Паровоз — дело тонкое

Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге — музей фундаментальный, интересный, но как любой музей, он рассчитан на заинтересованного и в некотором роде знающего посетителя. Я к знатокам железнодорожного транспорта не отношусь, но в данный музей почему-то стремилась.

1
Паровоз — дело тонкое

Мне не везло… Однажды я пришла слишком поздно — касса уже закрылась, второй раз подошла к музею в санитарный день, но бывало и так, что проходя мимо музея не имела настроения для посещения, и так бывает! Но вот, наконец, выставка под названием «Министерство путей сообщения на Всемирной выставке в Париже в 1900 году» настолько меня заинтересовала, что я, отвергнув все иные планы, зашла посмотреть знаменитые акварели П. Я. Пясецкого и об этой выставке впоследствии уже рассказала здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12520/responses/10621

Паровоз — дело тонкое

Во время моего визита в музей в одном из залов экспонировалась и еще одна временная (как я поняла) выставка — «Стальной путь победы» — это о значении железнодорожного транспорта в годы войны и блокады именно в нашем регионе.

Паровоз — дело тонкое

Если я отношусь к теме серьезно, то не считаю правильным бегать по залам — лишь бы ничего не упустить, поэтому о такой теме как блокада, упоминать всуе я сейчас не хотела бы. Конечно, эта тема нуждается в самостоятельном рассмотрении и может быть когда-нибудь я воспользуюсь материалами и этой выставки, если придется писать о невероятном подвиге ленинградцев и днях настоящего мужества.

Паровоз — дело тонкое

Сейчас же, мне хочется именно пройтись по залам, чтобы дать читателям общее представление о музее и его постоянных экспозициях.

Музей основан в 1813 году — это один из старейших музеев России, так что его экспозиция формировалась на протяжении 200 лет. Конечно, уже это обещает много интересного. Музей располагается на двух этажах, в 9 залах.

1
Паровоз — дело тонкое

Я ходила по музею без экскурсовода, но думаю, что посещение с организованной группой было бы интереснее, ведь тогда демонстрируются действующие модели, а моделей здесь множество, да еще каких!

Паровоз — дело тонкое
1
Паровоз — дело тонкое

При включении все приходит в движение: поезда начинают двигаться (некоторые, конечно), экскаваторы работать, сортировочные станции «сортируют».

В это свое посещение я ничего такого не видела, потому что была «неорганизованным посетителем».

Паровоз — дело тонкое

Помните игрушку нашего советского детства — железная дорога, по которой двигались паровозики… Игрушка была дорогая и приобрести ее могли единицы, но мы — дети о такой игрушке знали, видели ее, но, скорее не у сверстников — тогда все жили небогато, а где-нибудь в Детском Мире, такая игрушка могла быть и в Детском саду. Лично я о такой игрушке не мечтала — я играла в куклы.

Все же вспоминая те свои детские впечатления, подозреваю, что этот музей может быть очень познавателен, интересен для детей — здесь всюду «потрясающие паровозики»! Причем многие стоят на рельсах и, кажется, готовы отправиться в путь, хотя бы на музейном стенде.

А вот для взрослых посетителей, которые читают аннотации к экспонатам, приоткроется и вся история отрасли, и вся история отечественного железнодорожного транспорта. Это на любителя и это интересно.

Вот модель паровоза Черепановых, что был построен механиками братьями Черепановыми в Нижнем Тагиле на заводе Демидова.

1
Паровоз — дело тонкое

Скорость… Не поверите! 15–16 км в час! Сейчас хочется улыбнуться, но тогда это было достижение. Модель тоже не простая, а историческая, ее выполнили сами братья Черепановы в 1839 году для экспонирования на промышленной выставке в Санкт-Петербурге.

Кем была я в своей прогулке по залам музея? Стыдно признаться, но скорее ребенком, хотя аннотации читала и фотографировала много, даже очень много.

Ну как не заинтересоваться таким вот телеграфом, ведь поезда (их раньше называли пароходами) при «невероятной скорости» в 16 км в час, должны были оповещать, предупреждать…

Паровоз — дело тонкое

Кажется, сегодня детские железные дороги (теперь ведь и такие есть и их немало) привыкли к другим скоростям.

Этот стенд расскажет обо всех детских железных дорогах страны — разве не интересно!

Паровоз — дело тонкое

Вообще для меня железнодорожный транспорт — это романтические и очень пестрые жизненные воспоминания, ведь ездить железной дорогой приходилось очень часто. Не забыть толчки вагона при остановках с дальним гудком. Запах шпал, запах паровозного дыма. Я еще застала самые настоящие паровозы, которые пускали чёрный дым из труб, а при остановке выпускали клубы пара — поберегись!

В музее есть не только уменьшенные модели, но и настоящий вагон, в который можно зайти и вспомнить свои путешествия…

1
Паровоз — дело тонкое

Сколько случайных попутчиков рассказали мне свои жизненные истории! Сколько людей не забыты мной, несмотря на мимолетность встреч! Наверное, это случалось, потому что короткое и ни к чему не обязывающее знакомство, всегда было искренним, побуждало рассказывать о собственной жизни без утайки. Ведь многие люди хотят, чтобы их выслушали, да не всем можно доверить жизненные тайны. А вот в поезде можно! Все равно никто ни с кем больше не встретится.

Это купе мягкого вагона поезда 1957 года! Очень комфортно! Так и хочется остаться и ждать, когда поезд тронется.

Паровоз — дело тонкое

Итак! Я, кажется, дошла до истины — почему писать об этом музее мне немного трудновато, чтобы не впасть в занудство. Железнодорожный транспорт для меня — это не механизмы и машины, а люди, которых эти машины везут. Вот в чем мое несоответствие данному музею, ведь он, несомненно, технического направления… А я лирического.

Но я честно ходила по музею, читала, фотографировала… Не могу сказать, что мне было не интересно, но были экспонаты, которые, как говорится «ложились на сердце», а были такие, которые не вызывали такого отклика в душе.

Так, например, я с большим вниманием остановилась у стендов, рассказывающих об Институте инженеров путей сообщения. Почему? Когда-то от родственницы узнала, что одна из «веточек фамилии» оказалась в Иркутске «по делу декабристов», так как некий инженер железнодорожного транспорта был сослан в Сибирь.

Паровоз — дело тонкое

Тогда я впервые узнала, что подобные специалисты были офицерами и привилегированными людьми. В то время я думала, что железная дорога — это машинист и проводник… Заблуждалась, конечно.

Паровоз — дело тонкое

С большим вниманием изучала я документы, свидетельствующие и о форме обучения, и о режиме дня кадетов, и о многом другом.

Паровоз — дело тонкое

Судя по документам, учиться в этом учебном заведении было совсем непросто.

Паровоз — дело тонкое

Как всегда, стекла, за которыми находились документы, отсвечивали, но я не могу отказать себе в желании все же познакомить вас и с этой информативной фотографией.

Паровоз — дело тонкое

Неожиданно заинтересовала фотография совсем из другого времени, из другого зала, из другой темы: вид взорванного фашистами моста через реку Плюсса (1941 год).

Сколько раз, отправляясь в свою деревню на Псковщине, мы проезжали мимо этих, уже облагороженных временем остатков строения, проезжали, конечно же, по новому хорошему мосту, что построен рядом. И ведь каждый раз я думала, что хочу узнать что-нибудь об этом разрушенном мосте, о его судьбе, и вдруг — фотография!

Паровоз — дело тонкое

Вообще это хорошо, когда музей оказывается для тебя не чужим и ты находишь в нем что-то свое-свое. Это важно.

Конечно, я рассмотрела и модель паровой машина Д.Уатта (1786 г.), познакомилась с отечественным тоннелестроением.

Паровоз — дело тонкое

Изучила историю формирования сортировочных станций, которая, оказывается, впервые назрела еще во время русско-турецкой войны 1877-78гг.

Паровоз — дело тонкое
Паровоз — дело тонкое

Вообще в музее я узнала много нового и неожиданного. Конечно, я и раньше догадывалась, что «развести составы» дело непростое, но здесь убедилась в этом воочию.

Паровоз — дело тонкое

Железнодорожный транспорт непосредственно связан со строительством мостов.

Паровоз — дело тонкое

Следует отметить, что теперь открыт филиал музея железнодорожного транспорта, который посвящен только этой обширной теме — строительству мостов. Я побывала в этом молодом музее в январе 2019 года и написала о посещении на сайте: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/35732/responses/6006

Однако и в музее транспорта эту тему все же невозможно было обойти. Вот, например, интересный текст об истории «Дороги победы», но могла ли эта важная стратегическая дорога состояться без мостостроения!

Паровоз — дело тонкое

Конечно! Тема войны и роли железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне возникала часто, что и понятно.

С чувством удовлетворения обратила внимание на творчество детей из городского центра детского технического творчества, посвященное этой теме (авторам 6,12 и 13 лет).

1
Паровоз — дело тонкое
1
Паровоз — дело тонкое

Припомнила, что когда писала на сайте о памятнике Николаю I, меня поразила следующая информация:

На барельефе, посвященном открытию Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва (1851 г.) запечатлено это событие, но задумывались ли мы как оно через 100 лет отозовется в Великой Отечественной войне!

Проявив дальновидность и опасаясь, что неприятель может приехать в Россию на паровозе, русский император потребовал расширить русскую колею (1524 мм вместо 1434 мм в Европе, что во время войны 1941-45гг. заметно затруднило снабжение оккупантов и их маневринность из-за нехватки локомативов для широкой колеи.

(Это ссылка на рассказ о памятнике, что находится на Исаакиевской площади… На всякий случай, если заинтересует).

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/placeofinterest/28468/responses/3309

Обозревая экспозиции вдохновилась и моделью вот такого двухэтажного поезда (опытный образец, построенный еще в 1965 году!)

Паровоз — дело тонкое

Как приятно сидеть и обозревать с верхнего этажа, проплывающие мимо панорамы… И чтобы проводник ласково разносил чай (вкусный)…

На стенде над этим замечательным составом как раз об обслуживающем персонале ЖД — это о том, как менялась в разные годы униформа.

Пожалуй на этом можно было бы и завершить рассказ о моих впечатлениях от посещения музея. Надеюсь, что тот, кому этот музей показался интересным, не откажет себе в удовольствии его посетить.

1
Паровоз — дело тонкое
Паровоз — дело тонкое

Ну, а я не откажу себе в удовольствии пригласить вас прочитать мой старый рассказ, когда-то опубликованный в блоге под названием: «Путешествие поездом. Как это?» https://elenarossi.tourister.ru/blog/4545

Сама перечитала свои воспоминания по следам путешествий железнодорожным транспортом 2014 года и с некоторой грустью подумала, что раньше писала как-то веселее…

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург: полезная информация