Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Познакомившись с Природой, Картинной галереей и Археологией, продолжим осмотр следующих залов. Один из таковых предлагает для изучения произведения современных мастеров.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Не уверен, что представленные художники являются Мэтрами.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Это скорей сувенирная продукция, то, что может предложить Республика, в качестве сувенира.

1 из 4

Но надо отдать должное, запоминающиеся работы присутствуют.

5
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Во время первого моего визита в Грозный мы с женой посещали галерею Илеса Татаева.

6
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Она располагалась в подвале частного дома. Самого художника не видели. Он был в отъезде. Экскурсию провела жена. В настоящем работам Татаева отведён один из залов Национального музея.

1 из 4

Процитирую сам себя из рассказа — Надтеречная Чечня. Музей Толстого, музей Лермонтова и галерея Татаева

Илес Татаев — художник и кинорежиссер, более 30 лет назад он начал создавать свои удивительные работы, которые не имеют аналогов в мире. Художник, используя различные корни, большие и малые куски древесной коры, очищает их, создавая некие причудливые фигуры.

Особенно интересные работы из древесного нароста кап.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

В горах жизнь сложная, корни деревьев цепляются в землю, борясь с камнем и с водой, но когда Исаев вычищает эти корни от всего лишнего — получаются абстрактные картины. Татаев лазает по горам, находит деревяшки и тащит их вниз, порой не жалея себя.

Один раз И. Татаев попросил двух чабанов помочь ему спустить вниз какое-то большое дерево. Пастухи не посмели отказать уважаемому человеку, но подумали про себя, что мужик тронулся умом.

После, увидав в мастерской букет древесных цветов, поразились, как художник смог разглядеть подобное. Придя к власти, Дудаев попросил режиссера, снять фильм о «чеченской революции». Татаев отказался.

Супруга художника рассказала, как они боялись мести Дудаева, как в первую войну прятались в подвале, а вокруг всё рвалось и взрывалось. Позже их дом сгорел. Погибли многие работы.

3
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Фотографировать во время первого визита не разрешили. Теперь можно, но, я смотрю, фотографии ни коим образом не передают объём и замысел.

3
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Так или иначе, искусство Татаева принять могут не все. Возможно, именно по этой причине в экспозицию добавили картины мастеров реалистичного жанра.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Возле некоторых полотен я зависал по несколько минут.

1 из 6

Другие, наоборот, осмотрел бегло.

1 из 7

Из всего зала особенно запомнилось — П. А. Игнатьев «Физики».

4
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

В любом случае, совмещение скульптуры и живописи решение правильное.

4
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Перейдём в следующий зал — Этнография.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Про архитектуру и про обычай кровной мести я уже писал — Архитектура вайнахов. Постараюсь не повторяться.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Но́хчий — самоназвание чеченцев. По мнению большинства кавказоведов, распространилось на восточно-нахские этно-территориальные объединения в XVII–XIX веках.

1 из 4

Фактически распространение было связано с процессом внутреннего этнического сплочения восточных нахов, результатом которого и стало формирование в этот период чеченского народа.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

В работе 1823 года «Извѣстія о Кавказѣ», российский чиновник и историк Кавказа С. М. Броневский одним из первых упомянул свой вариант огласовки имени чеченцев, которым их, якобы, называли ингуши:

«… а сосѣдей своихъ Чеченцовъ [ингуши] зовутъ Нача».

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Культура горцев особая. Она привлекала и вдохновляла многих, кто с ней соприкасался.

1 из 6

Земельных наделов в горах почти не было. Это одна из причин, благодаря чему в чеченском обществе не смогли укрепиться феодалы.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Враг мог напасть всегда. По этой причине мужчины ходили с оружием.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Для горцев наличие оружия, как и умение его применять, считалось признаком личной свободы.

1 из 2

Воинская культура нашла отражение в существовании мужских союзов, в ритуалах набегов и в отражении агрессии. При всём при этом главной традицией считалось — верность своему роду, уважение старших и соблюдение правил, предписанных этикетом.

Жизнь была наполнена опасностями, и охота являлась едва ли не главной составляющей. Хороший охотник в своём селе считался особо уважаемым человеком. Готовясь к выходу в горы, он соблюдал особые ритуалы, которые так или иначе вошли в жизнь рода и общества.

Охотились, как правило, совместно. В случае удачной добычи провиантом делились с односельчанами. В то же время существовал интересный ритуал, когда охотник отдавал добычу первому встречному незнакомцу, оставляя себе отдельные части туши.

К диким животным относились с почтением. Увидеть волка, считалась хорошей приметой.

Основным оружием мужчины являлся прямолинейный обоюдоострый кинжал. Бурка, башлык, кинжал — одна из разновидностей походного костюма. Папаха из меха домашних и диких животных, прежде чем дойти до нашего времени, неоднократно меняла конструкцию.

Комплекс парадного мужского костюма, включая башмет и черкеску, скорее всего, сделался поздним изобретением одежды воина-всадника. Такой костюм вышел из адыгейской среды.

В отличие от кинжала и пистолета, которые мужчина всегда имел при себе, шашка и ружьё — атрибут сражения. Шашка по-адыгейски — «длинный нож».

В позапрошлом веке черкеска и шашка вошли в состав северокавказского костюма, который немыслим без газырей.

Газырь или Хазыр (от арабского «готовый») — ружейный заряд, состоявший из отмеренного порохового заряда или бумажного патрона и пули. Газыри носились или в сумке-газырнице, или, чаще, в двух (по сторонам) рядах нашивных нагрудных кармашков, выполняющих роль патронташа. Газыри обычно были костяными, а парадные изготавливались из серебра.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

В горной Чечне, Дагестанском высокогорье и Северо-Восточной Грузии получили распространение шашки «Терс маймун» и «Гурда».

«Терс маймун» обозначает — ревущая обезьяна. Такие сабли в воздухе свистели и ревели, подобно обезьяне. Их изготовляли на всём Кавказе. Отличительная особенность чеченцев, на рукоятке ставили изображение волка.

К началу прошлого века «Терс маймун» перестали выпускать. Им на смену пришла более лёгкая «Герда». Подобными шашками была вооружена Дикая дивизия. Добровольцы записывались в сотни, и в поход их готовил весь род.

Горная Чечня в XIX—XX вв. выступала очагом товарного производства кинжалов. Мастер из Полет Юрта подарил Николаю Второму шашку и кинжал. В ответ получил часы.

Боевой кинжал можно было за ручку держать четырьмя пальцами. Повседневный, тот, что вешался на костюм, имел меньшую ручку. Взять его можно было только тремя пальцами. Так делалось специально, дабы в повседневной жизни не убить человека. Когда кинжал можно взять тремя пальцами, удар слабее.

1 из 3

Благородный человек носил кинжал, где ножны были украшены рисунком без разрыва. В этом случае он платил больший налог. Если рисунок на ножнах прерывался — горец к знати не принадлежал.

1 из 2

Очень жаль, но я повторюсь, во время Первой чеченской из музея были похищены уникальные шашки и кинжалы, а также коллекция ковров.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Пояс для горца являлся одним из главных атрибутов. На нём устраивалось множество отсеков и карманов. В 15 лет существовала традиция завязывания пояса. Это обозначало — молодой человек стал мужчиной. Со стороны матери старались подарить коня. Со стороны отца — пояс и кинжал.

В 60 лет пояс прилюдно развязывали.

Горянка, выходя из дома, должна была закрывать одеждой все части тела. Волосы убирала при помощи заколок. Замужние поверх платка носили специальную шапочку чухту.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Женщины наряжали себя массивными украшениями из металла. Экскурсовод очень долго объяснял отличие поясов в зависимости от региона. Они вроде похожи, но различия есть и они важны.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Парадное платье декорировали нагрудным украшением в виде стрекозы. Дорогостоящих крыльев, расходящихся по разные стороны, насчитывалось от 8 до 12.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Помню, в Дагестане мне показывали люльку, с дыркой посередине. Между ног ребёнка вставлялась специальная трубочка, куда малыш справлял малую нужду. У мальчиков и девочек они отличались. В музее Грозного детские люльки представлены, но трубок я не видел.

1 из 2

Детей купали в больших медных тазах.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Взрослые совершали омовение либо в ещё больших ёмкостях, либо, если погода позволяла, в горных речках. За водой ходили исключительно женщины.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Для этого использовали кудал — водоносный кувшин.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Кунган — кувшин малый.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Кунган не принято было выносить на улицу, это кувшин семейный.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Котлы тоже были разные. Для приготовления повседневной пищи использовали малые. Дабы накормить гостей — большие.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Из единого ствола дерева мастерили бочонок для зерна. Большой глиняный кувшин, с толстыми стенками, сохранял температуру. По бокам его украшали орнаментом, а через дно проникал холод.

1 из 2

Горцы мастерили обувь из необработанной сырой кожи. Голень заматывали специальным материалом, дабы он гармонировал с обувью.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Вот как выглядит конгсалаз — чеченские коньки с поручнем.

5
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

А это кахьяр — ручная мельница.

3
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Гота — горный плуг.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Кто изобрёл колесо, доподлинно неизвестно. Считается, что это произошло в регионе Причерноморья и в какие-то сто лет колесо разошлось по Евразии.

1 из 2

Так и чеченский быт, особенно после окончания Кавказской войны, от российского с каждым годом отличался всё меньше и меньше.

1 из 3

На одном из стендов сельскохозяйственные орудия конца позапрошлого века. Лопаты (хьонхал), топоры и другие инструменты по конструкции от российских отличаются, но изготовлены уже явно не кустарным способом, а на заводе. Следовательно, торговые связи России с горной Чечнёй были налажены.

1
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Горцы имели обычай — соседство. На 30–40 домов соседи друг другу во всём помогали. Вместе обрабатывали горы под террасы, собирали урожай, возводили дома.

В самом углу этнографического зала инсталляция чеченского домика. Я спросил экскурсовода, такой турлучный дом горцы, переселяясь на равнину, скопировали у казаков? Оказывается, нет. Небольшие домики, разделённые на мужскую и женскую половину, нохчи строили давно, едва ли не со времён Золотой Орды.

1 из 3

Делали разметку, ставили столбы, переплетали их прутьями. В полые стены заливали смесь из глины и травы. Территория хозяйств ограждалась плетёным забором. Декоративные деревья на участке не приветствовались. Сажали исключительно плодовые.

Зато можно с полной уверенностью говорить, что кехат-пондар (гармонь) к чеченцам пришла от казаков. Что касается других музыкальных инструментов, они для меня стали открытием.

1 из 2

Например, ч1ондарг (1ад-пондар) — национальный смычковый инструмент.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

Также существует свой контрабас с трудно произносимым названием.

2
Многострадальный музей. Ч - 2. Искусство и этнография

По легенде, когда темники доложили Тамерлану, что покорили племя нохчи, полководец спросил:

— А вы взяли их музыкальные инструменты?

— Нет.

— Значит вы их не покорили, а просто разбили. Опасайтесь нохчи.

1 из 2

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Национальный музей Чеченской Республики

просп. имени В. В. Путина, 1Б Подробнее об объекте