Продолжу рассказ о самом любимом мною музее — Берлинском Альтес Музее. В первой половине 19 века, на Музейном острове, выстроили монументальное здание этого музея. Изначально в нем хранилась коллекция прусской королевской семье. Само здание Карла Фридриха Шинкеля, построенное в стиле неоклассицизма, стоит внимания гостей. Именно с него начался «Музейный остров». В 1841 году. Вильгельм Четвертый, превратил остров на реке Шпрее в «прибежище искусства и науки». И, отдал здание сокровищницы Гогенцоллернов городу. Сегодня это самый старый музей Берлина, отсюда и название. Во всей Германии — это второй публичный музей. Во время бомбежек ВМВ, здание очень пострадало, как и весь город, его восстановление продолжалось до 1966 года.
2
Как и в первой части, последовательность всех артефактов строго соблюдена, листая слайд — шоу, вы виртуально идете по музею. Подписаны почти все объекты в слайд — шоу.
От греков (из первой части) залы переходят в римские. Самое начало, Эпоха Эллинизма — период между смертью Александра Великого и начала Римской Империи (323 год до н. э. — 27 год до н. э.) С завоеванием Александра греческий язык, искусство и культура распространились по всему Восточному Средиземноморью. В то же время греческие города — государства — прежде всего Афины — потеряли свое важнейшее центральное положение. В политических событиях того времени, доминируют конкурирующие между собой монархии Македонии, Малой Азии, Сирии и Египта. Их столицы. Пелла, Пергамон, Антиохия и Александрия становятся культурными и художественными центрами. На первый план выходит роскошь. Все это уже привезено из Италии. Многое — копии греческих работ.
1 из 20
1
Актер, Квиринал (Италия), мрамор, 100 год до н.э., по греческому оригиналу 4 века до н.э. Подобие Дионисия, Бога вина в театре Диониса. Из них формировался хор, которым руководил Паппосилен.
Искусство Эллинизма делится на раннюю фазу (примерно до 230 года до н. э. — то, что описано и выставлено в первой части), высоко эллинистическую (230 — 150 годы до н. э.) и позднюю фазу. Последнюю уже можно считать римскими временами из-за экспансии римлян в Греции и Малой Азии. Искусство формируется за счет предметов роскоши, инновационных архитектур — таких, как Пергамский алтарь, отзыв здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/berlin/museum/9837/responses/6811 — и первых экземпляров классических моделей. За это время рабы и обычные люди в изобразительном искусстве и литературе также стали предметом изображения.
1 из 16
1
Идеальный образ женщины - гражданки, мрамор, 120-100 годы до н.э.
С 8 века до н. э. греческие города или регионы отправляли часть своего быстро растущего населения осваивать новые земли. Этому были причины: политические конфликты часто вынуждали эмигрировать части населения. В тоже время колонии служили торговыми базами на морских путях в Нижнюю Италию и на Сицилию, вокруг них росли новые города. Например, из Северного Средиземноморья перевозили металлы и другое сырье, а также сельскохозяйственную продукцию и произведения искусства. Новые города были независимы, но опирались на родные города с точки зрения традиций, языка, мифов, религиозных обычаев, политических институтов и уклада жизни. Обмен с местным населением и с соседними колониями также оказывал определенное влияние.
1 из 19
1
Рельеф с острова Родос, Мрамор, 2 век до н.э. Приобретено из коллекции Гиллера Гертрингена в 1943 году.
Греческие города на юге Италии быстро разбогатели благодаря торговле и сельскому хозяйству, что выражалось в их монументальной храмовой архитектуре, больших общественных зданиях и великолепных гробницах.
Вооруженные конфликты, начиная с карфагенского в 3 веке до н. э., с расширением римлян на юг, в конечном итоге привели к упадку и потере политической независимости западных греческих городов.
Великолепие гробниц в колонии Спарты Таранто и в местных центрах Апулии — Даунье, Пекетье и Мессапье, делает захоронения искусством. Подземные погребальные камеры часто делают как дом, с домашним интерьером, с колоннами, с настенными украшениями. Похороненный лежал в саркофаге, вокруг были установлены большие вазоны, приспособления для симпозиумов, косметические принадлежности, домашняя утварь и золотые украшения.
1 из 15
1
Изображения эллинистических царей и их жен можно узнать по повязке на шее. Простых людей изображали идеализировано, подражая Богам, таким, как Геракл, Гермес, или Афродита. В основном портретные статуи устанавливались в святилищах, на Агоре, и в театрах — центрах политической и религиозной жизни. С 4 века до н. э. количество портретных статуй значительно возросло. В дополнение к политикам, военным и интеллектуальным лидерам, простые люди ваялись все чаще.
Этруски.
Этруски — жители центральной части Италии — района Тосканы. Это важнейшая цивилизация Италии, бывшая открыта влияниям восточного Средиземноморья, имевшая активный контакт с греческим миром.
1
Главные находки этрусских времен — в могильниках. В них хоронили не только людей и лошадей, но и предметы культа, быта, утварь и военные доспехи. Богатые гробницы 8 века до н. э. доказывают тесные связи с востоком. Более поздние могилы простых людей тоже начали наполнять предметами, произведенными в Греции, малой Азии, Финикии и Египте.
1 из 16
Урна с крышкой - чашей из могилы Импасто, 9-8 века до н.э.самая распространенная форма сосуда того периода. Полукруглая чаша была надета на горлышко в качестве крышки. Приобретена в 1882 году, вместе с несколькими металлическими предметами.
Круглые курганы диаметром до 65 метров, были украшены скульптурами из туфа. Львы и сфинксы, смоделированные с восточных, являлись могильными стражами, человеческие скульптуры изображали Богов, столбообразные камни считались «камнями души».
1 из 11
1
Героизированный покойник на троне из сфинкса, 400 год до н.э. Внутри фигура полая с остатками пепла и костей. Приобретено в конце 19 века у мисс Марчиано.
У этрусков никогда не было централизованного государства, это был союз свободных городов, который имел более религиозный, нежели политический окрас, и похожие могильные захоронения это подчеркивают. Однако, в области декоративно прикладного искусства, каждый город имел свою самобытность. Замечательна была высокая социальная позиция женщин в этрусском обществе, что подчеркивается найденными украшениями.
1 из 8
1
Этрусская амфора, шествие Дионисия. глина. 5 век до н.э. Гермес с бараном на руках, за ним идут три Богини в этрусских одеждах, но без характерных опознавательных признаков. Выше - гонки на колесницах, указывают на похоронные игры.
В это же время строятся храмы на каменных основаниях, которые имели богато украшенные крыши. Города мертвых отражали мир живых в планировке, форме и убранстве. В дополнение к импортным предметам роскоши были добавлены художественные изделия из местной бронзы и черные полированные сосуды.
1 из 11
1
Бронзовые зеркала, приобретены у Херра Герхарда Брона в 1859 году. Около 500 - 430 годов до н.э.
Здесь же представлены части святилищ и предметы из них, и из могильных захоронений. Священные районы содержали храмы, алтари, культовые здания. Сегодня, кроме каменных фундаментов, в зданиях сохранились, в основном, только жертвенные ямы и обломки строительной керамики. Храмы были выстроены по всем нормам этрусских канонов. Различные Божества изображались небольшого размера, в большом количестве. Найдены многочисленные статуи со множеством детей на руках.
1 из 6
Женщина на троне с детьми, 3-2 века до н.э. Из центрального святилища близ Капуа. Во время раскопок 1845 года около 150 статуй тронных матерей были найдены к северу от алтарного подиума.
Многие мифы были приняты этрусками от греков и изменены их в соответствии с их идеями и представлениями о жизни. Герои вроде Геракла были необычайно популярны, братский конфликт между Этеоклом и Полинейком, война за Трою, а также битвы Гигантов и амазонок нашли свое выражение в могильных захоронениях, предметах быта и архитектуре. Мифы также символизировали человеческую судьбу и насильственную смерть: колесница Миртилос, убийство Троилоса — символизировали приход несчастья. Загробная жизнь рассматривалась как отдельный мир, который был веселым продолжением земной жизни. Об этом символизируют росписи в гробницах. С 4 века до н. э. доминировали Боги Смерти, демоны и фурии: Ласа, Натум, Вант и Чарун. Идеи смертных казней, наказания и боли вышли на первый план. Переход в загробную жизнь сопровождался колесницей или кораблем мрачного Чаруна, который больше не являлся дружелюбным наставником греков, а благодаря своей внушающей страх внешности сформировал более позднюю идею дьявола.
Но, архитектура еще многие века будет основываться на греческой.
2
Модель этрусского храма, 470 года до н.э. Выполнил Ханс Халлманн, дерево, пластик, бумага, Берлин, 1988 год