Эксперт Александра П. (Marevna)
Александра П.
была 15 сентября 17:04

Мёрсо, Семюр-ан-Осуа, Дижон, Бон — Франция Октябрь 2013

Бургундия это историческая провинция Франции и один из ее регионов. Всему миру Бургундия известна как страна вина и улиток. Более посвященные знают, что Бургундия это также страна монастырей, уютных  деревушек с разноцветными черепичными крышами, черной смородины и горчицы.

Предлагаю Вашему вниманию трехдневный маршрут экскурсии в Бургундию на автомобиле со стартом и финишем в Париже.

Маршрут включает посещение двух столиц Бургундии — Бона и Дижона и соединяющих эти города дороги вин. Этот кусочек Франции возможно скоро будет занесен в список мирового наследия Юнеско. И для тех, кто любит уютные городки французской провинции и замки, маршрут включает посещение двух симпатичных деревенек. И на протяжении всего маршрута можно знакомиться с бургундской кухней: говядиной по бургундски, петухом в вине, улитками, пряниками... В описание маршрута я постаралась рассказать немного  об истории Бургундии.

Много времени ушло на изготовление коллажей — мне показалось, что если я сгруппирую фотографии в коллаж — текст будет проще читаться. Дополнительные фотографии можно увидеть в альбоме.  Надеюсь, у тех, кто ознакомится с моим маршрутом появиться желание обязательно побывать в Бургундии.

Agrandir le plan

Основные точки маршрута: Париж - Семюр ан Оксуа - Шатонеф -Бон - Мерсо - Кло Вужо - Жевре-Шамбертен- - Дижон - Флавиньи - Париж

Первый день.

8 00. Отправление из Парижа в 8 утра.

10 30 Прибытие в Semur en Auxois.

Цена за проезд по платной дороге - 14 евро.

Ставим машину на паркинг Collenot (бесплатно) и начинаем осмотр старого города входя в него через ворота Совиньи. Там же рядом Офис по Туризму, где выдают бесплатную карту города, где начерчен план прогулки. Затем попадаем на улицу Buffon с многочисленными магазинчиками, которые открыты в домах что были построены еще в XVI веке. Затем можно зайти в церковь Нотр Дам и увидеть если идти по левой стороне от Нефа во второй часовне статую, изображающую Положение Христа во Гроб XV века.

Знакомство с Бургундией
Семюр Ан Оксуа. Главная улица. Положение во Гроб в церкви. Башня.

Выйдя из церкви следует идти по улице Fevret и повернуть налево на улицу Rempart. Там Вы увидите Башню Орль Дор. Высота башни 44 метра. У основания стены башни толщиной в 5 метров и наверху в 2 метра. Когда-то эта башня охраняла один из входов в город. Далее спускаемся на берег речки и заходим на мост Pinard откуда открывается отличный вид на город. Мост приведет нас на левый берег города. Там мы осмотрим также мост Joly и сделав последние фотографии отправимся на обед в местный ресторанчик Башня Марго — Tour Тур Margot. Адрес: 58, rue de Paris. Сайт http://tourmargot.com/ До этого ресторана нужно ехать на машине - это 3 минуты. Пешком - слишком далеко.

Знакомство с Бургундией
Городок Семюр Ан Оксуа. Мост и вид на башню. Магазин с местными деликатесами. Деревенский ресторан.

В ресторане простая мебель, строгое, без лишних деталей деревенское убранство и работающий камин с потрескивающими в нем дровами. В меню присутствуют яйца по бургундски, которые отваривают в красном вине, говядина с петрушкой, пирог из бургундских улиток…

Мы решили пообедать в недавно открывшемся ресторане - прямо напротив церкви. La parenthese. Говядина по бургундски обошлась в 17 евро. Мой муж заказал меню из трех блюд (перепелка, телятина и на десерт - пирожное каркуа)  за 21 евро. Ребенку взяли меню за 12 евро, в которое входила рыба и жаренная картошка.  Кормят во французский ресторанах медленно - в среднем на это уходит 1.5 часа.

14 00 Отправление в Шатонеф (Chateneuf en Auxois) (50 км)

Замок Шатонеф примечателен тем, что не утратил свою средневековую аутентичность. Донжон датируется 12 веком, крепостные стены был выстроены в 14 веке, а башни либо в 14, либо в 15. Жилые апартаменты были обустроены для самого высокопоставленного в истории замка владельнца- Филиппа Пота, который состоял на службе у двух бургундских герцогов, затем у французского короля Людовика 11 и чья могила сейчас находится в одном из залов главного французского музея — Лувра.

Знакомство с Бургундией
Замок Шатонеф. Филипп Пот.

В период с 12 по 15 века, место где находится замок — являлось стратегически важным, так как рядом с Шатонеф пересекаются две реки — Сена и Луара и здесь же проходила граница между королевским доменом и герцогством Бургундия.

В 1361 года Бургундия, утратив своего последнего правителя из династии Капетингов входит в сферу влияния династии Валуа. Первым герцогом Валуа стал брат короля Карла Пятого Филипп Смелый.

Сразу за этим событием, наступает Столетняя война, конфликт Англии и Франции. После поражения французов под Пуатье, когда король Жан Добрый был взят в плен, многие французские военные отряды оставшись без жалованья, занимаются мародерством и грабят гражданское население Франции. Сеньор замка Шатонеф именно в тот момент торопится построить вокруг замка крепостные стены, чтобы защитить подвластное ему население. После 15 века, когда территория Бургундия была включена в территорию Франции, замок уходит из центра внимания истории, но благодаря этому дожил до наших дней сохранив свою оригинальную архитектуру.

16 30 Отправление в город Бон (35 км)

17 00 Прибытие в Бон.

Ставим машину на паркинг (платный - 2 евро за 1 час) на улице Фош. Немного гуляем по городу. Основные достопримечательности подсвечены и рядом можно найти специальный автомат из которого можно бесплатно загрузить на свой смартфон экскурсию.

В городе довольно много дорогих и не дорогих, гастрономических и не гастрономических ресторанов. Но я выбрала Луазо де Винь, который принадлежит шеф повару Доминик Луазо. Это супруга знаменитого бургундского шеф-повара Бернала Луазо, который в 2003 году покончил жизнь самоубийством узнав, что ресторанный гид Мишлен собирается отобрать у него одну из трех звезд. Бернал Луазо был первым в истории шеф-поваром, акции ресторана которого котировались на бирже. У него было огромное количество долгов, а потеря звезды означала потерю 40% оборота.  Ресторан я забронировала заранее на 7 30 вечера. Но к концу дня чувствовалась усталость, ноги уже не держали и мы просто зашли в бар - где выпили по бокалу вина. И в итоге попросили в соседнем ресторане - не накормят ли они нас пораньше. Хозяйка согласилась. И в 19 00 мы уже были за столом ресторана La Ciboulette. Как потом оказалось это один из самых популярных ресторанов Бона. В отличие от Луазо де Винь - где меню стоило 59 евро на человека, в Сибулете мы заплатили за меню из трех блюд всего по 22 евро.

После ужина едем на ночлег, к местным жителям, бургундцам, которые предлагают нам постель и завтрак в своем доме 18 века. Мы прибыли в деревушку Corcelles les Arts уже в одиннадцатом часу. Небо было усыпано звездами. Хозяйка как и обещала просто оставили ключи в двери нашей комнаты.

Второй день.

8 00 завтрак

9 00  Отправление в Шато Мерсо.

Почти все путеводители в один голос утверждают, что в этом замке самые красивые винные погреба Бургундии. В самом замке смотреть не на что. Вход в погреб стоит 18 евро на человека и включает дегустацию пяти вин. Несмотря на ранний час - вина нам понравились. И мы уехали в Бон с ящиком бутылок.

Знакомство с Бургундией
Шато Мерсо. Виноградник. Погреб с бочками вина.

В Боне ставим машину на паркинг на улице Фош и отправляемся на прогулку. Хотя Бон и не является официальной столицей региона Бургундия, город принято называть столицей всего бургундского и естественно вина.

Начинаем осмотр города с ворот, в форме триумфальной арки, что названы в честь святого Николая и которые были построены во времена короля солнца Людовика 14. Рядом проходим мимо городской мэрии, что расположена в бывшем монастыре урсулинок. Далее идем по улице Лотарингии, где дома 18, 20, 22 и 24 датируются 16 веком. Дойдя до площади Монж, осматриваем особняк Рошпо 16 века и статую французского ученого, Гаспара Монжа, который был главой морского министерства, участвовал вместе с Наполеоном в Египетском походе и позже основал Политехническую Школу Парижа. Сразу после мы оказываемся у самой главной достопримечательности Бона — бывшей больницы — богадельни.

Знакомство с Бургундией
Бонская богадельня. Внутренний двор. Кровати в главной комнате. Деталь полиптика с Архангелом Михаилом.

Хоспис был основан в 1443 году канцлером Николя Ролленом, что состоял на службе у Филиппа Доброго. Это заведение функционировало как полноценная больница до 1971 года. Сначала нужно осмотреть двор — с необыкновенной красивой разноцветной крышей.  Бронзовые надверные украшения датированы 15 веком. Здесь все так элегантно, что сложно поверить, что это все больница для бедных.

Главное помещение внутри хосписа это огромная зала для больных, длиной 50 метров, шириной 14 метров и высотой в 16 метров. С двух сторон в ряд стоят 28 кроватей. Мебель не аутентичная, а второй половины 19 века. На полу инициалы Гигонь де Салан и Николя Роллена. Именно их Вы видите на фотографии чуть дальше в тексте.  В конце комнаты часовня, так что больные могли слушать мессу не вставая со своих постелей и обращая свои молитвы к святым изображенным на триптихе. Два главных святых — это Святой Себастьен и Святой Антоний — и тот и другой, считалось могли спасти от чумы.

les Hospices de Beaune: un Hôpital au pied des vignes — Part1

Осмотрев Бон — отправляемся в Дорогу Великих Бургундских Вин. Так называется участок национальной автотрассы N 7. Изначально мы планировали, что начнем с замка Савиньи, где хозяева коллекционируют самолеты и машины. Там же рядом можно пообедать в деревенском ресторанчике.

Адрес замка:

Адрес ресторана: http://www.le-cellier-volnaysien.com/ Однако пообедали мы прямо в Боне - сразу же в ресторане в нескольких шагах от Богадельни. В меню были и улитки, и ветчина с петрушкой, и говядина по бургундски и бургундские сыры...

После обеда заехали в деревушку Nuits St George. Король Солнце Людовик 14 ценил бургундские вина именно этой местности, следуя совету своего личного лекаря. Ну, а придворные тоже хотели попробовать королевского вина.

Знакомство с Бургундией
По дороге бургундских вин. Просыпающийся Наполеон. Шато Шамбертен.

Сразу после по пути — Кло Вужо (20 км) или 30 минут, собственность монахов цистерцианцев.

Кло Вужо.

Следующая остановка в Gevrey Chambertin. Это первый из бургундских виноградников, купленный китайским бизнесменом. Сделка состоялась в начале 2012 года. Цена покупки замка и двух гектаров виноградников составила 8 миллионов евро. Замок очень маленький, но очень фотогеничный.

Ну и в самом конце дороги вин, уже на подъезде к Дижону, можно заехать в деревушку Fixin, где есть небольшой музей, посвященный Наполеону Бонапарту. Мы долго искали статую, одновременно начался дождь и мы просто поехали сразу в Дижон.  Ночуем в отеле сети Меркюр, где номер обошелся в 135 евро.  Машину ставим на бесплатный паркинг, принадлежащий отелю.

На ужин присмотрели вот этот ресторан:

И не ошиблись с выбором :-)

Знакомство с Бургундией
В ресторане Le coin caché в Дижоне. Ракушки Сен-Жак. Десерт.

Третий день.

Завтракаем в отеле и отправляемся в центр города — в бывший королевский дворец.

Magnifique Dijon

Город Дижон — это региональная столица Бургундии. Население в городе небольшое — всего 300 000 человек. Но город входит в список 25 самых крупных городов Франции. В Дижоне проживает 20 процентов работающего населения региона и две трети заняты в сфере услуг. В Дижоне находятся апелляционные суды, префектура, университет, олимпийский бассейн. Амбициозное правительство региона намерено добиться включения Дижона, Бона и соединяющую эти города дорогу Бургундских Вин в список мирового наследия Юнеско.

Дижон появился благодаря торговле. Город находился на пересечении двух торговых путей. Когда-то через Дижон везли олово и янтарь. В 3 веке, когда Римская Империя начинает разваливаться здесь была построена крепость, что защищала город и его гало-римское население от варваров. Речка, что протекает рядом с 6 века начинает называться Дивио, возможно от латинского «две дороги».

В то время городом управляет еписком городка Лангр. И только в 1016 году, король Франции Роберт ле Пье, отбирает герцогство Бургундия в свои владения. В 1137 году город был уничтожен пожаром и вновь отстроен герцогом Гюго Вторым, который также построил вокруг города крепостную стену, которая сдерживала градостроительство до самого 20 века.

С 12 века В 1187 город развивается и богатеет, и в 14 веке становится столицей Великих Герцогов Запада -так принято называть четырех Бургудских Герцогов из династии Валуа — Филиппа Смелого, Иоанна Бесстрашного, Филиппа Хорошего и Карла Смелого.

Знакомство с Бургундией
Бургундские Герцоги. Филипп Смелый. Иоанн Бесстрашный. Филипп Добрый. Карл Смелый. Фото из Интернета.

Первый из герцогов это младший сын французского короля Жана Доброго. Когда он приходит к власти Парламент Бургундии заседает в Боне, а в Дижоне находится Счетная Палата. Экономическим центром герцогства в тот момент были города Брабанта, Фландрии и Артуа.

Дижон был городом, где герцоги по традиции рождались и умирали, но где они проводили мало времени. Город богател, в нем были выстроены престижный дворец, прекрасная часовня – где заседал созданный Филиппом Добрым Орден Золотого Руна. Также в Дижоне процветали мануфактуры, богатели ремесленники и купцы, которые строили уютные особняки, следы которых еще можно увидеть на таких улицах  как rue Forge, rue Vauban, rue Verrerie .

Столичной жизни пришел конец, когда Людовик 11 победив Карла Смелого в битве под Нанси, присоединил Бургундские земли в владениям Франции.

Осмотр города рекомендую начинать от площади Освобождения, что находится прямо в входа в бывший дворец герцогов. В стенах бывшего дворца находится Музей Изобразительного Искусства.

Знакомство с Бургундией
Шедевры дижонского музея изобразительных искусств. Богородица. Обрезание Христа. Экко Омо.

На первом этаже – фрагменты витражей с изображением золотого Руна. Чаша, что принадлежала Святому Бернару... Статуя изображающая Людовика 13 в детстве. На Втором этаже живопись эпохи прото ренессанс, картина Архангел Михаил поражающий дракона художника Ван Ло и там же зала где представлены надгробия герцогов, которые раньше находились в усыпальнице Шаммоль. На двух последних этажах искусство 19 и 20 века, в том числе полотна Моне, Редона и целая серия футболистов  художника авангардиста русского происхождения Николя де Сталя.

Осмотрев музей, отправимся на прогулку по городу. Выходим из почетного двора и сразу поворачиваем направо на улицу Свободы. Доходим до площади с фонтаном, что украшен обнаженным виноделом,  которого дижонцы называют Барозе – что в дословном переводе означает «розовые кальсоны».  А вообще так принято называть «настоящих бургундцев», т.е. людей, что знают толк в вине и веселье.

Знакомство с Бургундией
Виды Дижона. Барозе. Сова. Гаргульи церкви Нотр-Дам.

Оттуда поворачиваем на самую «харАктерную» улицу Дижона – улицу Forges.  Здесь в домах с 52 по 56 когда то жила кормилица Карла Смелого.  Чуть дальше – на нашем пути церковь, фасад которой украшен смешными гаргульями. Там же находится одна из главных достопримечательностей Дижона – сова, которую нужно потрогать рукой держа глаза при этом закрытыми для того, чтобы исполнилось загаданное желание.  Для тех, кто успеет к этому времени проголодаться, то там же рядом находится Ла Роз де Вержи – фабрика где делают дижонский пряничный хлеб. При фабрике -  чайный салон, где можно попробовать горячий яблочный сок со специями.

После перекуса мы отправимся в Музей Бургундской жизни  (17 rue Sainte-Anne). Музей располагается в здании бывшего Монастыря, которое было построено в конце 17 века и позволяет посетителям открыть для себя богатство культурного прошлого Бургундии. Экспозиция располагается на нескольких этажах. На первом этаже: этнографическая коллекция отражающая быт бургундских крестьян в конце 19 века. На втором этаже представлены интерьеры десяти магазинов 19 века. В коллекции чего только нет: мебель, посуда, одежда. При этом все очень мило и живо, наверное благодаря манекенам из воска, что кажутся живыми.

Оставшееся время можно будет потратить на совершение покупок: пряники себе и знакомым, килограммы горчицы, кстати французы в среднем потребляют 1 кг горчицы в год...  И после можно возвращаться домой, в Париж.

П.С. Профессиональные видеоролики к этому рассказу были взяты на www.youtube.com

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.