Поскольку разные народные мудрости говорят нам о том, что 3 лучше, чем 2, добавлю 3-ю часть про ЦВЗ «Манеж». Тем более, что фотографии — это вполне себе туристическая тема.
Если исходить из времени выставки, то эта часть должна была быть первой. Но получилось, как получилось. Предыдущие отзывы про выставки в Манеже:
Когда Манеж озвучил свои планы на 2020-й год, то я сразу поставила «галочку» на названии «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum», хотя и не знала, что такое Magnum (или не вспомнила, что это такое, так как при посещении выставки поняла, что работы как минимум одного фотографа уже видела). Выставка должна была открыться в апреле, но 18 марта ковид закрыл Манеж. Оказалось, что фотографии были привезены, а в закрытом зале была смонтирована выставка, которая и открылась 6 июля (в первый же день разрешения работы музеев). И, думаю, все, побывавшие там, сказали огромное спасибо Манежу за то, что выставка состоялась, несмотря на то, что проработать она смогла только чуть больше 2-х недель.
Цель моих отзывов про Манеж — показать уровень его выставочных проектов, поэтому чуть позже покажу свой взгляд на эту выставку, а общая информация, несомненно, должна быть от авторов проекта:
«Манеж представляет выставочный проект „Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum“, созданный в сотрудничестве с агентством Magnum Photos совместно с куратором и историком фотографии Ниной Гомиашвили.
Выставка покажет портрет СССР / России с 1947 по 2020 годы в работах легендарных документальных фотографов: Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Евы Арнольд, Томаса Дворжака и других. Манеж представит более 250 работ от 39 фотографов, часть из которых будет показана публике впервые.
Несмотря на то, что агентство обычно предлагает музеям и культурным институциям уже собранные гастролирующие выставки, Манеж выступил с инициативой собрать абсолютно новый культурологический проект из архивов Magnum Photos и Фонда Анри Картье-Брессона, посвященный России.
Фотографы-участники: Кристофер Андерсон, Ева Арнольд, Бруно Барби, Йонас Бендиксен, Анри Картье-Брессон, Корнелл Капа, Роберт Капа, Раймон Депардон, Бике Депоортер, Каролин Дрэйк, Томас Дворжак, Эллиотт Эрвитт, Мартина Франк, Стюарт Франклин, Брюс Гилден, Берт Глинн, Филип Джонс Гриффитс, Гарри Груйер, Нанна Хайтманн, Томас Хепкер, Карл де Кейзер, Алекс Майоли, Константин Манос, Питер Марлоу, Стив Маккарри, Инге Морат, Мартин Парр, Паоло Пеллегрин, Крис Стил-Перкинс, Георгий Пинхасов, Марк Пауэр, Марк Рибу, Фердинандо Шанна, Мэрилин Сильверстоун, Якоб Ауэ Соболь, Нюша Таваколян, Николас Тихомирофф, Ларри Тауэлл, Алекс Уэбб.»
«Агентство Magnum — одно из самых легендарных фотоагентств мира — было создано 22 мая 1947 года, а название появилось благодаря распитой в тот вечер бутылке шампанского одноименного формата. Основали агентство пятеро друзей, а ныне — пятеро легендарных фотографов: Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Джордж Роджер, Дэвид Сеймур и Уильям Вандиверт. Главной идеей объединения было освобождение от давления и диктата журнальной прессы и стремление создавать по-настоящему независимые репортажи. Благодаря усердной работе фотографов, сопутствовавшей им удаче и, конечно, превосходному качеству снимков, агентство Magnum Photos стало одним из самых влиятельных творческих объединений в мире.»
Дизайн выставки лаконичный, но, на мой взгляд, очень стильный. Не могу выбрать, на каком языке мне название нравится больше:
Немного подробнее про Magnum:
Слово куратору выставки:
Фотографии на выставке, кроме текстов об их авторах, сопровождались краткими, но очень точными высказываниями от фотографов:
1 из 4
Перед тем, как немного показать фото, заранее принесу извинения за их качество: снимать было сложно из-за бликов и отражений на стеклах. Именно поэтому у меня практически нет фото, которые в нормальном качестве представлены в аудиогиде (ссылка была дана выше, рекомендую посмотреть, так как есть интересные и известные).
Первый этаж был посвящен СССР. Экспозиция разбита на десятилетия и начинается с 40-х и «Русского дневника»:
1 из 5
Немного фото из зала 50-х:
1 из 5
А эта фотография 60-х:
1 из 2
напомнила мне документальный фильм тоже 60-х и тоже о посетителях Эрмитажа (скрин с сайта Кинопоиск.ру):
Конечно же, во многих залах разных десятилетий не обошлось без малых и больших звезд балета:
1 из 4
На мой взгляд, одна из лучших фотографий на выставке — Бродский на стене Петропавловки, 1967 год:
Я немного моложе детей на этом фото:
таких вот утренников с «дедушкой Лениным» в своем детсаду не припоминаю, но бантики, футболочки-юбочки-шортики точно прямо с фотографий моего детства.
И в 60-х, и в 70-х размеры некоторых портретов на наших улицах несомненно впечатлили фотографов Magnum (особенно внимательно надо смотреть первое фото):
1 из 3
В зале 80-х ожидаемо представлены кадры с московской Олимпиады. Но не закрытие (улетевшего Мишку помним мы все), а открытие:
1 из 4
Конечно, за прошедшие годы мы много открытий олимпиад посмотрели. Были фантастически красивые, очень технологичные, но фото с Олимпиады-80 показались мне особенно «про спорт и атлетизм»:
1 из 2
На некоторых фото 80-х — прямо кадры из советских фильмов:
1 из 2
В серии «Модники Ленинграда» тему шубы на снимках я не очень поняла, а многое из остального лично для меня приятно ностальгическое:
1 из 2
Пейзажных фотографий на первом этаже практически не было, но, согласитесь, настроение Павловска передано замечательно:
На 80-х закончился первый этаж выставки.
Второй этаж — Россия, начиная с 90-х:
Изменился не только цвет стен, но и организация маршрута по экспозиции. Путь по первому этажу был немного зигзагообразным, но в одном направлении. Второй же этаж — единое пространство, местами разделенное стендами. Есть свобода выбора направления, но размеренности осмотра лишает небольшое беспокойство, не пропустил ли ты что-то.
Санкт-Петербург 1992 года от единственного российского фотографа Magnum — Георгия Пинхасова:
1 из 2
Конечно же, есть фотографии из Чечни:
1 из 4
Выборы 1996 года глазами иностранных фотографов:
1 из 3
В 2000-х представлены фото с разных концов России.
Серия «Кремниевый лес: технологичная Сибирь» из Академгородка Новосибирска снята и напечатана в симпатично ностальгической манере, несмотря на 2006 год. Видно впечатлил фотографа пульт управления коллайдером:
1 из 4
А может, настоящий им и не показали:) ?
В 2010-х привлекает внимание фотография из Рыбинска:
А прочитав про информацию про автора, понимаю, что работы одного фотографа Magnum я видела и раньше.
Одна из самых знаменитых фотографий National Geographic была в 2015 году в Главном штабе Эрмитажа:
Напомню, что выставка должна была открыться 18 апреля 2020 года. Конечно же, экспозиция и закончилась бы 2010-ми. Но ковид изменил не только даты работы, но и дополнил сам проект.
К чему это было все написано? Надеюсь, прочитавшие эту часть согласятся со мной, что увидев в афише слово Magnum, надо идти и смотреть. А все три рассказа про выставки в Манеже и около него — в том числе и про то, что определенно есть смысл следить за афишей выставочного зала.
Спасибо всем прочитавшим эти «многобукв» :).
Дополнение.
Пока писала отзыв забыла про то, чем изначально планировала завершить его. Пусть будет, как задумывалось.
1. Неожиданная встреча.
Обычно я в Манеж иду от Исаакиевского собора, а тут подъехала на автобусе. Соответственно, шла со стороны Конногвардейского бульвара, и понравился следующий ракурс:
Сфотографировала и пошла на выставку. А там обнаружился вид сверху :) :