Погода в тот день в Валле де Аоста выписывала невообразимые «кренделя». Дни становились все короче и по утру солнце, не успевая перебраться через альпийские пики, засылало в долину лишь косые лучи, создающие невероятный веерный световой эффект.
Погода в тот день в Валле де Аоста выписывала невообразимые «кренделя». Дни становились все короче и по утру солнце, не успевая перебраться через альпийские пики, засылало в долину лишь косые лучи, создающие невероятный веерный световой эффект.
Возможно подобное происходит и в других местах, но для меня это явление внове и игра света и тени завораживала до мурашек.
Я бы еще подольше постояла на террасе Саррского замка, экскурсия по залам которого хоть и была познавательной, но пару коридоров и зала, завешенная черепами, рогами и копытами убиенных королевской семьей животинок, любопытство потешило, но жажду культурных ценностей, что мы уже начали ощущать в конце недельного пребывания в этом самом маленьком итальянском регионе, не утолило.
Поэтому решили проехаться в соседний Пьемонт, чтобы посетить еще одну святую гору — Сакра Монте ди Оропа, которую не досмотрели в прошлогодней поездке, часть которой как раз и была посвящена святым горам. (Отзывы про Сакра Монте ди Варалло и Сакра ди Сан Микеле здесь и здесь.)
По бесплатным дорогам джипиэс выдавала пару часов в пути и прикинув, что это нам вполне по силам и по времени, мы отправились в путь.
Вели нас, как уже повелось, заповедными тропами, по узким дорогам, через малюсенькие городишки, где один раз мы поцарапали бок об алюминиевое ограждение, с трудом разойдясь с домом на колесах, а второй пришлось уступить место перегоняемому коровьему стаду. Хорошо, что удалось встать в карман у какого-то дома и нас не подняли на рога.
В довершение всего за 3 км. от цели мы попали в пробку из-за проводимой по встречке велосипедной гонки. Но это позволило мне немного подышать сырым пьемонтским воздухом, запах, который часто и явственно приходил ко мне весь год (наверное обонятельные галлюцинации)).
На стоянку у комплекса места не пожадничали и даже не смотря на то, что народу было весьма и весьма обильно, припарковались мы с легкостью.
Поскольку поездка была в общем-то спонтанной, то я не особо разбиралась что там и как, и в результате упустила из внимания 17 часовен с терракотовыми фигурами живописующими житие Девы Марии и кладбище. Но даже сейчас не испытываю большого сожаления по этому поводу, т. к. основной комплекс зданий бывшего бенедиктинского монастыря настолько торжественен и намолен, что и чакры прочищает, и энергетикой наполняет в достаточной мере.
Эта Святая гора, как вы наверное уже поняли из предыдущего абзаца, посвящена Деве Марии. Но почитаемая скульптура матери Христа в этом месте не бледнолицая, а черная, т. е. Черная Мадонна.
Причислить Марию—мать к эфиопской диаспоре, которая сейчас живет в Израиле, вряд ли возможно, поэтому меня всегда интересовал культ Черной Мадонны и почему вдруг иудейка стала похожа на африканку.
Церковники по большей части, не мудрствуя лукаво, объясняют потемнение лика естественными причинами: время, копоть, сажа, но известно не мало скульптур Черных Мадонн изначально сделанных из эбенового дерева, темного камня или с крашенными в черный цвет ликами.
Темноликие Мадонны не так уж и малочисленны. Только во Франции их около 3-х сотен, по нескольку десятков в Италии, Испании (наверняка почти все были в монастыре Монсерат), Германии.
Бытует так же версия, что темные лики мадонн — отголоски культа египетской богини Исиды — великой девственной матери с младенцем Гором на руках, чей культ был распространен по всему Средиземноморью, в Галлии и Северной Африке (ее фигурки изначально выполнялись из темных материалов). После распространения христианства произошло замещение одного образа на другой.
Параллелей, связующих образы, множество: и Дева Мария, и Исида носят одни и те же титулы:«Утренняя звезда» «Царица Небесная», «Звезда моря». Обеих изображают либо на фоне звезд, либо стоящих на полумесяце-символе непорочности, или с младенцем на руках, что сидит на коленях у матери, как на престоле («Престол мудрости»).
Интересный факт, что на Руси культа Черной Мадонны нет, соответственно и изображений нет, кроме единственного «Престола мудрости» XVII века, написанного безумным, в прямом смысле, иконописцем, который после написания иконы якобы исцелился.
Доподлинно известно, что во времена предшествующие средневековью статуи Черных Мадонн находили в местах, отмеченных энергетикой и целительной силой. А вот перетекание образа Исиды в образ Девы Марии церковниками полностью отрицается. Более того, проследить истоки зарождения культа Черной Мадонны внутри христанства на сегодняшний день не представляется возможным. Распространение он получил внезапно в XII — XIV веках. Запомните эти цифры, т. к. на них будет базироваться еще одна версия, о которой ниже.
Применительно к месту, о котором я пишу сейчас, статуя Черной Мадонны якобы была привезена из Иерусалима первым епископом Верчелли Сан. Эусебио (св. Евсевий), почившем в последней четверти IV века. И также якобы авторство ее приписывается самому св. Луке, умершему около 84 года н. э. Кстати статуй этих, вышедших их под резца евангелиста по миру ходит не мало. Одна из них Черная Мадонна Лоретто (рассказ про которую здесь).
Значит 300 лет, в те не самые спокойные времена, фигуры матери нового Бога не были не разбиты гонителями христианства, не сгорели во множественных пожарах и не были пущены на дрова. Что согласитесь маловероятно.
Свою статую Сан. Эусебио припрятал в священной пещере, известной с дохристианских времен. И в память об этом в стену Старого собора Сакро Монте вмонтирован (по другой версии именно над этим сокровенным местом он и построен) огромный валун, обладающий чудодейственной силой, в основном помогающей женщинам до и после зачатия, что закономерно.
Перед тем, как провести вас по комплексу, я приведу обещанную версию происхождения культа Черных Мадонн. Уж очень мне эта тема интересна. Она словно хрустальный шар, в котором сами по себе бегают электрические разряды. Вроде и объяснение этому есть логическое, а с другой стороны и место тайне имеется.
Суть её в краце такова, что Черные Мадонны — это не изображение матери Христа, а его супруги — Марии Магдалены (Дена Брауна все конечно читали.), которая в браке с Иисусом родила 3-х детей: дочь-Фамарию, Иисуса-младшего и Иосифа.
После распятия мужа она с детьми укрылась на территории Галлии и останки ее покоятся где-то на юге Франции. Но почему вдруг Мария Магдалена стала черноликой? Опять же все это только домыслы, но якобы обосновалась она на острове Сите, который на настоящий момент является частью г. Парижа. Проживавшие там галлы поклонялись Исиде, чей храм и стоял на острове за несколько веков до летоисчисления от рождества Христова и назывался «Par Isis» (по-гречески «около Исиды»). После утверждения христианства храм Исиды перестроен в Нотр-Дам («Наша госпожа») и именно тогда происходит замещение одного образа на другой.
Потомки же Иисуса слились с франками, породив династию Меровингов.
Но это еще не все. Вернемся на минуточку в Сакра Монте ди Оропа. Про Сан Эусебио и привезенную им Черную Мадонну вроде как понятно, но официально место это упоминается впервые лишь в 1207 году в булле папы Инокентия XIII. И если вы еще помните, то культ темноликой Непорочно Девы начинает набирать силу именнo в это время. Кстати и Оропская статуя относится к этому периоду. (Куда подевалась изначальная, та что от св. Луки, интернет умалчивает).
И тут на сцену выходят тамплиеры. Куда же без них!
Может это и бред, но звучит хоть и богохульно, но захватывающе.
Опять же якобы.
За долго до рождения Христа при Иерусалимском Храме, не знаю уж каком по счету, были школы для мальчиков и девочек.
Преподавали в них священники из рода царя Давида, принявшие при крещении имена архангелов: Рафаил, Михаил и Гавриил. Когда девочки становились половозрелыми, преподаватели вступали с ними в плотскую связь, и по факту беременности выдавали их за муж за достойных людей (не отсюда ли идет еврейство по матери у иудеев?). Марии достался Гавриил. Потом ее выдали за муж за Иосифа, который вроде как и сам был Давидова рода-племени.
Опять же есть версия, что у Марии и Иосифа были собственные дети: 4 сына и 3 дочери.
Рожденные же от соития воспитанниц и священников дети в 7-летнем возрасте поступали в школу, где учились матери. Вот только, что происходило с учащимися там мальчиками? По идее Иисус должен был обучаться в этой школе.
Еще до последнего разрушения Храма в 70 году н. э. часть священников перебралась в Европу, где достигла высот в иерархической лестнице, передавая тайну своего рожднения избранному ребенку. Они называли себя «Rex Deus» — «Божественные цари».
Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломона был основан 9 братьями «Rex Deus», связанными сложными узами кровного родства. Якобы призванный помогать паломникам на святой земле он и обосновался в Иерусалиме на Храмовой горе (храм-темпл-тамплиеры). И скоренько начали раскопки. Не священный ли Грааль они искали?
Духовным лидером ордена был Бернард Клервосский, также связанный с Божественными царями кровными узами. По его ходотайству папа Гонорий II легализовал орден в 1128 году.
В ордене существовало 7 внешних и 3 внутренних сословия. 70 верховных рыцарей никогда не делились своими тайнами с рядовыми членами организации.
Бернард Клервосский родился в Бургундском замке Фонтейн, где рядом с Шатийон-сюр-Сен находилась церковь Черной Девы Шатийонской, там он еще мальчиком испил 3 капли молока, просочившихся из статуи. Три капли молока девственницы являются первичной материей в алхимии.
Со временем св. Бернард стал духовным предводителем бенедектинского, цистерианского оренов и ордена тамплиеров. Все они посвящены Деве Марии, которая упоминается в уставах орденов как Наша Госпожа. Им написаны около 200 проповедей по мотивам «Песни-Песней»: «Дочери иерусалимские, черна я и прекрасна». Всю жизнь он поклонялся Черной Мадонне и опирался на ее культ.
Теперь привяжем это к черному лику, как символу преображения.
Исида — богиня изначально египетска. В Египте после Великого потопа высадился сын Ноя — Хам или Кем. По-арабски Египет «Khemit» («keme» — черный) — земля Хама. Он принес египтянам тайные знания «Al Khemia» — мудрость Хама. Ну, а там и до алхимии рукой подать.
Главной целью алхимиков было преобразование. Так низшая их каста трудилась над преобразованием материи: свинец в золото, высшие же посвященные искали способ преобразования духа: болезнь в здоровье, незнание в мудрость, человека в бога. И у тех, и у других основными элементами превращения были сера, ртуть и соль. Но если первые ваяли из них философский камень, то вторые вкладывали духовный смысл: сера-душа, ртуть-соединяющее звено между духом и телом, соль-тело.
И суть трансмутации тут состояла в преобразовании низшей, животной сути человека в божественную, т. е. «черная земля» Хема не что иное, как сам человек прошедший горнило преобразования древней мудрости и ставший философским камнем. На эти мудрости, кстати, очень хорошо ложатся и все эти неразгаданные египетские штучки со строительством пирамид.
Первая стадия этого процесса называлась «nigredo» — чернение, мрачное угнетение перед решающим шагом, вторая «albedo» — отбеливание, возвышение и просвещение души, третья «rubedo» — покраснение, объединение человеческого и божественного, конечного с бесконечным. Пройдя через черную меланхолию, к солнечному сознанию, человек становился Богом.
Цвета одеяния Мадонны всегда темно-синий, красный и белый тоже укладываются в эту схему.
Ну какая же религия потерпит обожествление человека. Короче тамплиерам пришел конец.
Дева Мария осталась, Мария Магдалена перестала быть женой Христа. Как тов. Сталин говорил Надежде Константиновне: «Ми можем назначить женой вождя другую».
Конечно загадок больше чем разгадок, истины попираются и мир не черно белый, и что было раньше курица или яйцо. Кто первичен — Богиня мать или Бог отец. Матриархат или патриархат.
— Вот где были они у нас голубчики, — сказала Тося, сжав одетый в варежку кулачок, — Нет, выпустили их древние женщины.
Языческий монотеизм, который витал в умах древних, соединял в себе свет и тьму, добро и зло. От зла в христианстве осталось возмездие, от света и добра уравниловка по факту раскаяния. Все остальное взвалили на женское грехопадение под чутким руководством Сатаны.
Первая статуэтка богини-матери насчитывает 35 тыс.лет. Черные Кали и средиземноморская Анат. В ацтекской Мексике отполированным черным камнем отмечено святилище Богини-матери Тонатзин. Дева Мария гваделупская темнокожа, и даже цыганская Дева Мария смугла. Но то с чего я начала: иудейка могла загореть на солнце до черноты, но родилась-то она розовопопым младенцем.
Историк Лючия Бирнбаум сказала:«Черная Мадонна — метафора в память того времени, когда верили, что земля — это тело женщины». На этом пожалуй вводную часть закончим.)))
Я пока тут писала всё это, конечно нашла массу нестыковок и задала автору гипотез мысленно десяток вопросов, но кое-что все-таки для себя, пусть всего лишь пару жемчужных зерен, вычленила. Может и вам интересно было.
Теперь к сути поездки. А то в блог мои труды засунут!
Сакра Монте ди Оропа находится на высоте приблизительно 1200 метров. Встретила нас Святая гора туманом и той самой меланхолией,
которая преобразилась нет не в воодушевление, но в очень милую грусть, наполненную светлой печалью чего-то недостижимого.
Через «переднюю», где сейчас в основном кафешки с очень скудным ассортиментом, надо сказать, попадаем на вторую ступень.
Перво-наперво поражают размеры комлекса.
Как-то не идет здесь на ум тихая, келейная, монастырская жизнь. Скорее анфилады, где располагались монастырские кельи, похожи на казармы класса люкс.
В одной статье прочла, что монастырь до сих пор действующий. Но ни одного монаха, или настоящего священника мы там не встретили.
В этом же пространстве находится старый собор, в котором и стоит статуя Черной Мадонны XIII века, работы неизвестного мастера. Всех Черных мадонн объединяет одна, но не единственная особенность: они весьма миниатюрны. 70 см. в высоту и 30-на 30 см. по периметру. И вот с не конкретно этой семи вековой, а той что привез св. Евсевий произошла история, когда ее собрались переместить из пещеры в более сообразное статусу место. Но она вдруг налилась невероятной тяжестью, что сдвинуть с места такую небольшую статуэтку не смогли дюжие мужики, чьи силы были наверняка подкреплены истовой молитвой.
Внутри немного старинных полуоблупившихся фресок, картины на стенах, изображающих чудо явления и сама статуэтка. Частью из них я проилюстрировала первую часть рассказа.
Новый этап развития Святой горы относится к середине XVII века. В 1634 году место посетила принцесса Савойского дома Мария Франциска Апполония Савойская. Будучи очень набожной, она приняла обет девственности, не приняв пострига. Так же поступила и ее сестра Катерина.
Они уделяли много времени, сил и собственных средств на благоустройство Оропа. Сестры основали приют для бывших проституток, большинство из которых потом стали монахинями. Кстати, свирепствовавшая в Пьемонте в середине этого столетия чума, не затронула Оропу.
А мы поднялись еще на одну ступень, чтобы зайти непосредственно в Санктуарий Девы Марии. Здесь уже ничего не осталось от Черноликой Мадонны. И святое семейство, и ангелы, и пристные белолицы-светлокожи.
Внутри округло, по окружности фрески из жизни Марии и Христа.
Пусто и гулко.
Фрески писаны разными художниками, что легко читается в манере письма.
А снаружи была осень. И все вместе создавало непередаваемо покойную атмосферу истинно благостных мест. Где природа сливается с человеческими духом и деяниями.
К сожалению с непарадной стороны не редки следы запустения. Видимо и у римско-каталической средств на все не хватает.
Сакра Монте ди Оропа находится внутри природного заповедника и посещение её можно совместить с прогулкой по горным тропам. Там даже подъемник имеется.
Я же ограничилась лишь тем, что покружилась на небольшом пятачке перед Санктуарием, густо припорошенным желтой листвой, которую я подбрасывала носком ботинка. Муж стоял в стороне, не мещая моему одухотворенному занятию.
Мы еще немного полазали по галереям, где якобы должны жить монахи, но опять же никого не встретили. Я позаглядывала в те двери, что были не заперты. Где-то висел подрясник, а где-то было совсем пусто.
На том мы и покинули Святую гору.
Обратно ехали через г. Биеллу. Дорога оказалась гораздо комфортнее. Спустились с горы в долину. Почему-то я забыла вылезти и сфотографировать. Перед нами, чуть ниже лежало почти плоское пространство, припорошенное туманом, через который все краски казались не просто приглушенными, а словно просвечивающимися через матовое терракотовое стекло. Это так отличалось от сине-желто-зеленого начала дня в долине Аосты.
Муж, вспомнив поклацанный машинкин бок, сказал:
— Все, по бесплатной не потащусь.
И мы лихо, за час по тоннелям доскакали до Аосты.