Продолжаю рассказ об одном из моих любимых Археологических музеев мира — Старом Музее Берлина. Здание музея располагается на постаменте, что уберегло его от наводнений, которые периодически случаются на Музейном острове. Здание вполне соответствует экспонатам — оно построено в соответствии с канонами древнегреческой архитектуры — на главном фасаде ионические колонны, перед входом — конные статуи скульпторов Августа Кисса и Альберта Вольфа.
1
Напоминаю, все экспонаты разместила в том же порядке, что и в самом музее, в слайд — шоу подписаны почти все фотографии.
Наша эра.
В течении Имперского периода Рим развивался на основе этрусских традиций и находился под влиянием эллинистической культуры восточного Средиземноморья, в которой отдельным блоком представлялась культура погребения. До начала 2 века н. э. римляне в основном, сжигали своих мертвых. Урны размещали в погребальных камерах, внешний облик которых мог сильно различаться в зависимости от социального статуса и благосостояния. Могильные сооружения выстроились вдоль дорог Рима и городов Империи. Урны для пепла были произведениями искусства, искусно выполненные. Особенно ценны урны из алебастра, созданные по образцам египетских, они принадлежали богатым слоям населения. И, напротив, мраморные шкатулки, служили представителям среднего класса. Бывшим рабам — простые глиняные горшки. Часто они украшались листьями, которые с эллинистического периода имели сакральное значение.
1 из 12
1
Саркофаг из Латтанци, приобретенный в 1879 году. Умерший старик показан лежащим на крышке. В верхней части высечено родовое имя. На фронтоне двое мужчин сражаются с Тритоном. В погребальной камере находились 5 саркофагов, в т.ч. родители умершего. Мужской портрет, известняк,
Глиняные горшки встраивали в ниши стены, а мраморные урны оставляли видимыми, перед ними часто проносили жертвенные подношения. Вначале гробницы были простыми, затем их начали украшать колумбариями, с лепниной и щедро украшенные росписью. Они были созданы и поддерживались богатыми семьями, профессиональными ассоциациями или группами людей. В отличии от простых и быстро забрасываемых могил нижних слоев, в этих коллективно спроектированных и обслуживаемых зданиях было возможно постоянное обслуживание и они отлично сохранились.
1 из 9
1
Саркофаг из мрамора, из Романа, 200 год. Слева - достоинства римского гражданина, брак в тоге, как символ единства и жертвование быка, как долг легионера. Справа - миф о смерти Адониса в охоте на кабана, как символ смерти и возрождения.
Из Рима обычай кремации и связанные с ним формы урн и колумбариев распространились по всей Северной Африке, а также в западных и северных провинциях Римской Империи, где к ним добавлялись местные традиции и обычаи.
Изготовление ювелирных украшений также соответствовало социальным ритуалам. Около 120 года римский высший класс начал хоронить своих покойных в каменных саркофагах. На востоке Империи часто сохранялись местные формы захоронений, такие, как круглые гробницы.
1 из 4
Погребения римских мумий обязаны древним египетским традициям, это впечатляющее свидетельство утраченной древней портретной живописи. Но появляется и что-то совершенно новое, римское.
1
Римские портреты из египетской провинции. Портреты написаны воском и темперой, это уже типично римское, новое, без египетского влияния.
При императоре Адриане (117 — 138 гг. н. э.) начался период расцвета римского саркофага. Выдающихся и богатых римлян хоронили в каменных саркофагах, это сохранялось даже в 3 веке, с распространением христианства. Из Имперского Рима найдены около 6000 украшенных мраморных саркофагов. С указами Императора Константина языческие мотивы были заменены христианскими. Саркофаги из круглых становятся в форме ванны или прямоугольной коробки с крышками различной формы. Длинная сторона подчеркивалась рельефными украшениями, декор узких сторон был скромен. Рим, Афины и Фрикия были наиболее важными производственными центрами для мраморных саркофагов с рельефными украшениями из гирлянд, оборок, колонн и аркад, а также фигурными изображениями.
1 из 5
1
Рельеф с процессией Богов в святилище Рима, нулевые годы, мрамор. Шествие Апполона, Дианы и Латоны к круглому алтарю, перед которым стоит Ника.
Темы рельефов были взяты из общественной или частной жизни римлян, и греческих мифов. Примерами являются саркофаг Медеи и общий саркофаг с легендой об Адонисе, рельефы с мотивами Дионисия. Фигуры в греческой саге становились носителями римских представлений о жизни, смерти и загробной жизни. Главные персонажи, изображенные на рельефах, могут также носить портретные головы умершего.
1
Статуя Собаки, часть римской обстановки виллы. В греческих оригиналах, а затем в римских копиях, собаки изображались для сцен охоты, и в качестве компаньонов для Божеств леса - Пана, Приапа, Аполлона. Римский высший класс держал их в ккачестве сторожевых псов для своих домов и для охоты.
Интегрировав эллинистический Восток, и, следовательно, Грецию, в свою Империю, римляне сделали греческую культуру своей исторической собственностью. Это творческое присвоение может быть особенно впечатляюще продемонстрировано на примере римских скульптур. Они не только точно копировали греческие оригиналы, но слегка адаптировали их к римскому вкусу. В залах скульптур собраны примеры адаптаций греческих героев.
1 из 4
1
Рельеф с изображением Медеи и дочерей Пелия, 2 век. Римская копия 2 века, с греческого оригинала 5 века до н.э. Приобретена в 1842 году.
Греческое искусство существует с 5 века до н. э. Вначале еще заметны архаические тенденции, особенно в культовых образах. С конца эллинизма в 1 веке архаичный стиль встречается декоративных рельефах римских вилл. Его формы можно увидеть на складках одежды, на вьющихся волосах, в укладках прически.
Со 2 века до н. э. начинает развиваться поздний эллинизм, и предпочтения отдаются классическим формам. Так называемые нео — аттические мастерские, которые были первыми в разработке этих классических, а также архаических скульптур. существуют с середины 2 века.
1 из 12
1
Римская копия 2 века, мальчик - сатир, с греческого оригинала Праксителя 4 века до н.э. Был частью водного сооружения на вилле, кувшин пробит для водопровода.
Практически все римские работы — это копии с оригинальных греческих произведений, сделанных из бронзы или мрамора, включая работы известных скульпторов, в том числе те, которые были утрачены и известны по описаниям. Нам просто повезло, что желание многих римлян иметь копии этих шедевров, начиная с 1 века, создало предпосылки для создания многочисленных копий — шедевров.
1 из 9
1
Богиня Победы на небесном шаре. Бронза, позолота, 2 век. Сатрий Майор пожертвовал статую в честь победы Императора Марка Аврелия.
Римляне имели не только основное жилье в городе, но и, как минимум, одну виллу в другой части страны. Если это было связано с сельским хозяйством, то говорят о Вилле Рустика. Жизнь на вилле позволяла отдохнуть от повседневных забот и обязанностей.
1
Праздничные банкеты были также обязательным ритуалом для богатого римлянина. Роскошно обставленные комнаты, столовые залы и сады по образцу греческих архитектурных форм, позволило создать богатое культурное наследие для потомков. Сады часто были оснащены фонтанами, бассейнами и скульптурами и создавали впечатление идиллии, населенной мифическими пейзажами. В саду хозяин принимал посетителей, хвастался своим богатством, и показывал свое образование. В саду зачастую строили небольшой храм с колоннами и галереями, на которых часто устанавливали головы Богов и Героев. Скульптуры изображали Бахуса, Пана, Силена, Сатир и Менады.
1
Амур и Психея, 150 год, пара влюбленных из древнего произведения Люциуса Апулея Золотой Осел. Оригинал - эллинистическая одель 1 века до н.э.
Из собственного, не из плагиата — солнечные часы. В домах, на виллах и общественных местах устанавливали солнечные часы различных модификаций. Конструкция и изготовление полых сферических солнечных часов были особенно сложными.
1 из 2
1
Солнечные часы с розетками и львиными лапами, мрамор, 2 век.
Так плагиат — это хорошо или плохо? Вроде бы плохо, но если бы этого не было, неизвестно, дошло ли бы до нас столько предметов искусства.
А что по этому поводу думают греки? А вот шуточная карта Европы глазами греков, обратите внимание на Италию:
Спасибо за внимание, продолжение следует.
Часы работы:
с 10.00. до 18.00., выходной день — понедельник.
Стоимость билетов:
взрослый — 10 евро, детский — 5 евро.
Если нет специальных билетов по Берлину, то есть единый билет по Музейному острову — 18 евро.