Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Поскольку разные народные мудрости говорят нам о том, что 3 лучше, чем 2, добавлю 3-ю часть про ЦВЗ «Манеж». Тем более, что фотографии — это вполне себе туристическая тема.

Если исходить из времени выставки, то эта часть должна была быть первой. Но получилось, как получилось. Предыдущие отзывы про выставки в Манеже:

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/artgallery/38865/responses/7822 ,

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/artgallery/38865/responses/7870 .

Когда Манеж озвучил свои планы на 2020-й год, то я сразу поставила «галочку» на названии «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum», хотя и не знала, что такое Magnum (или не вспомнила, что это такое, так как при посещении выставки поняла, что работы как минимум одного фотографа уже видела). Выставка должна была открыться в апреле, но 18 марта ковид закрыл Манеж. Оказалось, что фотографии были привезены, а в закрытом зале была смонтирована выставка, которая и открылась 6 июля (в первый же день разрешения работы музеев). И, думаю, все, побывавшие там, сказали огромное спасибо Манежу за то, что выставка состоялась, несмотря на то, что проработать она смогла только чуть больше 2-х недель.

Цель моих отзывов про Манеж — показать уровень его выставочных проектов, поэтому чуть позже покажу свой взгляд на эту выставку, а общая информация, несомненно, должна быть от авторов проекта:

«Манеж представляет выставочный проект „Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum“, созданный в сотрудничестве с агентством Magnum Photos совместно с куратором и историком фотографии Ниной Гомиашвили.

Выставка покажет портрет СССР / России с 1947 по 2020 годы в работах легендарных документальных фотографов: Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Евы Арнольд, Томаса Дворжака и других. Манеж представит более 250 работ от 39 фотографов, часть из которых будет показана публике впервые.

Несмотря на то, что агентство обычно предлагает музеям и культурным институциям уже собранные гастролирующие выставки, Манеж выступил с инициативой собрать абсолютно новый культурологический проект из архивов Magnum Photos и Фонда Анри Картье-Брессона, посвященный России.

Фотографы-участники:
Кристофер Андерсон, Ева Арнольд, Бруно Барби, Йонас Бендиксен, Анри Картье-Брессон, Корнелл Капа, Роберт Капа, Раймон Депардон, Бике Депоортер, Каролин Дрэйк, Томас Дворжак, Эллиотт Эрвитт, Мартина Франк, Стюарт Франклин, Брюс Гилден, Берт Глинн, Филип Джонс Гриффитс, Гарри Груйер, Нанна Хайтманн, Томас Хепкер, Карл де Кейзер, Алекс Майоли, Константин Манос, Питер Марлоу, Стив Маккарри, Инге Морат, Мартин Парр, Паоло Пеллегрин, Крис Стил-Перкинс, Георгий Пинхасов, Марк Пауэр, Марк Рибу, Фердинандо Шанна, Мэрилин Сильверстоун, Якоб Ауэ Соболь, Нюша Таваколян, Николас Тихомирофф, Ларри Тауэлл, Алекс Уэбб.»

Цитата взята из статьи на официальном сайте ЦВЗ: http://manege.spb.ru/events/vystavochnyj-proekt-inoj-vzglyad-portret-strany-v-obektive-agentstva-magnum/ .

1 из 3
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

Начало истории Magnum из аудиогида (https://izi.travel/ru/3adc-inoy-vzglyad-portret-strany-v-obektive-agentstva-magnum/ru) подтверждает факт, что правильно основать и назвать очень важно для будущей судьбы проекта:

«Агентство Magnum — одно из самых легендарных фотоагентств мира — было создано 22 мая 1947 года, а название появилось благодаря распитой в тот вечер бутылке шампанского одноименного формата. Основали агентство пятеро друзей, а ныне — пятеро легендарных фотографов: Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Джордж Роджер, Дэвид Сеймур и Уильям Вандиверт. Главной идеей объединения было освобождение от давления и диктата журнальной прессы и стремление создавать по-настоящему независимые репортажи. Благодаря усердной работе фотографов, сопутствовавшей им удаче и, конечно, превосходному качеству снимков, агентство Magnum Photos стало одним из самых влиятельных творческих объединений в мире.»

Дизайн выставки лаконичный, но, на мой взгляд, очень стильный. Не могу выбрать, на каком языке мне название нравится больше:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Немного подробнее про Magnum:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Слово куратору выставки:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Фотографии на выставке, кроме текстов об их авторах, сопровождались краткими, но очень точными высказываниями от фотографов:

1 из 4
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

Перед тем, как немного показать фото, заранее принесу извинения за их качество: снимать было сложно из-за бликов и отражений на стеклах. Именно поэтому у меня практически нет фото, которые в нормальном качестве представлены в аудиогиде (ссылка была дана выше, рекомендую посмотреть, так как есть интересные и известные).

Первый этаж был посвящен СССР. Экспозиция разбита на десятилетия и начинается с 40-х и «Русского дневника»:

1 из 5
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

Немного фото из зала 50-х:

1 из 5
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

А эта фотография 60-х:

1 из 2
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

напомнила мне документальный фильм тоже 60-х и тоже о посетителях Эрмитажа (скрин с сайта Кинопоиск.ру):

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Очень рекомендую посмотреть https://www.youtube.com/watch?v=MHpNqFesi3Q — хорошее настроение, на мой взгляд, гарантировано.

Конечно же, во многих залах разных десятилетий не обошлось без малых и больших звезд балета:

1 из 4
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

На мой взгляд, одна из лучших фотографий на выставке — Бродский на стене Петропавловки, 1967 год:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Я немного моложе детей на этом фото:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

таких вот утренников с «дедушкой Лениным» в своем детсаду не припоминаю, но бантики, футболочки-юбочки-шортики точно прямо с фотографий моего детства.

И в 60-х, и в 70-х размеры некоторых портретов на наших улицах несомненно впечатлили фотографов Magnum (особенно внимательно надо смотреть первое фото):

1 из 3
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

В зале 80-х ожидаемо представлены кадры с московской Олимпиады. Но не закрытие (улетевшего Мишку помним мы все), а открытие:

1 из 4
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

Конечно, за прошедшие годы мы много открытий олимпиад посмотрели. Были фантастически красивые, очень технологичные, но фото с Олимпиады-80 показались мне особенно «про спорт и атлетизм»:

1 из 2
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

На некоторых фото 80-х — прямо кадры из советских фильмов:

1 из 2
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

В серии «Модники Ленинграда» тему шубы на снимках я не очень поняла, а многое из остального лично для меня приятно ностальгическое:

1 из 2
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

Пейзажных фотографий на первом этаже практически не было, но, согласитесь, настроение Павловска передано замечательно:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

На 80-х закончился первый этаж выставки.

Второй этаж — Россия, начиная с 90-х:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Изменился не только цвет стен, но и организация маршрута по экспозиции. Путь по первому этажу был немного зигзагообразным, но в одном направлении. Второй же этаж — единое пространство, местами разделенное стендами. Есть свобода выбора направления, но размеренности осмотра лишает небольшое беспокойство, не пропустил ли ты что-то.

Санкт-Петербург 1992 года от единственного российского фотографа Magnum — Георгия Пинхасова:

1 из 2
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

Конечно же, есть фотографии из Чечни:

1 из 4
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

Выборы 1996 года глазами иностранных фотографов:

1 из 3
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

В 2000-х представлены фото с разных концов России.

Серия «Кремниевый лес: технологичная Сибирь» из Академгородка Новосибирска снята и напечатана в симпатично ностальгической манере, несмотря на 2006 год. Видно впечатлил фотографа пульт управления коллайдером:

1 из 4
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

А может, настоящий им и не показали:) ?

В 2010-х привлекает внимание фотография из Рыбинска:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

А прочитав про информацию про автора, понимаю, что работы одного фотографа Magnum я видела и раньше.

Одна из самых знаменитых фотографий National Geographic была в 2015 году в Главном штабе Эрмитажа:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

(скрин отсюда: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2015/stivmakkari/?lng=ru)

Напомню, что выставка должна была открыться 18 апреля 2020 года. Конечно же, экспозиция и закончилась бы 2010-ми. Но ковид изменил не только даты работы, но и дополнил сам проект.

2020 год, Нанна Хайтманн «Просто стой и смотри»:

1 из 3
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 
1 из 4
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

Статья о проекте Нанны Хайтманн: https://takiedela.ru/2020/05/prosto-stoy-i-smotri/ .

Книжные шкафы не просто так присутствовали в дизайне второго этажа. Там можно было полистать издания Magnum:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

В общем, посмотрели выставку, пора и на выход:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Манеж всегда выставку дополняет лекциями, фильмами, встречами с авторами. Программа к «Иному взгляду» по понятной причине прошла онлайн:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Заинтересовавшиеся многое могут найти и сейчас в официальных ВКонтакте и Youtube Манежа.

На сайте ЦВЗ есть 3D-тур: http://manege.spb.ru/events/3d-tur-po-vystavke-inoj-vzglyad-portret-strany-v-obektive-agentstva-magnum/ . В навигации, правда, надо попрактиковаться, и я не поняла как там увеличиваются описания фото. Единственно поясню, что на первом этаже прохода под цифрами десятилетий нет (в действительности там были стекло или зеркало, скрин с 3D-тура):

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

К чему это было все написано? Надеюсь, прочитавшие эту часть согласятся со мной, что увидев в афише слово Magnum, надо идти и смотреть. А все три рассказа про выставки в Манеже и около него — в том числе и про то, что определенно есть смысл следить за афишей выставочного зала.

Спасибо всем прочитавшим эти «многобукв» :).

Дополнение.

Пока писала отзыв забыла про то, чем изначально планировала завершить его. Пусть будет, как задумывалось.

1. Неожиданная встреча.

Обычно я в Манеж иду от Исаакиевского собора, а тут подъехала на автобусе. Соответственно, шла со стороны Конногвардейского бульвара, и понравился следующий ракурс:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Сфотографировала и пошла на выставку. А там обнаружился вид сверху :) :

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

2. Запланированное продолжение.

На выставке была фотография 1958 года:

1 из 2
Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая
 

И захотелось сопоставить ей 2020-й:

Санкт-Петербург. Манеж. Часть 3-я: Фотографическая, историческая и местами ностальгическая

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1 Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация