После залов с римскими копиями, показанных в третьей части, расположен зал «Сад Наслаждений». По своим отношениям к сексуальности греки. этруски и римляне принципиально отличались от сегодняшнего иудее — христианского или исламского миров. Древние греки и римляне огромное значение придавали эротической стороне жизни, что находило отражение в искусстве. Эротизм и сексуальность присутствовали во всех сферах жизни — будь то праздничное застолье, спортивное мероприятие, отдых в борделях, служба в святилищах, ли, даже, могильники. То, что сегодня имело бы гриф «18+», для древних было естественной нормой. Ну, а для тех, кто считает, что многие явления этой стороны жизни появились недавно и от распущенности молодежи, хочу сказать, что это не так — что находит множественные подтверждения при раскопках. Любовные отношения между мальчиками и мужчинами и между двумя однополыми партнерами были не просто нормой, а жестко регламентированной нормой (я не призываю, просто констатирую факт переводом пояснений к артефактам).
1 из 13
1
Римские масляные лампы из глины, Италия, Рейнланд (Германия), Малая Азия. Глина, 1-3 века. Те, кто не мог позволить себе более дорогие бронзовые изделия, покупали светильники из глины. Римские масляные лампы имеют широкое разнообразие форм и декора, помимо изображений Богов, использовались сцены из театра и арены, а эротические сцены были особенно популярны.
Древняя литература имела дело с предметом эротики во всех мыслимых аспектах. «Любовное искусство» Овидия является одним из самых тонких трактатов на эту тему, которые были когда-либо написаны. Высокий спрос на эти артефакты привели к огромному количеству подделок, купленных в известнейшие музеи мира в 19 веке. Старый музей не стал исключением, однако сегодня в витринах выставлены только оригиналы.
В огромном зале выставлены свидетельства римской роскошной жизни. Ценная мебель, настенные украшения, художественно украшенные светильники и статуи, которые изображали «немых слуг» — держали подносы, лампы.
1 из 11
1
Боги и Гении, Ларария. Святыни из римского дома, 1-2 века. Лучше всего сохранились предметы из городов, похороненных под пеплом Везувия и из Западных провинций Римской Империи.
Скульптуры Богов и головы людей часто выставляли в отдельные галереи. Древние портреты не надо воспринимать, как фотографическое изображение. Скорее, человек был «охарактеризован»- При Августе и его преемниках были созданы малоформатные портреты императорского семейства.
1 из 19
2
Голова Богини из бронзы, 2 век. Приобретена в Неаполе в 1842 году. Женская голова с идеальными чертами лица и шлемом на голове, скорее всего, это Минерва.
Определенные формы указывают на принадлежность к этнической или социальной группе. Возрастные черты, такие, как морщины или истончение волос, были не отрицательными, а скорее, признаками опыта и достоинства. Для политиков такие детали были обязательными. Изображения могли быть самых разных размеров и создавались из самых разных материалов — от огромных имперских статуй, изготовленных из бронзы и мрамора, до картин, которые практически не сохранились до наших дней.
1 из 15
3
Статуя обожествленной Императрицы Ливии, мрамор, 1 век. Была обожествлена ее внуком Клавдием. Ранее изображалась с богатыми атрибутами, такими как кукурузными початками, или рогом изобилия. Они сулили благополучие и процветание.
Одна из историй многократно повторенная в искусстве — история любви Цезаря и Клеопатры. Своей пресловутой красотой и умом, Клеопатра позже соблазнила марка Антония и пыталась с ним основать королевство в Восточном Средиземноморье. Она боролась против Октавиана, наследника Цезаря, а затем и против победившего ее Августа. Ее портрет — один из самых повторяющихся.
1
Справа - портрет Клеопатры. Традиционная прическа . Стояла на частной вилле, 1 век.
В 1–3 веках изображали портреты мумий из римского Египта. Эти мумии были помещены поверх лица и груди умершего. Большинство из них выполнены в технике энкаустики с использованием теплого цветного воска, что создает впечатление утраченных римских панно. Даже если портреты выглядят индивидуально, они построены на единых формулах. В основном, это портреты детей, юношей и девушек, созданные после их смерти. Портреты свидетельствуют о этнической неоднородности в эллинизированном обществе Египта. Прически и украшения соответствовали моде, но коса — египетская характеристика в портретах мальчиков.
1 из 3
2
Женщина с богатыми украшениями на деревянной расписной доске. Хотя выглядят портреты очень реалистично, лни имеют явно типичные черты лица. Картины были изготовлены в Египте, но прически и украшения следуют римской моде, и являются признаками процветания и высокого положения. Римские украшения императорского периода относительно просты по сравнению с греческими и этрусскими. Для ожерелий популярны формф, в которых металлические звенья чередуются с цветными камнями, а цветовой эффект со временем увеличивается. Иногда они имели центральную подвеску, например, в виде луны. Из материалов - изумруды, гранаты, серебро. золото, аметисты, горный хрусталь, жемчуг, гранат.
Изготавливали и небольшие портреты, на монетах и ювелирных украшениях. Они изображали членов семьи и служили памятью об умерших. Камеи, вырезанные рельефные изображения из драгоценных камней, особенно из многослойного агата, особенно ассоциируются с правящим домом. Они служили в качестве дипломатических подарков, по этой причине они восхваляли правителей и повышали их самооценку, например, с помощью атрибутов Богов.
Многие предметы попали в Европу через Византию, в Средние Века. Среди них необыкновенные императорские портреты. Греческие ювелиры работали по заказу императора Августа и с гордостью подчеркивали эллинистическую традицию.
1 из 5
1
Изображения на монетах и камеях.
Активно используется серебро, позолота. Серебряное сокровище из Хильдесхайма, более 70 предметов — самая обширная подобная находка древности. Это роскошный столовый сервиз, состоящий из церемониальных сосудов, предметов для еды и питья. Этот сервиз был изготовлен в Италии, и собирался несколькими поколениями, о чем свидетельствуют надписи. Как он попал на границу римской Империи — к варварам, до сих пор неизвестно, но немцам повезло, даже выкупать не пришлось. Видно явное сходство с находками на виллах в Помпеях, похороненных в 79 году от извержения Везувия.
1 из 3
1
Декор табуретов из Баальбека (Ливан), канделябры 1 века, бронза. Масляная лампа, с изогнутой ручкой в виде пантеры, бронза, 1 век. Лампа с Афиной (Минервой), бронза, 4 век. Мальчик - сатир с серебряными вставками, 50 год. Подвиги Геракла на настенныз украшениях.
В общественных местах, особенно на форумах, в Риме и в городах Империи были установлены статуи императоров и членов их семей, почетных граждан, политических чиновников. Помимо этого, были очень популярны скульптурные фризы со сценами из жизни и военными сценами. Список и мотив устанавливался решением городского совета.
1 из 2
1
Рельефный фриз с римскими солдатами - нимийцами, в туниках и доспехах.
Заключительный зал музея.
Здесь обобщены некоторые закономерности в жизни и в искусстве Древних Греции и Рима.
Портрет -это изображение человека, который жил или живет в настоящее время. Современная фотография документирует внешность человека, очевидно, достоверно (до появления фотошопа), художественные репродукции также делают их черты характера видимыми. Корни сегодняшней портретной живописи уходят в эпоху Возрождения 15–16 веков, а оттуда в Римскую Империю, откуда — в Грецию 8 века до н. э. В Древней Греции, в отличии от Рима, человек изображался всем телом, а не только голова. И, в отличии от сегодняшнего дня, фактическое сходство не было важно, решающим был социальный статус, имидж.
1
Портрет барона Франца фон Коллера.
Портрет Патриции Грейс Келли, 1972 год.
Идеально типичные формулы применялись ко всем жанрам: для статуй, рельефов могил или вазописи. После введения демократии в Афинах в 5 веке до н. э. идеал равенства перед законом был связан с идеей, что благородный характер отражается в прекрасном теле. Символом этого был тип благородного человека в плаще и с длинной палкой. Уважаемая домохозяйка изображалась в расцвете лет.
1 из 3
1
Амфора 4 века до н.э. На ней лирический музыкант в храмовом здании, с высоким лбом, наполовину лысой головой, вторая половина головы с длинными волосами.
Главную роль в изображениях играли военные конфликты, подвиги, такие, как битвы за Трою. Воины с красивыми обнаженными телами — «героическая нагота», имели хвалебное значение, и демонстрировали «в здоровом теле — здоровый дух».
1 из 9
1
Я уже описывала в первых частях, что само здание представляет художественную и архитектурную ценность. Двери Музея вполне соответствуют зданию.
1 из 6
2
На ступенях здания музея установлена каменная ванна.
1 из 3
2
В музее продумана каждая деталь, каждая мелочь. Во всех залах лежат распечатанные листы для посетителей с информацией о самых важных экспонатах. Учитывая, что я провела в музее около 4 часов, практически ничего не читая, только разглядывая. то это очень удобно — прочесть можно дома.
1
Часы работы:
ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 18.00.
Стоимость билета:
взрослый 10 евро, детский 5 евро, включая аудиогида на немецком или английском языках.
Адрес:
Музейный остров.
Спасибо всем, кого заинтересовал столь подробный отчет о прекрасном музее.