Луч солнца золотого, внезапно вынырнувшего из пелены свинцовых туч, словно прожектор осветило дом, который стал отчетливо виден сквозь строй изрядно облетевших деревьев. В этом доме мы жили на протяжении всего сентябрьского путешествия на плато Путорана. Особый интерес он представляет не из-за возможности спать в тепле и уюте. Здесь, на базе Бунисяк на восточной оконечности озера Лама, размещен уникальный этнографический музей нганасанской культуры. Он содержит более тысячи экспонатов, отражающих все стороны жизни коренного населения Таймыра, в основном, нганасан.
Бродя между экспонатами музея, среди которых было немало очень старых (я бы даже сказала древних), я сначала не понимала назначение и, соответственно, уникальность и ценность той или иной вещи, ее значимость для сохранения информации о практически утерянных к нашему времени ценностях нганасанской культуры, с трудом представляла себе, сколько усилий было затрачено, чтобы собрать эту коллекцию. Олег Крашевский — ее хозяин — рассказал об истории создания музея, провел несколько экскурсий, рассказывая о жизни нганасан и, практически, о каждом экспонате. Я словно побывала в путешествии во времени, окунувшись в жизнь нганасан, узнав про обычаи и традиции их древней культуры.
3
Но для начала — о том, кто же такие нганасаны?
Впервые я услышала слово «нганасаны» в краеведческом музее в Дудинке во время того самого давнишнего путешествия по Енисею, которое и породило во мне страстное желание побывать на плато Путорана. Тогда во время экскурсии я услышала про нганасан примерно следующее: нганасаны — одна из народностей Севера, к которым, помимо их самих, относятся долганы, тунгусы, энцы, ненцы. Столкновение с силами природы, которая казалась им загадочной и непостижимой, бессилие и страх перед ее стихией порождали ложные сверхестественные, фантастические представления. Объясняя все явления природы существованием духов, приписывая свои успехи и неудачи плохому или хорошему отношению к себе злых и добрых духов, люди пытались умилостивить, задобрить их. Для этого производились жертвоприношения. Нганасаны верили, что вещи, сделанные человеком, живут и могут понимать человеческую речь.
Нганасаны — один из древнейших народов на планете, а ныне один из самих малочисленных ее народов — по данным Википедии в России в 2010 году нганасан насчитывали 862 человека. Нганасаны были оленеводами, извечно кочующими по безбрежным просторам таймырской тундры, от границы лесов до побережья, к середине 19 века они стали самыми богатыми оленеводами Таймыра.
В их культуре оказались «законсервированными» элементы культуры древнейших аборигенов Севера, живших на Таймыре более 4 тысяч лет назад.
Читая различные материалы про освоение Таймыра, мне показалось, что не существует единого мнения о происхождении нганасан и их движении на Таймыр. Ясно одно — нганасаны — народность, формирование которой неразрывно связано с освоением человеком самой северной территорией Евразии — Таймырского полуострова: приенисейские народы постоянно пытались подняться по широте и закрепиться на Таймыре в попытках освоить его территорию, но, в основном, покидали полуостров из-за тяжелейших природных условий. Современные нганасаны являются потомками северного тундрового населения Евразии — неолитических охотников на дикого оленя.
Свое самоназвание «ня» нганасаны соотносят с русским словом «товарищ». По одной из легенд во время первой встречи с русскими у нганасанина спросили: «Кто ты?» и получили ответ: «Я мужчина, я нганасан». Соседями нганасан с запада являются очень близкие по культуре энцы и ненцы, с юга — эвенки, с юго-запада и востока — долганы и якуты.
Огромный интерес представляют находки на Таймыре достаточного развитого бронзолитейного производства, датируемого серединой 1 тыс. до н. э., когда использовалась медь из норильского месторождения. Другие компоненты, входящие в состав Таймырских бронз, брались из месторождений, находящихся зачастую на значительном удалении от мест производства. Так, мышьяк и сурьма, по-видимому, из месторождений на реке Тарея (северный Таймыр), олово из бассейна р. Индигирки (Якутия), свинец с Северного Урала, а висмут с юга центральной Сибири. Как видно, речь идет о расстояниях в многие сотни и даже тысячи километров. Это говорит о наличии хорошо налаженных обменных связях среди бронзолитейщиков Сибири и Таймыра и, опосредованно, о достаточно высоком развитии племен, населявших Таймыр.
Нганасаны в полной мере сохранялись как самостоятельная народность. До недавнего времени они почти не подвергались ассимиляции, пользовались своим языком, стойко удерживали национальное самосознание и многие традиционные особенности культуры. Поскольку нганасаны жили большими семьями, когда вместе проживают 3–4 поколения родственников, геронтократия создавала условия для максимальной преемственности поколений во всех аспектах жизни. Младшие долгие годы учились всему у старших, чтобы со временем передать эти знания последующим поколениям. Это являлось одной из основ жизни нганасан и обеспечивало стабильное существование немногочисленного этноса на протяжении столетий.
С приходом советской власти ситуация стала меняться: детей брали для учебы в интернаты, стала понемногу нарушаться преемственность знаний, приспособленность к жизни в тундре. Домашние олени стали общественными, заинтересованность оленеводов в результате труда уменьшилась, нганасаны начали переходить на оседлый образ жизни.
Перелом произошел в 70-х — начале 80-х годов ХХ века. В связи с резким уменьшением численности домашнего оленя значительная часть нганасан была вынуждена полностью переселиться в поселки. По выражению стариков — нганасан «все перевернулось» — резко упал престиж старшего поколения, то, на чем в течение тысячелетий держался нганасанский народ, резко упала престижность жизни в тундре, нарушилась преемственность поколений, пропали последние домашние олени, ушли из жизни старики…
Богатство оленеводов всегда составляло то, что необходимо для жизни в тундре и для ведения традиционного хозяйства — разнообразная одежда, оленья упряжь, нарты, чумы и их обстановка, инструмент для их изготовления и многое другое. При переезде в поселок почти все это стало невостребованным, ненужным. Все, что было ценностью в прошлой жизни, превратилось в кучку сувениров. Олегу Крашевскому удалось буквально спасти все эти бесценные предметы для истории, как подтверждение реально существовавшего ранее этноса целой народности. Жаль, что это осталось уже только для истории…
Из книги Вадима Денисова «Хронология Таймыра» я узнала о правилах ведения войны между народами Севера. Как они не похожи на современные взаимоотношения между людьми, когда даже сочинская Олимпиада была больше похожа на войну! Судите сами.
В течение всей истории тунгусы, энцы, ненцы, нганасаны воевали между собой за регионы проживания — кому жить на правом берегу Енисея, кому на левом. Зимой-весной 1849—1850 гг. между ненцами и объединенными силами энцев, эвенков и нганасан у Туручедо произошло сражение. Этот бой, по рассказам потомков участников сражения, превратился в нечто вроде великого потопа, в котором сумели спастись те, от кого берут начало родовые имена да и вообще история современных живущих народов — энцев, нганасан, эвенков. Это эпохальное последнее столкновение завершилось победой сводного отряда энцев, эвенков и нганасан. В связи с этим была окончательно проведена граница между народами по Енисею: с тех пор правая (каменная) сторона Енисея стала считаться «самоедской», т. е. энецкой, а левая (низменная) — «юрацкой», т. е. ненецкой. (Ненцы во второй половине XVII века дважды воевали с энцами. Первое сражение произошло в бассейне реки Таз, второе — на мысе Лескино, что на территории сегодняшнего сельского поселения Караул. Тогда ненцы истребили сорок самоедских (энецких) чумов, и в результате левобережье оказалось в руках ненцев). Третья (и последняя) война велась на озере Туручедо. Воспоминания об этих битвах до сих пор живы на Таймыре:
Для объявления войны к противнику посылали оленя, на боку которого был изображен человек, прицеливающийся из лука. Обнаружив его, противник начинал военную подготовку. Перед сражением вперед шёл разведчик. У ненцев считалось залогом будущей удачи убить такого разведчика и его кровью намазать полозья нарт воинов. В описываемом случае энецкому разведчику удалось ускользнуть, и с этим в какой-то мере связывается поражение ненцев. Вооружение воинов состояло из железной кольчуги (не у всех) и луков со стрелами. При наступлении часть воинов ехала на упряжках, часть шла пешком. Место встречи войск «правобережье» обозначили установкой модели чума, около которой поставили несколько стрел, остриями направленными в сторону врага, и красный флажок. Увидев этот знак, ненецкий военный начальник отправил к противнику старика-переговоршика, тот передал главе енисейских племен семь основных условий войны:
С обеих сторон назначить по представителю для ведения переговоров. Эти представители должны отличаться от других людей тем, что в их нарты должны быть запряжены по два оленя, а на хореях привязаны красные флаги. Были неприкосновенны.
Местом военных действий назначить озеро Туручедо.
Сражение начать следующим утром.
Для определения дистанции, с которой начнется сражение, сделать по выстрелу с каждой стороны.
При первом наступлении количество войска должно быть равным (в описываемом случае по 50 чел.), запасных воинов — кто сколько может выставить.
Каждым последующим утром начинать сражение с того места, где закончили вечером. Ночью не воевать.
Для прекращения боя на ночной перерыв выделенные представители должны заехать с обеих сторон с флагами. В случае заключения мира народные представители заходят между войсками с двумя флагами.
Впереди сходящихся войск шли сыновья предводителей, которые произвели первые выстрелы из луков для определения необходимой дистанции. Во время сражения запасные части находились на расстоянии 200 метров позади. Раненых увозили на оленях, а убитые оставались на месте до конца сражения. В конце каждого дня производился подсчет потерь. Вместо убитых и раненых выставляли воинов из запасных частей.
Ненцы оказались побежденными, и им пришлось просить о мире. Вождь послал военачальнику энцев и нганасан свой военный лук с семью стрелами и боевой кинжал. Народные представители должны были трижды обойти каждый вокруг своего войска, крича соответственно: «Наши войска войну проиграли (или выиграли) и оказались побежденными (победителями), война прекращается». После сражения военачальники определили место захоронения. Ненцы большинство убитых увезли с собой, часть воинов была похоронена на месте. На обеих братских могилах поставили деревянные изображения человека. У могил были разведены костры, военачальники произнесли речи по поводу одержанной победы или понесенного поражения, а также о необходимости жить в мире и дружбе. Оставив луки, стрелы и кинжалы на могиле, побежденные вернулись в свои края…
…
В музее нганасанской культуры
1
Олегу Крашевскому удалось сохранить фрагменты богатейшей когда-то культуры нганасанского народа, разместив их в музее на своей базе Бунисяк. А начинался музей так.
По роду деятельности Олег встречался, работал и подолгу жил вместе с коренными жителями Таймыра — нганасанами, долганами, энцами, эвенками. Знакомство с их уникальной культурой со временем переросло из праздного интереса в увлеченность. Свои первые этнографические экспонаты Олег привозил по заказу Норильского музея.
Позже Олег увлекся биоэнергетикой. И вскоре нганасаны и долганы стали называть его русским белым шаманом: он частично стал выполнять функции, которые раньше выполняли шаманы. Со временем Олега как шамана стала признавать значительная часть коренных жителей Таймыра. Это дало уникальную возможность сбора этнографической коллекции: ему стали показывать, дарить, продавать предметы быта, различные украшения, одежду, передавать родовых идолов, обереги, предметы шаманского культа и остатки костюмов умерших шаманов.
Так постепенно и сложилась коллекция, среди экспонатов я сейчас и брожу. Для многих не менее интересными, наверняка, покажутся и многочисленные охотничьи трофеи Олега — шкуры зверей, рога, но посмотреть в глаза чучелу оленя или медведя я так не смогла.
В один из дней, когда после очередного похода к водопадам у меня еще остались силы и время на то, чтобы побродить по дому, я сделала снимки некоторых экспонатов музея. Вот они.
Предметы шаманской атрибутики:
Лебедь (денкуйкя), гагара (нюоны), 3 журавля (кокорэ) (отец, сын и мать), золотоклювая гагара и старый журавль.
— Задача лебедя — отвлекать злых духов, заставляя их гнаться за собой, чтобы те не мешали шаману.
— Самка журавля — для камлания над роженицей.
— При помощи гагары шаман попадает в Нижний мир, а также разрывает рану больного, чтобы высосать из нее гной.
Золотоклювая гагара — по нганасанской легенде именно гагара достала первый кусочек земли со дна изначально безбрежного моря и принесла его на поверхность в клюве. Из этого кусочка была сделана вся суша, на которой расселились птицы и звери. Но при дележе места на земле они забыли про уставшую гагару, и ей не досталось ни кусочка. С тех пор она даже гнездится на воде и громко заунывно кричит, обиженная на всех.
Гагара:
По центру кадра — стрелы для лука (бизи), предназначенные для войны и охоты на крупного зверя, на птицу:
1
Традиционные нганасанские накладки на чехлы для хранения и перевозки ружей. Сшиты из замши ровдуги (ровдуга — замша из оленьей шкуры), раскрашены в традиционные красный и черный цвета и расшиты белым подшейным волосом оленя. Орнамент, нанесенный на накладки, как и все нганасанские орнаменты (мули), строго регламентирован и несет большой смысл (ныне практически утерянный):
1
Нганасанская металлическая курительная трубка (хоа). Трубка выкована нганасанскими мастерами из старого ружейного ствола. Каждая курительная трубка была неповторимой. Они являлись гордостью и мастера, их сделавшего, и владельца:
Старинные долганские и энецкий праздничные пояса:
По центру кадра — нагрудные украшения (бодямо):
Если говорить про женские бодямо, то их комплекты представляют собой дугообразные пластинки, сделанные из желтой листовой меди и покрытые штампованным орнаментом. Бодямо являлись своеобразным паспортом женщины, ее родословной по женской линии, одновременно являясь сильными оберегами. Эти пластины передавались из поколения в поколение, высоко ценились.
У каждой нганасанки был комплект, состоявший из бодямо, принадлежавших матери, бабушке, прабабушке и т. д., либо их копии. Количество пластин говорило о статусе женщины.
Элементы женской одежды:
Шаманские бодямо:
Балок (модель):
Вадим Денисов в своей книге «Энциклопедия норильских легенд» пишет:
«Это древние оленеводы так исказили первоначальное название старинных жилых саней на полозьях, с помощью которых и осваивалась русскими первопроходцами сухопутная часть Арктики и Заполярья. «Волокуша», «волок», «болок» — вот так называлось это уже легендарное жилище, впервые подробно описанное Миддендорфом. Именно «балки» сменили в большинстве случаев традиционные для северных народов чумы, они оказались просто удобнее.«:
Сани, лодка — «ветка» (модели):
Орнаментированные пластины из мамонтовой кости, являющиеся фрагментами оленьих наголовников (хьуче). Надевались на оленей, запрягаемых в грузовые и ездовые нарты:
А это долганская шапка — внутри мех песца, снаружи чехол, как мне показалось, из сукна, расшитого бисером:
3
1
Восточная оконечность озера Лама — один из самых красивых уголков плато Путорана. Это место является так называемом «местом силы», сосредоточением которой является Шайтан-гора: по рассказам, в этом районе издавна жили эвенкийские шаманы, а последняя шаманка доживала свой век в 30–40 годы прошлого века.
Источники дополнительной информации:
«Нганасаны. Культура народа в атрибутах повседневности». Норильск: издательство «Апекс», 2010.
В. Денисов «Хронология Таймыра». Норильск: издательство «Апекс», 2009.