В последний день своего прибывания в Пскове, перед поездкой в Пушкинские горы, я решила посмотреть дальние объекты, расположенные на окраине Пскова. Про один, я вам уже рассказывала — это Монумент в память о ледовом побоище на Чудском озере установленный на горе Соколиха. Про второй и хочу рассказать, тем более что их посещение можно совместить. Для туристов, пользующихся общественным транспортом логистика не удобна. До монумента я доехала на такси, потом пешком через пригород к монастырю, а оттуда в город уже на автобусе.
8
Псковский Рождества Богородицы Снетогорский монастырь выстроен на широкой излучине реки Великой в далеком 12 веке и тогда он был мужским.
7
13
Можно только представить, какие великолепные панорамы монастыря, словно вырастающего из известковой Снетогорской горы, можно увидеть с воды. Я же буду довольствоваться общедоступными видами, хотя в поисках выгодных ракурсов и пыталась пробраться поближе к реке.
10
Монастырь обильно укутан листвой и лишь в зимний период он хорошо просматривается издали.
12
Монастырь в действительности является как бы продолжением горы, потому как все его строения возводились из выломанных из этой же горы известняковых плит, имеющих разный размер и неровную, как бы рифленую поверхность.
9
Территория Снетогорского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря в тот осенний день была подобна уголку райского сада, тишина, полное безлюдие, тихий шорох падающих осенних листьев.
12
8
8
Но конечно же такая безмятежность царила здесь далеко не всегда и за свою 700-летнюю историю Снетогорская обитель пережила не одно вражеское нашествие.
Точная дата основания Снетогорского монастыря не известно, но в летописях он впервые упоминается в 1299 году, во время нападения на Псков ливонских рыцарей, захвативших, разграбившисх и полностью разоривших обитель.
В 1311–1313 годы на территории монастыря возводится новый храм — каменный собор Рождества Богородицы.
11
Это был один из первых построенных каменных храмов после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов на Русь.
В 14–15 веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова.
Благодаря удобному расположению на берегу реки Великой при въезде в Псков купцы и путешественники пользовались гостеприимством монастыря.
1 из 2
5
В 1472 году во время своего переезда из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику в монастыре останавливалась византийская царевна София Палеолог. Псковские князья и знать принимали в Снетогорском монастыре постриг.
В 1518 году рядом с Рождественским собором сооружаются Трапезные палаты и церковь Николы при них.
11
Но в последующие века Снетогорский монастырь, расположенный всего лишь в пяти верстах от Пскова, опять много раз захватывался и разорялся иноземными врагами: в 1581 году — армией польского короля Стефана Батория, собор Рождества Богородицы сильно пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресковой живописи.
9
В 16 веке на территории монастыря возвели еще два прекрасных храма: Никольский с трапезной и погребами и церковь Вознесения-под-колоколы.
В 1612 году армия шведского короля Густава-Адольфа захватила монастырь и король расположил в обители штаб своей 16-тысячной армии.
В 17 веке сыграло свою роль пограничное положение Пскова, приобретшего важное для всей России торговое значение и он постепенно более-менее оправился от разрушений.
9
В то время Снетогорский монастырь обладал обширным хозяйством, участвовал в снабжении армии и направлял живущих на монастырских землях крестьян на казённое строительство и ремонт городских стен.
В 18 веке после перестройки церковь Вознесения-под-колоколы превратилась в знаменитый Снетогорский столп высотой 63 м (86 метров от зеркала реки Великой), который мог соперничать с колокольней Ивана Великого в Москве.
Но в начале 18 века в связи с начавшейся Северной войной положение монастыря резко ухудшилось. Окончательный упадок Снетогорской обители был вызван секуляризацией церковных земель Екатериной II. В 1804 году монастырь был упразднен.
10
В 1805 году монастырь был обращен в загородный Архиерейский дом и стал местом деятельности архиепископа Псковского, а затем митрополита Киевского, известного историка и писателя Евгения Болховитинова, автора «Истории княжества Псковского» и других книг. В 1825 году монастырь посещал А. С. Пушкин.
С приходом советской власти Снетогорский монастырь не обошла общая участь — сначала он был разорен, а затем превращен в дом отдыха. Была разрушена и церковь Вознесения-под-колоколы, от нее осталось лишь основание- руины.
11
1 из 2
6
С приходом советской власти Снетогорский монастырь не обошла общая участь — сначала он был разорен, а затем превращен в дом отдыха.
5
Во время Великой Отечественной войны в монастыре немецкие захватчики разместили штаб группы армий «Север», вся территория и здания монастыря были благоустроены и приспособлены для проживание немецких офицеров. В Никольской церкви фашисты устроили зал собраний, в соборе Рождества Богородицы винный склад и тир, а в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска не задумываясь решили еще больше напакостить монастырю: они вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.
В послевоенный период на территории монастыря еще какое-то время продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Рождественский собор сразу же после окончания войны был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры, и в начале 50-х годов была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году.
В 1993 Снетогорский Рождества Богородицы монастырь был передан Псковской епархии и возрождена монашеская жизнь, но теперь монастырь стал женским. Постепенно были реконструированы жилые келейные корпуса, возведен новый Восточный корпус с домовой церковью.
9
В 2008 году над аркой Восточного корпуса было начато строительство домового храма Иоасафа Снетогорского.
7
Собор Рождества Богородицы — один из древнейших памятников русской архитектуры, как все псковские храмовые сооружения, его отличает суровая сдержанность и простота архитектурных форм.
11
При возведении нового каменного Рождественского собора зодчие пользовались образом другого псковского собора — Спасо-Преображенского из Мирожского монастыря. Но все же зодчим хотелось добавить какую-то характерную деталь, ее стал рельефный орнамент, подчеркивающий основание массивной главы собора. Сама же глава покрыта специально обработанным деревом.
7
8
Расписан фресками Рождественский храм был сражу же после окончания его строительства, в 1313 году и чтобы увидеть остатки этой уникальной росписи,
5
7
внутрь попасть можно только с экскурсией. Мне удивительным образом повезло: обходя всю территорию монастыря я не видела ни одного человека, а тут появилась группа из четырех человек и гид. Уговаривать ее о моем присоединении к их группе особо и не понадобилось.
8
3
6
Чудом сохранившиеся до наших дней, хотя и не полностью, дивные фрески Рождественского собора — это яркий образец псковской художественной школы.
7
7
Это единственный памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины 14 века.
5
7
6
Экскурсия и подробнейший рассказ экскурсовода были, конечно, очень интересны, но я не берусь воспроизвести даже часть услышанного-это сугубо специфический материал, лучше один раз послушать.
7 июля 2019 года Рождественский собор внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы)
6
После экскурсии я поняла, что не хочу покидать уютную территорию монастыря и зашла в Никольский храм, полное название которого- храм в честь святителя Николая Мир Ликийского.
10
8
В настоящее время богослужения совершаются в трапезной Никольской церкви и я как раз на него попала.
8
Помещение трапезной находилось справа и через дверь мне были видны стулья, сидящая на одном из них настоятельница и стоящие рядом монашки и насельницы. Групповое пение молитв слышалось отчетливо, я было хотела уйти незамеченной, но к полу меня буквально пригвоздил услышанный после затихания группового пения, одинокий, невероятно приятный голос. Завороженная, я слушала еще несколько минут, затем все же покинула храм.
9
Перед Никольским храмом под общей крышей расположена церковная лавка и своего рода монастырский музей.
5
Здесь висят портреты известных церковных деятелей.
6
Батюшка о. Николай (Гурьянов) русский религиозный деятель, протоиерей. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков.
С 1958 старец Гурьянов Николай Алексеевич служил в Псковской епархии, был назначен настоятелем храма святого Николая на острове Талабск на Псковском озере, являлся им бессменно до самой кончины в 2002-м году в возрасте 93-х лет. На острове и похоронен.
Старец Гурьянов стал прототипом главного героя из фильма Павла Лунгина «Остров».
5
Духовник Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов) в схиме схиархимандрит Тихон, с 1994 года по 2018 годы служил в сане архимандрита в Снетогорском монастыре. Похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.
Представлены также их личные вещи и православные богослужебные облачения, например — митры (головные уборы), наперсные кресты.
4
Митра батюшки о. Николая (Гурьянова)
4
Митра Гермогена.
Не так давно, 14 апреля 2015 года скончалась первая, после возрождения в 1993-м году, настоятельница Снетогорского Рождества Богородицы женского монастыря — схиигумения Людмила (в миру — Ванина Любовь Тихоновна). Духовная сестра — монахиня Людмила была призвана владыкой Евсевием- митрополитом Псковским и Порховским из их родного Ельца.
6
4
Части монашеской одежды и личные вещи схиигумении Людмилы.
Настоятельница Людмила похоронена на территории монастыря.
2
Есть на монастырском кладбище и другие захоронения.
3
Рядом с монастырем находится трапезная, куда я не преминула зайти. Ассортимент был скудноват, но творожный кекс и горячий чай нашлись.
6
Назад в Псков можно уехать с остановки Снятная Гора на улице Озерной, расположенной недалеко, на автобусах № 1,16, конечная жд вокзал.