Мне кажется, что прочитав такое название, кто-то решил, что это аллегория и только. Но нет! Такая акварель существует! И я готова о ней рассказать. Это, право же, интересно.
Акварель-панорама выполнена Павлом Яковлевичем Пясецким. Она была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и ныне хранится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
Правда, если быть точными — ее длина 955 метров, но разве это мало!
Хранится уникальная акварель в 10 рулонах длиной от 54 до 133 м, высотой 48 см.
Впервые об этом чуде я услышала именно в Эрмитаже — рассказал экскурсовод… Но чудо это и тогда находилось в запаснике, да и сейчас там находится. Однако мне совсем недавно удалось познакомиться с этим уникальным экспонатом, благодаря тому, что чудесная акварель была «отцифрована». Это случилось после того, как в Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа живописное полотно было восстановлено.
Кроме того, в 2011 г. была издана иллюстрированная книга Г. А. Принцевой «Сибирский путь Павла Пясецкого». А в 2013 году киностудией «Атлас медиа» из фрагментов панорамы П. Я. Пясецкого создан демонстрационный фильм «Великий Сибирский путь» (1894–1903). Вот этот новый экспонат я и увидела я в Центральном музее железнодорожного транспорта, что на Садовой 50 (не путать с Музеем железных дорог России, что также находится в Северной столице).
Вообще-то в Центральный музей железнодорожного транспорта я собиралась как-нибудь сходить, но тут, пробегая мимо музея, увидела скромную рекламу о демонстрации «панорамы» Пясецкого и, конечно же, отложив дела, зашла в музей незамедлительно.
Итак, кто же такой Павел Яковлевич Пясецкий — наш удивительный русский «Левша»!
Это замечательный русский художник, врач, географ и путешественник. Он родился в Орле, там окончил мужскую гимназию, а затем — медицинский факультете Московского университета. О незаурядности этого человека свидетельствует хотя бы тот факт, что уже в 28 лет он защитил докторскую диссертацию!
Одновременно со службой в Военно-медицинском управлении Санкт-Петербургского Военного округа в 1872—1874 гг. Пясецкий был вольнослушателем Императорской Академии художеств, посещал классы знаменитого П. П. Чистякова, у которого учились такие гиганты как Репин, Врубель, Поленов и другие.
Пясецкий был увлеченный и истинный путешественник, он участвовал во многих экспедициях, как правило, в качестве врача. Так он побывал в Китае, Японии, Болгарии, объездил Кавказ, Среднюю Азию, Сибирь. Где бы он ни путешествовал — он непременно делал зарисовки, выработав при этом свою оригинальную технику, ведь у него не было той аппаратуры, которой сегодня владеет каждый простой турист.
Видимо ему хотелось сделать что-то типа фильма о путешествии — том или другом и он наклеивал свои многочисленные акварели на холст в хронологической и тематической последовательности. Создавая художественно-географические «живописные повествования».
Это было что-то совсем новое!
Первая из его масштабных картин панорама «От середины Китая до Западной Сибири» составила 72 метра в длину и была собрана из акварелей, выполненных во время экспедиции 1874—1875 гг.
Потом появились и другие монументальные работы: панорамы «Путь санитарного отряда по Болгарии во время Русско-турецкой войны» (1877–1878), «Закаспийская военная железная дорога» (1891–1892), «Персия» (1895), " Великий Сибирский путь» (1894–1903).
Художника-путешественника в России почитали, тем более, что он не раз создавал свои «акварельные, как бы документальные фильмы» из жизни Императорской семьи: «Москва в дни священного коронования 1896 года», «Пребывание Их Императорских величеств во Франции» (1896), «Панорама Лондона в дни празднования королевы Виктории» (1897), «Вторичное посещение Их Императорскими величествами Франции» (1901).
Как видим, Пясецкий создал не одну панораму, но «Великий Сибирский путь» — работа, которую Пясецкий начал в 1894 году, самая масштабная.
Вот письмо из Министерства путей сообщения, которое стало разрешением и согласием финансировать новый проект: «Милостивы государь, Павел Яковлевич, вследствие выраженного вами согласия принять на себя труд исполнить по образцу написанной вами Панорамы Закаспийской железной дороги имею честь просить Вас изготовить панораму предварительно для Западно-сибирского участка Сибирской железной дороги от города Челябинска до реки Оби на протяжении около 1322 верст».
Тогда Пясецкому выделили специальный вагон под мастерскую и отдельный вагон для отдыха, а также проводника, который обеспечивал связь с подвижным составом, чтобы художник мог беспрепятственно курсировать от Урала до Байкала и далее по строящейся железной дороге.
Известно, что в 1897—1898 гг. Пясецкий работал на линии между станциями Обь и Красноярск, а далее перемещался до Иркутска. В марте 1899 года была полностью зарисована Средне-сибирская железная дорога протяженностью 1920 километров!
За три месяца до открытия до Всемирной выставки в Париже было завершено написание акварелей последнего участка «Транссибирской магистрали» — от Байкала до Владивостока и хотя работа еще не была полностью завершена, она стала одной из главных достопримечательностей той знаменитой выставки. Демонстрировалась панорама в Павильоне русских окраин, причем особый интерес вызвал сам способ демонстрации, описание которого приведено в журнале «Нива» № 29 за 1900 г.
Посетители поднимались на второй этаж и попадали как бы на железнодорожную станцию, где стояли вагоны, идентичные тем, что в реальной жизни курсировали по Транссибу. Зрители занимали места в вагонах, в окнах которых прокручивалась панорама, что создавало иллюзию путешествия через «всю Сибирь», хотя сам «переезд» длился где-то минут 40.
В сеансе такого «путешествия» могли участвовать 125 человек, согласно купленным билетам.
Ощущение движения за окном вагона поддерживалось иллюзией, так как панорама состояла из разных лент, которые двигались с разной скоростью (И это надо было рассчитать!).
На первом плане перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на нее песком и камнями, «вторым планом» было всё, что находилось на расстоянии 21,5 метра от вагона, и, наконец, на заднем плане, медленнее всего прокручивалось собственно акварельное полотно.
За окнами вагона разворачивались документальные сюжеты строительства «Транссиба», жизни и природы Сибири, проплывали то большие города, то малые поселения, то маленькие станции, реки, мосты, дороги, разъезды…
В конце пути зрители выходили в двери с другой стороны и попадали в Китайский павильон.
Окончание работы состоялось в 1902–1903 годах, когда Пясецкий зарисовал Китайско-Восточную железную дорогу. В Париже этих зарисовок еще не было.
Панорама «Великий Сибирский путь» вызвала ажиотажный интерес и стала одним из наиболее посещаемых экспонатов сибирского раздела выставки.
Панорама Пясецкого получила Большую золотую медаль, а ее автор был удостоен высшей государственной награды Франции — ордена Почетного легиона.
1904 г. «железнодорожный аттракцион» был повторен на Всемирной выставке в американском Сент-Луисе.
Как я уже упоминала, с 2004 года панорама «Великий Сибирский путь» (бумага, наклеенная на холст, акварель, графитный карандаш), находится в Эрмитаже.
Конечно, для нас, современников таких цивилизационных новшеств, свидетелями и носителями которых мы являемся, подобная «панорама», как первая попытка «задокументировать» впечатления путешествия, могут вызвать улыбку. Но если учесть, что Пясецкий был первопроходцем в этом деле и добился положительного результата каким-то невероятным трудом и несомненным талантом, это вызывает только восхищение и гордость!
Виртуальная копия, почти километровой длины сегодня экспонируется в Центральном музее железнодорожного транспорта и, несмотря на скромную рекламу, это, несомненно, выдающееся событие в культурной жизни Северной столицы.