Канди — несостоявшаяся любовь.
По уже сложившейся традиции в новый ланкийский город — Канди, мы приехали во второй половине дня.
Канди — несостоявшаяся любовь.
По уже сложившейся традиции в новый ланкийский город — Канди, мы приехали во второй половине дня.
Говорят, первое впечатление — обманчиво. Именно так у меня получилось с Канди: поначалу этот город мне очень понравился. Мы въехали в него со стороны Университета Перадения, дорога петляла по краю университетского парка с бесконечными изумрудными лужайками и огромными раскидистыми деревьями, под которыми, вольготно развалившись, лежали студенты и сновали туда-сюда маленькие обезьянки.
Я была совершенно очарована. Почему-то казалось, что и весь город будет таким же как этот парк — ожившей зеленой сказкой. Отрезвление началось с нашего отеля «Девон» (отзыв о нем тут). В дальнейшем выяснилось, что весь Канди похож на эту гостиницу — такой же скученный, многолюдный и неуютный.
Народные танцы в Кандийском центре культуры (Kandyan Cultural Center).
На вечер у нас были запланированы посещение Храма Зуба Будды и просмотр народных ланкийских танцев, о которых очень хорошо отзывался Vibas.
Начали с танцев. Однако, водитель привез нас на шоу не в Kandy Lake Club, который рекомендовал Витя, а в Кандийский центр культуры. Я немножко напряглась, но спорить не стала. «А почему бы и нет? — подумала я. — Может, здесь танцуют не хуже?»
Не знаю, в чем причина: то ли исполнители не старались, то ли изначально они — неважные танцоры, но нас вообще «не зацепило». И это при том, что мы — зрители непривередливые, в высоком танцевальном искусстве не разбираемся, и до этого у нас «на ура» проходили и черкасские народные танцы возле 33-х водопадов под Лазоревским и стихийные бедуинские приплясывания в Глобал Виллидж.
Понравилась только заключительная часть шоу, где артисты вытворяли всяческие страсти с огнем. Ходили по горящим углям:
кусали огненные булавы:
глотали и извергали из себя пламя:
В общем, соберетесь посмотреть народные танцы и получить от этого удовольствие, поезжайте лучше в рекомендованный Витей Kandy Lake Club. А Кандийскому культурному центру я ставлю честно заработанную «3»!
Храм Зуба Будды.
Храм Зуба Будды был последним разочарованием того дня.
Началось все с того, что служащей на контроле не понравилась моя одежда: длинный широкий сарафан с двумя небольшими разрезами по бокам. В нем мои колени можно было увидеть разве только при штормовом ветре, но тетка вцепилась в меня как клещ и долго мурыжила на проходной. Наконец, пошарив на своей необъятной груди, она нашла две булавки, сколола злополучные разрезы и пропустила меня на территорию храма, к уже начавшим нервничать мужу и ребенку.
На кассе — снова обухом по голове — потребовали 1000 рупий с носа за билет. Как-то мы привыкли, что вход в святые места является бесплатным (добровольные пожертвования не в счет), а тут такое неприкрытое вымогательство. Ну, что ж делать, заплатили. Проходим в храм и…
… и я в очередной раз убедилась в том, что как только святое место становится популярным, вся его благодать уничтожается, растаскивается, выдавливается толпами людей — паломниками, страждущими, любопытствующими. Постепенно «место силы» исчезает, подменяется очередным бессмысленным, душным, запруженным людьми туристическим аттракционом. Увы, вынуждена констатировать, что и Храм Зуба Будды постигла эта горькая (но денежная!) участь.
Последней каплей, переполнившей чашу нашего терпения, было наглое, ничем неприкрытое, вымогательство денег служащими, отвечающими за хранение обуви туристов. Звучало оно так: «Мы бедные люди, дайте нам денег. Мы следили за вашей обувью." Стало по-настоящему неприятно и захотелось покинуть храм как можно скорее.
Мой совет: трижды подумайте прежде чем посетить этот «зубной аттракцион». На Шри-Ланке множество других буддистких храмов, которыми можно полюбоваться без ущерба для Ваших нервных клеток.
Хотя… Есть у Храма Зуба Будды одно неоспоримое достоинство: он красив. Красив дикой и непонятной нам красотой, но… что есть то есть. И это его самый большой плюс. Возможно, для Вас он будет решающим.
Королевский ботанический сад «Перадения».
А вот ботанический сад нас порадовал. Конечно, с самого начала мы отправились искать знаменитые «пьяные ели»
пальмовую аллею (на самом деле, их там аж три штуки)
цейлонское железное дерево, посаженное Николаем II
и сараку желтую Юрия Гагарина
(Большое спасибо послу России на Шри-Ланке — благодаря ему возле «наших» деревьев стоят здоровые металлические таблички с описанием, так что мимо не пройдете. Сразу видно, не зря наш дипломат на чужбине свой хлеб роти ест))))
Но было много и другого интересного. Например, гигантские деревья:
или растения с плодами, похожими на пудовые гири,
или кусты с огромными листьями:
Сразу вспомнился мультфильм про золотую антилопу: наверное, из листьев этих деревьев делали опахала для капризных индийский раджей.))
Еще нам понравился высокий ажурный подвесной мост над хлопотливой речушкой
деревья, с корнями, похожими на камни,
и летучие собаки:
Сад цветов оказался вполне мил, но ничего сверхъестественного:
Была я и в тепличке с комнатными растениями:
И в павильоне с орхидеями
На мой взгляд (человека, который в растениях разбирается слабо) видо-сортовое разнообразие этих королевских цветов представлено достаточно широко. Охранник при входе даже любезно рассказал мне о некоторых. К сожалению, я запомнила только то, что какая-то из орхидей пахла шоколадом, а вот эта называется «Кандийский танцор»:
А ведь, и правда, похожа.
На этом наша программа-максимум по Канди была выполнена, и мы взяли курс на Полоннаруву. Признаюсь, бывшую столицу я покинула с радостью: «не случилась у нас с ней химия». Так бывает. Может Вам больше повезет.
Храм богини Ума Парвати в Матале.
Наш путь в Полоннаруву проходил через знаменитый на всю Шри-Ланку город Матале. Считается, что самые красивые девушки острова рождаются именно здесь.
В Матале мне на глаза попался вот этот индуистский храм. Естественно, мы не проехали мимо.
Оказалось, что он посвящен богине Ума Парвати — жене бога Шивы и матери слоноголового Ганеши.
Храм был возведен 250 лет назад, в том самом месте где, по легенде, богиня Ума Парвати явилась местным жителям в облике маленького ребенка.
Кстати, изначально храм не был таким ярким и ажурным. Башня и все это скульптурное изобилие (1008 фигур!!!), которые так поразили наш взгляд, украсили его чуть больше полувека назад.
Рассматривать храм можно очень долго. Такое обилие интересных деталей! Например, вот здесь один из скульпторов, похоже, изобразил свою тещу)))):
Изучая храмовые скульптуры, начинаешь понимать насколько силен в индуизме культ сытого, холеного, упитанного тела. Сравните, например, этого красавца, всего на младенческих «перевязочках» (вроде это Кришна, да? Раз он голубого цвета и с коровой?),
и поджарого, аскетичного Будду:
Тут и ежу понятно, чьим последователям жить веселее.)))
А вообще, мне индуистские храмы понравились: они такие… яркие, веселенькие и находятся в удивительной гармонии с окружающей природой. Да-да, именно так! Они, в отличие от христианских и мусульманских храмов, не отгораживаются от нее, а активно сосуществуют с ней, являясь ее органичным продолжением.
Ох, что-то я несколько отвлеклась. Во дворе храма находится школа:
Пустой (почему-то) бассейн с беседочкой на островке
И два небольших павильончика. Один из них посвящен богу удачи Хануману:
Вот он, славняга, на крыше своего маленького святилища:
А второй — богу мудрости и сыну Ума Парвати — Ганеше:
Правда, статуя Ганеши внутри павильона мне не понравилась: он получился уж очень похожим на советского партийного бонзу 70-х годов:
Зато потолок расписан цветочками и миленькими слониками:
Внутрь храма мы не попали, т. к. он был закрыт на ремонт.
Гигантская статуя Будды у подножия Сигирии.
После Маталы мы сделали еще две остановки: полюбовались на золоченых Будду
и дагобу в Дамбулле
а также теннистой аллеей, которая вела ко дворцу на Львиной скале в Сигирии:
Все это время душа моя обливалась горючими слезами, но я мужественно поборала золото-скальные соблазны. И вот, когда я уже почувствовала себя в полной безопасности, мое бедное сердечко было вдребезги разбито заманчивым предложением, обозначенным в буклетике, который нам сунули в окошко машины на Сигирия-роуд.
Это искушение именовалось Sigiriya — Anura Village Tour. В программу тура входили:
1. катание по джунглям на ланкийской традиционной повозке, запряженной коровой;
2. прогулка на лодке по озеру;
3. прибытие в «деревню наследия» и ужин в традиционном стиле;
4. возвращение на тук-туке в пункт отправления.
Признаюсь честно, это была самая беспощадная внутренняя борьба в моей жизни: на одной чаше весов лежали средневековые развалины Полоннарувы, на другой — коровы, лодки и национальная трапеза. В тот момент победили развалины, но, чем больше проходит времени, тем больше я сомневаюсь: а не ошиблась ли я в своем выборе, и, может быть, турне по джунглям оказалось бы интереснее и понравилось нам больше?
Мой дорогой читатель, если Вы решитесь принять участие в этом развлечении, напишите мне, пожалуйста, потом: было ли это так здорово, как мне думается? Искренне надеюсь, что «да».
Свое растревоженное сердце я смогла несколько успокоить в безымянном буддистском храме в окрестностях Сигирии.
Он находится как раз напротив дворцовой скалы, в местечке под названием Ehalagala (вот координаты на карте: 7.959172, 80.743388).
Этот храм знаменит самой высокой (35 м) на Шри-Ланке статуей стоящего Будды:
Насколько я поняла, его видно даже с вершины Львиной скалы (вот фото с просторов интернета):
Храм очень интересный. Кроме гигантской статуи Будды, привлекают внимание вереницы монахов в оранжево-красных
и желтых одеждах
и красивый прудик с лотосами: