В Псков я приехала на поездке из Петербурга. Мало того, что на каком-то полустанке в степи без объяснения причин Ласточка простояла чуть больше часа, без сожаления вычеркнутого из моего плана, так еще и сам долгожданный старинный город был ко мне не слишком гостеприимным. Аккурат в мои дни присутствия в нем Псков хандрил и попеременно орошал свои прекрасные владения то обильным дождем, то слабым подобием оного.
10
Морось не давала возможности не принужденно прогуливаться, она пыталась держать меня в постоянном напряжении, а зонт в боевой готовности. Но разве могли помешать восприятию прекрасного такие незначительные житейские мелочи и проказы погоды, все эти этапы не раз пройдены и туристический дух закален. Да и возможно ли удержаться от прогулки в такую чудесную осеннюю пору? Правда, фотографий тоже коснулся шлейф мороси и размытые и расплющенные пятна дождевых капель на некоторых их них, так же как и достопримечательности, запечатлелись на вечно.
Я шла вдоль реки Великой в сторону пылающих огнем деревьев, выделяющихся яркими мазками на фоне низко опущенного, хмурого, выкрашенного графитом неба.
17
Ощущение важности, какой-то даже торжественности момента, наконец-то свершившегося, реализованного желания не покидало ни на минуту. Разливавшаяся радость окутала плотным кольцом и стараясь не расплескать ее, я не спешила в обитель.
Прежде хотелось до краев наполниться благостью и перейдя по деревянному мостику через левый приток реки Великой, речушку Мирожку, погуляла по окрестностям,
16
13
Затем спустилась к самой воде реки Великой, чем спугнула стаю птиц,
11
полюбовалась оттуда белоснежными стенами монастыря и куполом Спасо-Преображенского собора.
13
Река Мережка не длинная, всего-то каких-то 6 километров, а ее название происходит от слова «мережа» — снасть для ловли рыбы.
14
И вот в междуречье двух рек: Мирожки и Великой на левом берегу последней в далекие 1010 и 1015 годы и был основан христианский Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский мужской монастырь.
1 из 2
1
14
Именно в эти даты считал наиболее достоверными советский и российский историк, потомственный археолог Сергей Васильевич Белецкий, более 40 лет посвятивший изучению истории древнего Пскова.
Но как же удивительно, что в одном из слов в названии монастыря, закрепившегося за ним более чем на тысячелетие, прочитывается такое обычное и повседневное слово в обиходе рыбака, как «снасть».
Главная монастырская церковь во имя Преображения Господня была выстроена новгородской строительной артелью в 1156 году в период княжения Святополка Мстиславича.
7
Крестово-купольный храм имеет уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип.
После окончания строительства храм сразу же неизвестными мастерами, выходцами из Греции, был сверху донизу расписан фресками.
8
Уникальность этих фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что до наших дней сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии 12 века.
Первоначальный облик монастыря неизвестен и до наших дней не сохранилось ни одного графического или изобразительного материала, представлявшего территорию монастыря ранее 16 века.
13
8
Трудно найти на Руси обитель или другое храмовое сооружение, не вынесшее за свою историю множество тягот, гонений и разорения. Не обошли стороной все эти напасти и Мирожский монастырь, который находился на открытом месте на подступах к Пскову, на дороге из Литвы и Ливонии.
Не имея защитных крепостных стен он становился легкой добычей врагов при каждом захватническом набеге на Псков.
9
Дважды монастырь был захвачен и разорен немецкими рыцарями: в 1299 и в 1323 годах.
Несколько раз Мирожская обитель служила временной квартирой русским ратникам, приходившей на помощь Пскову: в 1463 и 1471 годах это была московскоая рать, в 1474 году- новгородская.
В 1581 году, в период Ливонской войны, псковские воеводы распорядились выжечь все посады на Завеличье, а из расположенных в них монастырей и церквей вывести в город все имущество.
Король польский и великий князь литовский Стефан Баторий, подведя свое войско ко Пскову, поставил у стен Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню воины затащили пушки, из которых каменными раскаленными ядрами велся обстрел Покровской башни, стоящей на правом берегу Великой.
12
Псковские орудия не молчали, но ответным огнем были разрушены постройки монастыря.
В 1404 году на крутом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого святого Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана.
10
Наряду с духовной миссией, Мирожский монастырь выполнял вполне светскую просветительную роль, в раннюю пору своего существования был сосредоточием псковской культуры. В стенах монастыря велось летописание, переписывались церковные книги, делались списки «Слова о полку Игореве». Также при монастыре существовала библиотека и своя иконописная школа.
8
Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери «Знамение», хранившаяся в нем с 1198 года. В 1567 году в царствование Ивана Грозного, она была прославлена как икона исцеляющая, вывезена в Москву, а в монастыре остался список с этой иконы, так называемая «Великая Панагия».
Почитаемый псковичами святой Корнилий Псково-Печерский в начале 16 века именно в Мирожском монастыре делал свои первые шаги в иконописи.
9
До 16 века Мирожский монастырь считался вторым из числа 4-х больших Псковских монастырей, поэтому в нем было многолюдно.
В 17 веке монастырь был владельцем крупных земельных вотчин, получал доходы с торговых рядов и водяных мельниц, имел рыбные ловли на реке Великой и на Мироже и близлежащих реках и озерах, казна монастыря пополнялась добровольными пожертвованиями, продажей свечей.
В 17 веке уникальная фресковая живопись вСпасо-Преображенском соборебыла забелена. Сложно сказать, что предшествовало этому: косметический ремонт или умышленный факт, но это счастливым образом способствовало спасению и сохранению уникальных старинных фресок.
8
В 1713 году была освещена построенная заново каменная Стефановская церковь с парадными воротами, выходящими к берегу Великой,
10
а к середине 18 века вся внутренняя территория монастыря была плотно застроена деревянными службами.
10
Согласно манифесту Екатерины II от 26 февраля 1764 года, Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь был отписан к третьему классу.
В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже келейного корпуса вода доходила до потолка, поэтому позднее нижний этаж был переоборудован под кухню и трапезную, а братские кельи разместили только на верхнем этаже.
1 из 2
2
До 19 века монастырская ограда была деревянной.
8
8
В середине 19 века монастырь переживал период хозяйственного упадка, резко сократилось число монашествующих и ему угрожала судьба разорившихся обителей.
Но в 1856 году в ходе ремонта Спасо-Преображенскогособора под обвалившимися участками побелки неожиданно открылись фрагменты древних росписей!
6
6
8
Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля.
13
В 1884 году на собранные монастырем пожертвования были проведены ремонтные работы в храме Архидиакона Стефана и пристроена к нему деревянная паперть со ступенями. Под храмом находились Святые ворота — парадный вход из города на центральный монастырский двор.
9
Над воротами из местной плиты и кирпича была построена колокольня. После произведенных работ здание Стефановской церкви, колокольни и братского корпуса образовали единый фасад, обращенный парадной частью к городу.
9
В 1886 году по случаю очередного разлива рек и наводнения в Спасо-Преображенском храме были проведены значительные ремонтные работы.
9
Богослужение в храмах Спасо-Мирожского монастыря совершались в следующем порядке: в Преображенском не отапливаемом храме велись службы от Пасхи до Воздвиженья, а в Стефановском теплом храме — от Воздвиженья до Пасхи.
А потом наступил 20-й век, нагрянула Революция, смена власти и началось, все как под копирку: в 1918 году все помещения монастыря были переданы для проживания в нем погорельцев. Весной 1921 года в Пскове была открыта экскурсионная станция, разместившаяся в стенах древнего монастыря, но сам монастырь официально закрыт не был.
7
6 августа 1922 года в пользу голодающих Поволжья были изъяты многочисленные ценности Мирожского монастыря — серебряные ризы, лампады, ковши, блюда, иконы и прочее.
И наконец, вмае 1924 года все же было принято постановление о закрытии Мирожского монастыря и Стефановской церкви.
Все оставшееся на тот момент монастырское имущество было изъято и помещено в Псковский музей-заповедник — слава богу что это сохранилось.
Возрождение Мирожской обители началось в 1994 году: двери монастыря распахнулись не только для реставраторов, но и для православных прихожан, многочисленных паломников.
8
Важно было также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую. Вскоре, 15 августа 1997 года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, для иконописцев из числа монашеской братии была открыта вновь созданная иконописная школа.
10
Пока я вам рассказывала тысячелетнюю историю Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря, дождь сжалился и почти прекратился, лишь изредка пугая меня крошечными капельками. А испугаться было отчего: я как раз стояла у кассы
6
6
и с огорченным видом слушала ее стенания, по поводу сырой дождливой погоды, в период которой фрескам беда и что в такие хмурые влажные дни туристов в храм не пускают.
Тут пришла служка и пошушукавшись с кассиром, резюмировала:
-Ладно, покупайте билет, я вас провожу в храм, но имейте в виду, внутри можно находиться не более 20 минут.
Я радостно согласилась на все!
Отперев храм, она с трудом отодвинула древнейшую тяжелую дверь,
5
велела мне быстренько прошмыгнуть в первое помещение и сразу затворила ее.
8
Критически глянув на мой мокрый зонт и падающие с него на бетонный пол капли, указала в угол у двери — поставьте там.
И только проделав все эти предостерегающие манипуляции, мы вошли в сам Спасо-Преображенский храм! Я присела на один из стульев, расставленных у стены и замерла, разглядывая стены и потолки с древними уникальными фресками.
9
9
Фрески эти вплоть до 1890-х годов оставались под слоем штукатурки, когда она была отбита, драгоценные, случайно обнаруженные фрески, стали доступны для научного исследования.
Работами по исследованию фресок в период с 1889 по 1891 годаы руководил русский архитектор, реставратор и археолог, исследователь русского зодчества, академик и действительный член Императорской Академии художеств Владимир Васильевич Суслов.
Однако потёртость красочных слоёв и отдельные, навсегда утраченные участки росписей не устраивали духовенство монастыря и указом Синода Суслов был отстранён от реставрации и финансирование работ прекращено. Вопрос повис в воздухе: что же дальше?
9
И тогда в густе 1897 года была учреждена особая строительная комиссия под председательством русского живописца, историка, археолога, коллекционера и мецената, почетного члена Императорской Академии художеств Михаила ПетровичаБоткина.
Эта комиссия, взвесив все «за» и «против» поручила работы по укреплению стен храма архитектору, художнику, педагогу, Фёдору ПавловичуНестурху, а реставрацию самой фресковой живописи суздальским живописцам под руководством Н. М. Сафронова.
Суздальцы с умением и осторожностью подошли к процессу: в 1900–1901 годах они промыли старинные фресковые росписи, а затем переписали их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов.
6
4
Директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, археолог Николай ВасильевичПокровский в 1898 году писал: «Фрески Мирожского монастыря принадлежат к числу редких явлений в ряду памятников древнейшего искусства в России. Они замечательны как со стороны художественного стиля, так и со стороны иконографической, по разнообразию их внутреннего содержания. Фресками покрыты все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора. Церковных стенописей такой почтенной старины уцелело на православном востоке очень немного. По археологической важности и по художественному характеру фрески Мирожского монастыря стоят ближе к Спасо-Нередицким фрескам.»
2
1 из 4
1
На окончание реставрационных работ монастырю императором Николаем II были пожалованы существенные денежные средства и наконец, в 1902- м году масштабные реставрационные работы были закончены.
Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по настоящее время примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 — 1902-х годов, исполненных суздальскими мастерами.
6
7 июля 2019 года решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Спасо-Преображенский храм внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы).
В храме и в настоящее время ведутся реставрационные работы — его центральная часть снизу доверху закрыта защитной сеткой, на одном из фото попал кусочек.
6
Что еще сказать? Я и так слишком много загрузила сюда информации.
Покружив еще по храму, я вышла в первое помещение, где расположен небольшой музей, основой экспозицией которого являются древние надгробные каменные кресты.
1 из 3
1
Попав на свежий воздух, в первое мгновение я даже не поняла где нахожусь, настолько все мои мысли были захвачены тем, что только видела — невероятно. А вообще, факт сохранности древнего искусства, прошедшего через века, невзгоды, но тем не менее дошедшего до наших дней, всегда заставляет меня поверить в нечто фантастическое, имеющее под собой основу свыше, неподвластную нам, обычным людям.
А тучи вдруг благосклонно расползлись и в образовавшуся щель проглянуло радостное голубое небо!
12
Покинув территорию монастыря,
1 из 2
5
я не спешила продолжать свой маршрут, а вновь спустилась к реке — мне было необходимо время, чтобы вернуться в реальность. Река помогла мне в этом.