В одной из статей в интернете мне попалось мнение, что ЦВЗ «Манеж» по уровню проводимых там выставок в последние годы вполне достоин того, чтобы стать поводом для поездки в Петербург. Насчет отдельной поездки не знаю, но точно рекомендую при планировании поездки в СПб заглянуть на сайт Манежа и даже, по возможности, подвинуть сроки, если выставка в первоначальные планы немного не вписалась.
О здании Манежа писать не буду, так как информация есть в интернете, в том числе и на Туристере.
А вот уровень выставочного пространства показывают реализованные там проекты. И даже нынешний ковидный год у Манежа удался. Возможно, представление нынешних выставок начать следовало с «Фотографического» (Magnum) или текущего «Утопического» проектов, но фотографии еще не разобраны. Поэтому начну так. Выставка уже прошла, но задумка и воплощение, на мой взгляд, хорошо демонстрируют креативный подход команды Манежа к поиску своих идей и высокий уровень их воплощения.
10 августа из окна автобуса я заметила, что у западного фасада Манежа что-то сооружают. Для открытого кафе, вроде бы, слишком мудрено. Открытая площадка в виде амфитеатра?
1
А оказалось, что это новый проект из программы «Музейная линия», которую Манеж второй год реализует на окружающем его пространстве, знакомя жителей и гостей СПб с современным искусством.
«Проект „Тридцать Три Знака“ создан командой Манежа в партнерстве с творческой мастерской „ARKI“ и Школой дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, при участии Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.
Выставка объединяет серию уличных инсталляций, посвященных кириллическому алфавиту, и раскрывает взаимосвязь традиционной русской культуры, актуального искусства, современного шрифтового дизайна и типографики с неповторимым городским пространством Санкт-Петербурга.»
14 августа выставка была открыта. У западного фасада Манежа появился лабиринт. В темное время суток фасад здания и инсталляция подсвечивались.
1 из 3
1
Также появилась карта с буквами по городу (все буквы были обозначены, часть я скрыла для этого рассказа):
1
Даже посмотрев лабиринт в день открытия, я не поняла букву «а» на карте. Помогла оф. группа ВК Манежа, скрин фото оттуда, так как ракурс не для всех доступный:
1
Историю кириллицы нам рассказали интересно и познавательно, с хорошо запоминающимися деталями.
В начале рассказа встретились «аз» и «а», и короткий маршрут в верхнем «кружочке» буквы-лабиринта поведал нам о глаголице:
1 из 9
2
Лабиринт включал в себя смотровую площадку, на стене которой можно было поизучать знакомое москвичам «Дерево алфавитов»:
1 из 4
1
Тут же нам сообщили интересный факт, как СССР сначала готовился объединяться с остальным миром, но потом решительно отделился:
1
Стены лабиринта рассказывали историю кириллицы, в том числе и букв, отсутствующих в современном алфавите:
1 из 5
1
Не забыта скоропись, и представлены варианты прописей с 1869 по 2000-й:
1 из 7
1
Конечно, многим, присутствущим на Туристере, хочется, чтобы окно в Европу было не только помыто, но и широко распахнуто, но на дворе 2020-й, поэтому предлагаю продолжить изучать лабиринт.
Часть, посвященная началу 20-го века, очень наглядно показывает не только произошедшие тогда изменения в алфавите и шрифтах, но их непосредственную связь с событиями в стране и мире:
1 из 5
1
Стенд 20-го века местами был приятно ностальгический, для меня, например:
1
21-му веку логично досталась буква «Я». Но и про буквы в нынешнем веке уже тоже есть что рассказать:
1
На наружной стене лабиринта были представлены буквы, входящие в современный алфавит. Шрифты были выбраны самые разнообразные. В сопровождающих текстах — много интересных деталей. По QR-кодам запускались видео-ролики, но, похоже, это приложение уже не работает (в оф. группе ВК Манежа есть лекция от автора видео Виктора Пушкарева). Очень рекомендую к ознакомлению текст на следующих фото:
1 из 16
1
Очень стильным и информативным был бесплатный путеводитель к выставке: формат А2, газетная печать, цитаты от авторов проекта в различных шрифтах, краткие пояснения от художников, участвовавших в проекте, «Слова про буквы» от Юрия Гордона (автора «Лабиринта кириллицы»):
1 из 3
1
Такую вот закрученную в лабиринт историю кириллицы показали нам этим летом. Лично мне понравились и содержание, и воплощение. И удивило то, что во время работы проекта (14 августа-19 октября) в городе было много туристов с детьми, но упоминаний о лабиринте в отзывах о поездках мне не встречалось.
Попрощаемся с лабиринтом:
1
и вернемся к карте и черным кружочкам на ней.
Информация с оф. сайта Манежа:
«В рамках проекта современные российские художники и дизайнеры шрифта создали 15 инсталляций в виде „живых“ кириллических букв.
Инсталляции расположены на территории музеев, знаковых культурных площадках и в современных городских пространствах Санкт-Петербурга. Проект поддержали Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Музей театрального и музыкального искусства, Планетарий № 1, Академия Штиглица, Севкабель Порт, Art Station и Никольские ряды.
……
Художники-участники проекта „Тридцать Три Знака“: Боремир Бахарев, Петр Белый, Андрей Воронов, Юрий Гордон, Марина Колдобская, Покрас Лампас, Андрей Люблинский, Андрей Пунин, Виталий Пушницкий, Никита Сазонов, Екатерина Филипенко, Александр Флоренский, Митя Харшак, Александр Шишкин-Хокусай, Юрий Штапаков.»
Как я поняла, по городу были представлены либо отсутствующие в современном алфавите русского языка буквы, либо буквы, не имеющие аналогов в латинице или обозначающие особенные звуки русского языка.
Начнем с последних. На карте я намеренно закрасила их, описание от автора убрала в глубь слайд-шоу, поэтому можно поразгадывать инсталляции некоторых авторов, а потом и почитать. Порядок выбран мной примерно по алфавиту, но с некоторыми исключениями (если инсталляции территориально находились рядом).
Эта буква находилась у Мраморного дворца:
1 из 5
На Конногвардейском бульваре у самой площади Труда:
1 из 4
1
На Васильевском острове в Румянцевском саду буквы были менее зашифрованы:
1 из 4
1
1 из 3
1
Недалеко, на Универститетской набережной, около Здания Двенадцати коллегий прохожие не сразу угадывали, что это буква:
1 из 5
1
Следующая буква и сама узнаваема, и дворец на Фонтанке, у которого ее поставили, подсказывает:
1 из 4
1
Прогуливаясь по Стрелке Васильевского острова, по Биржевому мосту и от него до Петропавловской крепости, или плавая на кораблике, многие туристы видели в конце августа-начале октября на Заячьем острове два объекта, относящихся как раз к проекту «Тридцать Три Знака».
1 из 2
1
Издалека была видна и вполне угадывалась красная буква. Текст на табличке от автора был краток, поэтому прилагаю текст из путеводителя (этот же текст был на лабиринте):
1 из 8
1
Вторая буква неподалеку не так хорошо была видна на расстоянии, но тоже вполне узнаваема. Она не только была весьма фотогенична, но и, единственная в пректе, сама себя озвучивала:
1 из 5
1
Еще одна инсталляция обращала на себя внимание на территории Никольских рядов:
1 из 6
1
Черные кружки на карте я показала.
Часть инсталляций посвящена ныне отсутствующим в русском алфавите буквам, но историю тоже знать надо.
Ижица во дворе Фонтанного дома:
1 из 4
1
Юз большой в Соляном переулке:
1 из 4
1
Не все исчезнувшие буквы представлены на моих фото. Отсутствующие, в том числе ять, можно найти на фото в оф. группах ВК Манежа и самого проекта «Тридцать Три Знака».
Рекомендую к просмотру видео, где есть и рассказ от куратора проекта Мити Харшака, и интервью с авторами некоторых букв. Гарантированы не только интересная информация, но и хорошее настроение: https://www.youtube.com/watch?v=YtrXRg8ycEY&app .
Для заитересовавшихся на оф. сайте Манежа есть 3D-тур по лабиринту. А в оф. группе ВК Манежа, если не ошибаюсь, можно найти видео-экскурсию от автора лабиринта Юрия Городона.
В конце сентября во Всемирный день туризма к проекту присоединилась буква «Т». Располагалась она в Тележном переулке, но отражала в себе жизнь Невского проспекта (в той части, где названию проспекта часто добавляют «старо»):
1 из 5
1
Тут, как говорится, «два в одном»: название переулка и мысли автора инсталляции отправляют нас в прошлое, а вот окружение и отражения на фото демонстрируют бутиковое настоящее:).
Такой вот замечательный, на мой взгляд, проект подарил Петербургу Манеж. Полагаю, что открыли его этим ковидным летом позже, чем планировалось. Но погода в первой половине осени тоже всячески способствовала «кириллическим» прогулкам (фото у стен Петропавловки, кстати, сделаны в середине октября):
1 из 3
1
На этом, пожалуй, и завершу свои «многобукв» про буквы. Надеюсь, смогла показать на примере, что выставки в ЦВЗ «Манеж» и рядом с ним бывают весьма интересны.
Спасибо всем, прочитавшим полностью или частично:).