Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме — один из многочисленных литературно-мемориальных музеев Санкт-Петербурга. Он объединяет в себе уникальные экспозиции, посвящённые одному из крупнейших поэтов Серебряного века, её семье и творческим вехам. Богатейшая коллекция расскажет о творческой жизни советского Ленинграда, и всей эпохе, на которую пришлись почти 30 лет жизни гениального литератора в скромной квартире, в самом сердце города на Неве.
В 2024 году стоимость билетов составляет:
Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:
3-й четверг каждого месяца — день открытых дверей для школьников и студентов до 18 лет.
Впервые о мемориальном музее Ахматовой заговорили 1988-м году, когда власти Ленинграда приняли решение создать особую комиссию по сохранению богатейшего литературного наследия. На волне перестроечных идей фигура поэта и её репрессированной семьи стала своего рода символом борьбы за справедливость и признания ошибок прошлого. Именно поэтому для будущих сотрудников открывались любые бюрократические двери, и уже через год первые экспозиции заработали.
Место для музея определилось сразу же — это квартира в Фонтанном доме, где Анна Андреевна жила с 1925-го по 1952-й год со своим третьим мужем — искусствоведом Николаем Пуниным. На тот момент здание освободил Институт Арктики и Антарктики, и стало возможным воссоздать исторический интерьер жилища на третьем этаже южного флигеля — так наследие постепенно начало возвращаться в стены, где прошла почти половина жизни поэта.
Перед создателями стояла нетривиальная задача — не только собрать сохранившиеся личные вещи, но и найти людей, связанных с периодом жизни Ахматовой в Петербурге. Что-то отыскалось через потомков современников и друзей, активно использовался самиздат с воспоминаниями. По крупицам восстанавливались интерьеры, фотографии, книги с автографами и письма, иногда — буквально из ящиков полузабытых столов и пыльных антресолей старых коммунальных квартир.
На момент открытия музея, приуроченного к 100-летию Анны Ахматовой, по всему миру гремели перемены — падение Берлинской стены позволило частично восстановить культурные связи с Европой, что благотворно отразилось на дальнейшей жизни экспозиций. Так, одним из официальных партнёров стало немецкое Общество по установлению связей с Восточной Европой. Всего же в списке людей, сохранивших семейные реликвии, и помогавших собрать первые фонды, несколько десятков фамилий.
В 2003-м году экспозиции обновили и условно поделили на две части — историческую и литературную тему. Вторая половина построена по принципу, сформулированному самой Ахматовой — «Я помню всё в одно и то же время…». Такая концепция легла в основу Белого зала — ротонды с колоннами, между которых собраны ценнейшие реликвии, связанные с разными периодами жизни поэта.
Сегодня в фондах музея хранится более 50 тысяч экспонатов — ни одной случайной вещи нет, всё напрямую связано с именем Анны Андреевны и её знаменитых современников — Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Хлебникова и других именитых творцов. С 2014-го года залы обновили мультимедийными инсталляциями с динамической подсветкой и другими технологиями, но основная идея осталась прежней — перенести гостей в начало XX века, во времена, когда на литературном небосклоне зажглось множество ярких звёзд.
На 2024 год музейное пространство поделено на семь залов с постоянной экспозицией, собственный театр и галерею для временных выставок.
Знакомство с домом начинается на лестнице, которая служит своеобразной границей между переломной революционной эпохой и дворянской усадьбой — старинные перила заканчиваются на площадке у двери с номером 44 — за ней начинается прихожая и центральная экспозиция. Вещи оставлены так, будто здесь до сих пор живут — пальто на вешалке, приготовленные чемоданы, телефон на стене и вычищенная до блеска белоснежная кафельная печь.
Отдельно восстановлен облик кабинета Николая Пунина. Рабочее место с бумагами и подарками студентов из Академии Художеств, а напротив — небольшой журнальный столик, за которым Анна Андреевна любила писать стихи и работать над исследованиями творчества Пушкина. На стене вывешены редчайшие фотографии семейных хроник, портреты и рисунки, а за стеклом шкафа — личная сокровищница, где украшения и дорогие сердцу мелочи бережно сохранены спустя десятилетия.
Центральная часть — столовая и комната Ахматовой — это хранилище главных реликвий и место, воссоздающее дух грозных довоенных годов. Тут и чемодан, купленный для поездки к сосланному Мандельштаму, и «сундук флорентийской невесты», где хранился личный архив записей. Пример изящных искусств — фарфоровая статуэтка, слепленная с натуры в 1924-м году. На столике рядом — коробок ленинградских спичек, которым сжигались рукописи «Реквиема».
Несмотря на то, что один из видных поэтов-шестидесятников в Фонтанном доме не гостил ни разу, экспозицию без его вещей представить трудно. Молодого литератора познакомили с Ахматовой только в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского. Ему не суждено было остаться на родине — спустя 20 лет, после громких дел о тунеядстве, он эмигрировал в США, где и прожил до конца дней.
Первые экспонаты появились в ахматовском музее в 2005-м году, когда вдова поэта передала на вечное хранение несколько личных вещей из дома в маленьком городке Саут-Хедли, там Бродский поселился в 1980-х годах и тут же стал профессором одного из колледжей. В основном это были фотографии, документы и некоторые предметы, которые в лучшей мере отражают богатейший внутренний мир и неординарный талант опального поэта.
Пополнилась экспозиция и в 2015-м году, и здесь уже появились предметы интерьера из квартиры в Нью-Йорке. На сегодняшний день — это единственная постоянная выставка в Петербурге, посвящённая Иосифу Бродскому. Музей «Полторы Комнаты» на Литейном проспекте, где будущий поэт жил с родителями, только готовится к открытию, и его экспонаты никак не будут связаны с реликвиями в Фонтанном Доме.
С 2004-го года музей в Фонтанном доме получил филиал — мемориальную квартиру знаменитого сына Ахматовой — историка и этнолога Льва Гумилёва. Находится она на Коломенской улице, на втором этаже дома № 1/15 — здесь учёный прожил последние два года жизни, и место считается единственной собственной квартирой. Обстановка в ней сохранена вдовой — Натальей Гумилёвой-Симоновской, проработавшей личной стенографисткой и секретарём мужа.
Основная часть экспозиции здесь — это рабочий письменный стол из ореха, богатый книжный шкаф и каталог с картотекой, по которой писались ключевые монографии. Супруга, будучи профессиональной художницей, дополняла интерьер, расписывая вещи в азиатском стиле с учётом научных изысканий Гумилёва. Здесь угадываются «звериные узоры» степных народов, пейзажные зарисовки и репродукции портретов монгольских ханов и героев эпоса.
Другой важной темой выставок являются родители Льва Николаевича — даже сложные отношения с матерью никак не изменили трепетного отношения, как к ней самой, так и к её гениальному поэтическому дару. Грустным напоминанием является кованная металлическая роза, лежащая в центре письменного стола — её сделал тот же скульптор, который отвечал за изготовление металлического надгробного креста на могиле Ахматовой в посёлке Комарово.
По пути в Музей Ахматовой в Фонтанном доме можно увидеть необычный обелиск — это памятник легендарной русской оперной певице и актрисе Прасковье Жемчуговой. Женщина прославилась не только своими талантами, но и происхождением — её родителями были крестьяне, но после успеха постановок крепостного театра Прасковья получила вольную грамоту. Певческие способности Жемчуговой высоко ценила и сама императрица Екатерина II.
Кирпичный забор вокруг Фонтанного сада периодически покрывают «автографами» поклонники. Тут можно увидеть и цитаты знаменитых ахматовских строчек, и прямые зарифмованные послания кумиру, обращённые в вечность. Разумеется, такое творчество в форме откровенного вандализма не может одобряться, но само появление надписей на жёлтой штукатурке гласит ровно об одном — наследие поэта живо, востребовано среди молодёжи и актуально до сих пор.
Дворец Шереметевых больше века привлекал видных деятелей искусства. Считается, что в его Аванзале художник Кипренский написал хрестоматийный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Репродукция в виде карандашного наброска выставлена в одном из залов музея. Ахматова всю жизнь чувствовала присутствие «солнца русской поэзии» в доме, и не раз повторяла, что место обладает особенной энергией, которая помогает ей писать.
В саду есть и несколько других не менее интересных достопримечательностей — например, памятник Осипу Мандельштаму в виде не то постамента, не то могильной плиты. Есть и «скамейка стукачей» с частично выломанной спинкой и едва заметными «кровоподтёками». Это напоминание о печальном факте из биографии Ахматовой — в 1946-м году за её квартирой организовали слежку, сотрудники НКВД, сменяя друг друга, дежурили на скамье под окнами.
На выставочной деятельности работа не ограничивается, проект «Музей + Театр» в Фонтанном доме уже много лет радует постановками для всей семьи. На небольшой сцене в течение всего года ставятся лучшие произведения от классиков литературы — Экзюпери, Андерсена, Кэрролла и других именитых писателей. С 2013-го года открыт собственный фестиваль «Златая цепь», на котором демонстрируются лучшие спектакли.
Не только Эрмитаж может похвастаться котами — хвостатые смотрители есть и в музее Ахматовой в Фонтанном Доме. Зовут их — Рыжий, Персик и Кеша — у каждого из животных своя история появления, но все трое так и остались жить в уютном здании. Некоторые посетители считают своим долгом пообщаться с котами, благо, большую часть времени они на виду, и даже иногда позволяют себя гладить.
Достопримечательность находится в историческом центре города, и автобусная/троллейбусная остановка «Жуковского» — в 20 метрах от дома № 53 на Литейном проспекте. Именно здесь находится единственный вход — арка, ведущая во двор дворца Шереметевых. От метро идти дальше, почти километр, ближайшая станция — «Маяковская», на выходе из зала нужно выйти на Невский проспект, пройти до перекрёстка с Литейным, повернуть направо и идти, держась нечётной стороны.
На такси лучше выбирать официальные сервисы — мобильное приложение Uber, Yandex или Maxim — все три гиганта перевозок работают в Питере много лет, и пользуются достаточным авторитетом. Заказывать машину лучше за день до визита, чтобы получить выгодное предложение или скидку. Уличные таксисты — не вариант, на туристах они наживаются без угрызений, выставляя невменяемые расценки на поездку.
Для тех, кто едет на личном или арендованном автомобиле, нужно сразу выставлять координаты навигатора — 59.935838, 30.346926. Парковаться на Литейном проспекте можно, но стоянка платная — в 2024 году от 60 рублей в час. Ориентир — по терминалам, оплатить парковочное время можно с помощью банковской карты или мобильного телефона.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.