Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге считается одной из главных достопримечательностей, ведь эта постройка — ровесник Северной столицы. За три века в его залах побывали легендарные писатели, художники и музыканты, здесь вершилась история России, и разыгрывались человеческие драмы. Теперь же дворянское гнездо входит в золотой фонд петербургских музеев, и без посещения его роскошных залов невозможно представить ни одной серьёзной экскурсии в историческом ключе.
На 2024 год стоимость посещения экспозиций следующая:
Для ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, участников боевых действий, солдат срочной службы, инвалидов I и II групп действует льготный тариф на всю экспозицию — бесплатно при предъявлении соответствующих документов на кассе. Аналогичный билет, но с индивидуальной экскурсией — 200 рублей. Для студентов и школьников входной билет будет стоить — 150 рублей, с экскурсионным обслуживанием — 250 рублей. Для пенсионеров — 150 рублей, с экскурсионным обслуживанием — 250 рублей.
Право на бесплатное посещение всех экспозиционных залов имеют:
День открытых дверей для школьников до 18 лет и студентов очной формы обучения — третий четверг каждого месяца (при предъявлении билета или справки из школы).
Всё началось в 1712-м году, когда Пётр I пожаловал своему сподвижнику Борису Шереметеву участок для строительства дома на берегу Фонтанки. По первоначальной задумке это была одноэтажная летняя усадьба, строительство которой завершилось через 30 лет, а в 1750-х надстроили второй этаж дворца. Так появился один из ярких образцов богато украшенного архитектурного стиля, который позже назовут русским или петровским барокко.
Уже в XVIII веке Фонтанный дом стал центром культурной жизни Петербурга. Внук основателя поместья, Николай Петрович Шереметев организовал здесь крепостной театр и оркестр, лично отбирая талантливых крестьян для певчего хора и даже оперных постановок. Само же здание неоднократно перестраивалось — появлялись флигели для прислуги, садовые павильоны, а интерьеры и внешнюю отделку дополняли лучшие мастера — Кваренги и Воронихин.
Спустя столетие дворец продолжал оставаться вотчиной Шереметевых, а слава его гремела на всю Европу. Сюда захаживали иностранные послы, в гостиных давали концерты Лист, Глинка, Берлиоз и другие видные композиторы. Так продолжалось вплоть до 1871-го года, когда наследники графского рода поделили участок, и со стороны Литейного проспекта начали строиться доходные дома, и почти десяток строений внутри сада, включая оранжерею и садовые флигели, решили снести.
Непростые времена продолжились и после Октябрьской революции. Последний собственник дворца Сергей Шереметев добровольно отказался от имения в пользу национализации, и вся территория усадьбы перешла под ведомство большевиков. Учитывая огромный вклад его семейства в историю города, новая власть открыла здесь Музей дворянского быта, который просуществовал вплоть до 1931-го года, пока его не закрыли по идеологической линии.
После войны в залах открыли детско-юношеский Дом занимательной науки, а несколько лет спустя сюда переехал Институт Арктики и Антарктики, занимавший большую часть помещений почти 40 лет. За это время дореволюционные интерьеры были практически полностью утрачены, и только в 1989-м власти задумались о реставрации исторического наследия. Год спустя дворец стал филиалом Государственного музея театрального и музыкального искусства.
Сегодня Фонтанный Дом — это не просто музейное собрание, а полноценный культурный и образовательный центр. Для детей и студентов тут проводят тематические экскурсии, посвящённые истории Петербурга, также проходят сезонные выставки и концерты. Из интересных событий высоко ценятся ярмарки музыкальных инструментов, где ведущие мастера России и мира представляют свои творения, которые всегда можно приобрести.
На сегодняшний день экспозиции Шереметевского дворца поделены на две большие части — «Открытые фонды» с богатейшей коллекцией музыкальных инструментов и «Анфилада парадных залов».
Уникальный зал появился в усадьбе в середине XIX века, и уже тогда поражал гостей убранством. Для паркета специально заказали дерево из Англии, Швейцарии и Ямайки, а стены украсили золочёными элементами в сочетании с белоснежной отделкой. Вычурный стиль помещения назвали «вторым барокко», частично интерьеры сохранились и после революции.
Реставрация гостиной официально завершилась лишь в 2015-м году. Вернуть дух времени помогли скульптуры вакханок из усадьбы Останкино, также полностью восстановленный мебельных гарнитур, заставший ещё первых хозяев зала. Помещение просторное и прекрасно освещено, что позволяет в деталях рассмотреть ювелирную отделку.
Несмотря на название, интерьеры терракотово-чёрного зала не имеют ничего общего с племенами этрусков, а выполнены, скорее, в стиле поздней «помпейской» Античности. Техника росписи стен здесь не имеет аналогов — узоры наносились без грунтовки на идеально отполированную древесину, что в разы усложнило задачу реставраторам.
Именно эта комната в 1830-е была главной музыкальной гостиной, где в камерной обстановке выступали легендарные пианисты, композиторы и дирижёры. В память о славных годах стоят два сокровища — мемориальный рояль Глинки и клавишная арфа Дитца. Античный дух добавляют статуи двух гладиаторов, застывших в боевых стойках.
Ещё один «цветной» зал с необычной историей. Когда-то гостиная соединялась с соседней комнатой для бильярда, но в XIX веке её перестроили под нужды жены Дмитрия Шереметева. За название нужно благодарить французский штоф яркого малинового оттенка, а на потолке красуется лепнина с росписями в стиле «галантных сцен» и миниатюрной пасторали.
Сегодня здесь можно увидеть мраморный камин и хрустальную люстру, а вот у остальных экспонатов судьба куда интереснее. Например, малахитовая утварь в одной из витрин передана на музейное хранение от известного ленинградского коллекционера Валентины Голод. Обивку стен заказывали в Москве — большая часть подлинного штофа погибла в блокаду.
В 2019 году музыкальная часть экспозиции пополнилась огромной интерактивной витриной, которая в нетривиальной форме рассказывает посетителям об истории оркестровых инструментов. Все их можно послушать благодаря планшетам с наушниками, где звучат культовые классические произведения с интересными комментариями.
Интерактивности добавляют ящики с дополнительными инсталляциями, которые можно выдвигать, а также отдельные аудиогиды для детей, где в игровой форме с анимированными сказочными помощниками объяснят не самые простые вещи из мира музыки. Отдельно выставлена коллекция дирижёрских палочек — от Вагнера и Берлиоза до современников.
Раздел частных коллекций украшает дар швейцарского художника и ювелира Вилли Инауэна — масштабная композиция «Гора Щедрости», представляющая собой серебряный крест с двенадцатью миниатюрами. Создавался арт-проект в течение 40 лет из драгоценных металлов и камней, найденных во время путешествий по нескольким континентам.
На противоположной стене висит фото с едва ли не самой известной работой ювелира — «Заучившимся Идиотом» — аллегоричным символом того, как избыток знания мешает успеху. Работает экспозиция по ограниченному графику всего 4 дня в неделю — в понедельник, четверг, субботу и воскресенье с 11:00 до 19:00.
Шереметевский дворец всегда был популярен у художников, и изображали они не только его внешний облик. Именно здесь легендарный живописец Кипренский работал над портретом Пушкина, перед этим написав с натуры множество его современников. Оригинал известного всем со школьной скамьи полотна можно увидеть в залах Третьяковской галереи.
Один из флигелей Фонтанного Дома со стороны Литейного проспекта занимает музей Анны Ахматовой. Квартира поэта расположена на третьем этаже, в ней несколько экспозиционных залов с личными вещами, документами и редчайшими архивными фото. Здесь же находится единственная в Петербурге постоянная экспозиция, посвящённая Иосифу Бродскому.
На входе в дворцовый сад можно увидеть скромный обелиск с женским портретом — это памятник оперной певице Прасковье Жемчуговой, бывшей крестьянке крепостного театра. Её красота и талант покорили сердце Николая Шереметева, который женился на артистке, дав вольную всей её семье. Брак продлился меньше двух лет — Прасковья умерла при родах.
Есть в коллекции музея вещи с невероятной историей, например, знаменитая «блокадная виолончель» ленинградского мастера Алексея Ушакова. Он работал над ней без малого 15 лет, о чём гласит короткая, но трогающая сердце карандашная записка, найденная внутри деки: «Инструмент начат в 1941-м. Закончен в 1956-м. Помешала война. Блокада».
Эксклюзивными экспонатами считаются часы XVIII–XIX века — «Музицирующие», «Амур на дельфине» и «Читающая девушка». Реставраторам удалось добиться восстановления механизма, и циферблаты теперь показывают точное время, но, к сожалению, у некоторых часов навсегда утрачены элементы, отвечающие за исполнение мелодий.
В витринах «Открытых фондов» можно обнаружить уникальные коллекции медных корнетов и альтгорнов Александра III — вплоть до коронации самодержец много лет играл в придворном оркестре. Помимо них регулярно выставляются тысячи инструментов, принадлежавших знаменитым творческим и государственным деятелям.
Достопримечательность находится в историческом центре, поэтому проблем с доставкой, как в рамках заказанного тура, так и самостоятельно, не возникает. Ближайшие станции метро — «Гостиный двор» и «Маяковская» — в первом случае нужно перейти Аничков мост и повернуть на набережную Фонтанки налево, во втором — свернуть направо, не доходя до моста.
Гораздо быстрее получится дойти от автобусной/троллейбусной остановки «Литейный проспект». Она находится перед Аничковым мостом. Ориентир — дворец Белосельских-Белозерских — он должен оставаться по левую руку, дальше — аналогично, свернуть направо на набережную, и останется пройти не больше 100 метров.
Насчёт такси следует запомнить два ключевых момента. Во-первых, лучше сразу пользоваться приложениями Uber, Maxim или сервисом от Яндекса — будет гораздо дешевле, чем у уличных водителей, а если заказывать машину заранее — шанс получить скидку. Во-вторых, со стороны Фонтанки участок бесплатной парковки есть только у перекрёстка с улицей Белинского, так что всё равно придётся идти пешком — таксисты не станут рисковать.
Тем, кто привык ездить самостоятельно, лучше ориентироваться по координатам навигатора — 59.936620, 30.345277, но и здесь ситуация с парковками не будет лучше. Дальше Фонтанного дома в сторону Невского проспекта есть небольшой платный участок — от 60 рублей в час, но лучше оставить транспорт со стороны Литейного — во дворе дома № 55 есть бесплатная стоянка.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.