Палатинская галерея во Флоренции — это 28 залов с подлинниками Рафаэля, Караваджо и Тициана, расположенные на верхнем этаже восточного крыла палаццо Питти. Свыше 500 картин, написанных в XV–XVII веках, были собраны владельцами дворца — семьей Медичи — и размещены в роскошных комнатах их резиденции. Они и сейчас висят на тех же местах, что и полтысячелетия назад: полотна приобретались и помещались на стены исходя как из художественной ценности, так и из соответствия дизайну помещений. Поэтому посещение галереи — это не только прогулка по художественному музею, но и продолжение визита во дворец.
Сами залы заслуживают не меньшего внимания. Каждая комната уникальна цветом стен, драпированных шелком, мозаикой на полу, а также росписями и лепниной, которые щедро украшают потолки. Наиболее известные залы расписывал знаменитый Пьетро да Кортона, который ко времени исполнения заказа от Медичи слыл уже сложившимся мастером, за плечами которого был опыт росписи палаццо Барберини в Риме. Особо известна анфилада «космических» залов — парадных комнат дворца, названных в честь богов, давших имена и планетам.
Оформленные в духе барокко помещения и количество картин, расположенных на каждой стене в несколько рядов, требуют свежего, непресыщенного впечатлениями взгляда. В связи с этим, если вы хотите в полной мере насладиться визитом в галерею, лучше брать билеты, дающие право посещать палаццо Питти в течение 3 дней. Это позволит разделить впечатления от похода в расположенные здесь же музей серебра, музей истории костюма и другие музеи. Неслучайно в отзывах туристы отмечают, что даже отдельного, но однократного визита в Палатинскую галерею оказывается недостаточно, чтобы оценить богатство этого собрания.
Экспонаты Палатинской галереи отличаются постоянным местоположением. Стоит быть готовым к тому, что общепризнанные шедевры мировой живописи никак не выделены в ряду других полотен, поэтому их легко пропустить. Кроме того на рамах или возле картин нет табличек с пояснениями относительно произведений. Если вы не сильны в живописи, Палатинскую галерею лучше посещать с экскурсией или персональным гидом, который проведет вас сквозь 28 залов и расставит акценты, чтобы увиденное оставило целостное впечатление.
Ядро коллекции, которую собрали Медичи и дополнили Лотарингские герцоги, правившие городом после династии, составляет живопись XVI и XVII веков — эпохи расцвета Ренессанса, его перехода в маньеризм и рождения барокко. Есть и творчество тех, кого принято считать предтечами Возрождения — Сандро Боттичелли и подверженного его влиянию Филиппино Липпи.
Также есть картины нескольких фламандских художников — представителей века барокко. Среди них, например, известный полотнами на мифологические темы Ливио Мехус, а также мастер голландского натюрморта Виллем ван Алст. Оба служили придворными художниками при дворе Медичи. Дополняют коллекцию живописи копии античных статуй, созданные в период Возрождения.
В Палатинской галерее находятся 11 картин, написанных итальянским художником. Таким собранием не может похвастать ни один музей мира. В основном это полотна, написанные после переезда 21-летнего Рафаэля во Флоренцию. Творчество этого периода отличается заметным влиянием Микеланджело и Леонардо да Винчи. Одна из самых известных картин — «Мадонна Грандука». Изображая Марию с Христом на руках, Рафаэль использовал разработанный да Винчи прием сфумато, когда очертания фигур и вещей намеренно смягчаются, чтобы передать окружающий их воздух. Черты рафаэлевской мадонны мягки и неконтрастны так же, как у знаменитой «Мона Лизы» да Винчи.
В палаццо Питти выставлена и «Донна Велата». Исследователи считают, что это портрет Маргариты Лути, одной из моделей Рафаэля и его возлюбленной, отношения с которой продолжались 6 лет и были прерваны смертью художника. Здесь хранится и одна из поздних работ — «Видение Иезекиля», изображающая Отца Небесного в окружении ангела, орла, льва и быка, символизирующих четверых евангелистов. Рафаэль создал эту картину за два года до смерти для алтаря одной из церквей Ватикана.
Творчество этого итальянского художника в Палатинской галерее представлено портретами. В разных залах располагаются «Портрет Винченцо Монти», «Портрет папы Юлия II», «Портрет Пьетро Аретино», «Изабелла д’Эсте», «Портрет англичанина» и другие картины. Помимо них здесь находится и «Кающаяся Мария Магдалена» — наглядный пример того, как в эпоху Возрождения в искусстве сплетались воедино несовместимые вещи: религия и эротизм.
Наряду с картинами Чиголи, Карло Дольчи и других художников барочная живопись представлена работами Караваджо. В частности, здесь можно увидеть полотна «Фра Антонио Мартелли» и «Спящий Купидон». В творчестве Караваджо, которого считают реформатором живописи XVII века, сплетаются черты барокко и реализма.
При дворе правителей Тосканы служили художники не только из Италии, но и из Фландрии. Благодаря этому эпоха барокко представлена в галерее и творчеством фламандцев. В частности, здесь хранятся его картины «Четыре философа», «Последствия войны», «Святое семейство». Также представлено творчество Ливио Мехуса и мастера натюрморта Виллема ван Алста.
Каждый зал в галерее имеет свое название и своеобразный, отличный от дизайна других комнат, интерьер. Потолки многих помещений были расписаны во второй трети XVII века художником Пьетро да Кортоной. Отличительной особенностью залов является использование люнетов — арок, отграничивающих полукругом пространство стены под потолком, в которые вписаны изображения.
Наиболее известной работой да Кортоны считаются фрески, украшающие потолки приемных комнат Медичи, расположенных анфиладой вдоль парадной стороны дворца, обращенной к площади. Они названы в честь богов римского пантеона, при этом очередность соответствует очередности планет в теории Птолемея. Это залы Венеры, Аполлона, Марса, Юпитера, который выполнял функцию тронного зала при Медичи, и зал Сатурна. Считается, что эта анфилада с великолепными фресками и богатой лепниной прославляет родословную Медичи и талант добродетельных правителей.
После того как да Кортона уехал из Флоренции в 1647 году, работу мастера заканчивал его ученик Чиро Ферри. Окончательно цикл был оформлен к 1660-м годам. Однако более столетия в дальнейшем результатами творчества да Кортоны и Ферри наслаждались только Медичи и немногочисленные гости палаццо. Лишь после того, как умер последний наследник этой семьи, и власть над Тосканой перешла к герцогам Лотарингским, был открыт широкий доступ в галереи. Тогдашний правитель герцог Леопольд решился на такой шаг неохотно и лишь потому, что хотел приобрести популярность у населения после пресечения династии Медичи. Только в 1911 году коллекция получила статус государственной собственности.
Отдельные билеты в Палатинскую галерею не продаются. Если вы хотите увидеть ее шедевры, нужно будет приобрести билет в палаццо Питти. Стоимость полного билета на разовое посещение в 2024 году составляет € 16, льготный визит обойдется в € 3. Льгота доступна только жителям стран Евросоюза, возраст которых составляет от 18 до 26 лет.
Кроме разовых билетов можно оформить комбинированный билет. По нему также можно будет посетить сады Боболи, расположенные за дворцом, и галерею Уфицци. Для поклонников флорентийского искусства доступна возможность купить билет, действующий в течение года и дающий право посещать палаццо Питти столько раз, сколько захочется. Уточняется, что имеется в виду не календарный год, а срок из 365 дней, и дату его отсчета покупатель билета выбирает сам.
Дворец Питти, в котором располагается Палатинская галерея, находится в центре Флоренции. Доехать до него можно на городских автобусах. На площади перед палаццо есть остановка Pitti, до которой следуют автобусы С3, С4. Примерно в 100 метрах западнее находится остановка Piazza San Felice, до нее идет автобус № 11.
Если нужен больший выбор автобусных маршрутов, можно доехать до площади у Римских ворот, а потом в течение 15 минут дойти по via Romana, начинающейся от площади, до входа в палаццо Питти. До остановки Porta Romana идут автобусы № 11, 12, 36, 37, 38, 42, 50G, 131, 131R, 365 A, 366 A, 368 A, 370 A, 371 A, 372 A.
Если в приоритете комфорт и экономия времени, можно доехать до Палатинской галереи на такси. Для вызова машины во Флоренции используйте мобильные приложения It Taxi, Uber, AppTaxi и прочие.
Видео о Палатинской галерее во Флоренции:
Панорама одного из залов Палатинской галереи во Флоренции:
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.