Вторая часть — про «здесь и сейчас». А до 31 января 2021 в Манеже — «Утопия Cпасенная» от Ли Бул.
Чуть позже — мои впечатления и фото (а что еще может быть от обычного посетителя-неспециалиста?), а основная информация пусть будет от Манежа (выделение мое):
«Манеж впервые в России представляет масштабный выставочный проект легендарной южнокорейской художницы Ли Бул „Утопия Спасенная“. Творчество Ли Бул является абсолютным ориентиром в современном искусстве Южной Кореи и Азии. Ее работы получили широкое мировое признание, а персональные выставки прошли в крупных музеях и центрах современного искусства в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиднее, Торонто, Марселе, Берне, Токио, Сеуле, Лондоне и Берлине. Дважды художница принимала участие в Венецианской арт-биеннале (1999, 2019).
…
Отдельный фокус проекта поставлен на визуализацию творческого „диалога“ между Ли Бул и представителями русского авангарда. Среди последних — работы художников Казимира Малевича, Александра Родченко, Александры Экстер, архитекторов Ивана Леонидова и Якова Чернихова, ученого и мыслителя Константина Циолковского и других.»
Но сначала небольшое отступление от темы. Не знаю, утопия это или антиутопия, но 16 ноября (!) на подходе к Манежу я получила вот такой привет от золотой осени, которая, как оказалось, местами явно не желала покидать Петербург:
1 из 3
Дневного вида самого Манежа с афишей выставки у меня не оказалось, пусть будет вечерний:
1 из 3
Вид от входа:
Аэростат и занавес в начале выставки
1 из 3
являются частью инсталляции «Желание быть уязвимым», продолжающейся на 2-ом этаже, поэтому к ним вернемся немного позже.
А в первой части выставки аэростату сопоставлена яркая и оптимистичная картина «Дирижабль» художника Василия Купцова, 1933 год:
1 из 3
Выставка имеет несколько зон. Маршрут осмотра четко не обозначен. Можно ориентироваться на аудиогид: https://izi.travel/ru/2888-1-utopiya-spasennaya/ru#f81c-li-bul-zhelanie-byt-uyazvimym-2015–2016-2020/ru . Аудиогид я всячески рекомендую к изучению: полезен, если заинтересовали мои фото, также есть доп. фото к моим. У меня же получился другой порядок просмотра выставки, которому я тут и буду следовать в рассказе.
В правой от входа боковой секции сначала, как на всех выставках, Манеж кратко знакомит посетителей с биографией и творчеством автора. Мое мнение: очень вовремя Ли Бул обратила внимание на русский авангард:). Ранние ее проекты для меня были бы слишком эксцентричными. Но это сугубо мое мнение.
Далее в этой части выставки представлены малые формы и эскизы. Например:
В другой боковой части представлены примеры того самого русского авангарда, которым Ли Бул и вдохновлялась.
Совсем не квадрат, а самые разнообразные фигуры:
1 из 4
Но у меня возник вопрос: «Почему в одном случае авторский текст включен в табличку, а в другом проигнорирован?»
У Александры Экстер «Р&Д» я почти угадала (в варианте «Тут явно про мужчину и женщину»:
1 из 2
А вот Киев не признала:
1 из 2
Точнее, понятно, что это город. Но какие детали указывают именно на Киев?
На выставке представлены также фотографии про конструктивизм и аэростаты:
1 из 6
Мне очень понравились работы Якова Чернихова:
1 из 4
Вроде бы фантазии, а так явно читаются элементы известных петербургских зданий в стиле конструктивизм.
Немного отступая от темы рассказа: интересную подборку графических работ Чернихова можно посмотреть по ссылке https://kulturologia.ru/blogs/271019/44519/ , его известнейшая башня в СПб https://www.citywalls.ru/house3265.html (очень хочется верить, что она не только уцелеет, но и обретет новую жизнь; мне очень нравится идея музея конструктивизма).
Представлена и космическая философия — фрагмент обшивки дирижабля, сконструированного Константином Циолковским:
1 из 2
Как я писала ранее, аэростат у входа на выставку является частью инталляции «Желание быть уязвимым. 2015–2016/2020», которая также включает в себя весь второй этаж и шар у дальней от входа лестницы:
Шар:
1 из 2
Вид после подъема на 2-й этаж:
Красные кружочки на схеме — это части инсталляции из полотнищ цирковых шатров. Как я увидела, получается, что из чего-то разрушенного создаются некие новые пейзажи, а уж каждый для себя может решить: руины это или зарождение новых архитектурных форм:
1 из 8
В описании указаны как дата первой выставки, так и 2020 год, поскольку объекты создавались автором заново с учетом размеров Манежа.
Со второго этажа аэростат смотрится так:
1 из 2
Кроме частей «Желания быть уязвимым», на втором этаже представлены еще две самостоятельные инсталляции.
Периодически погружается в туман «Утренняя серенада IV»:
1 из 4
Внимание посетителей привлекает стеклянный лабиринт «Через отрицание II»:
А потом долго от себя не отпускает, увлекая вниз бесконечными отражениями:
1 из 3
1 из 4
Центральную часть первого этажа занимает «Город Солнца II»:
Даже если не вдаваться в философию, визуальный ряд интересен сам по себе. Если на втором этаже объекты выставки вписаны в пространство Манежа, кроме лабиринта по вертикали, то на первом «Город» раздвигает стены бесконечными отражениями огней, посетителей, осколками отражений этих отражений. Некоторые приемы знакомы нам по петербургским дворцам:) :
Можно сознательно вписывать себя на фото в какие-то световые фигуры:
А можно потом, вспоминая выставку и разглядывая фото, попытаться понять, сколько же людей реально на фото, неожиданно найти себя-фотографа:
Выходя из Манежа, лично я сказала Ли Бул спасибо за новые интересные впечатления:
Как и в первой части про «33 знака», отмечу, что Манеж замечателен еще и тем, что не бросает своего зрителя на нелегком для многих пути познания современного искусства. Кроме мобильного аудиогида, интересные материалы выкладываются в оф. группе Манежа ВК, проводятся онлайн-лекции, записи которых потом выкладываются на оф. Youtube-канале (в доковидные времена выставки всегда сопровождались лекциями и встречами в самом Манеже).
В общем, лично от меня большое спасибо Манежу за очередной интересный проект:
Спасибо всем, обратившим внимание на рассказ. Будет замечательно, если кому-нибудь это покажется интересным.