, конечно же после обучения. В монастыре есть две программы обучения: короткая 6 лет и долгая 12–13 лет. По желанию можно учиться и дольше, пока не выучишься до нужного тебе уровня. Все свободно. За свое просветление каждый отвечает сам.
Да, о встрече, я записала ее в аудио формат, могу поделиться записью с теми, кому это интересно.
После лекции на китайском и английском языках, началась лекция на тибетском. Время было уже 21–30, на тибетский язык мы не остались. Вернувшись в общежитие, мне не сиделось. Я решила отправиться наверх, к Мандале. Холодный мокрый снег, ветер прямо в лицо. Дорогу по ночным улочкам Сертара любезно показала работница общежития, которая тоже направлялась к Мандале. Мой подъем получился очень быстрым, не хотелось мокнуть под холодным снегом, спускались тоже почти бегом, так как двери общежития закрывались в 22–30. Из-за этой высокогорной пробежки ночью у меня была бессонница и легкая форма горной болезни. Правила акклиматизации никто не отменял! Высота 4000, это уже не Лхаса, тем более устали с дороги, и вся эта эйфория от вечерних благословений, надо быть осторожнее со здоровьем, ворчала я сама на себя переворачиваясь с бока на бок, бессонница.
В 5 утра монахини соседки попросыпались, включили свет и начали про себя читать буддистские тексты. В 6 встали и мы. К 7 часам позавтракали и созвонились с монахиней Юаньчжан.
Юаньчжан повела нас к Мандале. Чем выше мы поднимались, тем сильнее и сильнее шел снег. Огромными хлопьями, как пышная сладкая вата, он валился с небес. Монастырь почти не было видно, только снег! Такая красота! Юаньчжан проводила нас к самой высокой точке монастыря, где вешают молитвенные флаги. Здесь я повесила флаги за всех моих друзей, родных, любимых людей и дорогих гостей, которые мечтают о поездке в Тибет.
Пусть Пути будут складываться. Тибет приглашает к себе тех, кому нужна эта встреча.
С вершины горы не хотелось спускаться. Если бы у меня было больше дней в Сертаре, я бы точно провела здесь день два. Уединяться, созерцать, тренировать ум, отличное место для практики. Тучи постепенно рассеивались, Сертар открылся, снег прошел, снова стало солнечно. Климат в Сертаре суровый. Высота дает о себе знать ежедневно.
Мы спустились к Мандале и стали проходить кору: сначала верхний этаж, потом нижний. Юаньчжан готова была водить нас там бесконечно. Мы много разговаривали. Она очень мудрая и открытая. Было интересно узнать о жизни монастыря изнутри. О ее личном опыте. Как она пришла сюда. Какие у нее планы. Я сделала много открытий для себя. Прониклась еще большим уважением к этому месту и к людям, здесь обучающимся.
Юаньчжан рассказала мне много о быте монастыря. О том, что за последние пять лет он начал восстанавливаться и улучшаться в бытовом плане. Заасфальтировали некоторые дороги, в самые большие общежития провели воду. Остальные индивидуальные монашеские кельи остаются без воды. Монахи сами с собой носят небольшие канистры с водой. Зимой вода замерзает и быт усложняется. Зимы здесь суровые, много снега, по 20–30 сантиметров.
После Мандалы мы отправились на мужскую половину монастыря. Здесь была встреча с Наставником Юаньбинь. Еще одна интересная фигура в монастыре. О нем знают все. Говорят, он достигает больших успехов в медитациях. За 20 минут, которые он уделил группе, он успел в сжатой и удивительно лаконичной форме изложить чуть ли всю философию буддизма, расставив акценты для «интересующихся», говорил о смыслах жизни, о понятиях счастья и удовлетворения, о способах практики. Когда мы стояли его слушали, я замечала, как проходящие мимо пожилые тибетские монахи показывали большой палец в знак одобрения и подтверждения своего уважения к Наставнику Юаньбинь.
Наставник Юаньбин говорил о том, как можно достигать счастья и жизнь наполненной смыслом жизнью. Он говорил о том, что нельзя ставить целью быть счастливыми только сейчас, в этом воплощении, потому что это бессмысленно. До настоящего у нас было уже много воплощений, и в дальнейшем будет много воплощений. Нам нужно работать над тем, чтобы улучшать себя, преображать энергию вокруг и тогда мир вокруг станет лучше. Вот это истинный смысл жизни, приносящий удовлетворение.
Наставник сделал большой акцент на буддистской философии и теории причин и следствий. Он сказал: «Большинство туристов приезжают в Сертар за красивой картинкой. Я надеюсь, что как можно больше людей из вас смогут увидеть под этой красивой картинкой ту ценность, суть и смысл того, что здесь происходит. Надеюсь, Вы сможете стать ближе к понимаю того, ради чего сюда уходят люди, чтобы найти себя в изучении тибетского буддизма. Я, как и все монахи, служащие здесь, надеюсь, что ваше паломничество в Сертар станет одной из причин, которая в дальнейшем даст хорошие плоды, положительные следствия.»
Еще Юаньбин говорил о том, что все три китайские философии Буддизм, Даосизм и Конфуцианство очень ценны, потому что они делают акцент на совершенствовании души человека, на развитии разума. Их стоит изучать. Он же пришел к тому, что Буддизм для него это наиболее целостная система.
После встречи с Наставником от Юаньчжан я узнала подробности, оказывается, Наставник Юаньбинь в прошлом доктор космических наук, занимался космическим кораблестроением! Неудивительно, насколько легко он может объяснять сложные философские буддистские теории. Встреча с Юаньбинь — четвертое благословение.
Далее времени оставалось немного. Мы напросились в гости в келью к монахине Юаньчжан. Оказывается, она и сама хотела нас пригласить и уже приготовилась готовить вегетарианский обед. Но времени было мало, на обед мы не могли остаться. Домик Юаньчжан внизу, на женской половине. Это довольно просторное по меркам Сертар жилище: два этажа, дворик. На первом этаже библиотека и теплая настилка на пол. Здесь Юаньчжан учится зимой. На втором этаже солнечный балкончик перестроенный в комнату, здесь снова библиотека, в этой комнате Юаньчжан живет летом. Монахиня подарила нам книги, которые мы выбрали сами. Я выбрала две книги, которые не купить в книжных магазинах, — написанные Каньбу Содацзи. Еще пообщались с Юаньчжан на буддистские темы. Встреча с монахиней Юаньчжан — пятое благословение. Огромное ей спасибо за уделенное нам время и теплый прием!
Ускоряемся, время летит, а как хочется остаться здесь еще на пару дней. После полудня мы встретились с остальными попутчиками, погрузились в автобусы. Следующий пункт программы необычный. Тибетские небесные похороны.
Читайте другие части отчета:
Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары
Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 3: Тибетские небесные похороны и деревня Сисо