Плотина Гувера представляет собой массивное гидротехническое сооружение, возведенное в глубоком Черном каньоне реки Колорадо. Она находится на границе двух американских штатов — Аризона и Невада, в 10 км от невадского города Боулдер-Сити и в 50 км от Лас-Вегаса.
Уникальная дамба носит имя 31-го американского президента — Герберта Гувера, внесшего огромный вклад в осуществление масштабного проекта ее строительства. В 1981 г. объект был внесен в Национальный реестр исторических мест США. С этого момента он оказался в ряду американских «достопримечательностей, достойных сохранения», и под обеспечением охраны государственного уровня. Плотина находится под управлением Бюро мелиорации Соединенных Штатов Америки.
Проект «обтекаемой» бетонной плотины выполнен в стиле ар-деко американским архитектором Гордоном Кауфманом. Ему было предложено переделать предыдущую версию экстерьера сооружения, так как она не соответствовала образу столь грандиозного объекта.
Конструкция дамбы имеет ряд уникальных для первой половины XX в. технических решений. В частности, был внедрен ускоренный процесс охлаждения бетона, что позволило избежать появления в толстом теле плотины глубоких трещин из-за неравномерного схватывания растворной массы. Кроме того, в скалах было пробурено почти 5 км обводных туннелей для отвода речной воды. Они до сих пор частично используются — для водосброса и направления воды к турбинным установкам электрической подстанции. По словам специалистов, эти туннели играют не последнюю роль в поддержке конструктивной стабильности дамбы.
На дне каньона, с юго-западной стороны плотины Гувера, находится электростанция, подающая энергию в три штата — Аризону (18,95%), Неваду (25,14%) и Калифорнию (55,91%). По крутым склонам каньона к ней спускаются довольно необычные наклонные опоры линий электропередачи. Складывается впечатление, будто они вот-вот упадут в пропасть.
С другой стороны дамбы раскинулось рукотворное озеро Мид — самое крупное из всех искусственных водохранилищ США. Из него живительная влага поставляется в населенные пункты Невады и южной Калифорнии. На берегах Lake Mead создана самая большая в стране национальная зона отдыха.
До 2010 г. по дамбе Гувера проходила основная западно-американская автомобильная трасса US Route 93. Сегодня она перемещена в объезд плотины, на 4-полосный Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана. Отсюда гидротехническое сооружение предстает во всем своем монументальном величии.
Схема плотины открывается не через все браузеры. Справиться с проблемой поможет, например, Tor Browser.
Плотина Гувера доступна ежедневно с 05:00 до 21:00, кроме 25 ноября (День Благодарения) и 25 декабря (католическое Рождество). Центр для посетителей работает с 09:00 до 17:00. Визит в машинное отделение электростанции возможен с 09:00, последний вход осуществляется в 15:45.
Крытая парковка работает с 08:00 до 17:00. Со стороны Аризоны машину можно оставить в обозначенных местах с 08:00 до 16:00.
Время указано по тихоокеанскому часовому поясу (Невада).
Стоимость визита зависит от возраста посетителя и выбранных опций.
Самостоятельная прогулка по Центру посетителей включает ознакомление с выставкой, 3D-моделью плотины, роликом по истории дамбы, смотровой площадкой с панорамными видами. Цена билета для всех категорий гостей составляет $10. Дети до 3 лет проходят бесплатно.
В тур по силовой установке, кроме выше описанного, входит прогулка по туннелю, 30-минутное посещение смотровой платформы с обзором 30-футовой трубы и визит в машинный зал с генераторами. Стоимость участия:
При покупке тура по дамбе за $30 появляется дополнительная возможность увидеть реку Колорадо из инспекционной шахты, побывать на смотровой платформе более продолжительное время (1 час) и прогуляться по туннелям в центре плотины Гувера. Этот тур исключает присутствие детей младше 8 лет и людей с ограниченными возможностями.
В период таяния снежного покрова своенравная река Колорадо нередко становилась причиной масштабных затоплений территорий в ее нижнем течении. Урегулировать колебания уровня воды и избавиться от разрушающей силы ее потоков могла лишь построенная в одном из речных каньонов плотина. Все это понимали, однако инициативы по реализации проекта наталкивались на, казалось бы, непреодолимые преграды.
Первая проблема сводилась к претензиям заинтересованных штатов по вопросу справедливого распределения водных ресурсов будущего водохранилища. Найти компромисс и документально закрепить совместно принятые квоты помогла специально созданная в 1922 г. комиссия, участником которой был министр торговли, будущий президент США Герберт Гувер.
Второй трудностью стало затягивание финансирования строительства. Сенат долгое время не давал одобрения на выделение бюджетных ассигнований, и хотя соответствующее распоряжение было подписано в 1928 г., первая сумма из государственной казны поступила лишь в 1930-м.
Время возведения плотины выпало на период Великой депрессии, поэтому создание нескольких тысяч рабочих мест приветствовалось со всех сторон. Люди приезжали сюда семьями, несмотря на тяжелые и опасные условия труда, сумасшедшую летнюю жару (температура поднималась выше 45 градусов по Цельсию) и не слишком высокую зарплату.
В 1931 г. началось сооружение обводных туннелей для отвода речных потоков от основной строительной площадки. Во второй половине 1932 г. приступили к возведению двух защитных кессонных дамб. Заливку первой порции бетона в базовую часть плотины выполнили в июне 1933-го, а в основание корпуса электростанции — в конце того же года. Генераторы запустили в работу в октябре 1936 г.
Окончательно имя президента Герберта Гувера дамбе присвоили в 1947 г. До этого ее часто называли плотиной Боулдера, так как изначально для строительства отводилось место в каньоне Боулдера.
При заполнении водохранилища несколько населенных пунктов оказалось в зоне подтопления, в связи с чем их жителей переселили в более безопасные районы. Последний человек покинул Сент-Томас спустя 2 года после окончания строительства дамбы Гувера. Говорят, что при низком уровне воды в озере Мид, над его поверхностью появляются мрачные очертания этого городка.
Боулдер-Сити возводился специально для рабочих — строителей дамбы. Долгое время людям приходилось ютиться во времянках, так как стационарные дома сдавались в эксплуатацию с большой задержкой. Темпы строительства жилого фонда ускорились только после августовской забастовки 1931 г., вспыхнувшей на почве неустроенности быта тех, кому приходилось ежедневно выполнять тяжелую работу, рискуя жизнью. Уже к весне следующего года все без исключения получили постоянное жилье.
Во время строительства жителям Боулдер-Сити приходилось подчиняться жесточайшим запретам: на продажу спиртного (до 1969 г.), игорный бизнес (до сих пор), проституцию.
Первой жертвой плотины стал топограф Д. Тирни. Он утонул в 1922 г. в реке Колорадо, занимаясь выбором подходящего места для возведения дамбы. Всего в официальных источниках упоминается о 96 погибших на стройке рабочих. Причинами смерти еще нескольких десятков человек, умерших от отравления угарным газом, назывались осложнения после перенесенной пневмонии.
Впервые защитные строительные каски начали использоваться при возведении плотины в Черном каньоне.
Дамба превратилась в популярный туристический объект уже в 1937 г. Сегодня сюда приезжает около 10 млн. туристов ежегодно.
Домашние животные на плотину не допускаются. Их, также, нельзя оставлять в припаркованных машинах без присмотра.
До покупки билета посетители обязаны пройти проверку безопасности. Все запрещенные предметы требуется оставлять в автомобиле.
Проносить с собой оружие, режуще-колющие предметы, еду, напитки в стекле или чашках не допускается. Разрешена только вода в пластиковых бутылках.
Тем, кто страдает клаустрофобией, имеет дефибриллятор или кардиостимулятор, посещать электростанцию не рекомендуется. Тур частично проходит в замкнутом пространстве, а генераторы излучают электромагнитные волны.
На одежде не должны присутствовать нецензурные надписи и изображения. Она не может быть чрезмерно порвана или волочиться по земле — это небезопасно. Не стоит надевать и слишком откровенные наряды, так как рядом наверняка окажутся семьи с маленькими детьми.
Крылатые фигуры Республики у входа на плотину Гувера со стороны Невады (скульптор О. Хансен)
С обеих сторон к дамбе подходит автомагистраль US Route 93. Съезжать с нее нужно, ориентируясь на указатели. При поездке из Невады — на Hoover Dam Access Rd, при поездке из Аризоны — на Kingman-Wash Access Rd. Эти извилистые дороги приведут путешественников непосредственно к плотине.
Транспорт следует оставлять на парковках. Если нужно будет пересечь дамбу, на пункте пропуска придется пройти строгий контроль. Водителя попросят открыть все возможные отсеки автомобиля. Останавливаться на самой плотине категорически запрещено, даже кратковременно для высадки пассажиров.
Из Лас-Вегаса к плотине Гувера можно добраться с экскурсией. Предложений предостаточно. Выберите наиболее подходящее вам.
Дамба Гувера: видео
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.