Наша гонка, но без преследования продолжалась по просторам индийской земли.
Этот дополнительный трип мне обошелся всего за 30 $ , ну и включая ужин по своему аппетиту.
До тибетского поселения Мандгод (офиц. название Mundgod) в Карнатаке мы доехали за четыре часа (Прошу не путать с Билакуппе- еще одно поселение тибетцев в том же штате). Ровно столько же оставалось до Калангут в Гоа, ставшего почти родным.
Поселение тибетцев считается особо охраняемым, и иностранец проникнуть в ее территорию может только с разрешением (пермит), которое нужно получить в министерстве внутренних дел в Дели, после ожидания до трех недель.
2
Туристы, каким-то образом побывавшие в самом Тибете, знают, какой это сложный документ. Но если это дневной визит без ночевки, властями говорят это допустимо. Как и в нашем случае.
Базирующиеся в Гоа турфирмы Tibet Entry Permit тоже не имеют, всего лишь вносят взнос за каждую машину в определенном размере лицам в полицейской форме.
Находящимся в авто пассажирам-туристам необходимо при себе иметь документы или ксерокопию паспорта. Среди нас были не имеющие даже ксерокопию паспорта, за что наш водитель индус очень боялся. Он спешил выехать тибетскую колонию до наступления темноты.
С турфирмы ли, или каким-то другим волшебным образом вы попадете посмотреть совершенно на другой и тихий мир тибетцев в Индии- это еще полдела, потому что еще может быть так, что монастыри и университеты закрыты из-за праздников, памяти жертв репрессии, годовщины и т. д.
Численность этой мирной деревни достигает до 12 000 человек, из которых около 5000 составляют монахи, да и среди которых не только тибетцы, но имеются монахи российского происхождения с Калмыкии, Тувы и Забайкалья. (А в Россию же буддизм пришел с калмыками 400 лет назад. Во времена правления царя это приветствовалось. Советская власть считала мракобесием. При Сталине буддизм был официально закрыт. Идеологический контроль был снят в 90х годах).
В 1951 году китайские войска вторглись в Восточный Тибет и, разгромили тибетскую армию, заняли всю территорию Тибета. Многие монастыри были разрушены, монахи репрессированы, а Далай Лама попросил политического убежища у Индии. Программа, разработанная Индирой Ганди, предусматривала выделение беженцам земли, а так же всех необходимых условии для существования всей общины.
Комплекс «Малый Тибет» включающий монастыри (дацаны), храмы, и университеты был построен на пожертвования в 1959–1963 годах, на открытие которого приезжал Далай Лама. Он живет в Гималаях, его застать в «Малом Тибете» невозможно.
Мы понимали, что приехали посмотреть и послушать про другую культуру, обычаи, традиции, мифы, предания, и что буддизм кардинально отличается от индуизма.
Но почему так много красного цвета?
Оказалось, что это пламя огня, указывающее путь в безгранично голубое небо.
5
А многоярусные крыши создают благородную гармонию величественной силы, объединяющей осознание мощи и восхищение этим безграничным небом.
Минуя ворота наш путь к Золотому храму (Golden temple) предстоял по дорожке, словно разрисованной школьниками цветными мелками.
4
4
Это картина Колесо Сансары. Изображение колеса сансары наглядно демонстрирует бесконечное круговращение человека, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением.
9
Сансара символизируется демоном неведения, крепко держащим колесо в своих лапах.
Три коренные причины непросветленного существования образуют ступицу колеса. Они изображены в виде животных, кусающих друг друга за хвост:
3
красного петуха, символизирующего алчность, страстное желание (похоть) и привязанность;
зеленую или темную змею, воплощение ненависти, зависти и отвращения;
черную свинью, представляющую темноту, невежество и иллюзорность эго.
Шесть миров является аллегорическим описанием условного существования, сансары, в которую существо возрождается. Характер своего существования определяется кармой (своими мыслями, поступками, и реакциями на эти мысли и поступки).
Кстати, эта аллегория условна еще и вот почему: прямо сейчас в каждом из нас есть факторы, присущие каждому «миру», которые могут перетянуть наше восприятие к тому или иному «миру».
А боги?.. Речь идет о «сансарических богах». Это высший уровень гибкости и широты ума, но всё-таки ум по-прежнему «рулит». Этот мир ждет тех, кто любит идеи (и развивается в этом направлении) о благе, о духовных заслугах, о добрых деяниях и о том, что главное верить — сила мысли всё, мол, может. Этот мир ждет тех, кто впечатляется фильмами типа «Секрет»(«Куда приводят мечты», «Матрица», «Облачный атлас» и др) но не способен пройти дальше этого, не осознает, что любая оценка и убеждение — это рабство, это сансара, это отношение и вовлеченность.
4
Внутри здания по коридору, которого мы шли, были деревянные покрашенные полы, посредине здания зашторенные окна с покрытыми в коричневый цвет рамами, далее следовал коридор с многочисленными белыми дверями. Все это мне напоминало санаторий- пансионат или заброшенный пионерский лагерь советских времен, где уже давно не звучат горны.
Наш сопровождающий гид Женя постучался в один из этих дверей, откуда подал голос монах, не решившийся выйти.
Тогда Женя, всё взял в свои руки, подошел к тем самым зашторенным изнутри окнам и открыл одну из них, и мы за ним забрались на ту сторону, как будто в деревенский соседний сад за яблоками. Но он успокоил, что все нормально.
5
Нашему взору открылся вид сверху на ярко-красный лекционный зал университета, где учатся монахи, в центре, как и положено, во всех учебных заведениях ликовал со своего портрета глубоко уважаемый Его Святейшество Далай Лама XIV- перевоплощение Будды.
3
Монахи обучению философии и просиживанию на этих самых коврах посвящают из своей жизни 25 лет.
3
Этот чудесный огненный зал, с разноцветными «трубами» из ткани, мы покинули с другого окна, а потом забрались на крышу по отвесной лестнице.
Вид сверху был великолепен.
3
Крыша буддийских храмов всегда украшается тремя золочеными фигурами Колеса Учения — «чойнхор», с двумя антилопами «ридаг по мо» (самца и самки) по обеим его сторонам. Колесо означает Закон Будды, а антилопы означают живых существ обоего пола, которые должны внимать Святой Дхарме с чистотой невинных оленей.
5
1
Свысока все было отчетливо видно, на той самой разрисованной дорожке восемь символов буддизма. Это благой зонт, золотые рыбки, драгоценная ваза, лотос, белая раковина, с завернутым завитком вправо, бесконечный узел, стяг победы и колесо дхармы. Каждый из которых имеет свое глубокое значение в буддизме.
5
Из путешествующих многие сказали, что знают только лотос. Как правило, многим она известна всего лишь позой лотоса в которой пребывают во время медитации йоги. Лотос является символом чистоты. Он рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.
Когда мы направились к относительно недавно построенному храму, я запечатлела единственного монаха с детьми, которого посчастливилось увидеть.
3
Повсюду гнёзда ос.
2
4
1
Новый храм Палден Таши Дрепунг Гоманг был освящен Далай Ламой XIV в. 2002 году.
1
Старый храм был слишком мал, чтобы принимать паломников и жителей резервации, многие монахи были вынуждены сидеть под палящим солнцем или проливным дождем.
2
Он был закрыт и мы не смогли зайти внутрь.
3
Откуда-то внезапно появившиеся школьницы нам напомнили, что мы все-таки не в Тибете, а в одной из стран Индостана.
5
Тибетский календарь, украшающий вход в монастырь.
3
Месяцы в тибетском календаре не имеют определённого названия, а просто идут с перечислением по порядку. Длина каждого месяца составляет 30 дней. При этом, помимо обычных дней присутствуют лунные дни. Дни недели носят названия в честь небесных тел. Не понедельник, вторник итд., а так Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн и Солнце.
3
2
Эта фреска"Золотая обитель Шакьямуни», которая называется «Ум на стезе шаматхи — умиротворение ума». Эта роспись глубоко символична. Здесь показывается последовательность этапов на пути просветления, т. е. путь, благодаря которому можно вообще выйти из-под зависимости от своих «информационных структур», происходящих из ума и покушающихся полностью захватить восприятие нашего Я.
3
Монах, вставший на путь достижения шаматхи — умиротворения ума, последовательно проходит девять стадий, упражняясь в медитации. В руках у него крюк и лассо. Лассо означает памятование, а крюк — бдительность. Слон — это наш Ум, а его черный цвет говорит о состоянии омрачения «играми», хаосом информации. Обезьяна — это мысли, оценки, убеждения, а ее чернота — возбужденное состояние «двигающегося ума». Обезьяна не идет спокойно, а несется сломя голову вперед, всё время кувыркаясь, что символизирует бардак в наших убеждениях и оценках… сегодня мы истово убеждены в одном, а завтра можем точно также искренне отстаивать противоположные убеждения… Позвольте, да ведь тогда это не мы имеем убеждения, а они нас — и сами же себя отстаивают… они идут во главе процессии наших психических составляющих…
На первой стадии слон и обезьяна совершенно черные -ум и мысли живут своей жизнью, они полностью господствуют над Нами, мы бежим куда-то в поту, не подчиняя себе свою жизнь.
Черный Слон — полностью захвачен двигающимся умом (Обезьяна идет впереди, а Слон трусит позади), вся наша внутренняя территория подавлена «выкрутасами» ума-Обезьяны, а выраженного представительства Сознания, как такового, вообще еще в помине нет…
Мы должны поймать этого слона, набросив на него петлю памятования, зацепив его крюком бдительности и заставить сосредоточиться на выбранном нами пути…
Когда уже человек прошел все 8 стадии он взлетает вместе со слоном, и усаживается на него. Он полностью покорил слона своего Ума — этот микрокосмос и одновременно тождественный ему макрокосмос — он больше не имеет преград, ибо стал совершенно свободен, а Информационное Бытие — всё Сущее — стало пластикой для его творчества, он может сам создавать любые миры, если захочет.
3
Мифические персонажи
4
3
Слон, обезьяна, заяц, птица… одна легенда гласит, что в Варанаси (Индия) царили мир и гармония. Все люди пребывали в счастье и спокойствии. Король княжества гордился и говорил, что все счастливы благодаря нему. Королю возразил мудрец. Нет, — сказал он, — это не твоя доброта. Просто в центре княжества живут животные, которые так почитают друг друга, что сила этого благословения распространяется везде. Король пошел в лес и встретил у большого цветущего дерева слона, обезьяну, зайца, и птицу. Они пребывали в мире и согласии как близкие любящие братья. Тогда возник вопрос — кто из них старше? Когда птица ела плод, она уронила семечко. Из этого семечка прорезался росток. Заяц ел траву вокруг ростка, и росток вырос в дерево. Обезьяна съедала часть плодов, и ветки не ломались от тяжести. Слон охранял крону дерева. Так они выяснили порядок их старшинства — птица, затем заяц, обезьяна и слон.
3
4
Тибетские храмы имеют богатую стенную роспись.
5
Главный алтарь храма со статуей Будды в женском монастыре, на переднем фоне Далай Лама.
4
6
Его окружают драгоценные материальные предметы: скульптуры, миниатюрные ступы и мандалы; стенная и свитковая живопись — танка украшает священное ритуальное пространство вокруг него.
1
5
1
В каждом случае собрание предметов культа должно носить полный законченный характер. При этом предметы культа распределяются по основной их классификации, поскольку бытие Будды имеет три элемента — Тело, Речь и Ум.
Символами Тела служат священные изображения
1
Речи — священные мантры, дхарани, книги. Учебный год для монахов состоит из 8 семестров. Четыре по 30 дней, 2 по 20 дней и еще 2 по 15 дней. Между семестрами монахи уделяют больше времени заучиванию текстов и изучению материалов следующего семестра. Кроме изучения коренных текстов и комментариев по буддийской философии, также изучают тибетскую грамматику, историю Тибета.
Символами Ума Будды являются священные памятники — ступы или чортены.
1
В женской обители тибетцев мы застали единственную монахиню хранительницу, бритую наголо.
Бараки монахов.
1
Молельные барабаны.
2
Бабушка прошла по кругу, точнее по квадрату, задевая рукой маленькие ритуальные барабаны, которые достаточное время крутились вокруг своей оси,
3
а ритуал она завершила главным барабаном.
Еще одна тибетская бабушка.
2
После посещения «Малого Тибета» мы поехали в небольшую тибетскую закусочную отведать уже всем известные, аппетитные мо-мо, кто с мясом, кто с овощами, заменившие нам русские пельмени, рассуждая, что философия буддизма слишком человечна, чтобы быть серьезно оспоренной. Её структура слишком расплывчата, чтобы быть управляемой. Её традиция слишком растворена в жизни, чтобы быть искорененной.
Буддизм для среднего россиянина все-таки «наука о сознании»
Все в этом мире есть проявление сознания. Насколько ты познал эту реальность-то для тебя и буддизм. Он как зеркало: кто ты есть, то ты в нем и увидишь.