Если у славян извечный спор между собою, то и чеченцы с ингушами до сих пор не могут решить, являются они единым народом или это два народа родственных. В спор влезать не стану, но отмечу, что их горская архитектура, в виде башен, мне, не специалисту, кажется родственной.
2
Стройные и певучие они представляются отростками гор, их волосками, а если речь идёт про целый комплекс, в этом случае — родинками.
2
В Ингушетии башен сохранилось на порядок больше, нежели в Чечне.
5
Ингушетия в Кавказской войне почти не участвовала, чего не скажешь про Чечню.
3
Укрыть семью от маленького отряда недругов башни всегда помогали, а вот против пушек были бессильны.
6
С середины позапрошлого века в Чечне перестали возводить башни, тогда как патриархальная Ингушетия занималась строительством вплоть до начала XX века.
5
Зато в Грозном, после долгой реставрации, открылся Национальный музей Чеченской Республики, где можно детальным образом познакомиться с принципами строительства и жизненной планировкой дома.
3
В наше время с достоверной точностью о средневековом горском обществе говорить сложно. Чеченцев и ингушей в 1944 г. депортировали. Люди могли взять в дорогу только то, что помещалось в руках. По этой причине огромное количество семейных реликвий в виде книг, оружия, монет, женских украшений и других артефактов пропало.
В любом случае, вайнахи не приняли феодалов. Это было свободное общество. С другой стороны, в отсутствии государственного строя, с его главенствующим правом на насилие, взаимоотношения регулировались адатами. Если кто-то перегибал палку, обижая соседа, он должен был понимать — сосед обязан отомстить.
4
Кровная месть — один из главных законов адата. Подобное практиковалось у скандинавов, у итальянцев, среди германских племён и во многих других местах. В Ветхом завете так и сказано — «око за око, зуб за зуб».
Единственное, если убивали женщину, горец должен был ответить, лишив жизни двух мужчин из рода обидчика.
4
На Руси в третьей четверти XI века кровная месть была законодательно запрещена сыновьями Ярослава Мудрого. В Чечне, как только появлялся лидер в виде шейха Мансура или Шамиля, они сразу вводили монополию на насилие, запрещая законы адата.
5
Что касается средних веков, нравы были суровые. Личная свобода ассоциировалась с оружием. Если кинжал вынимался, его нужно было пускать в дело — иначе сочтут трусом.
Соответственно каждый старался обезопасить себя от возможной мести или набегов. Дома возводили такими, чтобы в них можно было укрыться и пережить осаду. Деревянное строение враг мог поджечь, поэтому строили из камня.
Создавать объёмное и громоздкое смысла не имело. Жизнь подсказала решение — из камня и вверх. Первые башенные комплексы на территории Чечни и Ингушетии датируются IX веком. В последующем горские зодчие разработали единый сценарий, который особенно активно воплощался в XV — XVII веке.
Рядом с жилой башней появлялась высока боевая (воу), защищавшая от врагов. В случае опасности семья туда поднималась и пережидала осаду.
4
Башни жилые, прямоугольные по форме, имели 3–4 этажа, достигая в высоту 15–18 метров. Узкие, но высокие воу могли достигать 25 метров.
3
Прежде чем начать возведение, совершался специальный обряд. После, на понравившееся место, пригоняли быка. Если он ложился, это считалось хорошей приметой.
Далее, закутавшись в бурку, устраивался на ночь хозяин. Видел хороший сон — снимали слои грунта, на землю выливали молоко. Если оно переставало просачиваться, место окончательно признавалось пригодным, начинались строительные работы.
Ещё одним обязательным условием являлось наличие источника. В некоторых случаях к башне подводили потайной водопровод.
1
Посередине, от низа и до самого верха в жилой башне ставился центральный столб. Он помогал распределять поэтажную нагрузку и назывался Деревом жизни (аьрда бӏогӏам). На нём писали имена мужчин рода, вешали мужскую одежду и оружие.
На первом этаже держали скот. Пол в хлеву был дощатым или выкладывался плитняком. Скотину загоняли через небольшую дверь (неа).
Обратите внимание, на левом большом камне видны очертания руки. Обычно мастер, заканчивая строительство, к твердеющей смеси прикладывал ладонт, помечая работу.
1
Прикасаясь к каменной кладке, поражаешься умению древних мастеров при минимальном количестве раствора создавать такие крепкие и идеально ровные стены. А между тем, камени нужно было высечь из породы, привезти, обработать и подогнать друг к другу…
1
У входа встраивали три массивных камня — справа, слева и сверху.
2
Внешние края ровно подтпчивали, на каждом выводили петроглиф.
1
Обозначавшие тайпувую принадлежность рисунки не повторялись. Их высекали по окончании строительства.
1 из 4
1
На второй этаж жилой башни поднимались по боковой приставной лестнице, которую в случае опасности убирали. Двери не было. Её заменяли шкуры.
На втором этаже хранилось имущество семьи, располагались кухонная и обеденная зона. Очаг (кхерч) первое время старались приблизить к центральному столбу. После стали переносить к стене. Так появился пристенный камин — товха.
Очаг считался священным. Над очагом давали клятвы, в очаг нельзя было кидали мусор. Хлебные крошки, наоборот, бросали, дабы накормить огонь.
Третий этаж перегородками делился на комнаты.
1
Здесь находились спальня, гостинная и детская. Если гость приходил, его три дня кормили, не спрашивая о цели визита. На четвёртый он должен был либо остаться и помогать семье, либо уйти. В этом случае путника снабжали продуктами.
Всё то время, пока гость обитал в доме, ему прислуживал хозяин. Чем дальше от двери, тем почётней считалось место. Хозяин, наоборот, садился ближе к выходу. Женщины могли показаться, поздороваться, однако в более тесное общение не вступали.
Верхний этаж занимали складские помещения.
3
До 1944 г. в селении Эгикал ингуши квартировали именно в таких жилых башнях, куда после депортации возвращаться не стали.
4
В наше время подобные дома элемент истории. Вот как выглядит отреставрированная башня в селнении Итум-Кале замкового комплекса Пхакоч.
1
Внутри музей и о семейном прошлом мало что напоминает.
2
В чеченском селении Старый Хой мужчина показал дом, в котором до депортации жила семья.
1
Я сперва не понял, зачем мне предлагается спуститься в подвал, после сильно удивился.
1
Я не предполагал, что в горах Чечни, при возведении стен, использовались арочные перекрытия. Подобное было всеобщей практикой. По словам Хуссейна, его семья была самой обычной и не особо богатой.
2
К сожалению Старый Хой затянут бурьяном, достигающим человеческого роста. После депортации многие высокогорные аулы уже не возродились.
1
Именно по этой причине, когда почти всё в руинах, говорить об отличие ингушской и чеченской архитектуры сложно. По заверению краеведов, ингушские жилые дома были меньше, и принцип арки у ингушей не применялся.
Существовали у вайнахов башни, выполнявшие однов оборонительную и жилую функцию. Они располагались в скальных массивах, на крутых каменистых берегах рек. Либо расщелины в скалах или пещеры закладывали с внешней стороны камнями.
5
Не раз и не два от чеченцев слышал, что спрашивать про тайпы не совсем прилично. Почему? Никто толком объяснить не мог. Один человек ответил, дескать, это приравнивается к вопросу — сколько ты зарабатываешь? Пояснить мысль собеседник не смог или не захотел. В Национальном музее мне объяснили следующее.
3
Когда новые люди приходили в аул и просили разрешение поселиться, им не отказывали. Они могли начать строительство жилой башни, а вот боевую дозволялось ставить не всем. Боевая башня считалась престижной, но не все тайпы могли её себе позволить.
6
В Ингушетии возможностей таких не было, а в Чечне на две башни я поднимался. Первая называлась Дерская и располагалась в Итум-Кале, прямо на огороде.
3
Залезать на свою башню хозяин разрешает всем.
5
По правильному, вход должен располагаться на уровне второго этажа. В башню поднимались по приставной лестнице, которую в случае малейшей опасности убирали. Теперь времена более спокойные и вход стал удобней.
Там, где башни не подвергались людскому воздействию, боевые сохранились лучше, нежели жилые. Оно и понятно, воу строили более основательно. Этим занимались специальные мастера, имевшие в обществе почёт и уважение.
Каменная кладка к верху постепенно сужалась. Внутри по углам укладывались специальные камни, служившие опорой перекрытий.
3
Верхний камень, установленный по центру крыши, венчал постройку. Когда башня была готова, внутрь пускали грызуна, закрывая на несколько дней. Коли зверёк не сумел бежать, работу признавали качественной.
6
Если зодчие за год не укладывались — их с позором выгоняли, но башню уже не достраивали, начиная примеряться к другому месту. Выше третьего этажа делалась каменная арка. Если враг захватывал и поджигал нижние этажи, до верхних огонь добраться не мог.
2
Нижний этаж для сейсмоустойчивости часто засыпали камнями и заделывали раствором. Ряд исследователей считает, что воу являются эволюцией башен жилых, но это спорно.
Воу не рассчитывались на длительную оборону. Впрочем, противник тоже долгое время осаждённых не караулил. Войны были локальными, где один род противостоял другому. К защитникам в любой момент могла подойти помощь. Благодаря высоте башни усиливали возможность оборонявшихся.
2
Помимо боевых существовали башни сигнальные. Они располагались над селениями, в случае опасности передавая сообщение по цепочке.
3
Вторая воу, на которую получилось подняться, была именно дозорной и располагалась по левую сторону Аргуна напротив Шатоя.
1 из 2
5
Из Шатоя она видна, тогда как рядом укрыта деревьями.
2
Чтобы подойти, нужно спуститься по устроенным уже в наше время ступенькам.
1
Рядом лавка и скамейка, где можно посидеть, поразмышлять о жизни.
4
Некоторое время назад Шатойская башня была отреставрирована.
1
Внутри удобные лестницы одна за другой предлагают следовать всё выше и выше.
4
Сумевший преодолеть пять пролётов получает в награду потрясающие виды окрестностей.
4
На самом верхнем этаже четыре окошка в разные стороны.
1
Возле каждого балкончик небольшой балкончик с двумя дырками. Они называются машикули. На каждом этаже устраивались щели, откуда осаждённые получали возможность, стрелять в противника, и всё же главная такая бойница это именно мишикули.
1
Если просто бросить сверху камень, он может улететь мио и всё. Сброшенный из машикуля, отскакивал от стены и летел в противника под нужным углом.
В настоящее время, при строительстве нового дома, вайнах обязательно закладывает в основании небольшой камень со старого дома, дабы перенести оттуда на новое место благодать.
2
Зато семейные праздники отмечать стараются возле родового поместья.