В дождливый день в Стамбуле мы с Наташей решили посетить самый известный музей Турции — Археологический, считающийся одним из лучших в своём роде в мире. Выйдя из Музея мозаик, по узким улочкам района Джанкуртаран мы отправились к комплексу музея, состоящему по сути из трёх отдельных учреждений — это собственно Археологический музей, музей Древнего Востока и Изразцовый павильон.
11
В фондах музея — более 1 млн экспонатов различных эпох и культур, не все из них выставлены, но очень и очень многие. Самый знаменитый стамбульский музей был основан в конце XIX в. в качестве османского Лувра: султан Абдул Азиз был впечатлён археологическими музеями Европы, где он побывал в 1867 г. и приказал создать аналогичный музей. Директором музея был назначен известный турецкий живописец и археолог Осман Хамди-бей.
6
8
Первоначально коллекция хранилась в церкви Св. Ирины, которая сейчас входит в комплекс султанского дворца Топкапы. В 1881 — 1902 гг. по проекту Александра Валлори (который также спроектировал отель Pera Palace в Стамбуле) было построено отдельное — главное — здание Археологического музея в неоклассическом стиле, которые мы с вами сегодня можем видеть.
8
После того, как султан издал указ о защите культурных ценностей в Османской империи, в столицу из всех провинций потекли исторические артефакты, отправляемые губернаторами. В итоге Археологический музей, тогда называвшийся Имперским, смог собрать отличную коллекцию.
Музей Древнего Востока
Итак, начнём с первого здания — Музея Древнего Востока. Изначально здесь размещалась Школа изобразительных искусств. Решительно невозможно в рамках одного, даже большого отзыва, рассказать обо всех интересных экспонатах, поэтому остановимся только на некоторых из них.
8
6
7
6
Это базальтовая скульптура ассирийского царя Салманасара III (859 — 824 гг. до н. э.), найденная на территории Ашшура, современного Калат-Шаркат в Ираке:
9
А это каменная фигура губернатора шумерского города Лагаш (2141—2122 гг. до н. э.):
6
Базальтовые изваяния из Самаля, древнего города-государства позднехеттского периода на юго-востоке современной Турции, IX век до н. э.:
7
7
Ещё одна хеттская фигура из Самаля — двойной сфинкс:
9
Клинописная известняковая стела VII в. до н. э. из ассирийской столицы Ниневии (современный Ирак, район Мосула):
6
Самые яркие экспонаты — декоративные панели с ворот Иштар в Вавилоне. Они были изготовлены в период царствования Навохудоносора II (604 — 562 до н. э.) из глазурованного кирпича, и что удивительно, сохранили свою цветность до наших времён. На панелях изображены львы, мифические существа сирруши и быки.
10
8
11
7
9
Изразцовый павильон
Переходим к Изразцовому павильону, арочный вход в который украшен сине-голубыми изразцами с геометрическими и растительными узорами. Это оригинальное историческое здание, его в 1472 г. построили по приказу султана Мехмеда II Завоевателя. Оно считается одним из старейших памятников османской архитектуры в Стамбуле, и некогда являлось частью внешних садов дворца Топкапы. С конца XIX в. павильон используется в качестве музейной площадки.
8
Здание это уникальнейшее, в его архитектуре прослеживается доосманское влияние — сельджукской и персидской архитектуры. Создателем его называют персидского мастера Камеледдина, но достоверных подтверждений этому нет. В некоторых источниках утверждается, что здесь в эпоху ранней Османской империи размещался гарем, но версия эта не выдерживает критики по многим причинам. Павильон, вероятно, носил чисто развлекательную функцию, и даже одно время назывался «Секретным дворцом».
6
7
Кстати, в сериале «Великолепный век» здание тоже фигурирует, но из-за ошибки перевода (или просто для благозвучия) его называют «Мраморным павильоном». Что же, в любом случае, для поклонников ВВ это место must visit.
8
В фондах павильона хранится около 2 000 керамических предметов. Большинство экспонатов созданы в самых важных османских центрах керамики — в Изнике и Чанаккале.
8
Пример бытовой керамики — плитка с геометрическим узором:
12
А это оконный фасад, облицованный плиткой из Изника (1575 г.):
10
Персидская фигурная плитка (XIII — XIV вв.):
7
Тарелка из Изника (XIV — XVI вв.), таких тут много:
9
Примечательно, что интерьер павильона изображён на картине самого известного турецкого художника и первого директора Археологического музея — Османа Хамди-бея «Фонтан жизни» (1904 г.), иногда название картины переводится как «Араб, читающий книгу». О нескольких его картинах ранее я уже рассказывала здесь и здесь.
8
На картине мы видим вот эту нишу, при султане Мураде III превращённую в фонтан под названием «Источник живой воды». Картина сейчас хранится в Старой национальной галерее (Alte Nationalgalerie) в Берлине.
11
13
Впрочем, и изникская керамика часто встречается в работах Османа Хамди-бея, вот к примеру «Молодая женщина за чтением Корана» (1880 г.), где сине-голубыми изразцами украшена стена,
8
или «Михраб» (1901 г.), на которой михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку) очень похож на тот, что выставлен в музее (справа) — привезённый из мечети Ибрагим-бея в Карамане. Он облицован изникскими изразцами и относится к 1432 г.
12
Так, стоп, понесли ботинки Митю османская живопись хороша, но у нас ведь тут изразцы и археология. Вы меня хоть останавливайте, что ли. Идём дальше.
7
8
Во дворе под стеной главного здания Археологического музея выставлены саркофаги.
9
10
8
Вот саркофаг из редкого красного порфира времён Византии, он принадлежал императору Константину I Великому (272 — 337 гг.).
7
Археологический музей
Переходим в основное здание — собственно Археологического музея. Не все экспонаты здесь удалось увидеть из-за продолжающейся реставрации, но и то что удалось — весьма впечатляет.
6
10
Сначала осмотрим коллекцию античных скульптур справа от входа.
6
7
7
Мраморная надгробная стела (V в. до н. э.) из Амисуса (нынешний Самсун в Турции):
8
Мраморная фигура льва из Галикарнаса (ныне Бодрум) IV в. до н. э.:
7
Ещё несколько скульптур:
9
8
8
10
Налево от входа в нескольких залах расположена коллекция сидонских саркофагов. Надо сказать, что Осман Хамди-бей был не только известным художником и многолетним директором этого музея, он являлся ещё и известным археологом — руководил раскопками в Сидоне, древнефиникийском городе (сейчас территория Ливана), где в 1887 г. обнаружил два десятка саркофагов IV — V вв. до н. э. Именно эти саркофаги выставлены в музее, они считаются гордостью коллекции.
8
11
8
Наверное, самым известным экспонатом музея является так называемый саркофаг Александра Македонского, или Сидонский саркофаг (IV в. до н. э.). На самом деле в нём вряд ли находился прах самого Александра, скорее — царя Сидона Абдолонима. Название же своё саркофаг получил по главной изображенной на нём сцене — битве при Иссе между Александром Македонским и царем Персии Дарием III в. 333 г. до н. э., в которой персы были разбиты.
12
9
Ещё один примечательный экспонат — сидонский мраморный Саркофаг плакальщиц (ок. 350 г. до н. э.), принадлежавший царю Сидона Абдаштарту I (374–358 д. н. э.).
10
В коллекции имеется несколько сидамарских саркофагов, найденных в разных местах. Общее название они получили от деревни Сидамара, где их обнаружили, они относятся к римскому типу и характеризуются наличием отделённых друг от друга каменных фигур в стилизованных нишах.
8
12
8
8
8
10
Ещё залы музея и некоторые экспонаты:
6
9
10
6
9
Коллекция под открытым небом
Напротив основного здания, рядом с Изразцовым павильоном находится часть коллекции, хранящаяся под открытым небом. Здесь чего только нет — колонны, их капители, постаменты, саркофаги, надгробья и скульптуры разной степени сохранности.
8
7
6
7
Вот, например, голова Медузы Горгоны, аналогичные фигуры можно увидеть в Цистерне Базилике, где их используют в качестве опор для колонн. Там они — одни из главных достопримечательностей, а тут такая голова лежит просто на газоне, можно погладить, ну и фотографируй-не хочу.
И конечно даже тут меня нашли мои любимые стамбульские котики — их в музее целый выводок, причём все симпатичные, с прорисованной на морде лица буквой М. Котейки чувствуют себя на территории музея настоящими хозяевами и готовы показать гостям укромные уголки парка.
15
16
12
Резюмируя, Археологический музей Стамбула не просто достоин, он обязателен к посещению всем туристам, увлекающимся историей и археологией. Имейте в виду, что визит может занять от нескольких часов до целого дня — в зависимости от того, какие залы будут открыты и насколько вдумчиво вы будете знакомиться с коллекцией.