Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде — одна из богатейших мировых коллекций живописи, графики, скульптуры, фотографии и других предметов визуального искусства. Основанный как домашняя частная галерея он в скором времени затмил большинство европейских выставочных площадок. Здесь хранятся подлинные шедевры нескольких эпох, включая классицизм, барокко, и ключевые направления XX века. Ни одна обзорная экскурсия по испанской столице не обходится без осмотра экспозиции.
Сегодня музей Тиссена-Борнемиссы входит в так называемый «золотой треугольник Мадрида», где сосредоточены ключевые достопримечательности города. В шаговой доступности — Музей Прадо и Центр изящных искусств Королевы Софии. По самым скромным подсчётам, ежегодно сюда продаётся более 984 тысяч билетов, что ставит скромное с виду здание в один ряд с самыми посещаемыми картинными галереями планеты.
На 2024 год стоимость входа составляет:
Все билеты действительны в течение рабочего дня, зал музея разрешается покидать на перерыв в кафе, а потом возвращаться через центральный вход, предъявив тот же талон.
Правом на бесплатное посещение любой экспозиции могут воспользоваться:
Режим работы музея Тиссена-Борнемисы не зависит от дня недели — двери во все выставочные залы открыты с 10:00 до 19:00, кассы закрываются на 30 минут раньше. Расписание в праздничные дни и рождественские каникулы объявляется примерно за 2 недели до даты, чаще всего — это выходные.
Помимо сайта и официальных касс, забронировать билет можно через онлайн-сервисы Getyourguide и Tiqets:
Частная коллекция живописи начала формироваться в конце 1920-х годов, когда крупный немецкий промышленник Генрих Тиссен стал скупать у бывших мигрантов предметы искусства. Почти все они находились в США, а период «великой депрессии» вынуждал многих распродавать вывезенные из Европы ценности, среди которых оказалось немало картин голландской, испанской и итальянской школ живописи. Они и составили основу будущего фонда.
Первые предложения выставлять живописные шедевры появились ещё в 1930-х, успели даже организовать выставку в Новой Пинакотеке Мюнхена, но пришедшие к власти нацисты резко изменили курс отношения к искусству, вернисаж закрылся. Семейство Тиссенов не приняло гитлеровскую диктатуру, оградило себя от контактов с публикой, а в конце концов и вовсе покинуло страну, обосновавшись в нейтральной Швейцарии. Коллекция между делом росла и активно пополнялась.
К 1947-му скопилось уже 527 полотен, но глава дома скоропостижно умирает — разбросанные по нескольким поместьям картины, согласно завещанию, поделили между собой многочисленные родственники. Сын барона — Ганс Тиссен-Борнемиса поставил цель выкупить у семьи отцовское наследие и превратить его в публичную галерею. Задача оказалась непростой — далеко не все соглашались даже на солидные деньги, и почти 30 лет ушло на то, чтобы узаконить передачу коллекции.
Полотна и скульптуры вывозились из нескольких родовых имений в Италии, Венгрии и Нидерландах. Тиссен-старший не ограничивался «изящным искусством» и собирал всё, что представляло ценность — гобелены, антикварную французскую мебель, фарфор и ювелирные изделия. Половина накопленного всего так и осталась в частных руках, но за каждую спорную картину месяцами шли настоящие судебные сражения с привлечением лучших адвокатов Европы и мира.
Когда пришло время выбирать дом для будущего музея, озвученное экспертами собрание официально считалось крупнейшей на планете частной коллекцией живописи. Подходящим по размеру зданием, способным вместить такие богатства стал мадридский особняк Вилла Эрмоса, на углу бульвара Прадо и проспекта Святого Иеронима. Помещение передали в аренду на 10 лет с обязательным условием, что часть экспозиции будет находиться в монастыре Педральбес в Барселоне.
Официальное открытие музея состоялось в 1992-м году, 71-летний Ганс Тиссен лично присутствовал на торжествах, и тогда же объявил, что 775 предметов из коллекции станут национальным достоянием Испании. После его смерти дело продолжила супруга — Кармен Тиссен, и сейчас музей в Мадриде продолжает привлекать огромное количество простых туристов и искушённых искусствоведов. Любая выставка здесь становится громким событием в культурной жизни Европы.
На сегодняшний день фонды постоянной экспозиции представляют собой 16 залов, рассредоточенных в хронологическом и региональном порядке. Гостей в просторном фойе встречает Огюст Роден, и его знаковые скульптуры, включая «Рождение Венеры». Изваяние создано мастером по спецзаказу Августа Тиссена — деда основателя музея. Планировалось, что в белом мраморе отобразится греческий пантеон, но Роден успел закончить лишь четыре образа, и все они здесь.
Дальше в галереях начинается огромный пласт европейской живописи, открывает который икона Богоматери с младенцем Иисусом XIII века. Огромное внимание уделено итальянским мастерам позднего Средневековья. Среди признанных шедевров — подлинные работы Дуччо на христианские мотивы. Считается, что он оказал прямое влияние на становление ренессанса и стилистику будущих работ Леонардо да Винчи. Рядом с ним — однотонные гризайли ван Эйка, редкость даже для Европы.
Гордость коллекции — богатейшее собрание живописи XVI–XIX веков, включая так называемую «американскую старую школу» эпохи романтизма. Работы Эль Греко, Караваджо, Рубенса, Рембрандта и мастеров Нового Света сливаются в гармонию эмоций, легендарных образов и узнаваемой стилистики. Второй по значимости раздел — импрессионисты в лице Моне и Дега, чьи картины видеть вне частных собраний и дорогих временных выставок до сих пор считается огромной удачей.
XX столетие — это сюрреализм Дали, несколько подлинных полотен Пикассо из периода кубизма и американский поп-арт, включая нашумевшую «Женщину в ванной» Роя Лихтенштейна. Последнюю картину, сместившую классическую школу живописи в сторону комиксов и яркого рекламного плаката называют едва ли не самой скандальной работой современности, особенно впечатляет резкий переход стилей после традиционных залов с пейзажами и зарисовок европейской пасторали.
Есть среди постоянной экспозиции и образцы русского авангарда. Шагал, Кандинский, Анненков и Малевич хоть и не занимают большого пространства по сравнению с остальной коллекцией, но пользуются неизменным успехом у публики. Порой ради одного карандашного наброска организуются полноценные выставки с презентациями, почётными гостями с российской стороны и освещением в испанской прессе. Вклад каждого художника подчёркнуто приветствуется, как и любое русское искусство.
В общей сложности количество подлинников в фонде и запасниках давно перевалило за полторы тысячи — на такой цифре настаивают представители музея. Временные выставки проводятся ежемесячно, они посвящены конкретной теме в живописи или современным технологиям инсталляций. В специально подготовленном зале на цокольном этаже регулярно работают проекторы с анимацией и другие нестандартные визуальные площадки, призванные привлечь молодёжь.
Коллекция музея не просто была передана в дар государству — королевский двор Испании выкупил её у наследницы семьи Тиссен за 232 миллиона фунтов стерлингов. Баснословная на первый взгляд сумма оказалась «символической» — эксперты оценивают общую стоимость экспонатов минимум в 20 раз выше. Сделка доказала, что баронессу не интересовала нажива — она лишь продала дорогой памятник архитектуры в центре Мадрида и клочок прилегающей к нему территории.
Название дворца Villa Hermosa — Красавица Вилла — это игра слов, отсылающая к прежним хозяевам нескольких гектаров земли в районе Прадо — кастильскому роду Вильяэрмоса. Династия на протяжении поколений была покровителем искусств — в числе фаворитов был легендарный Рафаэль Санти и другие творцы эпохи Возрождения. Обширные связи позволяли герцогам преображать облик Мадрида, в частности благодаря их стараниям появился Королевский ботанический сад.
С другими владельцами будущей картинной галереи вышел знаменитый исторический курьёз. Так, согласно дарственной грамоте XIV века, строить двери со стороны проспекта Святого Иеронима могли только потомки семьи Мединасели, но их род по мужской линии давно пресёкся. Тем не менее, любовь испанцев к традициям не позволила перечить правилу, поэтому центральные двери музея расположены на бульваре Прадо, за уютным двориком и аллеей с розарием.
Уже на момент появления Вилла Эрмоса привлекала огромное внимание европейской творческой богемы. Весь XIX век в гостиных собирался литературный салон, где ведущие прозаики и поэты зачитывали рукописи своих произведений до публикации. Вершиной «фестивальной» жизни особняка считаются два фортепьянных концерта композитора Ференца Листа, которые молодой маэстро дал в 1844-м году. По воспоминаниям современников, послушать его музыку приходило больше тысячи гостей.
Баронесса Кармен Тиссен, несмотря на преклонный возраст, продолжает активно поддерживать наследие своего супруга. В 2011-м году в Малаге открылся её именной художественный музей, а пять лет спустя — картинная галерея в княжестве Андорра. Абсолютно все экспонаты передаются в хранение на безвозмездной основе, а каждая площадка — не просто экспозиционный зал, а полноценный образовательный центр, где детей учат рисованию, а для взрослым устраивают лекции и семинары.
По иронии судьбы, барон Тиссен-старший не был столь щедр, как его сын, и даже не планировал, что огромную коллекцию картин увидит кто-либо, не связанный с семьёй. Несколько десятилетий полотна хранились в уединённом особняке на берегу швейцарского озера Лугано, и доступ к ним имели только приближённые к хозяевам люди. Этим воспользовались родственники, которые забрасывали семью Тиссен судебными исками вплоть до 2003-го года, когда законность музея утвердилась окончательно.
Достопримечательность находится в историческом центре Мадрида, ближайшая станция метро — «Banco de España» на красной ветке. Выходить из зала нужно на чётную сторону проспекта Алькала, дойти до перекрёстка с бульваром Прадо (ориентир — фонтан с фигурой ребёнка), и повернуть направо — музей будет примерно через 300 метров во правую же руку. Несмотря на не самое комфортное дорожное движение — указатели есть везде, заблудиться сложно.
Ближе — наземным транспортном от остановки «Neptuno», через которую идёт половина городских автобусных маршрутов. Здание музея стоит практически напротив, останется лишь аккуратно перейти проезжую часть на светофоре.
С такси в Мадриде ситуация непростая. У города есть официальный таксопарк с машинами белого цвета и красной диагональной полосой на передних дверях. В них — фиксированные тарифы, но поездка обходится в 20–25 € в зависимости от расстояния. Uber — на полулегальном статусе, но в них гарантированно дешевле. Подземная парковка близ музея одна — со стороны проспекта Святого Иеронима (40.415641, -3.695275), она платная — 1,5 € в час.
Музей Тиссена-Борнемисы на google-панораме:
Музей Тиссена-Борнемисы: видео
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.