Билетами в собор я озаботилась еще дома. Англичане — люди практичные и не щедрые, историческим наследием за бесплатно не разбрасываются. Предварительно при этом выяснила, что можно фотографировать. И мне с уплаченных 18 фунтов надо было что-то поиметь.
Но как-то не срасталось у меня с ним, хотя рядом я проходила целых три раза и как раз на третий уже махнула рукой: что не обследовать мне интерьеры этого самого большого великобританского кафедрала и не рассмотреть как следует шикарные мозаики.
Попытка первая.
Я очень благополучно, или наоборот нет, вляпалась в празднование 70-летия правления Елизаветы II. Царствие ей небесное. Народу в тот выходной день было так много, что больше видела только в предрождественском Риме декабрем 2022-го.
Первый раз заходила к Собору с противоположной стороны Темзы, откуда на свое творение смотрел великий Кристофер Рен. Жил он тогда не далеко от бывшего театра «Глобус».
14
Открытие современного здания театра состоялось в 1997 году под названием «Шекспировский театр „Глобус“. Предыдущее здание было закрыто пуританами в 1642 году, а спустя 2 года снесено.
76-летний архитектор, профессор математики в Оксфорде, физик и механик в 1708 году уже был отстранен от заключительных стадий работы и из-за возраста, и из-за бесконечных споров с королевой Анной по-поводу финансирования.
18
Статуя королевы Анны перед западным фасадом собора. Это копия 1886 года первоначальной версии 1712 года.
В то время Великобритания вела изматывающую войну как всегда с Францией и денег, естественно, катастрофически не хватало. Наверняка вы помните чудесный фильм «Стакан воды» по пьесе Эжена Скриба. Вот это про нее.
На тот день у меня был в планах Саутваркский собор, мост Миллениум и всяко-разно, а собор как раз не планировался. Вернее планировался вид на него с моста Миллениум,
21
Мост Миллениум слева.
но топающие по вантовому помосту толпы, не давали возможности как следует сфокусироваться и затею эту я в конце-концов оставила.
16
Не знаю, что должно было состояться в тот день в соборе, но люди, всех цветов и расцветок, статусов и возрастов все прибывали и прибывали. Толпилась пресса и доблестные «бобби» охраняли всю эту толпу.
10
Толпы же я не люблю категорически, поэтому в спешном порядке оттуда сдриснула.
20
Такая длинная история.
Я понимаю, что моему невежеству нет предела, но долгие годы, если не сказать десятилетия думала, что Кафедральным собором Лондона является Вестминстерский собор. Тогда как оказалось, что это лишь коллегиальная церковь св. Петра в Венсминстере, хотя конечно, очень для столицы и страны значимая.
А вот про собор св. Павла не просто ничего не знала, но и думала что это какой-то новодел века эдак середины XIX. Уж больно у него современные пропорции и свежий вид.
15
Но как оказалось, нынешнее здание — прямое следствие Великого Лондонского пожара, практически пожравшего старинную застройку Лондонского Сити в 1666 году.
14
Первоначально этот памятник задумывался как дань уважения людям, сражавшимся против огня на улицах Лондона во время блица Второй мировой войны, когда город бомбили 57 ночей подряд. Он также служил памятником в память о службе пожарных на протяжении всей войны. Королева Елизавета Королева-мать открыла мемориал 4 мая 1991 года. Автор Джон У. Миллс.
В 1998 году было решено сделать мемориал национальным памятником, который увековечил бы память не только пожарных, погибших во Второй мировой войне, но и всех пожарных по всему Соединенному Королевству, погибших при исполнении служебных обязанностей. Национальный мемориал пожарных был перенесен со своего первоначального места в Old Change Court, постамент был поднят чуть более чем на 1 м, и были добавлены имена всех погибших в мирное время.
Узкие улицы, деревянные дома с соломенными крышами, построенные перевернутыми ступеньками, что создавали эффект вытяжной трубы, беднота живущая в этих трущобах и склады пороха по берегам Темзы сыграли свое черное дело. Сити выгорел до тла и старому зданию собора тоже не повезло.
21
Современный Лондонский сити.
Самое интересное, что погибшими в этом пожаре значатся менее десятка человек.
18
Всего погоревших Сен-Полов, включая пожар 1666 года было 4. Первый деревянный построен в 604, сгорел в 675-м. Второй, уже каменный 685 года разрушен викингами в 961-м. Третий, опять же каменный, не заставил себя ждать и в 962-м был освящен. Сгорел со всем Лондоном в 1087 году.
Предшественник нынешнего Кафедрала начали строить в сразу же после пожара, но освятили только в 1240 году.
Сооружение было грандиозным. Крупнейшая готическая церковь Европы: длина 180 метров, ширина — 30, высота шпиля 150.
8
Но ко времени Великого пожара от былого величия Старого Сен Пола не осталось и следа. Огромную площадь поделили между собой различные группировки. Где-то хозяйничали воровские шайки, где-то беднота устраивала стихийные рынки, временами играли театральные и цирковые представление. Здесь была столовая для бедняков, а во времена Кромвеля конюшни и казармы. Мальчишки залезали на крышу и кидались в прохожих камнями и конскими каштанами, а одно время даже жила «бородатая святая девственница», помогавшая женам избавляться от неугодных мужей всего на определенную меру овса. (Овсянка рулит в Англии всем!)
1 из 2
6
Главный неф («променад св. Павла») на гравюре Вацлава Холлара
Так что по любому, вряд ли бы он дошел до нас в неизменном виде.
Пятерка в нумерологии не самое счастливое число, но пятый вариант Собора св. Павла, существует уже 350 лет. Строительство начато в 1675-м, хотя старый собор, в принципе, можно было и восстановить. Но Карл II — сын того Карла I, чьим фаворитом был герцог Бекингемский (тут на днях посмотрела новую версию 3-х мушкетеров, где Бекингем зажигательный испанос), а самому ему отрубили голову во второй части трилогии «20 лет спустя».
18
Денег в казне как всегда не было и их изыскали за счет введения налога на уголь. Короче, расплачивалась опять беднота. Ну, а что: за опиум надо платить.
Карл II, при подписании договора о строительстве, рискнул вписать пункт, позволяющий Кристоферу Рену вносить дополнительные декоративные изменения.
Первоначальный проект, первый вариант которого очень смахивал на Старый Сен Пол и должен был быть построен на старом фундаменте, трижды терпел кардинальные изменения.
И даже уже в утвержденный третий, по воле короля, внесли самое значительное измение. Монарх пожелал иметь на своем Кафедрале купол не хуже, чем у Собора св. Петра в Риме.
18
Не буду углубляться в архитектурные тонкости проекта купола, скажу лишь, что он трехслойный, только маленькая башенка фонаря весит 7 тонн, а представляете сколько купол целиком. Но главное, что расчет Рена оказался правильным, т. к. выдержал бомбардировки Второй мировой без повреждений. А бомбили фашисты Лондон тогда почти 2 месяца подряд.
А всего собор строился 35 лет во времена правления 4-х королей: упомянутого Карла, Якова II Стюарта, Вильгельма Оранского и Марии-дочери Якова и Анны, чей памятник у главного западного портика.
21
Встреча вторая.
Вот к нему я и подрули во вторую свою встречу с собором с глазу на глаз. Смотрю люди заходят. А времени было уже за 5 по полудни. На ступеньках стоят вроде как билетеры и им-то я начала рассказывать свою историю, что билет у меня есть, но на другую дату и нельзя ли мне…
На что последовал ответ:
— Нем проблем, мадам.
И я с Богом полетела по ступенькам вверх. Вход был и правда свободный и бесплатный, потому что там началась ежедневная служба. Но фиг ли мне эта служба, мне пофотографировать надо. Я было пристроилась сделать это не заметно, но за мной тут же увязалась тетечка-божий одуванчик и пресекала мои попытки елейной, укоризненной улыбкой.
Оказалось, что и просто шастать по собору во время службы возбраняется. Я уселась и былоча начала снимать из-под тишка, но привлеченная звучным щелканьем моей зеркалки уже менее добродушная секьюрити, да вообще злобная девица с косым разрезом глаз, выдававшим жестокосердную дальневосточную кровь, прошипела, что если я не прекращу, то меня выведут под белы руки.
— Плохие вы, уйду я от вас, — подумала я.
Развернулась и уплыла, дав себе обещание, что ноги моей тут не будет и плевать на 18 фунтов. Тем более, что интерьерчик меня как-то не очень чтобы и поразил.
17
Встреча третья.
Но человек предполагает, а Бог, как известно, располагает. И я опять оказалась рядом с собором и опять не в день, на который заказала биллет.
16
Было где-то около 3-х и все-таки, не смотря на свои клятвенные обещания не переступать порог этого богоугодного заведения, я этот порог перешагнула.
Теперь путь преграждали настоящие билетеры и на мой рассказ о дате и билете спросили просто:«Где билет?» Благо оный был в телефоне и после сканирования кода, очутилась внутри с полным правом обфотографироваться хоть до посинения пяти вечера.
И я начала отрабатывать цену билета, хотя если честно, внутреннее пространство хоть и торжественно, но немного не мое. Утром я побывала в той самой церкви св. Петра в Венсмистере, а несколькими днями ранее в Кентерберийском соборе, который просто вынес часть моего мозга, даже не красотой, хотя разумеется и ею, а вознесением духа.
16
19
Барочная неоклассика, которую еще называют английским Ренессансом, уступает пламенеющей готике в моей табели о рангах.
Но в торжественности Сен Полу не откажешь. Сдержанная белая с золотым гамма, разбавлена сочной потолочной мозаиков в цвете готических витражей.
22
Мозаики выполнены гораздо позже Уильямом Блейком Ричмондом в начале ХХ века в весьма характерной для того времени манере.
1 из 3
16
Украшать внутреннее пространство собора начали при королеве Виктории, и если убрать все эти дополнения, то когда его вновь открыли для верующих он, наверное, выглядел холодным сараем, не смотря на позолоту.
15
Монохромные росписи сэра Джеймса Торнхилла представляют сцены из жизни Св. Павла. В центре купола — световое отверстие, ведущее к световому барабанчику, венчающему наружный купол собора.
17
За подкупольным пространством располагаются Хоры — традиционное место музыкального сопровождения церковных служб.
И хоры и роспись подкупольного пространства выполнены почти спустя пол-столетия после освящения собора.
К этому же времени относятся и врата, ведущие к алтарю. Автором эскиза был французский художник-оформитель Жан Тижу.
17
А вот сам алтарь — творение вообще свежее — 1950 года, хотя и выполненое по эскизам Кристофера Рена.
17
15
Тогда церковники его не утвердили, ссылаясь на излишний «папизм». И впрямь эти витые колонны очень напоминают те, что в соборе св. Петра в Риме.
16
Не так насыщенно, как в Вестминстере, в общем объеме собора то тут, то там встречаются надгробия когда-то весомых членов английского бомонда.
15
Больше всего меня позабавило наличие на каждой эпитафии слова «erected» (перевод его я знаю), что при таком обилие полуголых фигур обоего пола, окружающих мраморную копию усопшего, вполне оправдано.)
1 из 3
10
В прочем есть и вполне себе пристойные и не связанные с никакими аллегориями, но зато с избытком сменной одежды.
10
И как бы логично мне было переместиться в крипту собора, где захоронены Горацио Нельсон, Сам Кристофер Рен, любимейший мною художник прирафаэлит Джон Миллес, но оказалось, что кружила я по собору уже полтора часа и вскорости ожидалась та самая вечерня, где не дыхнуть лишний раз.
И тут мне попался указатель, говорящий что из этого места можно подняться на купол собора. И в данном случае выбор пал не на подземелье, а на верхние этажи.
Чтобы вы поняли цену вопроса, то до Каменной галерее нужно подняться на 53 метра (376 ступенек), а к Золотой, что в 85 метрах от пола плюс еще 152 ступени.
11
Ступени, ведущие к Золотой галерее.
И сделать это надо было в приличном темпе.
По дороге стало чуть понятнее, как спроектировали этот грандиозный купол.
9
А потом похвалить себя за труды.
22
То ли не многие следуют по этому указателю и туда добираются, или просто время на посещение собора заканчивалось, но на Золотой галерее народу было совсем не много.
21
Очень хорошо видны обе башни-звонницы собора.
21
Колоколов на них не поровну. В северо-западной 13, а в другой лишь четыре, но из этих четырех два знаменитых: Биг Пол и Биг Том.
Последний звонит лишь в 4-х случаях: кончины членов королевской семьи, епископа Лондонского, декана собора св. Павла и мера Лондона, почившего на боевом посту, т. е. в своем кабинете.
Ну и посмотрим на Лондон с высоты птичьего. Редко какой город так фотогеничен, как он. Париж, к слову, особенно в направлении Монмартра, напоминает арабский поселок.
19
Небоскреб "Осколок".
17
Площадь и колонна Панерностер в близости от собора.
А теперь нажмем на стелочку «вверх» и вернемся к названию отзыва. В соборе св. Павла 29 июля 1981 года венчались принц Чарльз и Диана Спенсер. Это была самая дорогая свадьба Великобритании, на которую потратили 2.859.000 фунтов стерлингов (до сих пор поди на билетах в собор отбивают). День бракосочетания объявили национальным праздником, а за его трансляцией по миру следило 750 млн.человек.
— Ты меня любишь? — спросила наивная девятнадцати-летняя Диана, которую переполняли чувства к будущему супругу.
— А что такое любовь? — ответил Чарльз.
Потом, спустя десятилетия, он сам ответил на этот вопрос в телефонном разговоре с Камиллой Паркер (воспроизвожу не дословно, но смысл точен):
— Это когда супруги понимают друг-друга и вместе…
— Не надо, не надо, не хочу чтобы это опять попало в прессу, — ответила Камилла.
Если бы Диана знала тогда ответ.
23
Вот ссылка на сайт собора, где можно узнать и про цены, и про время посещения и можно ли фотографировать на данный момент. Билетики ровно за год, к слову сказать, при заказе он-лайн подорожаои на 2,5 фунта