Основной рассказ будет посвящен выставке, которая проходит в ЦВЗ «Манеж» прямо сейчас (апрель—май 2021 г.), но сначала небольшое отступление.
В начале своего присутствия на Туристере я обратила внимание, что про Манеж практически отсутствует информация, и, как смогла, рассказала про его проекты 2020 года, чтобы выразить свое мнение, что выставки в ЦВЗ очень заслуживают внимания (мои отзывы — 1, 2, 3, про «Дейнека / Самохвалов» я даже упоминать не стала, так как это были еще доковидные времена, выставка была мегапопулярной, и я не сомневалась, что ее многие видели (немного инфо теперь есть тут)).
И меня прочитали и услышали:). На эл. почту в марте 2021 г. пришло письмо, что «Центральный выставочный зал «Манеж» — «Музей года» по версии The Art Newspaper Russia! «За умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику и смелыми концепциями, и современным экспозиционным дизайном». Про мое участие в этом, конечно же, — шутка, а признание заслуг Манежа — чистая правда. С чем команду Манежа я и поздравляю!
Что касается моих отзывов здесь, то мне казалось, что обзор выставок достаточно полный: уличный проект с исторически-образовательным уклоном есть, современное искусство тоже, выставка фото присутствует. Но прочитав планы на 2021, поняла, что Манеж говорит мне, что это не так, заявляя первым проектом года выставку классической скульптуры.
Итак, до 16 мая в Манеже — «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева».
Почему такой странный заголовок отзыва? Да потому, что это Манеж. Поэтому: 150 скульптур, 65 скульпторов, 35 музеев и учреждений культуры и науки, а также опера в исполнении ведущих театров (анонс на сайте ЦВЗ). У выставки скульптуры есть программка, в которой значится: «Постановка: Василий Бархатов».
Немного покажу, что я там увидела. Но так как фотоаппарат оказался незаряженный, фото далее — с простенького смартфона. Для информационных целей нет смысла тратить время на «ровнять горизонты/вытягивать резкость», поэтому — как получилось. Тексты с описаниями и большинство фото можно подробнее посмотреть при увеличении. Если кому качество картинки критично, но нужна информация для посещения, можно, прочитав чуть ниже про буклет, сразу прокрутить в конец рассказа, где я собрала уточнения по посещению выставки.
Манеж в эти дни выглядит так:
1 из 5
Афиши у выставок ЦВЗ всегда стильные и отражают концепцию выставки (на мой непрофессиональный взгляд):
1
Буклет к выставке выполнен в виде театральной программки:
1 из 3
(Буклет стоит 300 руб. и продается в книжном магазине Манежа до контроля билетов, внизу — где кафе, есть ли буклет в кассах — не проверила).
Выставка разделена на зоны (в том числе по операм). Названия сцен я буду выделять жирным шрифтом.
У осмотра выставки есть небольшая особенность, которой не все посетители были довольны, особенно люди в возрасте. На скульптурах — только номера, а таблички с названием скульптуры, автором и сопроводительным текстом располагаются на стене. Возможно, чтобы читающая публика не внедрялась надолго в оперную сцену. Я для себя выбрала вариант: сфотографировать на телефон и заглянуть при необходимости, рассматривая скульптуры. В буклете-программке, как видно в предыдущем слайд-шоу, скульптуры не пронумерованы, отсутствуют сопроводительные тексты про экспонаты. Тексты про выбранные фрагменты опер есть в буклете и представлены на выставке на пюпитрах.
А теперь — сама выставка.
«Фойе»: светло (фото получились темноваты), просторно, издалека слышатся звуки настраиваемого оркестра, а тему скульптуры открывает, как и заявлено в названии выставки, Федот Шубин:
1 из 3
1
Среди представленных бюстов, царит, конечно:
1 из 2
Окружают ее в большинстве знакомые лица:
1 из 6
Особенно симпатично выглядят эти братья из «Царского села». Кто это, уже было в слайд-шоу про буклет, а один из братьев также присутствовал в предыдущих фото:
1 из 2
После «Фойе», в центре 1 этажа — общая информация по выставке. Выставка занимает 2 этажа, но осмотр логично начинать с центральной части 1-го.
На выставке предлагают не только посмотреть оперу, но и заглянуть за кулисы.
«Гримерка». Конечно, тут обилие зеркал. Среди смотрящихся в них персонажей не только актёры, но и заглянувние к ним в гости знаменитости (может быть, авторы пьес?):
1 из 5
Из «Гримерки» можно пройти прямо, а можно в боковые галереи выставки. Всю выставку, конечно, я не буду показывать, идем прямо по 1 этажу. Далее залы этой части в программке называются по операм.
«Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан». Действие 2, картина 5.
В этом зале есть гости из Павловска и Русского музея:
1 из 11
Выставка заявлена 12+, но были и совсем маленькие посетители, которым, я считаю, вполне есть, чем заняться. Например, собирать свою коллекцию животных, посчитать лошадок, которых порой не так просто обнаружить:
1 из 2
Еще один барельеф из этого зала приехал из «Останкино». В аннотации написано, что плоховато видно его там в темноте. Зато в Манеже — замечетельно:
1 из 5
Но приковывает к себе взгляд, а потом и удивляет своим происхождением и историей «Венера» из НИИ:) :
1 из 3
(статья про «Венеру» в оф. группе Манежа, там уже много интересного по выставке, и появится еще в ходе ее работы).
Конечно, неслучайно, увидев «Венеру» с выставки, кто-то вспомнил Русский музей:
(фото с Виртуального Русского музея, описание тут).
Что интересно, в программке «Венера» значится в другом зале. Ошиблись? Или режиссер по ходу дела немного изменил сценарий?
На этот зал можно взглянуть и сверху, выйдя из боковой галереи 1 этажа на балкон, который был виден на фото ранее:
1 из 2
Следующие 2 зала (или 1 с композицией по центру?) — «Пётр Чайковский «Евгений Онегин». Действие 2, картина 1:
«Греминский бал»:
Много узнаваемых персон как самого высшего света, так и пониже рангом, но не известностью:
1 из 14
Но глаз не оторвать тут от двух дам, одна из которых — на подиуме в центре, а вторая, вероятно, смотрит со стороны.
Эрмитаж много чего отправил сейчас в Москву, чтобы показать Марию Федоровну во всей красе (рассказ про выставку в ГИМе есть на Туристере), но не все: прекрасный скульптурный портрет работы Марка Антокольского, несомненно, привлекает к себе внимание посетителей Манежа (а дети могут птичек поискать для своего списка живности, представленной на выставке):
1 из 3
Ну и конечно, не только я, но и многие другие посетители, задерживались у портрета княгини М. К. Тенишевой работы Паоло Трубецкого:
1 из 2
Видела ее в Русском музее, но отношусь я к той категории, для которой скульптура отодвигается на второй план, если в зале есть живопись. А вот тут, когда скульптура сама по себе, я рассмотрела:).
Пройдя через арки, которые были видны на фото из сдайд-шоу, посетители оказываются тоже в зале Чайковского.
Но «Ларинский бал» намного душевнее, и вообще, может, это самый теплый по эмоциям зал на выставке:
«Медведь» из Русского музея:
1 из 2
Здесь же две замечательные, очень живые скульптуры, да еще и находящиеся обычно не совсем в музеях.
«Мать, обучающая дочь грамоте» (Матвей Чижов, 1874, Санкт-Петербургский дом культуры железнодорожников):
1 из 3
1
«Интересная сказка» (1892 г.) от Ильи Гинцбурга из Дома ученых им. М. Горького:
1 из 3
Свой вклад в раскрытие темы милой детской непосредственности, конечно же, вносит «Резвушка» из Русского музея:
1 из 2
Небольшое отступление про экспозицию. В анонсах про выставку было про вращающуюся платформу в одной из ее частей. Мне кажется, что речь и была про залы (или зал?) Чайковского. Но в мое посещение ничего нигде не вращалось. Да и музыка была не везде или с большими перерывами. Не знаю, это временные накладки, или не все задумки получилось реализовать. Поэтому часть сюжетов я посмотрела без музыкального сопровождения и не могу определенно сказать, насколько удалась идея с оперой.
В конце средней части 1-го этажа посетители попадают в зрительный зал.
Жак Оффенбах «Сказки Гофмана». Действие 3.
Некоторые персонажи легко узнаваемы. И тут я не очень поняла: то ли это зрители, а посетители оказываются на сцене вместе с некоторыми скульптурами, то ли приемная комиссия:) :
1 из 13
А вот дальше авторы выставки немного пошутили.
Стрелка на полу указывала, что надо подняться по лестнице. Наверху занавеска была приоткрыта как-то ненавязчиво. И я даже оглянулась проверить стрелку на полу. Пригнув голову шагнула за занавеску, и поднялась по лестнице направо. В окнах холла я увидела занимающихся своими делами сотрудников Манежа, а в самом холле было так:
1 из 2
Вдалеке же было похоже на продолжение экспозиции:
1 из 2
В общем, никто меня оттуда не собирался выгонять, и это была часть выставки под названием «Реквизит».
А дальше за ящиками обнаружилась и скульптура:
1 из 2
В другой части холла тоже были инсталляция из ящиков и скульптура:
1 из 2
Почему для этой части выбраны скультпуры животных я размышлять не стала, поскольку меня привлекло «Закулисье»:
Если я правильно поняла замысел постановщика, то посетители тут попадают на сцену по время перерыва в репетиции.
Кто-то из танцовщиц повторяет партию, кто-то костюм, одну скульптуру можно рассмотреть и как напоминание о травмах, преследующих, например, артистов балета, оркестранты ушли на перерым, оставив ноты:
1 из 9
И огромная от меня лично благодарность авторам выставки, что для этого зала из Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина привезли замечательную «Сидящую балерину» Паоло Трубецкого:
1 из 3
Как было видно на фото ранее, пространство 2-го этажа белыми полотнами-кулисами делилось на небольшие залы. Я покажу несколько из них.
Шарль Гуно «Фауст». Действие 4, картина 3:
1 из 5
Александр Даргомыжский «Русалка». Действие 3, картина 2.
Тут интересны вторые названия скульптур. И номера у скульптур отсутствовали. Может быть, забыли, а может, «До» и «После» у каждого свое?
1 из 2
Жюль Массне «Дон Кихот». Действие 5.
Тут я хочу сказать большое личное спасибо постановщику и кураторам, что такую многоплановую скульптуру из Дома ученых вспомнили и выделили для нее отдельный кусочек экспозиции:
1 из 5
Винценцо Беллини «Норма». Действие 2, картина 3.
Как же замечательно начало выбранной музыкальной композиции ложилось на скульптуры одного автора, известного всем любителям Петербурга:
1 из 3
1
Для тех, кто еще не определился с именем, подсказки и полное ФИО в конце:
1 из 7
1
«Русский витязь» меня просто покорил проработкой деталей, несмотря на весьма скромные размеры: 61×43×21 см.
Еще один представитель животного мира, не конь, в исполнении Клодта будет в моем отзыве немного позже.
В этом же зале представлены и скульптуры других авторов про лошадей и солдат:
1 из 6
Закончив осмотр 2-го этажа, практически все посетители задерживаются на своеобразном «балконе», чтобы посмотреть на «Фойе» сверху:
1 из 2
Далее одну боковую галерею на 1-ом этаже
1 из 3
я проскакала практически галопом, так как часы напоминали, что скоро надо быть на работе, а я хотела заглянуть обязательно сюда: Рихард Вагнер «Летучий голландец». Действие 1.
На мой взгляд, Центральный военно-морской музей просто обязан выкупить у Манежа идею такого показа моделей носовых украшений:
1 из 17
Охота «Викинга» на «Медведя», который и есть «не конь» от Клодта, чьё фото я обещала ранее:
1 из 4
Закончила осмотр выставки я на патриотической ноте, запечатлив «Державу»:
3_1 (доп. от 16.04.2021). Манеж выпустил аудиогид на IZI.TRAVEL.
3_2. Есть экскурсии — информация на сайте.
3_3. В конце брошюры Манеж предложил 2 маршрута для "скульптурных" прогулок (самые известные скульптуры в самом центре СПб). Возможно, будет аудиогид, а уже сейчас доступны экскурсии на свежем воздухе.
4. Про брошюру писала в начале рассказа. На 1-ом этаже много мест для «присесть и почитать».
5. Кафе и туалеты внизу после проверки вещей, но до контроля билетов. Выставка большая, и хорошо бы было сделать перерыв на кофе, но не знаю, получится ли договориться выйти и снова зайти на экспозицию.
6. Манеж остается верен себе, и к выставке прилагаются лекции. Они бесплатны (но нужно зарегистрироваться на сайте). Потом выкладываются для просмотра на оф. Youtube-канале Манежа. Лекция про реставрацию уже была и видео есть (к выставке было отреставрировано 18 скульптур), 14-го заявлена еще одна. И дополнительная информация уже есть. На оф. сайте выкладывают инфо про доп. программу, но оперативнее она появляется в оф. группе Манежа ВКонтакте, и там уже много интересного как про выставку в целом, так и про отдельные скульптуры.
7. Манеж принимает участие в бонусной программе «Единой карты петербуржца». Установив моб. приложение и отвечая на элементарные опросы из 3-4-х вопросов о жизни города можно копить баллы, а потом менять их на билеты в музеи или театры. Например, на выставку я (не пенсионер) сходила бесплатно, и еще ваучеры на билеты в пару музеев лежат в запасе.
8. Даже в 11 часов в будний день посетителей было достаточно, поэтому, при возможности, я бы не планировала посещение на выходные дни.
Бонусная информация для жителей Москвы, заглянувших в мой отзыв, или тех, кто планирует туда в ближайшее время: Манеж на своем сайте разместил инфо про выставку кинетического искусства до 10 мая в Третьяковской галерее, которая была в СПб перед ковидом, и ссылки на всю свою доп. программу к ней. Экспозиции у таких совместных проектов, как правило, немного отличаются в музеях-участниках, но общее впечатление составить можно. Смотреть тут. Своих впечатлений по выставке у меня нет, так как ковид закрыл ее раньше, чем я собралась туда.