Образ Петербурга непременно связан с мостами, которые «повисли над водами» и стали не только необходимостью, но и украшением города. Одно слово — Северная Венеция!
Царь Петр был истинным самодержцем, поэтому его упрямое «делай, как я хочу» вначале сказалось и на проектах строительства. Так Васильевский Остров, который вначале задумывался в качестве центральной части будущего города, должен был бы весь состоять не из улиц, а каналов, по которым счастливые горожане стали бы передвигаться на доступных плавучих средствах.
Потом каналы, которые уже начали копать, все же засыпали, так как идея оказалась нежизнеспособной, но названия современных улиц Васильевского Острова — Первая Линия, Вторая Линия (и так до Двадцать Девятой) остались воспоминанием об неосуществленном проекте.
Однако царь категорически не желал строить мосты, надеясь таким образом приучить жителей города к воде. Приучались плохо. Мода тех времен была изощренной и дамы в кринолинах плохо дружили с лодками. Однако ослушаться ПетраI они не могли и передвигались (вместе со своими кавалерами, конечно) по воде так, как царь велел. Одно спасало — суровая русская зима. Когда все вокруг замерзало, можно было спокойно ходить пешком «по рекам и каналам».
Кстати, однажды слушала интереснейшую лекцию под названием «площади Петербурга», где главной площадью Петербурга, оказывается, в прошлом, да и сегодня, мыслится… река Нева!
6
Ее широкий разлив у Стрелки, перед Зимним дворцом, создает тот простор, который функционально присущ площадям и так необходим для дыхания города. Зимой же это место действительно превращалось в площадь — такой крепкий лед был в те далекие зимы! На этом льду в течение всей зимы устраивались ярмарки, наводились временные пути-дороги, по которым лихо мчались… Мчалось все что имелось для перевозки спешащих и гуляющих.
Но вернемся к началу строительства города. Летом мосты все же наводились, но они были временные — наплавные.
Однако жизнь брала свое, и в 1850 году в Петербурге был все же построен самый первый стационарный мост, который назвали Благовещенским по названию Благовещенского храма, к которому этот мост приводил от Васильевского острова.
Вот то, что я знала, когда собралась посетить только что открывшийся Музей мостов в Петербурге, надеясь прибавить к своим фрагментарным сведениям более глубокие, системные знания. Музей находится по адресу пер. Мучной 2. Станция метро (Садовая, Спасская, Сенная).
3
Экскурсовод, которая «подхватила» нашу едва сформировавшуюся группку из пяти человек была очень эрудированным человеком и рассказала много нового и интересного, совершенно не касаясь той «лирической» информации, с которой я шла в музей. Сведения, которые я почерпнула из почти двухчасовой экскурсии(!) были для меня совсем новые. Музей оставил самые хорошие впечатления.
Я даже сфотографировалась на фоне очень «серьезной» формулы (важное открытие в мостростроении), чтобы зафиксировать мою временную причастность к точным наукам, без которых такое сложное инженерное сооружение, как мост, не построишь. Гордая поза — свидетельство прочувственности момента приобщения к инженерии…
12
К сожалению, далеко не все запомнилось — не моя тема, так что повторить экскурсию во всей ее красе, мне не под силу, но было очень интересно.
Далее можно было бы сказать — «это знает каждый школьник», после чего тайно списать из википедии…
Но я списывать не буду — дам в свободном пересказе.
6
В черте Санкт-Петербурга имеется более 90 рек, рукавов, протоков, каналов (общей длиной 300 км) и около 100 других водоемов (озер, прудов…), через которые перекинуты около 800 мостов, в том числе и 218 пешеходных.
Таким образом, имеем 342 городских моста, да еще и мосты в пригородах — там тоже наберется более сотни.
Из этих цифр (даже не буду уверять вас, что эти цифры всегда живут в моей голове), следует, что мосты — это целая история из жизни великого города.
Музей мостов открылся недавно — это филиал Центрального музея железнодорожного транспорта, что находится на Садовой 50. Часть экспонатов в новый музей перекочевала именно оттуда, но вообще новый музей обладает уникальной коллекцией, которая раньше хранилась в здании МостоОтряда 19 (Красное Село). История нового музея невольно связана с предисториями, которые, к сожалению, тесно связаны с роковым словом «обанкротился». Не буду наводить печаль. Сосредоточимся на том, что все же возник новый музей, и ему нашли новое место, хотя сегодня далеко не все уникальные экспонаты доступны для публики — многие, как обычно, находятся в запасниках.
2
Главное богатство музея — макеты мостов, по которым можно проследить историю мостостроения Петербурга и не только этого города. Нередко великие инженеры строили мосты здесь, а потом осуществляли родственные проекты в других городах, а иногда наоборот, здесь воплощали уже опробованные в других местах проекты. Некоторые макеты покупали за границей, так как они служили учебным материалом для новых молодых, обучающихся инженеров.
Например вот эта модель однопролетного арочного моста в Королевском Ганноверском саду (архитетор А-Л Лавес)
Модель выполнена под наблюдением самого архитектора.
4
Заметим, что макеты музея — не «стендовые игрушки», это рабочий материал, то есть те макеты, которые создавали на начальной фазе строительства, сами инженеры и архитекторы. Поэтому каждый макет — это тончайшая работа, отражающая все нюансы будущего архитектурного сооружения.
Ну как не рассмотреть Нарвский мост — тот что был ранее, до моста Дружбы. Ведь я столько ходила через реку Нарову!
3
А как мне интересен мост через Волгу! Родные же места!
3
Это Романовский мост на перегоне Свяжск-Зеленый Дол. Автор проекта Н. А. Белелюбский (1911—1913 гг.)
Но, немного истории!
Отечественная школа мостостроения родилась 20 ноября 1809 года, когда АлександрI подписал Манифест — «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Был учрежден Корпус инженеров и институт Корпуса инженеров путей сообщения. Создание института имело огромное значение для развития отечественной транспортной науки и мостостроения.
3
А далее идут великие имена, яркие открытия, изящные решения, которые впоследствии воплощались в реальные, столь необходимые людям сооружения.
Даже не посещая музей, наверное, каждый петербуржец, знакомый с историей города, знает имя Августина Августиновича Бетанкура (1758–1824).
5
Он и автор береговых устоев первого значительного наплавного Исаакиевского моста, он же автор проектов подъемных механизмов и лесов для строительства Исаакиевского собора и подъема Александровской колонны. По его проекту, уже его учениками был построен Каменоостровский (первый) деревянный арочный мост через Малую Невку (1811—1813 гг.)
Испанец по происхождению, выпускник Национальной парижской школы мостов и дорог, он связал свою жизнь с Россией, приняв ее как вторую родину, воспитав здесь целую плеяду учеников и последователей.
А. Д. Готман, С. О. Пантелеев, П. П. Базен, С. В. Кербеда, Л. Ф. Николаи, А далее Д. И. Журавский (под его формулой я и сфотографировалась), Н. А. Белелюбский, Л. Д. Проскуряков, Г. П. Передерий, Е. О. Патон…
1
И каких, оказывается, мостов только ни бывает! Сколько разных конструкций, разных решений!
Некоторые мосты так и не были построены, а макеты остались! Вот как этот — деревянный мост швейцарского инженера Альдона, который участвовал в конкурсе, но проект не заинтересовал кломиссию.
1
Конечно же! Важно не просто слушать, или видеть проекты, эскизы, но обойти «живую модель», выполненную руками мастеров, со всех сторон, рассмотреть все детали и вместе с этим прослушать рассказ о данном сооружении — вот что интересно!
Ну никогда не видела «кривой мост» — выполненный по контуру реки, а такой имеется!
1
Это мост Сен-Жерменской железной дороги — однопролетный деревянный мост арочной системы с отвестными схватками на каменных устоях (так написано). Автор неизвестен. Модель куплена у Горного института в 1854 году.
А вот еще «удивительное рядом»! Водопропускная труба через реку Гоглинку на Московском Шоссе. Речку «упаковали» в трубу. Сооружена на 35 версте от г. Крестец в 1820 году. Автор проекта П. П. Базен.
5
А вот этот разводной деревянный мост того же архитектора П. П. Базена, что построен в 1830 году, до сих пор стоит в Шлиссельбурге и является важной исторической достопримечательностью.
2
Модель выполнена в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1830 году.
1
История строительства моста через Волгу, через Амур, через Вислу… Ведь один проект мог быть доработан и потом перенесен в другое пространство, — так оно нередко и было!
Это шестипролетный Николаевский мост через реку Днепр в Киеве. Построен в 1853 году. Построен англичанином Чарльзом Виньолем. Был взорван польским войском, при отступлении в 1920 году. Но вот модель, выполненная в Лондоне и подаренная Николаю I, к счастью осталась. История!
1
В последнее время техника шагнула вперед и некоторые мосты, особенно вантовые впечатляют — как этот — Обуховский, перекинутый через Неву.
2
Было интересно узнать много нового и об истории строительства Крымского моста!
1
Действительно — уникальное сооружение!
1
Обязательно проеду по Крымскому мосту на поезде! Знакомые ездили в том первом поезде, о котором было так много репортажей по ТВ.
Сказали, что ночью ничего не увидели… И вообще! Вот таких фирменных стаканов на всех не хватило…
1
Нет, я не нытик. Отсутствие стакана пережила бы. Но возможно увидеть мост, действительно лучше, если путешествовать на авто, а не на поезде.
Модель паровоза, что была привезена из научной командировки П. П. Мельниковым в 1840 году из США, в этом музее, не случайный экспонат.
3
Развитие железнодорожного транспорта, несомненно, повлияло на необходимость воплощения новых требований к мостам, по которым в новом времени должны были следовать уже не только пешеходы, коляски, «запряженные гнедыми» и даже не авто, а тяжелые составы!
А сколько конструкций разводных мостов было создано — дабы не мешать судоходству!
Фрагмент моста через Оку.
1
Для меня, гуманитария, были интересны не только технические данные, но и личности творцов таких уникальных сооружений. Особенно приятно было остановиться у стенда, рассказывающего об одном из представителей славной династии Львовых — Алексее Федоровиче Львове (1798–1870).
2
Здесь я, как мост над рекой, «зависла» у стенда.
Яркая личность! Преуспел не только в инженерном искусстве, но и в других — особенно музыке. Все знают Алексея Федоровича как автора гимна «Боже царя храни», но он же был сам замечательный музыкант-исполнитель, выдающийся скрипач! Однажды мне удалось послушать 24 его каприса для скрипки (подобно Паганини). Играл Сергей Стадлер. Незабываемо… Оказалось, что цикл столь сложен для исполнения, что его редко исполняют, а потому мало знают. На концерте мы были с друзьями. После концерта шли пешком на Петроградскую сторону, по просторному Литейному мосту, чтобы, купив хорошее количество отличного пива, потом проспорить и проговорить всю ночь (тогда белые ночи пели в Петербурге!)
Филолог, психолог (доктор наук), физик и я, — погрузились тогда в потрясающее послевкусие обсуждения путей искусства, грезили о прошлом, настоящем… Запомнилось!
1
Родился Алексей Федорович 25 мая в Ревеле. В 1818 году окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения в звании поручика и занесен на мраморную доску, как лучший выпускник. Служил в Новгородской губернии под руководством графа А. А. Аракчеева, где в 1820 году по проекту А. Я. Фабра построил свой первый деревянный пяти пролетный мост, длиной 115 метров. Мост впоследствии был перестроен, а та модель сохранилась.
Очень ценно, что в музее сохранились макеты и других мостов, которые ныне утрачены (или были перестроены, или уничтожены во время войны).
С 1826 года Алексей Федорович занимал должность секретаря А. Х. Бенкендорфа, а в 1837 году императорским указом был назначен на должность директора Императорской придворной певческой капеллы (раньше эту должность занимал его отец). В 1840 году по инициативе А. Ф. Львова было организовано симфоническое общество. А сколько замечательной музыки он написал! Вот такие были инженеры!
Понятно и сравнение царя об одном из мостов инженера и композитора: «Это Львов свой смычок перекинул с берега на берег».
3
Музей открыл свои двери для посетителей совсем недавно, поэтому о нем еще мало знают.
Между тем музей несомненно достоин посещения, тем более, что экскурсия входит в стоимость билета, а тема мостов Петербурга — неисчерпаемая! О мостах можно говорить и языком формул, и звуками музыки, и языком красок, и рифмой… Потому что мосты Петербурга — это Красота и гармония.