Утром после завтрака выезжаем из Грозного на север. Нашего водителя зовут Зелимхан. У него русская жена, но она временно живёт у себя в Орле. Зелимхат тоже там жил и работал. Сейчас ситуация в Чечне стабилизировалась, и он думает перебраться в родные края насовсем.
Заезжаем на заправку. Топливо в Чечне дешевле, чем в Москве, однако, какова цена таково и качество.
Впереди холмистая местность. Машина в гору идёт тяжело и постоянно глохнет. Через какое-то время такого чих-пых движения, с другой стороны за перевалом показалось селение Толстой-Юрт. Это обычный посёлок, рядом с ним что-то похожее на нефтяной заводик.
Раньше, во времена Льва Николаевича, селение называлось Старый Юрт. В горе над аулом бил источник с горячей водой. Собака его брата Николая упала в эту воду и околела.
Нынче никаких целебных источников нет, словно сам Аллах обиделся на людей. Наверно и название селения больше знакомо русскому человеку по военным репортажам из Чечни. Толстой бывал здесь часто. Далее я слегка опишу его пребывание в Чечне.
Движемся дальше. Дорожное полотно не лучше и не хуже чем по всей России. Через полчаса после Толстой-Юрта показался грозный Терек. Останавливаемся. Однако, увы, погладить реку ладошкой, не получается.
Вокруг высокая трава и сплошные болота, вдобавок, в одной из ям застревает наша машина.
Кое-как выталкиваем её. Терек удаётся посмотреть и сфотографировать только с моста. Течение очень сильное. Река недовольно бурлит, а ведь июль считается спокойный сезон.
1
Неуживчивый человек страдает от своего характера, ведь с ним никто не дружит. Впадающие в Терек реки, словно сварливые жёны, в любой момент могут попутать мужа, настроив его на нужную для себя волну. Тогда злобный Терек поднимается и идёт крушить всё вокруг. Именно поэтому по берегам Терека нет каких-либо строений и поселений.
За рекой Надтеречный район Чечни — левый казачий берег. Едем по абсолютной равнине. На каком-то участке пересекаем железную дорогу на Грозный.
Иногда попадаются засеянные поля, но по большей части земли пустуют. Если проводить сравнения, левобережная Чечня воевала против Дудаева. После огненный вихрь закрутился с такой скоростью, что всё здесь перемешалось.
1 из 2
Где-то в этих местах на левом берегу Терека 15 апреля 1395 г. Тимур разбил Тохтамыша. Это была великая битва, которая далее изменила отношения Руси и Орды. Из ордынцев уцелели немногие. Только часть горских полков смогла переправиться назад на правый берег.
Перенесёмся в мирный 1980 г. В том году возле станицы Шелковская нашли развалины древней крепости, но должным образом из-за последующих событий исследовать руины не удалось. В 2009 г. на грозненском телевидении был проведён «круглый стол» историков, писателей и журналистов. Многие тогда высказались, что, скорее всего это остатки хазарской крепости Семендер.
Напомню, территории современной Чечни входили в Хазарский Каганат. «Хаза аре» в переводе с чеченского — прекрасная равнина.
Удивительный народ эти хазары. Они не оставили после себя каких-либо рукописей или камней с хазарскими текстами. Скорее всего, у них не было письменности. Чеченский язык тоже существует как минимум несколько столетий, однако письменность на-чеченском стала развиваться по-настоящему только во времена советской власти.
Музей Л. Н. Толстого в Старогладовской
Высаживаемся из автобуса в станице Старогладовской. Раньше здесь жили только казаки. По возвращении из депортации чеченцев порой насильно старались поселить на равнину.
В наше время после всех военных компаний в Старогладовской осталась одна единственная русская женщина. Однако, здесь существует музей Л. Н. Толстого.
В середине прошлого века директор местной школы по фамилии Радченко начал просить местных жителей приносить предметы, связанные с историей края и терского казачества. Таким образом, в музее он собрал вещи обихода казаков, ногайцев и чеченцев.
Одну часть экспозиции Радченко посвятил пребыванию Толстого в этих местах. После смерти И. К. Радченко его дело продолжил один из учителей — Х.Загибов.
Музей не закрывался даже во время обеих войн. В 2007 г. Х.Загибов был награждён премией имени В.Высоцкого «Своя колея». Несколько лет назад Х.Загибов скончался и директором музея стал его сын — Загибов Салаудди.
Салаудди встречает нас возле ворот и начинает с радостью рассказывать историю музея.
1 из 2
В данном здании Лев Николаевич, конечно же, не был.
1 из 2
Здесь раньше находилась школа, но писатель вполне мог соприкасаться с предметами быта казаков, чеченцев и ногайцев.
Возможно, что-то есть и от казачки Марьянки. Его произведение «Казаки» описывает именно про эти места.
Музей дважды грабили в 1994 и в 1997 г. Во второй раз украденные старинное ружьё и персидский ковёр подбросили, но после первого ограбления оказались утеряны редкие кинжалы, картины и казачья одежда.
1
Ходим по пустому зданию, где некогда располагались классы.
1 из 5
Директор все ценности держит в маленькой подсобке и обещает вскоре сделать экспозиции. Узкая комната с экспонатами напоминает театральное хранилище декораций.
1
Здесь хранятся: казачьи костюмы,
старообрядческие иконы,
1
различные ружья, кинжалы, книги,
сапоги, черевички, бурка, папаха, кувшины, письма Толстого и ещё много всего интересного.
1 из 4
Салаудди часто бывает в Ясной Поляне. Биографию Льва Николаевича он знает не по годам, а наверно по дням и по минутам. Он поведал много интересного о жизни Толстого на Кавказе.
Лев Толстой весной 1851 г. отправился вместе с братом Николаем на Кавказ. Остановились они на постой в казачьей станице Старогладовской. Лев Николаевич вёл в России разгульную жизнь и именно поэтому брат привёз его на Кавказ.
Будущий писатель наблюдал за жизнью казаков и горцев. Бывал Л. Н. Толстой и в Старом Юрте (Толстой-Юрт). Из этого аула Толстой ездил в набег в качестве волонтёра.
Кавказ очаровал и покорил будущего писателя. Он пережил здесь дивные минуты поэтического восторга. Именно в Старогладовской Толстой написал первое произведение «Детство», и под псевдонимом отослал рукопись Н.Некрасову в журнал «Современник».
Здесь в станице Толстой влюбляется в казачку — история этой любви изображена в повести «Казаки». В Старогладовской Л. Н. Толстой встречает самого Барятинского, который советует ему подать прошение о принятии на службу. Прежняя разгульная жизнь неожиданно даёт о себе знать. Летом 1851 г. граф Толстой проигрывает в Старом Юрте 500 рублей серебром. Денег таких нет, и граф пишет расписку.
Надо сказать, Лев Николаевич втянулся в игру желая отыграться за чеченца Садо, который не умел писать и поэтому не отмечал ходы. Садо оценил благородство Толстого. За этот поступок он решил сделаться кунаком Льва Николаевича.
Позже вместе с Садо Толстой чуть было не попал в плен к диким горцам. Чеченец не бросил Толстого, а напасть на двоих горцы не посмели, да и из крепости Грозная на помощь подоспели казаки.
Однако, Толстой очень сильно переживал. Долг нужно отдавать, но денег просто нет. Позже Садо отыграл у немца Кнорринга векселя Толстого и отдал их брату Николаю. Лев Николаевич после этого случая карты в руки уже не брал.
Рядом с музеем Л. Н. Толстого отец Салаудди построил два казачьих домика,
1 из 2
где воспроизведён быт 150-летней давности.
Старинная мебель,
печь,
летняя кухня, хозяйственные постройки — настоящий образец быта терских казаков.
В книге отзывов автограф оставил даже Джохар Дудаев, и я тоже что-то написал.
Салаудди угощает нас чаем, а сам не ест, так как идёт Рамадан. Мы прощаемся с этим интересным человеком и едем дальше.
В селе Парабоч Шелковского района в старинном особняке располагается музей М. Ю. Лермонтова. Именно он является нашей целью.
Россия, словно океанская волна при отливе, поверив полной луне, отступает на всех направлениях. Мало где остаётся память о русских людях и русской культуре. Далеко ходить не нужно. В Грозном до 1917 г. было 7 церквей — теперь только одна.
Часто мы сами не уважаем и не бережём свою культуру. В одной из ТВ передач девочка с гордостью говорит Л.Гузеевой, что является потомственной казачкой. На что Лариса отвечает примерно так:
«Ну и что, вы с шашкой на коне скачете? Нет. Ну, так не говорите, что вы казачка. Вы просто Галя с Ростова».
Чеченец чеченцу такое никогда не скажет. Каждый гордится своими предками. Каждый знает историю своего рода. Каждый укажет место, где стояла сакля прадеда. Одни народы набирают силу и приходят на место слабеющих. Так было всегда, это процесс объективный, плюс свою роль сыграла политика.
Если в Грозном притеснения русских при Дудаеве были, то в сельской местности подобное случалось куда реже. Люди долгое время жили рядом как братья. Салаудди рассказал нам, что до сих пор переписывается со многими русскими проживавшими ранее в Старогладовской.
В любом случае, уже никогда не будет сидеть в дозоре на берегу Терека Лукашка, и уже не пойдёт щеголять в обновках по Старогладовской Марьянка.
2
Проезжая через станицу Шелковская, довелось видеть старые казачьи домики. Они невысокие и всегда имеют ставни. Шелковская основана по личному указанию государя Петра. Император был здесь проездом из Астрахани и повелел построить завод по производству шёлка.
В те годы вокруг стояли девственные леса, и росло множество тутовых деревьев. В настоящее время в Шелковской проживает не более 3000 русских. Сохранилась в станице и старинная церковь.
После Шелковской начинаем петлять вместе с дорогой по посёлкам. Поля редко где ухожены. Промелькнувшее за окном русское кладбище поросло лесом. В посёлках народ после войны старается как-то отстроиться. Особняков в рублёвском стиле нет (как и во всей Чечне), точнее, кое-что кое-где есть, но это капля в море.
Музей М. Ю. Лермонтова
Зелимхан слегка заблудился и местный парень на жигулях сопровождает нас до музея. Директором музея М. Ю. Лермонтова в селе Парабоч является женщина, которую зовут Света Тимурбулатова.
1
Она настоящий энтузиаст своего дела. Света жила и училась в Москве, многие стихи Лермонтова она знает наизусть.
1 из 3
Музей здесь открылся 3.06.2006 г. До этого дом принадлежал частному лицу. После долгих переговоров особняк удалось выкупить. Дом очень старый, ему без малого 250 лет. Наверняка это самое старое здание в Чечне.
Здесь жила сестра бабушки знаменитого русского поэта. Михаил Юрьевич посещал его трижды. Впервые в четырёх летнем возрасте. Затем в 1837 г. в начале своей ссылки на Кавказ. В третий раз поэт побывал здесь в 1841 г.
Особняк когда-то давно принадлежал А. В. Хасатову — потомку выходцев из Армении, участнику русско-турецкой войны. Аким Васильевич вышел в отставку в чине генерал-майора, и женился на Екатерине Алексеевне Столыпиной, которая после смерти А. В. Хасатова перебралась из Санкт-Петербурга на Кавказ.
В эти края впервые к своей сестре Е. А. Столыпиной отправилась Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком Михаилом Лермонтовым.
Директор музея рада гостям. Из России туристы приезжают не часто. Светлана водит нас по дому, показывая различные комнаты.
Я не могу сказать, что здесь есть какие-то суперэкспонаты. Точнее каких-то вещей связанных с Михаилом Юрьевичем здесь нет, но именно в этом особняке отец Аким Васильевича — Аким Акимыч прятал у себя чеченскую девочку Беллу.
1
« — Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел её видеть; сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит; пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу; она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит её к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня…"
М. Ю. Лермонтов. Герои нашего времени
Лермонтов ничего не придумывал, он брал сюжеты из жизни. Межкомнатные двери в особняке действительно передают дух времени. Порой кажется, что из-за следующей двери к посетителям выйдет Печорин или Максим Максимыч. Сохранилась и печка, на которой отходил ко сну маленький Миша.
Возможно, бабушка именно здесь читала ему сказки, как злой чеченец с другой стороны Терека точит свой кинжал и готовится переплыть на левый берег.
В те времена село охранялось солдатами.
В музее есть предметы, связанные с бытом казаков и чеченцев.
1
Светлана выпросила у одного чеченца бурку, облачившись в которую его дед совершил пешком хадж в Мекку. Различные кувшины, сундуки, сабли и женская одежда дают представление о жизни горцев.
Фотографии казаков в национальной одежде, на которых они кажутся чеченцами, переносят нас на 120 лет назад.
А имеются ли предметы, принадлежавшие Лермонтову, спросите вы?
Здесь есть срезанный нарост со старого дуба на реке Валерик. Ибо, что такое музей? Музей это то место, где люди имеют возможность ощутить прошлое, связанное с тем или иным персонажем.
Вдруг залп… глядим: лежат рядами,
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный… «В штыки,
Дружнее!» — раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчался на завалы,
Кто не успел спрыгнуть с коня…
«Ура!» — и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!»- и пошла резня.
И два часа в струях потока
Длился бой. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была темна, была красна.
Сражение на реке Валерик (в Ачхой-Мартановском р-оне) не являлось каким-то особым и значимым. Царские войска под командованием генерала Галофеева зашли с карательной акцией на территорию Чечни. Солдаты что-то сожгли, что-то разрушили, а горцы решили дать бой, не выпускать отряд на равнину.
Подобных битв было множество, но если бы не Лермонтов, о битве на ручье Валерик потомки, скорее всего не узнали бы.
Перед поездкой в Чечню я кое-что читал об истории Чечни и Кавказа, и вдруг, мне словно что-то полоснуло бритвой по глазам. Я увидел, в музее М. Ю. Лермонтова фотографию А.Авторханова с его словами о том, что поэт осуждал политику царской России на Кавказе.
Возможно, Лермонтов и осуждал такую политику, но фигура А.Авторханова в его музее совершенно неуместна.
Я не хочу писать кто такой А.Авторханов. Надеюсь, что его фотография исчезнет из музея М. Ю. Лермонтова.
Станица Шелковская и галерея И.Татаева в Грозном
Вновь проезжаем через станицу Шелковскую.
В одном месте видим памятник героям Гражданской войны. Монумент — некий человек без головы.
1 из 2
Площадка перед ним заросла почти по пояс травой. Рядом что-то похожее на пруд или на лужу, где плескается детвора. Пацаны что-то кричат по-чеченски, затем по-русски просят их не снимать. Поздно, снято.
Обхожу по кругу безголовый памятник и вспоминаю историю революционной Чечни.
Думаю, что читатели понимают, в Чечне до 1917 г. пролетариев не было и учение К.Маркса здесь было совершенно чуждым. Поэтому большевики договариваются с политически активными горцами о сотрудничестве. Большевики обещают Чечне полный шариат(На первых порах действительно действовало шариатское право и шариатские суды).
При мечетях создаются ячейки ВКП(б), и, против белоказаков за свою мусульманскую веру воюют «мюриды революции». Именно так называл своих бойцов Асламбек Шерипов — главный красный герой Чечни.
В 1919 г. Шерипова убили белые, отчего его образ остался в памяти как образ человека, погибшего за красное дело. На самом деле Шерипов был чеченский националист, даже суфий. Его родной брат Майрбек погиб в 1943 г. в боях с сотрудниками НКВД.
Одним словом, во времена Дудаева памятнику отбили голову, и восстанавливать не спешат, красное дело в Чечне вопрос спорный.
Надтеречная Чечня живёт своей обычной жизнью.
1 из 2
Люди группируются возле базаров. Фрукты и овощи свои, поэтому цены почти вполовину ниже, чем в Москве.
2
Если бы я увидел где-то фотографии этой местности,
то наверно и не понял бы, что это Чечня.
Прежней дорогой возвращаемся в Грозный. Наша последняя экскурсионная точка — галерея Илеса Татаева. Она находится в частном доме в одном из районов города.
1 из 2
Илес Татаев — художник и кинорежиссер, более 30 лет назад он начал создавать свои удивительные работы, которые не имеют аналогов в мире. Художник, используя различные корни, большие и малые куски древесной коры, очищает их, создавая некие причудливые фигуры.
2
Особенно интересные работы появляются из древесного нароста кап. В горах жизнь сложная, корни деревьев цепляются в землю, борясь с камнем и с водой, но когда Исаев вычищает эти корни от всего лишнего — получаются абстрактные картины.
Фото из интернета
Фотографировать работы художник не разрешает, ну, а те, которые где-то выложены, не передают ни замысел, ни объём. Подобное желательно видеть своими глазами.
Татаев лазает по горам, находит деревяшки и тащит их вниз, порой не жалея себя. Один раз И.Татаев попросил двух чабанов помочь ему спустить вниз какое-то большое дерево. Пастухи не посмели отказать уважаемому человеку, но подумали про себя, что мужик тронулся умом. После, увидав в мастерской букет древесных цветов, поразились, как художник смог разглядеть подобное…
Придя к власти, Дудаев попросил режиссера, снять фильм о «чеченской революции». Татаев отказался. Супруга художника рассказала, как они боялись мести Дудаева, как в первую войну прятались в подвале, а вокруг всё рвалось и взрывалось. Позже их дом сгорел. Погибли многие работы.
Илес Татаев в свои годы полон энергии и желания творить для людей. Художник выставлялся в Третьяковской галерее. Ему несколько раз предлагали переехать в Москву. Однако, мастер желает жить и работать только на родине. Татаев считает, что он представляет чеченский народ, и дома он, как деятель искусства, имеет больше возможности что-то создать.