Я вышла из катакомб Сан-Каллисто в солнечный римский день. Сердце пело, хотя воспоминания о святой Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов, что воспряли в сердце от только что посещенного мною места ее первого упокоения, не могли не отозваться болью. Мученица за веру. Чистая душа!
Однако именно в таких местах иногда кажется, что те люди, святые люди, нам созвучны. Они жили, страдали, боролись с искушениями, падали и поднимались. Понимать их бывает полезно и вразумительно.
И еще! В такие моменты, когда задумчивость прислоняется к сердцу, важно убежать от толпы, уединиться, сосредоточиться.
Я вышла из катакомб.
Как-то неожиданно открылась пешеходная дорога куда-то. Она звала своей безлюдностью. Это было именно то, что нужно.
Случайно скользнула взором по скромной табличке — «Quo Vadis» и вздрогнула.
Для меня это стало неожиданностью.
— Неужели та самая дорога! Неужели! Та, по которой апостол Петр шел из Рима и встретил Христа!
Итак...
2
Мы снова выходим с Андреем на сцену, наш Jam-session продолжается.
В своем рассказе он и начал свой путь по Аппиевой дороге с церкви «Domine Quo Vadis» — первая остановка на пути.
У меня складывалось иначе — после катакомб, я как раз и направилась к той церкви.
Всего один километр. Успею ли все продумать, все вспомнить!
Две музыкальные темы бегут навстречу друг другу — истинная полифония.
Тема первая. Апостол Петр в Риме. Места паломничества
В Риме особо почитают апостола Петра. Его называют Первоверховным и считают первым в истории папой римским.
Наша церковь считает, что не может быть «наместника Бога на земле», поэтому отношусь к этим трактовкам католиков со спокойным вниманием, как и к тому, в некотором роде распространенному мнению, что апостол Петр якобы более почитаем на Западе, а апостол Павел на Востоке. Причиной этого домысла мог стать тот факт, что апостол Павел больше проповедовал для язычников и приводил их к вере.
В то же время, в источниках говорится о шести апостольских путешествиях святого Петра. В свое время он посетил Иудею, Самарию, Антиохию, Сирию. Он проповедовал на территориях современной Турции, Греции. На Троянской, Вавилонской, Вифинийской землях, и, конечно, в римских землях и самом Риме.
4
Точная дата рождения апостола Петра неизвестна, но считается, что последние 20 лет своей жизни он провел в Риме, и был казнен где-то в 60-х годах (иногда называют 67 год).
Русская православная церковь не производит такого разделения апостолов. На нашей земле множество церквей, которые освящены как «Петропавловские».
Даже Петр Великий, все заглядывавший на «западную сторону», первое, что сделал, основывая свой новый град святого Петра — Санкт-Петербург, так это заложил фундамент Петропавловского собора. В то время любой город начинался со строительства крепости и храма в этой крепости; «Без Бога не до порога» — так говорили в нашем народе.
В Риме мы почитаем места, связанные с именем апостола Петра. Посещение этих мест может стать отдельной паломнической экскурсией, хотя великолепный Собор Святого Петра — затмевает собою другие примечательности. Для некоторых туристов Собор — это в первую очередь сокровищница искусства, для других — паломников, место святое. Он, конечно же, хранит немало легенд о святынях, иногда, так и не получивших подтверждения, но рассмотрение и изучение сути споров, которые продолжают вести заинтересованные в полемике люди, не входит в круг моего внимания сейчас.
Готова только «перелететь» по местам апостола Петра в Риме и напомнить их.
3
Собор Святого Петра — главный собор Ватикана в Риме.
3
(фото ин-т)
Об этом соборе немало написано. Здесь находятся мощи святого апостола Петра.
3
Здесь собрано немало святынь, но не будем отступать от нашей темы.
Латеранский собор св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (BasilicadiSayGiovanniinLaterano)
Именно эта древняя церковь, а не Собор Святого Петра является кафедральным собором Рима. Был заново отстроен в 14 веке, а фасад, который считается одним из красивых в Риме, пристроен в 1755 году.
В этой церкви хранится столешница, за которой якобы совершилась Тайная Вечеря.
Здесь же хранится и доска, на которой совершал таинство Евхаристии и апостол Петр.
3
Над главным престолом возвышается богатая сень. В ее верхней части, за решеткой хранятся честные главы святых апостолов Петра и Павла.
Они наглухо запечатаны в хрустальных сосудах и недосягаемы для верующих.
3
Латеранский собор св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (BasilicadiSayGiovanniinLaterano)
Далее Церковь во имя Божией Матери «Новая». (SantaMariaNova)
Церковь построена в 10 веке, а перестроена в 13-м. До 15 века носила название «Новая», хотя сейчас более известна как церковь Франциски Римлянки. Находится на Римском форуме со стороны Колизея. Здесь апостол Петр обличил и посрамил Симона-волхва, который без веры принял крещение, хотел таким образом получить Дары Святого Духа, лечить людей и получать за это славу и денежную мзду.
Апостол развенчал волхва при помощи Иисусовой молитвы. На этом месте святой сугубо молился при стечении народа и победил в этой духовной борьбе.
Нельзя не напомнить, что в этой церкви перед главным престолом находится древняя византийская икона Божией Матери, которая датируется 5 веком.
5
Церковь во имя Божией Матери «Новая». (SantaMariaNova)
Далее Мамертинская темница
Находится у подножия Капитолийского холма, со стороны Римского Форума. Над темницей построена церковь Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano).
В этой страшной тюрьме содержались апостолы и Петр, и Павел. Отсюда они вышли в свой последний путь, хотя казнены были в разных местах и казни были разные. (Св. Апостол Павел не мог быть распят, так как был римским гражданином).
6
5
Мамертинская темница. На панорамном снимке она вдали, в центре.
Далее Церковь св. Апостола Петра «в Веригах».(Basilica di San Pietro in Vincoli al Colle Oppio)
Находится в центре Рима, севернее Колизея, в районе Монти.
В этой церкви хранятся цепи (вериги), в которые был закован апостол перед казнью по приказу Нерона.
2
(фото ин-т)
Церковь св. Апостола Петра «в Веригах».(Basilica di San Pietro in Vincoli al Colle Oppio)
Далее Церковь святого апостола Петра на Яникульском холме. (San-PietroinMontorio)
Это место, где, (как гласит предание), апостол был распят.
2
(фото ин-т)
Церковь святого апостола Петра на Яникульском холме. (San-PietroinMontorio)
Еще одна Церковь:«Святая Святых».
Здесь находится Святая Лестница, по которой Иисус Христос шел на неправедный суд к Понтию Пилату. По этой лестнице он поднимался и спускался четыре раза: когда его вели на первый допрос к Пилату, когда вели от Пилата к Ироду, снова вели к Пилату и в последний путь на Распятие.
По Святой Лестнице паломники разных национальностей поднимаются на коленях. На каждой ступени каждый читает «про себя» молитву «Отче наш» на своем языке. Эта молитва, которую читают с благоговением люди разных национальностей — прекрасна. Хотя пройти лестницу на коленях все-таки некоторый труд, но исполнить его хотят многие.
3
Эта лестница, кажется, напрямую не связана со святым апостолом Петром, но именно их «встреча взглядами», когда Христос шел от первосвященника к Пилату, имела такое больше значение в жизни Петра.
И, наконец, церковь »Domine quo vadis».
Эта церковь обозначает место, где святой апостол Петр встретил Христа, когда покидал Рим. Эту церковь, на мой взгляд не стоит рассматривать все же отдельно от дороги — части Аппиевой дороги, так как где именно апостол встретился со Христом неизвестно и правильнее ощутить именно святость пути.
4
Церковь »Domine quo vadis».
Тема вторая. Святой апостол Петр — Пламень и Камень.
За что Христос так любил Петра, что вручил ему послушание возглавить земную церковь! Он сделал его свидетелем Своего Преображения на Фаворе, свидетелем других чудес.
Ответ прост — Петр очень крепко верил, а только на «камне веры» может быть созиждена церковь Христова. При рождении будущего апостола называли Симон, а Христос назвал его Петром (в переводе — камень).
Да, он падал и поднимался, тонул и был спасаем и каждый раз ему протягивал «соломинку» Сам Христос. Он был обличаем Господом, когда в порыве «спасти» Учителя посоветовал ему поберечь себя.
Вот Евангелие от Матфея:
21. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22. И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!
23. Он же обратившись сказал Петру: отойди от Меня сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Это трудное место в Евангелии. Не все понимают, как Христос мог назвать любимого ученика таким страшным именем. Но Петр понимал! И всегда возвращался на путь истинный, огорчаясь только о себе и искренно каясь.
Петр родился в Вифсаиде Галилейской (Палестина). Он был простой человек, рыбачил, чтобы прокормить жену и двух своих детей. Но когда встретил Христа и Тот позвал его за Собой, не раздумывая, вместе с братом Андреем (впоследствии названным Первозванным) пошел, в мгновение поверив Истине.
4
Он единственный из апостолов и по воде пошел за Христом. Сначала получилось. Однако усомнившись в какое-то мгновение, он начал тонуть, и снова был спасен Учителем.
Да, Петр был порою опрометчив, мог даже возразить Христу, но сердце его было чисто и когда его неуемный темперамент, брал верх над разумом, он падал, но всегда восставал и твердо шел вперед.
Я тоже шла вперед, к церкви «Domine quo vadis»
3
Как заблуждаются люди, когда (в том же интернете) считают поступок Петра, покидающего Рим, вместе с учениками, неожиданным страхом, минутной слабостью.
Не было этого! Он всегда готов был отдать свою жизнь за Христа. За его плечами были и гонения, и темница, и ледяной ужас близких мучений — Петр был тверд. Однако, как сам однажды ошибся, уговаривая Христа поостеречься, не губить себя, так теперь внял увещеваниям учеников.
Что говорили они ему!
— Какой смысл идти на казнь и оставаться в Риме, если можно покинуть этот город для того, чтобы приводить людей к спасению! Продолжать проповедовать и быть полезным, возвещая Христову Истину еще не обращенным. Что может быть выше предназначенья спасать людей, их заблудшие души.
Такие слова могли быть убедительными, и апостол Петр осуществил свой выбор.
Ранним утром, вместе с учениками, они вышли на Аппиеву дорогу и отправились прочь от Рима.
Неожиданно он увидел Христа, идущего ему навстречу. Никто из окружавших его учеников не увидел Спасителя и потому все были удивлены странному поведению Петра. Он вдруг остановился в каком-то необычайном волнении, потом резко повернулся и пошел обратно в Рим…
Их диалог с Христом был бессловесным. Для окружающих эта невидимая встреча продолжалась одно мгновение, но для Петра это было мгновение Истины.
— Куда Ты идешь! Господи!
— Я иду в Рим, чтобы там меня вновь распяли…
4
Известно, что Петр, потрясенный случившимся, никогда не забывая и свое когда-то нечаянное отречение, и прощение Христа, понял, что теперь он должен своей жизнью доказать любовь, о которой когда-то говорил так уверенно и пылко.
Святого апостола Петра распяли. По его просьбе, распяли вниз головой, ибо он счел, что недостоин такой же казни, как Иисус.
Нет! Движение по дороге «Quo vadis» не прогулка… Это небольшая пауза, которую музыканты почитают иногда как одно из самых значительных средств выразительности. Это молчание, столь необходимое для углубленного взгляда в себя, в свое предназначение.
Я шла. Где-то вдали звенели колокола…
5
А вот и церковь. У меня нет собственных фотографий интерьера.
Так что музыкальная тема переходит к нему, а я, прислушавшись к его соло, буду готовиться рассказать нечто из заключительной части. Пусть это будет кода или расширенная каденция.
Тема третья. «Страсти по Матфею» Баха.
Великий Иоганн Себастьян Бах написал эту духовную ораторию для солистов, двух хоров и двух оркестров.
Либретто Пикандера опирается на повествование из Нового Завета (Евангелие от Матфея). Монументальное произведение состоит из 78 номеров: хоры, арии, речитативы. Произведение звучит в течение более трех часов(!)
Произведение предназначалось для исполнения в церкви в страстную пятницу и повествует о событиях последних дней земной жизни Христа.
(Ау! Кто у нас там, в Лейпциге! Именно в этом городе, в церкви св. Фомы состоялась премьера, в 1727 году.) Ждем фотографию!
Однажды, уже много лет назад, я собиралась рассказать об этом произведении Баха на уроке по Мировой художественной культуре. В провинциальном городке, для обычных ребят, кажется восьмиклассников.
Не знаю, почему, но я готовилась как-то особенно тщательно. Впервые попросила свою знакомую, отлично владевшую немецким языком и латинским, сделать мне подстрочник на русском. Тщательно вновь анализировала музыкальный текст.
Конечно, я могла познакомить моих юных слушателей только с отдельными номерами духовной оратории — урок в школе всего 40 минут…
О чем я рассказывала! Любая импровизация единственна и в этом ее ценность. Но это всегда импровизация, основанная на большой подготовительной работе.
Прошло время с тех пор, с того урока. Конечно, сейчас мой рассказ будет совсем иным…
… Они вышли из дома, из той горницы, где справляли пасху — Иисус и его ученики. Отправились в Гефсиманию, в тот сад, где Иисус часто беседовал с учениками. Они перешли поток Кедрон. Пели псалмы Давида… Иисус пел с ними, но был задумчив и сосредоточен. Когда пришли на место, позвал с собою Иоанна, Петра, Иакова и просил бодроствовать, а сам отошел к большому камню, на котором молился сугубо.
44. И был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Евангелие от Луки).
Однако когда он вернулся к ученикам, нашел их спящими.
Св. Лука объясняет это печалью учеников.
Наверное, их состояние было зыбким. Они еще помнили теплую пасхальную трапезу и то, как много Иисус сказал непонятного дня них. Возбуждение сменилось усталостью и как только они опустились на землю — теплую, еще не успевшую отдать все дары горячего дневного солнца, какой-то липкий сон, что выше воли человеческой сковал их. Так бывает, когда мы не в силах побороть наваждение в виде сна, врачующего усталость.
2
О, наверное, каждый из нас сейчас мог бы выразить удивление: как же можно было спать!
Но здесь мы тотчас уподобимся Петру.
В Евангелии от Иоанна написано:
Симон Петр сказал Ему: Господи! Куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
Петр сказал Ему: Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
Иисус отвечал Ему: душу твою за меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.
Наверное, тогда Петр усомнился — он знал свое сердце, которое горело любовью. И чуть позднее, когда стражники вошли в сад и Иуда предатель своим лукавым поцелуем указал на Того, Которого стражники искали, чтобы пленить, Петр бросился на защиту. Он выхватил меч и даже отсек ухо одному из нападавших — он не боялся за свою жизнь. Однако Иисус сказал Петру (так написано в Евангелии от Иоанна)
Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне отец?
Иисуса схватили, связали и повели к первосвященнику.
В Евангелии от Иоанна, сказано, что за Пленным и пленившими Его бросились во след два ученика — Петр и тот, кого Иоанн называет «другим». На самом деле это был он сам. Иоанн всегда был рядом с Иисусом, поэтому о том, что произошло во дворе дома первосвященника Каиафы и его тестя Анны, наверное, точнее всего рассказывает очевидец.
Так случилось, что Иоанна пустили во двор без преткновения — он был знаком первосвященнику и слуги знали Иоанна, а вот перед Петром захлопнули дверь.
Когда же возникла возможность все же войти, но придверница спросила (на всякий случай) не знаком ли Петр с Этим Человеком. Петр очень легко солгал, что не знаком — лишь бы пустили!
Разве нам не понятна эта ситуация, обычная человеческая ситуация, когда есть необходимость добиться чего-то важного, может быть во спасение другого человека (как мы это понимаем). Он не подумал, что уже единожды отрекся…
Сначала с Христом разговаривал Анна. Потом отправил Его с Каиафе.
Христа били, но главные муки были впереди.
Ночь становилась все холоднее. Петр подошел к костру, который развели рабы во дворе, и грелся с ними. Кто-то его вновь спросил — знаком ли он с Человеком, Которого отвели к первосвященнику.
Некоторые евангелисты говорят, что Петра подвело его наречие галилеянина. И он вновь, не задумываясь, отрекся, во второй раз: не знаю Его!
Наконец, родственник тому рабу, которому Петр отсек ухо (Христос приживил его там же в саду), кажется, узнал Петра.
Но Петр и в третий раз отрекся, ибо ситуация, как сказали бы сегодня, в тот момент оказалась «критической».
И в этот момент пропел Петух.
В этот момент вывели Христа.
Его повели к Пилату. Он издали посмотрел на Петра. С Любовью — не то слово. Нам не увидеть тот взгляд. Его можно только услышать! Так мог смотреть только Он.
Без укоризны. Глубоко.
Петр все понял и заплакал.
2
У Баха есть ария Петра. Ее часто называют «Плач Петра». Она звучит не из уст персонажа оратории. Ее поет рассказчик, а точнее рассказчица, так как ария написана для альта, а значит удобнее всего петь меццо-сопрано.
Я прослушала несколько арий, в исполнении разных исполнительниц, но никто не смог сравниться с Еленой Образцовой…
А тогда, на уроке, я поставила пластинку — ту арию и отошла к окну. Музыка слишком глубокая, чтобы в это время «взирать» на учеников.
Когда ария закончилась, и я вернулась за учительский стол, мои ученики сидели потрясенные. Некоторые вытирали слезы.
Никто не стеснялся. Ведь мы нашли Петра в себе! Мы плакали (кто-то сердцем) о нем, и о себе. Наверное, это было покаяние, без которого не бывает той любви, которая спасает.
Это была музыка Иоганна Себастьяна Баха.
Камо грядеши («Quo Vadis»). «Плач Петра» из «Страстей по Матфею Баха
Звучит голос Елены Образцовой. Эту арию из «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, она не поет, но проживает.