Чего не стоит ждать от садов Боболи во Флоренции, так это ухоженности и ориентации на туриста, свойственной Петергофу. Большой парк с фонтанами, статуями и гротами, раскинувшийся на холме Боболи за палаццо Питти, во всех смыслах предстает памятником садовому искусству эпохи Ренессанса. Его начали проектировать по заказу семьи Медичи в 1549 году, когда мало кому приходило в голову создавать столь роскошные сады с живыми изгородями, фонтанами и скульптурами. Он стал образцом для архитекторов последующих эпох, получив статус достопримечательности, но в этом статусе и остался.
В садах Боболи будет скучно тем, кто предпочитает активный отдых и развлечения, но эта территория придется по вкусу всем, кто хочет окунуться в атмосферу Флоренции XVI–XVII века. Гроты, статуи, растительная часть парка — все это реставрировалось, но с минимальным вмешательством. Сады Боболи выглядят так, как и 300 лет назад.
Здесь можно не только оценить коллективный труд нескольких архитекторов и скульпторов эпохи Возрождения, но и полюбоваться на розовые клумбы. В парке высажено около двадцати уникальных разновидностей этих цветов. Наконец, достоинством садов Боболи является вид на город, который открывается с его площадок. Эта панорама, а также впечатляющий ландшафтный дизайн привлекают гостей с 1766 года, когда доступ в сады Боболи открыли для всех желающих.
История садов Боболи неразрывно связана с историей палаццо Питти — большого дворца, который строил для своей семьи флорентийский банкир Лука Питти. Историки считают его сподвижником Козимо Медичи — основателя знаменитой династии, правителя Флоренции. При этом считается, что дворец Питти задумал так, чтобы он превосходил дворцы Медичи. По иронии судьбы сто лет спустя семья Питти разорилась, а знаменитый палаццо продали семье Медичи.
Сделка состоялась в 1549 году. Обустройством дворца, который должен был стать главной резиденцией Медичи, занималась Элеонора Толедская, жена тогдашнего правителя Флоренции и всей Тосканы герцога Козимо I. В том же году у семьи Боголи была выкуплена земля, расположенная позади палаццо Питти. Искажение их фамилии и дало название территории. Герцогиня Тосканская задумала там обустроить парк и поручила его проект придворному садовнику-декоратору Никколо Триболо.
Триболо проработал над проектом всего несколько месяцев до своей смерти, но он успел заложить основные идеи: парк заложить по оси, рассадку деревьев и цветов осуществить в геометрических формах, соблюсти симметрию, а за палаццо расположить амфитеатр, оформленный живыми изгородями. Закончил проектирование и реализовал задуманное Бартоломео Амманати — архитектор, который строил палаццо Питти.
Поскольку участок не имел естественного водоема, для полива насаждений проложили водопровод. Вода поступала из реки Арно. Она использовалась и для оформления гротов, возведенных Джорджо Вазари и Бернардо Буантоленти. Несмотря на то, что сады были закрыты для посещения не только всеми желающими, но и гостями Медичи, в зеленом амфитеатре с 1476 давались оперные представления. По-видимому, на них присутствовали только члены знаменитой семьи.
Столетие спустя территория садов увеличилась в несколько раз, протянувшись в западную сторону на 700 метров до Римских ворот флорентийской крепостной стены. Ее основной осью стала аллея Виоттолоне, отходящая под прямым углом от главной оси, спроектированной Триболо и Амманати. В эти годы — первая треть XVII века — над парком работал ученик Буантоленти Джулио Париджи, также получивший должность придворного архитектора Медичи.
Париджи обустроил террасы в расширенной версии садов Боболи и создал примечательные водные объекты, в том числе Изолотто — искусственный остров в центре большого бассейна, на котором в свою очередь располагается фонтан «Океан». И скульптурная группа фонтана, и соседствующие с ним статуи Андромеды и Персеи — плоды творчества скульптора-маньяриста Джамболоньи.
В 1631 году Париджи перестроил амфитеатр, сохранив проект, но заменив растительный материал на камень. Позднее в его центре был установлен египетский обелиск из Луксора, хранившийся в коллекции произведений искусства Медичи. Так сады Боболи к концу XVII века обрели тот облик, который знаком туристам и сегодня. В XVIII столетии парк дополнили здания Кофейного и Лимонного домов, а также многочисленные садовые скульптуры.
Прогулка по садам Боболи знакомит с архитектурой Возрождения, скульптурой как Ренессанса, так и Античности, а также с первыми образцами флорентийского садово-паркового стиля, распространившегося в Европе в XVII — XVIII веках. Есть несколько объектов, на которые стоит обратить свое внимание, посещая созданный по заказу Медичи парк.
Путешествие туристов, прошедших в сад через палаццо Питти, начинается с амфитеатра. С XVIII века эта просторная площадка с обелиском и гранитным бассейном в центре использовалась для проведения торжественных мероприятий. Перед обелиском располагается фонтан «Артишок», составленный из скульптур, ранее использовавшихся в оформлении Изолотто. Сражающиеся купидоны, фигуры нимфы, сатира и других персонажей мифов дают возможность оценить этот фонтан как произведение искусства эпохи маньеризма.
Центральная ось тянется к югу, поднимаясь на холм, и за амфитеатром гости попадают в Кипарисовую аллею. От нее отходят более узкие дорожки, которые местами превращаются в зеленые гроты из-за сплетенных ветвей, образующих над ними арку. В конце главной оси находится фонтан «Нептун», скульптуры которого можно увидеть еще издалека. Морской бог изображен в разгар битвы с Афиной за место покровителя этого города. За фонтаном находится статуя Изобилия, а у самой южной границы — Музей фарфора.
В юго-восточном углу в самой верхней точке холма Боболи находится крепость Бельведер. Медичи построили ее, чтобы защищаться от горожан в случае восстания — орудия всегда были обращены на город. От крепости открывается отличный вид на Флоренцию. Стоит заглянуть сюда, чтобы насладиться великолепной панорамой.
Восточнее амфитеатра располагается территория садов Боболи, которая была облагорожена лишь в XVIII веке. На одной оси с ближайшей к замку границей амфитеатра находится фонтан Ганимеда, украшенный скульптурой орла, который похищает прекрасного юношу. Рядом с ним, если идти к крепости Бельведер, можно найти павильон Kaffeehaus, построенный здесь в XVIII веке. Здание спроектировано в стиле рококо.
На севере парка у входа в палаццо Питти и коридор Вазари расположен Большой грот, спроектированный Буантоленти. Его внутренняя отделка стилизована под пещеру и украшена росписями, а также статуями пастухов и овец, которые спрятались здесь от грозы. Осмотреть грот внутри можно только в определенное время и лишь в течение 10 минут. Уточнить расписание показов можно на официальном сайте. То же относится и к гроту «Мадама», который открывается для туристов только в определенные дни весны и июня в первой половине дня.
Основной аллеей в западной части, спроектированной Париджи, является Виоттолоне. Она соединяет главную ось и выход из садов Боболи в районе Римских ворот. Главной достопримечательностью в этой части парка является Изолотто — остров, расположенный в пруду, украшенном статуями Персея и Андромеды, созданными Джамболоньей. На самом острове расположен фонтан «Океан».
Неподалеку от Изолотто ближе к северному краю садов находится Лимонный дом. Он был построен для размещения в нем на зиму цитрусовых деревьев, которые не высаживались в садах, а были расставлены в кадках. Сегодня в здании длиной 106 метров зимуют порядка 500 растений из садов Боболи. Архитектура Лимонного дома, выстроенного Заноби делль Россо в 1777 году, также примечательна.
Билеты в сады Боболи можно купить как в кассе палаццо Питти, так и онлайн через официальный сайт. По этому билету можно также посетить расположенный по соседству сад Бардини. Полная стоимость составляет € 7, льготная — € 3. Воспользоваться льготным режимом могут только жители стран ЕС в возрасте от 18 до 26 лет. Зато сюда бесплатно пропускают юных посетителей в возрасте до 18 лет любой национальности. Чтобы воспользоваться правом бесплатного посещения, нужно будет предъявить на кассе любой подтверждающий личность и возраст документ.
Также предоставляется услуга бронирования билетов. Она позволяет не только гарантировано попасть на осмотр достопримечательности, но и прийти за выкупом билетов к назначенному времени и не стоять в общей очереди в кассу. Для садов Боболи услугу бронирования доступна на официальном сайте, обойдется она в € 3.
Есть несколько входов в сады Боболи. Если вы планируете попасть в них со стороны палаццо Питти, лучше ехать до остановки Piazza San Felice. До нее следует автобус № 11. Также можно доехать до остановки Pitti на автобусах С3, С4.
Другой вариант — зайти со стороны Римских ворот. Нужная остановка называется Porta Romana 28. До нее следуют автобусы № 37, 131, 131R, 365А, 366А, 368А, 370А, 371А, 372А. Поблизости есть и другая подходящая остановка — Calza Romana, до нее можно добраться на автобусе № 11.
Если требуется сэкономить время, лучше воспользоваться такси. Вызвать автомобиль во Флоренции можно через приложения Uber, AppTaxi, It Taxi и другие.
Видео о садах Боболи во Флоренции:
Панорама садов Боболи во Флоренции:
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.