На набережной Фонтанки д. 34 расположен еще один славный представитель плеяды «коммунальных дворцов Санкт-Петербурга» — Шереметевский дворец или Фонтанный дом.
На набережной Фонтанки д. 34 расположен еще один славный представитель плеяды «коммунальных дворцов Санкт-Петербурга» — Шереметевский дворец или Фонтанный дом.
Он был построен на территории, выделенной царем Петром Первым генерал-фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву, которого государь женил на своей родственнице А. П. Нарышкиной. Вот он, красавец.
Строившийся почти 20 лет с участием многих архитекторов, во главе которых стоял приверженец стиля барокко С. И. Чевакинский, дворец был закончен в 1750 году.
В 1768 году, после смерти жены и дочери, сын фельдмаршала П. Б. Шереметев переехал в Москву. В отсутствие хозяев усадьба продолжала перестраиваться. В течение 1788–1792 годов ее сдавали в аренду португальскому посланнику, впоследствии князю В. Б. Голицыну. В дальнейшем там поселился внук основателя дворца, который продолжал строительство и много сил отдал созданию там театра с труппой крепостных актеров, «звездой» которой была его многолетняя пассия Прасковья Ковалева (Жемчугова). Она много лет прожила там «на нелегальном положении» в специальных апартаментах, а в 1801 году получила вольную, что позволило им пожениться, и родила сына. К сожалению, их брак длился недолго и в 1803 году она умерла. А труппа пользовалась большим успехом в стране. Позже к ней присоединилась певческая капелла графов Шереметевых, выступавшая в дворцовой церкви Святой Великомученицы Варвары. Интерьер церкви и его содержание были утеряны и сейчас потихоньку восстанавливаются.
Для хранения икон выделены специальные помещения.
В эти годы на огромной территории появились Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и несколько флигелей, которые были снесены в начале ХХ века. Вот как выглядела семья Шереметевых в 1913 году.
После революции С. Д. Шереметев передал Фонтанный дом советской власти. С середины 1924 до 1952 года в одном из флигелей дворца проживала А. А. Ахматова. В дальнейшем в нем располагались всевозможные государственные учреждения, Музей дворянского быта (просуществовал до 1931 года), Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики (вплоть до 1984 года). Вскоре великолепные интерьеры залов утратили былую красоту, а построенный Бенуа флигель использовался в качестве жилых квартир. Сейчас в одном из флигелей, расположенных на набережной Фонтанки находится уютный итальянский ресторан, где мы с удовольствием пообедали после экскурсии. Кстати, по словам местных смотрителей, ученые ААНИИ относились к интерьерам с большим уважением и даже вместо «чужеродных» перегородок разделяли большие комнаты и залы…простынями. В конце XX века Шереметевский дворец постепенно начали реставрировать, возрождая атмосферу XVIII столетия.
В здании расположился Музей музыкального и театрального искусства. Экспозиция включает в себя историю семьи Шереметевых, коллекции картин и предметов декоративно-прикладного искусства, огромное собрание музыкальных инструментов. Там проводятся художественные выставки, концерты и лекции. Конечно, по сравнению с другими дворцами интерьеры выглядят более скромно, но это компенсируется уникальностью выставленной там коллекции музыкальных инструментов. Часть из них находится в залах первого этажа и туда надо покупать отдельные билеты (70 рублей без скидок), а часть — в интерьерных залах второго этажа. Коллекция насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М. И. Глинке, коллекция флейт Александра I (это лишь ее часть)
виолончель Николая II, квартет корнетов, принадлежавших Императору Александру III, скрипка работы итальянского мастера Франческо Страдивари (крайняя слева в верхнем ряду) и скрипка Амати (крайняя справа в середине),
рояли, в том числе вертикальный
домашние гусли и другие раритеты.
Кроме того — редкие и экзотические инструменты привезенные из разных стран мира.
Что интересно, в залах вывешены гравюры, на которых изображены именно те инструменты, которые хранятся рядом.
Отдельно выставлен «Роговой оркестр» не имеющий аналогов в мире. Он был собран в 1751 году и в нем каждый рог настроен только на один звук.
и там же — другие образцы русского музыкально-исполнительского искусства
Мне больше всего понравились вот эти миниатюрные скрипки «для учителей танцев». на которых они аккомпанировали себе во время уроков.
Как и в других дворцах здесь выделены залы для проведения различных выставок. Во время нашего посещения там выставлялись работы петербургских художников Татьяны Скорлупкиной и Федора Севера.
Они тоже посвящены музыке, любви и музыкальным инструментам. Вот их вариант имен влюбленных, которых запечатлели в своих произведениях поэты и писатели.
А вот парящие в воздухе мельчайшие детали, из которых состоит скрипка.
Следуя духу времени в интерьерах дворца выделена специальная комната для демонстрации современных достижений в «мире музыки и звуков». Например, там можно услышать звук, возникший при зарождении Вселенной (по версии американского астронома Марка Уиттла), а также самим, при помощи специальных сенсорных устройств разной тональности, реагирующих на движение рук, создать уникальное звучание, которое будет сопровождаться видеорядом в виде колышашейся под ветром травы, волн, движущегося песка и т. п. Я там «завис».
Несколько залов выделены для демонстрации различных дарений дворцу от известных коллекционеров и меценатов. Это предметы быта, картины, детали интерьера.
Все залы выполнены в различных стилях. Вот, например, Этрусская гостиная в «помпеянском» стиле.
А дальше — классические интерьеры.
Отдельная витрина посвящена изделиям фирмы Фаберже.
А специальный кабинет за потайной дверью хранит коллекцию, подаренную швейцарским философом и ювелиром Вилли Инауеном и его «любовью жизни».
Он создает свои произведения на основе природных камней и различных ювелирных украшений.
Очень отзывчивые смотрительницы залов проводили для нас (увы, за неимением других посетителей) мини-экскурсии по залам, специально открыли концертный зал.
Еще следует отметить, что экспозиция музея приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Например, везде, в том числе на перилах лестницы, есть надписи шрифтом Брайля.
В состав музея входят и другие экспозиции, например музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, музей Ф.Шаляпина и другие — но они расположены по другим адресам. Билет в Музей музыки для взрослого россиянина стоит 300 рублей, для пенсионеров — 150 руб. В каждый другой музей — отдельные билеты. Есть аудиогид и в каждом зале — информация на стендах. Можно подстроиться под довольно редкую экскурсию. Я давно собирался зайти туда, но все было недосуг. А то постоянно сам советую всем гостям города, приезжающим к нам осенью, ходить по музеям. Теперь буду рекомендовать и этот. Особенно тем, кто приедет с детьми-будущими музыкантами.
Спасибо за внимание.
Автор.